На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 243 подписчика

Свежие комментарии

Агния Барто – «переводчица с детского», которая помогла объединиться почти 1000 разлучённым войной семьям

Детская поэтесса Агния Барто.Агния Барто – не только поэтесса, на стихах которой выросло уже три поколения, она ещё и Человек с большой буквы. В ней удивительным образом переплелись такие качества, как застенчивость и скромность, смелость и настойчивость. Для многих родителей она стала проводником в мир детей и помогла сотням детей найти своих родителей.

Истоки

Будущая писательница появилась на свет в 1906 г. в семье ветеринарного врача. По некоторым сведениям, при рождении она получила имя Гетель Лейбовны Воловой, – ее родители были евреями – однако информация об этом имени не подтверждается в ее официальных биографиях. Кроме того, точно не известен даже год ее рождения: во всех энциклопедиях указан 1906 г., но ее дочь утверждает, что на самом деле она родилась в 1907 г. и в 17 лет добавила себе один год в документах, чтобы устроиться на работу. А фамилия Барто – это не литературный псевдоним, она досталась ей от первого мужа, писателя Павла Барто, за которого она вышла в 18 лет.Портрет и фото Агнии Барто в молодости

Врач-ветеринар Лев Николаевич воспитывал свою дочку культурной барышней: музыка, литература, танцы. Домашние мечтали, чтобы девочка стала балериной, и Агния даже занималась в хореографическом училище. Но при этом с 8 лет зачитывалась Маяковским и Ахматовой, мечтая, как и сама встанет в ряды поэтов. Не в центре внимания, а так – где-то рядышком. Отец Агнии очень любил Крылова, знал наизусть почти все его басни и часто читал их дочери, с детства заразив ее страстью к литературе. В автобиографии поэтесса позже признавалась: «Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии посвящала их, главным образом, влюбленным «розовым маркизам». Ну что ж, поэтам положено писать о любви, и я сполна отдала дань этой теме, когда мне было лет одиннадцать». Впрочем, вскоре на смену интимной лирике пришли эпиграммы на подруг и учителей.

Благословлённая великими

Стихи Агния писала тайком, но постоянно. Однако стесненное материальное положение семьи заставило ее в 17 лет устроиться продавщицей в магазин «Одежда» – его сотрудникам выдавали паек, селедочные головы, из которых можно было варить суп. Ее литературная судьба решилась на выпускном вечере в хореографическом училище, где она прочитала свое стихотворение «Похоронный марш» под аккомпанемент пианиста, «принимая при этом трагические позы», по выражению ее дочери. Присутствовавший при этом наркомпрос Луначарский едва сдерживался от смеха, но спустя несколько дней вызвал юную поэтессу к себе и предложил ей всерьез заняться литературой для детей.Агния Барто в балетной группе.

В 1924 году Агния Львовна завершила обучение в хореографическом училище и успешно поступила в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей все же не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы.

Агния Барто в молодости.
Но всё же главный импульс будущая поэтесса получила от своего кумира – Владимира Маяковского.

На этом ее сценическая биография и завершилась. А литературная началась. Агния, начинающая поэтесса, вместе с другими авторами выступала на детском вечере в Сокольниках. Там был и Маяковский. Дети не скупились на аплодисменты. Мэтр произнёс: «Вот это аудитория! Для них надо писать!» Агния восприняла его слова, как благословение.  Начиная с 1925 г., она регулярно публиковала свои стихи для детей. Во время войны она продолжала писать детские стихи, выступая с ними на радио и в школах и даже читала их солдатам, которые во время ее выступлений плакали, вспоминая о своих детях. 
Агния Барто и Владимир Маяковский.
Но и позже Агния, читая свои коротенькие стихи Чуковскому, жутко смущалась и придумывала, что «стихи эти писал 5-летний мальчик». Писатель улыбался и просил передать этому талантливому «мальчику» пламенный привет и похвалы.

Произведения молодой поэтессы достаточно быстро обеспечили ей большую популярность среди советских читателей. Она не была поклонницей небылиц, а создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки. Ее стихотворения читались не как занудные нотации, а как забавные дразнилки, и благодаря этому они были гораздо ближе детям, чем произведения многих других детских поэтов начала 20-го века.

Семья

Агния и Павел Барто.Агния и Павел Барто.

Первые стихотворения - "Мишка-Воришка", "Китайчонок Ван Ли", "Девочка-ревушка", "Девочка чумазая" – Агния писала в творческом союзе со своим первым супругом, поэтом Павлом Барто. Но на этом их творческий и семейный союз закончился. Этот брак, заключенный в молодости обоих поэтов, продлился менее десяти лет. А в самом конце войны, 5 мая 1945 г., случилась трагедия: сын Агнии Барто от первого брака Гарик, катаясь на велосипеде, попал под колеса машины. Спасти его не удалось – он скончался на месте. На тот момент ему было 18 лет. Писательница переживала смерть сына очень тяжело и так и не смогла справиться с этим горем. На несколько лет она замкнулась, ушла в себя. Спасением для нее стало творчество. А от брака у Агнии осталась  звучная, вполне литературная фамилия. Агния Барто и Андрей Щегляев.Агния Барто и Андрей Щегляев.

Во второй раз поэтесса вышла замуж за свою полную противоположность. Инженер-физик Андрей Щегляев был надёжен, рассудителен и солиден. Этот брак стал для Агнии, которая всегда мечтала о счастливой и дружной семье, настоящим счастьем. В этом браке родилась дочь Татьяна, впоследствии ставшая кандидатом технических наук.

Смелая Агния

Решительности Агнии было не занимать. В 17 накинула себе лишний год, чтобы взяли работать в магазин, и была возможность помогать голодающей семье. И так всегда: вижу цель – не вижу препятствий. 

В 1937 году Барто поехала на Международный конгресс в защиту культуры в Испанию, где шла Гражданская война. Прекрасно танцевавшая Агния решила купить себе настоящие испанские кастаньеты, и не остановила её даже начавшаяся бомбёжка. Позже Алексей Толстой ехидничал, а не прикупила ли Барто себе ещё и веер, чтобы в обмахиваться во время следующих налетов.

Как в молодости, так и в более зрелые годы Агния Львовна отличалась своеобразным лингвистическим перфекционизмом. Однажды она отправилась на книжный конгресс, который проводился в Бразилии. Ей предстояло выступить с докладом, причем переведенным на английский язык. Тем не менее, Барто многократно меняла текст русскоязычной версии своего выступления, чем чуть не свела с ума переводчика.Агния Барто с коллегами.Агния Барто с коллегами.

Не менее бескомпромиссно Агния отстаивала и своё творчество. Когда члены собрания, принимавшего решение о публикации её сборника «Игрушки» про промокшего зайчика, качающегося бычка, мишку с оторванной лапой и плачущую Таню, решили, что её рифмы слишком сложны для детей, Барто не стала следовать рекомендации «упростить». В результате «Игрушки» увидели свет в первозданном варианте.

В военные годы Агния Барто вместе с семьей была эвакуирована в Свердловск. Она много выступала по радио, печатала военные статьи, очерки и стихотворения в газетах. В 1940-ых годах у нее возник замысел произведения о юных подростках, которые неустанно трудятся на оборонных заводах у многочисленных станков. Чтобы овладеть темой, она даже овладела профессией токаря, и в 1943 году написала долгожданное произведение «Идет ученик».

Агния ищущая

После войны поэтесса очень часто посещала детские дома, общалась с сиротами, читала свои стихи, над некоторыми детскими домами даже шефствовала. В 1947 году Агния Барто опубликовала одно из самых психологических тяжелых своих произведений – поэму «Звенигород», посвященную многочисленным детям, у которых война забрала родителей.Агния Барто со школьниками.Агния Барто со школьниками.

И всё же самым значимым, пожалуй, и самым смелым поступком Ангии Барто было её решение помогать детям войны отыскать своих родителей. После публикации «Звенигорода» ей написала женщина из Караганды, потерявшая дочку в военные годы. Она попросила Агнию Львовну помочь найти ее. Поэтесса отнесла письмо в организацию, которая занималась поисками людей, и чудо свершилось: мать и дочь нашли друг друга спустя несколько лет разлуки. Об этом случае написали в прессе, и вскоре к Барто начали приходить многочисленные письма от детей и родителей, жаждущих найти друг друга.
Скептики утверждали, что она начинает безнадёжное дело, ведь малыши не помнят зачастую ни географических названий, ни имён родных, ни их примет. Но Барто, которая прекрасно знала детский язык, решила, что одеяло восспоминаний помогут соткать яркие эмоциональные образы, которые остаются в памяти детей – «калитка с музыкой», «петух клюнул между глаз», пес Джульбарс…
Агния Львовна Барто в радиостудии.
Агния Львовна Барто в радиостудии.

На протяжении 9 лет она каждый день выходила в радиоэфис с передачей «Найти человека». И люди находились. Только после первого выпуска программы нашлись 7 из 10 потерявшихся.

Письма приходили каждый день, а в квартире поэтессы стояли целые короба корреспонденции. Барто читала их сутки напролёт. Письма, в которых были какое-то приметы, она передавала в нужные органы, а для своей передачи отбирала самые «безнадёжные» случаи и доказывала, что безнадежного не существует - благодаря чуткому умению Барто работать "переводчицей с детского" воссоединились 927 семей.

С тех пор работа для нее стала спасением ото всех жизненных невзгод. Она повторяла: «Если я в день хоть несколько строчек не напишу, я чувствую себя бездарностью». И такое отношение к творчеству имело свои плоды: ее книги расходились миллионными тиражами, по поводу чего Расул Гамзатов как-то отметил: «Тираж ее книг больше, чем население некоторых континентов». А Юрий Гагарин говорил о ее произведениях: «Это первая книга о добре в моей жизни».

Естественно, о творчестве поэтесса не забывала, и продолжала писать книги для самых маленьких. Ее стихи для детей «Дедушка и внучка», «Лешенька, Лешенька», «Медведь и Дядя Вова», «Первоклассница», «Вовка добрая душа» и многие другие публиковались большими тиражами и с удовольствием прочитывались детьми по всей стране.

Многие удивлялись тому, как на протяжении всей жизни Агнии Барто удавалось создавать такие наивные и трогательные, простые и волшебные детские стихи. Секрет был прост: она просто очень любила детей и никогда не теряла к ним интереса. Ее дочь от второго брака Татьяна Щегляева рассказывала: «Мама всю жизнь училась у детей, наблюдала за ними. Она часто пристраивалась недалеко от детской площадки, смотрела, как дети играют, слушала, о чем говорят. Так, «Дом переехал» она написала, услыхав слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста. Иногда мама работала под прикрытием: представляясь сотрудником районо, садилась за последней партой в классе и слушала, о чем говорят дети. Правда, однажды ее рассекретила девочка-первоклассница: «Вы в районо работаете? А раньше работали писательницей, я вас по телевизору видела».Писательница со своими любимыми читателями 

Кроме того, по сценариям Агнии были сняты фильмы «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка». Небольшая фильмография поэтессы включает в себя также картину, ставший культовым «Подкидыш» с Раневской и её перлом «Муля, не нервируй меня!», написать сценарий для которой Барто помогла Рина Зеленая.

Многие свои стихи Агния Барто посвящала внукам – Володе и Наташе. К сожалению, свою правнучку она смогла увидеть только раз: Ася родилась в январе 1981 г., а в апреле писательницы не стало. Она всегда была очень энергичной и активной, на своем 75-летии она танцевала, а спустя месяц ее забрали в больницу – оказалось, это был инфаркт. Врачи удивлялись тому, как ей удалось прожить такую долгую жизнь – ведь ее сердце оказалось совсем изношенным, сосуды были очень слабыми, и было непонятно, как вообще кровь поступала в сердце в последние 10 лет. Как тут не вспомнить фразу, которую Агния Барто часто повторяла: «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может».

Агния Барто скончалась 1 апреля 1981 года, причина смерти – проблемы с сердцем. После вскрытия врачи были поражены тем, что поэтесса прожила достаточно долгую жизнь при том, что у нее были крайне слабые сосуды.  Похоронена Агния Барто на Новодевичьем кладбище.

https://24smi.org/celebrity/3979-agniia-barto.html

https://kulturologia.ru/blogs/170216/28479/?utm_referrer=mir...

https://kulturologia.ru/blogs/170219/42255/?utm_referrer=mir...

Картина дня

наверх