На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Как выглядят руины глазами художников

Руины для художников – возможность затронуть темы ветхости и вечности, «поиграть» со временем, перенести действие в прошлое или в будущее, а то и вовсе в параллельный мир. Разрушенные временем, стихией или человеком здания украшают огромное количество рисунков и холстов; они становились то частью декорации, то центральным объектом, на который направлено все внимание. Разные руины вызывают разные чувства у тех, кто на них смотрит, – и вот почему.

Картины с изображением древних развалин

Руины уже очень давно отличались этим свойством – будоражить воображение, ведь они представляли собой следы ушедших в прошлое цивилизаций, а значит, давали ключ к пониманию целых миров. Интерес к развалинам – очень давнее явление, как и интерес человека к познанию и изучению самого себя. Много веков назад древние греки приходили к руинам Ниневии и Вавилона, уже разрушенным ко времени расцвета цивилизаций античности. Пройдет время – и уже храмам афинского Акрополя доведется стать руинами, вдохновляющими художников служить источником вдохновения для цивилизации нового времени.
Джованни Баттиста Пиранези. Храм СатурнаПиранези Джованни «Вид на Храм Антония и Фаустины в Кампо Ваччине»Пиранези Джованни "Виды Рима"Пиранези Джованни "Виды Рима"

«Каприччио (итал. capriccio, буквально «каприз») — жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж. Каприччио тесно связан с жанром ведуты. На некоторых картинах элементы каприччио могут сочетаться с другими жанрами.
Древние храмы, руины давно разрушенных дворцов и храмов – не просто живописный фон для искусства настоящего, но еще и символ преемственности, передачи мудрости ушедших поколений новым. Среди развалин при достаточно живом воображении можно заметить и призраков – ведь именно среди руин храмов полагалось бы искать пристанище древним богам, а в недрах разрушенных замков – душам их владельцев, не нашедшим покоя. Еще больше привлекательности старинным развалинам придавали загадки, касающиеся их появления и последующего разрушения. Стоунхендж, например, представлялся творением гигантов, которыми управлял волшебник Мерлин.Марко Риччи. Каприччио с римскими руинамиМарко Риччи. Пейзаж с античными руинами Марко Риччи. Вымышленный пейзаж с двумя всадниками.Марко Риччи. «Вымышленный пейзаж с прачками».

Особенный интерес к руинам возник во времена Возрождения. Развалинам античного периода уделялось много внимания – их изучали художники наравне с анатомией: и то, и другое требовалось для выведения искусства живописи на новый уровень. Следы древнеримской культуры были для эпохи Ренессанса символом просвещения и передачи знаний, еще недавно казавшихся утраченными.
Не один, не два и даже не одна сотня художников посетили Италию в период обучения мастерству живописца – это было частью обязательной программы. Римский Форум, Колизей, Пантеон тщательно изучались и многократно воспроизводились на холстах и рисунках. Со временем, правда, для того, чтобы повысить привлекательность произведений с изображениями развалин, художники стали выстраивать композицию по-своему, без учета истинного расположения руин.Джованни Паоло Панини. Фантастический вид с Пантеоном и другими памятниками Древнего РимаДжованни Паоло Панини. Древнеримские руины.Джованни Паоло Панини. Древнеримские руины.
Это приводило к интересным последствиям – например, Джованни Баттиста Пиранези, архитектор, прославившийся своими изображениями зданий и руин, настолько живописно изображал Рим, что после знакомства с самим городом туристы бывали разочарованы: на произведениях мастера вечный город выглядел гораздо ярче и выразительнее, чем в действительности. Кстати, чаще всего именно на его картины ссылаются альтернативщики, утверждая, что мир постигла какая-то катастрофа, которая привела к уничтожению цивилизаций. Хотя в более широком смысле термин «каприччио» может обозначать фантастические картины вообще.

Сначала руины древних храмов были фоном, декорацией для библейских сюжетов, а позже стали украшать и произведения относительно нового жанра живописи – пейзажа. Оказалось, что развалины прекрасно вписываются в природный ландшафт, а живые деревья и цветы гармонично дополняют каменные сооружения. Такие картины пользовались все большим спросом у покупателей, и в XVII веке появился отдельный жанр – каприччио.Ю. Робер. Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинахЮбер Робер. Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинахЮбер Робер. «Архитектурный пейзаж с каналом». Ок. 1783.Юбер Робер "Лестница и фонтан в парке римской виллы"Юбер Робер "Декоративный пейзаж с обелиском"Юбер Робер "Вилла Мадама под Римом"Юбер Робер "Воображаемый вид на Рим с укротителем лошадей Монте Кавалло и Церковью"Юбер Робер"Пейзаж с лестницей и колонной"Юбер Робер "Пейзаж с развалинами Круглого храма, со статуей Венеры и памятником Марку Аврелию"Юбер Робер "Бассейн для купания"
Художники не просто переносили на холсты изображения реально существующих руин – они придумывали новые. Фантазировали и относительно того, как могли когда-то выглядеть разрушенные античные строения. Французский художник Юбер Робер, прозванный «Робер из развалин» и занимавший пост хранителя Королевского музея в Лувре, создал около тысячи картин, изображал реальные и воображаемые развалины, вдохновляясь теми руинами, что посещал сам. Художник Джозеф Ганди пытался представить, как будут выглядеть развалины здания Банка Англии, которое было спроектировано сэром Джоном Соуном. Стоит отметить, что эту работу Ганди выполнял по заказу самого Соуна. Джозеф Майкл Ганди. Банк Англии в руинахДжозеф Майкл Ганди. Ротонда сэра Джона Соуна Банка Англии в руинах Джозеф Майкл Ганди. Каприччио римского порта во время шторма
Открытые по второй половине XVIII века Помпеи и Геркуланум – римские города, погибшие в начале новой эры в результате извержения Везувия – лишь прибавили интереса к теме руин, впрочем, никогда не утихавшего в среде художников, любителей живописи и коллекционеров.
Не только ушедшие в прошлое средиземноморские цивилизации давали вдохновение художникам. Многообещающей в художественном смысле оказалась история разрушенных британских аббатств – тех, что выглядели тихо и торжественно днем и становились, конечно же, пристанищем привидений в ночной тиши.Себастьян Петер. Разрушенная готическая церковь у реки при лунном светеСебастьян Петер. Руины при луне
На протяжении всего XIX века художники изображали руины в самых фантастических их видах, увлеченные идеей бренности всего сущего, а история неумолимо приближала те дни, когда и то, что создано в новое время, и то, что удавалось сохранять с давних времен, превратится в развалины.

Руины XX и XXI века

Если пал Рим, то же однажды может случиться и с другими процветающими сейчас городами и державами – так рассуждали руинисты. В качестве творческих экспериментов появлялись картины-фантазии о том, как могли бы выглядеть руины существующих зданий. Но наступило XX столетие, и в развалинах больше не было недостатка – теперь они были не отзвуком давно ушедшего, а трагическим сопровождением века мировых войн.В.Н. Кучумов. У Марсова поля. 1942 г.В.Н. Кучумов. У Марсова поля. 1942 г.
Изменилось настроение произведений живописи и графики; особенно это было заметно в отношении творчества тех художников, что раньше изображали античные руины. После поэтичной, романтизированной составляющей пасторали или величественного фона для библейских мифов руинам стали отводить главную роль в сюжетах, а сами картины транслировали уже не торжество и покой, а печаль и опустошенность.Некоторые из руин остались лишь на картинах, как, например, руины Храма Солнца в Пальмире. Архитектурная достопримечательность была уничтожена уже в XXI веке. А есть и такие вот любители изображений. Художник Йонас Де Ро (Jonas De Ro) создает картины футуристического, чаще апокалиптического содержания. у него есть такая серия картин. Вот так у него выглядит МоскваДубайРуины Нью-Йорка.Если наступит Апокалипсис - под таким слоганом собрана серия работ художника Владимира Манохина. Его постапокалиптическое будущее усиливает впечатление от картин еще и тем, что на всех них запечатлены так хорошо известные всем места Москвы  Владимир Манюхин рисует картины постапокалиптического мира. Сразу на ум приходит фантастический роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033», действия которого разворачиваются в московском метро, пережившем ядерную войну - его картины лучше всего подходят в качестве иллюстраций к нему, тем более, что и действия романа, и сюжет на картинах связаны с Москвой.

Картина дня

наверх