Выполняю просьбу Верочки и ставлю материал о художнике Мстиславе Добужинском. Материалов оказалось не так уж и мало, как я ожидала но и не очень много, но все, что нашла - выкладываю.
14 августа 1875 года в Новгороде родился Мстислав Валерианович Добужинский, выдающийся график, мастер выразительной линии, тонкий иллюстратор и оформитель книг, талантливый сценограф, участник «Мира искусства», критик, мемуарист.
«Я пережил в Петербурге все революционные годы. С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик».Мстислав Валерианович ДобужинскийМстислава Добужинского называют «художником Петербурга» — петербургской классики Томона, Растрелли, Трезини, Росси, Воронихина; Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского, но также и промёрзшего Петербурга «военного коммунизма» — города руин и продовольственных очередей.Мстислав Добужинский. В ротах. Зима в городе, 1904 г.
десятилетнем возрасте посещает в течение двух зим рисовальные классы Общества поощрения художеств в Петербурге, где они жили в то время. Отца, литовца по происхождению, заподозренного в сочувствии польскому восстанию 1863 года, часто переводили из города в город. Петербург, Кишинев, Вильно,
Варшава, ежегодные летние поездки в Тамбовскую губернию и на Волгу оставляли у мальчика много впечатлений и давали пищу для рисунка. Рождители мальчика вскоре после рождения разошлись и сын проживал по большей части с отцом.
Окончив гимназию в Вильно, в 1895 году Добужинский поступил на юридический факультет Петербургского университета. Попытка одновременно сдать экзамены в Академию художеств окончилась неудачей. В студенческие годы он в течение двух лет работал с натуры в частной мастерской Дмитриева-Кавказского. В
те же годы в журналах «Стрекоза» и «Шут» появились его первые рисунки. Окончив университет и чувствуя необходимость в продолжении художественного образования, Добужинский в 1899 году уехал в Мюнхен. В школах Ш. Холлоши и А. Ашбе он пишет маслом портреты и пейзажи, но постепенно все более
увлекается рисунком. В 1901 году Добужинский возвращается в Россию. Попасть в Академию художеств ему опять не удалось, пришлось поступить на службу в министерство путей сообщения. Некоторое время Мстислав Валерианович занимался офортом у Матэ, но его все более привлекала творческая деятельность тогда еще молодого объединения «Мир искусства». Мстислав Добужинский, Городские типы, 1908 г.
Добужинский остро реагирует на всколыхнувшие всю Россию события
1905 года. Вместе с З. Гржебиным, И. Билибиным, Е. Лансере, В. Серовым, Б.Кустодиевым и другими он участвует в издании знаменитых «Жупела», «Адской почты» и «Календаря русской революции», дав для них ряд смелых и трагических листов.
После подавления революции 1905 года последовали годы реакции. Добужинский в поисках ответа на мучившие вопросы все чаще бродит по улицам такого знакомого и близкого Петербурга. Его глазам начали открываться не только центральные ансамбли «Северной Пальмиры», но и обратные стороны величественных фасадов, примыкающие к ним жилые и рабочие кварталы, городские окраины. Неумолимые стены каменных громад, безжалостно давящие маленькие ампирные домики былых времен, новые корпуса растущих, как грибы,
фабрик и заводов, с лязгом съедающие пространства садов и огородов, дым труб и запах жилищ – все это ощущает зритель его городских пейзажей.
Художник создает «Садик в городе», «Двор», «Домик в Петербурге»,
«Город» и многое другое.
его большого графического дарования. Окруженный вниманием К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, А. Н. Бенуа он много и самозабвенно работал. Именно в этот период его рисунок постепенно приобрел простоту и в то же время отточенность, появилась художественная индивидуальность, основанная на большой графической культуре. В Периодических журналах того времени, на выставках «Мира искусства» стали появляться книжные украшения и небольшие рисунки, скромные по масштабу, но уже с чертами Добужинского, который через несколько лет стал звездой первой величины в блистательном содружестве художников «Мира искусства».В 1907 художник познакомился со Станиславским и Мейерхольдом, и сделал свои первые работы как сценограф. На этом поприще его ждал большой успех — придумывать декорации к спектаклям он будет всю свою жизнь.
Основная тема Добужинского – большие столичные города — Петербург, Москва, Вильнюс, Париж, Амстердам, Гаага — и города малые, провинциальные, с их полусонным существованием, старенькими церквушками, свиньями и большими лужами на центральной площади. Это русские города начала XIX века: Курск, Витебск, Воронеж, Псков, Новгород…
Город стал своеобразной визитной карточкой художника, любимым сюжетом, сближающим его с современниками XXI века, живущими среди тех же городских стен и пропитанными той же городской психологией, которую Добужинский очень точно почувствовал и изобразил еще в начале XX века.
Художника интересует не только и не столько городская архитектура, которую он любил изображать на открытках, умея расположить силуэты и детали зданий в интересном ракурсе, сколько городская жизнь, предстающая в его изображениях дьявольским огромным пауком, диктующим человеку свои законы и свою философию.
Фабрика газов. 1914
Добужинский не копирует то, что видит, а изображает поэтические образы, рождающиеся в его собственном воображении. Город Добужинского почти всегда безлюдный, мертвый, с огромными безжизненными стенами домов и фабрик, постепенно заглатывающими маленькие деревянные домишки с их маленькими двориками, садиками и поленницами дров.
Город в изображении Добужинского – это жуткий монстр, питающимся душами людей, из которых он по капле высасывает жизнь. Люди – это маленькие насекомые, которые почти не видны на фоне огромного паука, в чьи сети они попадают. Человек живет, ходит, умирает, а дома продолжают жить своей жизнью, оставаясь на тех же местах, ожидая новые жертвы.
В его картинах присутствует тайная жуть, пропитанная психологией смерти, завораживающая и пленяющая одновременно. Огромные дома, пустынные дворы-колодцы, заснеженные крыши Петербурга – все это напоминает город Достоевского с его безрадостной тоскливой жизнью.
Дьявол (образ города-тюрьмы)
Мстислав Добужинский любил иллюстрировать Достоевского, потому что чувствовал писателя. Достоевский был близок ему по мироощущению и философии. Город Добужинского-Достоевского, большой и таинственный, влечет к себе, завораживает своими колдовскими чарами и не отпускает человека до тех пор, пока не напитается его кровью.
Особенно страшен город ночью: молчаливый и тихий, огромный и ужасный он пугает маленького ничтожного зверька по имени «человек», который ютится в своей маленькой норке-комнатушке многоэтажных домов. Противовесом ужасу, который внушает человеку огромный столичный город, превращающий его в хмурого, серого и одинокого, являются, по мысли Добужинского, маленькие и уютные провинциальные города.
В них жизнь гораздо привлекательнее, несмотря на сонную размеренность и неспешность. Художник изображает провинциальные города с улыбкой и юмором, но без злорадства и надменности. Жизнь в них человечнее и теплее, чем в крупных: спящий городовой, свинья, чешущаяся у верстового столба, разбитый фонарь, огромная лужа, дом гостиного двора со знакомыми арками.
Это не город «Белых ночей», «Преступления и наказания» и «Идиота» Достоевского, холодный и мрачный. Это город Гоголя времен Николая I, узнаваемый по «Мертвым душам» или «Ревизору». И если большие города Добужинского пронизаны скучной ежедневной работой, бессонницей, тоской, страданиями и одиночеством, то провинциальные города дышат неторопливостью, ленью, благодушием, покоем и стариной.
Все это присутствует в одной из лучших картин Добужинского «Провинция 1830-х годов» (1907). Здесь — ироничное и лиричное, гротескное и комичное, поэтичное и мелодичное составляют единый образ провинциального города, начиная от архитектуры, туалетов дам и природы со стаями ворон и прозрачными кронами деревьев, кончая рожицами на главном столбе, нелепой рекламой и купцами.
Провинция 1830-х годов. 1907
В 1912 году Добужинский отправляется в путешествие по русским провинциальным городам и посетит Курск, Воронеж, Нежин. Их быт и культура становятся сюжетами многих картин и акварелей художника.
В акварели «Воронеж. Ворота» в центре – столб ворот, за которыми видна улица и тупичок, упирающийся в храм. Художник изображает много любопытных деталей: водосток на доме слева, сделанный в виде крылатого дракона, украшение столба ворот колючей железной шишкой и т.д..
Комичным выглядит провинциальный Чернигов, запечатленный на другой картине Добужинского «Чернигов. Фотография», тоже выполненной в ходе поездки. На картине – нелепый городской «шедевр» — вычурное крыльцо, больше похожее на сказочный трон.
Чернигов. Фотография. 1912
Оно украшено резьбой и завершается куполом. Аляповатость крыльца доведена до гротеска расцветкой: красное, зеленое, синее… Женщина, склонившаяся перед крыльцом, рассматривает фотографии, выставленные в качестве рекламы. И здесь же, напротив крыльца, чахленькое деревце без листьев с мощной оградой.
Серия картин цикла «Русская провинция» экспонировалась в 1912 году на выставке «Мира искусства», а в 1976 году – в Москве, в Третьяковке. Барон Николай Николаевич Врангель, любивший творчество Мстислава Добужинского, писал про него так:
«За эту своеобразную психологию, за это понимание быта и уменье правдиво и изысканно передать его, нельзя не ценить и не любить Добужинскаго. Тихое и степенное повествование его рисунков кажется говором той хорошей любимой книжки, что читал в детстве и перечитываешь теперь».
Воронеж. Ворота. 1912
К теме Петербурга Добужинский обращался постоянно — в серии открыток с видами города (1903), и в рисунках для журнала «Сатирикон» (1908-1911), и в иллюстрациях к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» и книге Н.П. Анниферова «Петербург Достоевского».Мстислав Добужинский. Уголок Петербурга. Двор. 1904 г.
Подобно многим романтикам, Добужинский поначалу сочувствовал революционному движению, но новоявленная советская действительность угнетает его.
В голодном и холодном послереволюционном Петрограде Добужинский, как и все, столкнулся с бытовыми трудностями: художник стоит в очередях, таскает воду, колет дрова, а по ночам — работает в нетопленой комнате, накинув на плечи шубу. Назло всем невзгодам именно в этот период он создаёт, возможно, лучшие свои вещи — запечатлевает в рисунках и гравюрах безлюдный и израненный облик города.
В ноябре 1918 Добужинский по заданию Отдела изобразительных искусств при Комиссариате северо-западных областей прибыл в Витебск организовывать Народное художественное училище. Возможно, к этому его подтолкнуло то, что в Витебске всё еще оставался отец художника, генерал-лейтенант Добужинский Валериан Петрович (24.06.1844- 27.06.1921, Вильно), служивший и.д. помощника начальника окружного арт. управления Двинского военного округа. Только в самом начале 1919 генерал перебрался в Вильно (он был родом из Литвы).
В конце декабря 1918 М. Добужинский официально вступил в должность директора училища, а уже в начале февраля 1919 вернулся в Петроград, где всё это время оставалась его семья. Официально он числился заведующим ВХУ до 15 марта. После него эту должность занял Марк Шагал, до этого бывший руководителем живописной мастерской. (Хотя в списке служащих ВХУ, датированном мартом-апрелем 1919, должность заведующего училищем занимал И.Х.Тильберг.)
По документам за время пребывания в Витебске М.Добужинский заседал в декабре в жюри конкурса вывесок для школ, оформил сцену в городском театре в память об К.Либкнехте (убит 15 января 1919) и участвовал в торжественном открытии Народное художественного училища 28 янв 1919. Так же осталось несколько рисунков и акварелей с видами зимнего Витебска, подписанных 1919 и 1923 годами. До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств. Исполнил декорации для Большого Драматического театра. В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году».
В 1923 году Комитет популяризации художественных изданий выпустил набор рисунков «Петербург в двадцать первом году. Рисовал на камне М. Добужинский» в двухцветной издательской папке — последнее издание художника в России.
Из вступительной статьи:
«Есть ограниченные люди, которых шокирует, что на улицах нашего города пасутся козы и лошади, и мирно бродят, никем не тревожимые, птицы и, вообще, весь этот мир природы и прелесть деревенской тишины, докатившиеся до огромного города. Но разве может оскорбить чей либо вкус, что на Форуме пасутся стада овец и коров, и дивные арки и колонны обвиты плющем. как это увековечено на картинах н гравюрах Клод Лоррена, Пиранези, Гюбер Робера, Коро? Без случайного, без контрастов — нет искусства».
оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов»,
оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930),
балет А. К. Глазунова «Раймонда»,
оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934),
оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936),
балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие.
Автопортрет, 1922 год.
Добужинский известен не только как живописец и график, но и как невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы:
«Дон Карлос» Ф. Шиллера;
«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
«Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина;
«Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова;
«Белые ночи» Ф. М. Достоевского;
«Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова;
«Новый Плутарх» М. А. Кузмина;
«Ночной трактир» И. А. Бунина;
«Ночной принц» С. А. Ауслендера;
«Примус» О. Э. Мандельштама;
«Веселая азбука» Н. Павловой;
«Три толстяка» Ю. Олеши;
«Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима;
«Свинопас» Г.-Х. Андерсена и многие другие.
в неаполитанском театре Сан Карло — оперу Чайковского «Евгений Онегин» (1954);
в Лондоне оформил балет Л. Делиба «Коппелия» в театре Мари Рамбер.
Амстердаме (1928),
Брюсселе (1928, 1931),
Копенгагене (1929),
Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939),
Риге (1925, 1930, 1937),
Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957),
Монреале (1943, 1944)
и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951).
Посмертные выставки состоялись:
в Лондоне (1959),
Ленинграде (1965),
Сполетто (1971),
Вильнюсе (1963, 1975),
Москве (1975),
Нью-Йорке (1979).
За 55 лет своей творческой жизни Добужинский проявил себя, кажется, во всех качествах. Был замечательным графиком и одним из лучших иллюстраторов детских книг, живописцем и театральным художником, постановщиком массовых мероприятий на заре советской власти и даже либреттистом.Но ключом к его творчеству являются изображения городов и городской жизни. С городов, в которых художник жил, учился, в которых побывал в путешествиях и которые полюбил, Мстислав Добужинский начинал и изображением городов он закончил.В наши дни профессор А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».
Пару слов о семье: Жена (с 1899 года) — Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 — 12 октября 1965), племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859—1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858—1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн. О дочерях ничего не нашла.
Адреса в Петрограде, где он проживал:
1910 год — Дровяной переулок, 4 кв. 10
1920 год — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15.
1920 год — Васильевский остров, Большой проспект, 24, кв. 6
1922-23 гг. — Васильевский остров, 11-я линия, 20, кв. 11
Любопытный факт: Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая ложа Франции). Посвящён в степень ученика — 20 октября 1927 года, возвышен в степень подмастерья — 21 июня 1928, возведён в степень мастера — 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год.
Скончался Мстислав Добужинский 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Свежие комментарии