Светлана Митленко предлагает Вам запомнить сайт «Жизнь - театр»
Вы хотите запомнить сайт «Жизнь - театр»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Шекспир "весь мир - театр" сказал. Он явно в цирке не бывал

Белокурые сихиртя - пропавший народ Арктики

развернуть

Сихиртя или сиртя - мифический, а может быть и существовавший в действительности, но исчезнувший народ. Если он и вправду был, то наcелял с древнейших времен полуостров Ямал и прилегающую территорию. Впоследствии вытеснен и ассимилирован ненцами. Сведения о нем сохранились в легендах и преданиях. О сихиртя говорят, что они ушли под землю, что в мифологии обычно означает переход в иной мир. Единственая археологическая культура, которая теоретически может иметь отношение к этому народу - усть-полуйская (IV в до н.э.- II вв н.э., Ямал), однако в местах обитания усть-полуйцев не найдено ни одного древнего скелета, поэтому внешний облик представителей этой культуры не известен. Собственно, целью моей было разобраться в материальных свидетльствах, ниже я вернусcь к археологии, материальной культуре и к ключевым лингвистическим исследованиям, но интереснее начать с легенд.

Базовые сведения о сихиртя следующие. Красивый народ невысокого роста. Сихиртя искуссно одевались и носили много металлических украшений, пришитых к одежде. Женщины были искусны в рукоделии - как и в бажовском Каменном цветке почти сакральным женским предметом была сумка с предметами для рукоделий. Сихиртя, по крайней мере, легендарные, - были геологами, шахтерами, кузнецами, ювелирами и жили в подземном мире. Их считали не то колдунами, обладающими сверхъестественной силой, не то подземными богами. Жили они в сопках, видимо потому, что гор на Ямале нет. В усть-полуйской археологической культуре присутствовали изделия их меди и железа, которые были сделаны местными мастерами. Тождественны ли сихиртя и древние люди усть-полуйской культуры? Похожие легенды бытуют на всем евразийском севере - они сохранились на территории Англии, Ирландии, Скандинавии. Чудь, по всей вероятности, те же самые существа, просто с другим именем (кстати, они тоже "ушли под землю").

И даже больше - легенды о подземных людях, уходяших от несправедливости и обладавших истинной мудростью известны во всем мире. Как, например, подземный народ агарти из преданий Средней Азии...Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиН.К.Рерих. Чудь подземная. 1928 или 1929

Дооленеводческий, досамодийский период Ямала насчитывает тысячи лет. В отличие от ненцев-оленеводов, сихиртя, по преданию, охотились на диких оленей, занимались как охотой, так и рыболовством.Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиВ целом население территории Западной Сибири между Уралом и Енисеем мало изучено - с середины 17 века отрывочные сведения появляются в работах исследователей Григория Новицкого, И.Н.Зуева, П.С.Палласа - по берегам Иртыша и Оби жили ханты и манси, севернее, в приполярной тундре жили ненцы, южнее барабинцы. Эту общность обединили в единую фино-угорскую группу, лишь после открытия Усть-Полуйской и близких к ней археологических культур в XX веке появился ключ к пониманию формироания этих народностей.Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиИтак, сиртя - подземные карлики, хранители серебра и золота. В местах их обитания на земле и под землей находят железные предметы, часто культового назначения. В древности все, что было связано с кузнечным делом было окутано суевериями. К тому же добыча металлов под землей подразумевала как минимум взаимодействие с нижним миром - миром мертвых.

О маленьких полярных людях есть упоминание в "Тварях" Айвана Сандерсона
«...в 1632 году капитан английского судна «Чарльз» заявил, что во время плавания в Арктике заходил на остров, где было множество маленьких могил, в которых покоились скелеты по четыре фута (около 125 см. — Авт.), а вокруг лежали луки, стрелы и костяные копья». Близки по описаниям к сиртя чудь и дивьи люди. «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже Солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные…» (из "Библиотеки русского фольклора").

Легенды о подземных карликах существуют почти на всех континентах, но сихиртя в отличие от большинства из них труднее других жить под землей - в местах их обитания нет пещер, а вечная мерзлота не позволяет строить подземные жилища или выкапывать их в сопках. Для Усть-полуйской культуры, правда, характерны землянки, дома они строили очень большие - вмещающие до 100 человек, а климат в местах их обитания был намного мягче.Белокурые сихиртя - пропавший народ Арктики
В середине XVIII века французский врач Ламартиньер, посетивший с торговой экспедицией Баренцево море, оставил описание людей, которых он встретил на побережье материка, на Вайгаче и на Новой Земле. По описаниям Ламартиньера, эти люди жили в землянках, остов крыши которых в ряде случаев из-за отсутствия дерева был сделан из китовых костей. Люди эти плавали в кожаных каяках, охотясь за морским зверем, были вооружены луками и стрелами с костяными наконечниками. Ламартиньеру не верили, хотя еще в 1558 году английский путешественник Стефан Барроу описал кожаную лодку, которую он видел у охотника на побережье Вайгача.


В 1930 году во время работ Ямальской экспедиции в ряде пунктов побережья полуострова Ямал были обнаружены следы неизвестной ранее культуры. На мысу Моржовом на берегу Карского моря и Хаэн-Салэ в проливе Малыгина были найдены остатки поселения и землянки. В землянках и вокруг них оказалось большое количество костей морского зверя, черепов моржа, белого медведя, костей кита. Все находки говорили о том, что некогда здесь жили охотники на морского зверя и весь образ жизни их напоминал образ жизни эскимосов. Ранние из этих поселений относились ко времени, близкому к усть-полуйскому, другие же – к несравненно более поздней поре. У ямальских ненцев сохранились предания о том, что когда ненцы пришли на Ямал, они застали там людей, не имевших оленей и говоривших на другом языке.

Н.К.Реих в книге "Шамбала" писал: "Велика вера в Царство подземного народа. По всей Азии, на пространствах всех пустынь, от Тихого океана до Урала, Вы можете услышать одни и те же чудесные сказания об исчезнувшем святом народе... Они есть в фольклоре Тибета, Монголии, Китая, Туркестана, Кашмира, Персии, Алтая, Сибири, Урала, Кавказа, русских степей, Литвы, Польши, Венгрии, Германии, Франции,,, Когда Вы соберёте все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед Вами полная картина великих миграций?"Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиКак известно, русичи осваивая территории Севера,называли местное население собирательным именем ЧУДЬ. Однако отдельно выделяя ЧУДЬ БЕЛОГЛАЗУЮ которая занималась в горах добычей золота и серебра, и долгое время спустя древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли чудскими копями. Да и сами финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом.

Сказания Приуралья указывают чудские крепости, городища, могилы. Всё это скорее всего и относится к остаткам загадочного, и как бы ушедшему под землю, народу Сихиртя.

Сихиртя, как известно, древнее аборигенное население Арктики, населявшее огромные пространства от Кольского до Гыданского полуострова, которых ненцы еще называли сииртя. Внешне они были белокурые, светлоглазые, только очень маленького роста(Сама возможность существования маленьких людей не должна вызывать удивления - это явление достаточно хорошо известно.Малорослость, называемые в биологии научным термином нанизм. По современным представлениям, нанизм представляет собой адаптацию к различным факторам окружающей среды, в том числе низким температурам и недостатку пищи) носили красивую одежду с металлическими подвесками. У них были белые глаза (вспомним “чудь белоглазую”), говорили слегка заикаясь. Они проживали в больших торфо-дерновых домах, по форме напоминающих сопку, вход в которые был сверху, а не сбоку, как обычно. Поэтому у ненцев, которые впервые увидели сихиртя, сложилось впечатление, что те прячутся, уходят под землю.Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиПРЕДАНИЯ

Предания о карликах(ульдрах), обитавших в пещерах или под землей, существовали у всех финских народов, из которых древнейшими обитателями Севера являются лапландцы (саамы, лопь, лопари). Лапландцы – народ кочевой. Раскинув свое легкое жилище на удобном месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились неясные голоса и звяканье железа. Это служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место – она закрывала вход в подземное жилище ульдров. С карликами – подземными жителями, боявшимися дневного света, но могучими волшебниками, лопари опасались ссориться. Днем ульдры слепнут от света и поэтому выходят на поверхность ночью. При встрече с ульдром надо держаться с ним как можно осторожней и не делать ничего, что тому может не понравиться, ведь ульдры - могучие волшебники.

Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились у всех народов, населяющих Север России. Так, коми, живущие на Печорской низменности, знают о существовании маленьких человечков, творящих чудеса и предсказывающих будущее. Они пришли с севера.

Сначала человечки не умели говорить на языке коми, потом постепенно выучились. Они же научили людей ковать железо. Маленьких человечков здесь называют чудами, . Чуды - могучие колдуны, творящие волшебство и предсказывающие будущее. Колдовство их обладало страшной силой. По их приказанию меркли Солнце и Луна, день превращался в ночь, а ночь - в день.Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиНа побережье Ледовитого океана эстафету легенд коми о карликах принимают ненцы. "Давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили "сииртя» – маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли». Так рассказывают о сииртя – странном, мифическом народе, некогда якобы населявшем пространство от Канина Носа до Енисея.

У русских дальним отголоском этих легенд о Сихиртя служит мудрый и добродушный старичоклесовичок русских сказок, помогающий Ивану-Царевичу с помощью волшебного клубка найти дорогу к похищенной Кащеем красавице, дарящий ему шапку-невидимку, а потом вдруг исчезающий под землей.

РЕАЛЬНОСТЬ Причиной ухода сихиртя под землю называется нашествие ненцев-оленеводов. Вероятно межэтнические конфликты и сыграли свою роль в исчезновении ("уходе под землю") сихиртя. Вполне возможно, что между ними заключались браки, случались вооруженные столкновения, шел обмен товарами. Языки ненцев и сихиртя были родственны, что облегчало их эпизодическое общение.Белокурые сихиртя - пропавший народ Арктики«Учился я тогда в одной школе с ненцами ( в классе из 25 учеников было всего 2-е "русских" - так у нас называли всех, кто имел евроразрезы глаз в области лица. По преданиям, которые я сам слышал, сихиртя продержались среди людей вплоть до начала ХХ-го века. Некоторые из моих одноклассников сами происходили от сихиртя - но почему-то у всех были корни по женской линии (сихиртя были бабушка иди прабабушка, но никогда я не встречал упоминаний о сихиртя-дедушке). Как закономерность, эти ребята и девчата отличались от остальных низкорослостью и округлостью черт лица, особенно приятной у девчонок - такая, знаете ли, кардиоида - т.е. лицо имеет форму сердца. Всё это мной воспринималось как само собой разумеющееся.»

В отличие от современных местных жителей тундры, которые кочуют за оленьими стадами и живут в чумах, древние люди обитали в полуземлянках, площадь которых достигала иногда 150 квадратных метров. Это позволяет предположить, что они вели оседлый образ жизни. При оседлом образе жизни все хозяйство держалось на охоте, рыболовстве и собирательстве. Основными промысловыми видами был дикий северный олень, бобр, лось. Непременным спутником древних людей была собака.Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиСелились семьями, которые имели строго ограниченные угодья, и подобная система хозяйствования не способствовала общению между жителями. Семьи были изолированы друг от друга, и первые военные конфликты фиксируются с первого тысячелетия до нашей эры. Они были охотники и рыболовы. Использовали глиняную и бронзовую посуду, знали как добывать и обрабатывать серебро. При археологических раскопках были найдены остатки металлургического производства. Это свидетельствует о высоком уровне развития культуры по сравнению с другими того периода. Они ничуть не отставали по развитию от европейской цивилизации, хотя жили в жилищах полуземляного типа, дверь устроена на подобии устья печи, это позволяло переносить низкие температуры зимнего периода.

НЕНЦЫ О СИХИРТЯ

«Сихиртя ловили рыбу, охотничали, тем они и жили. Что странно, люди этого племени днем спали. Жизнь закипала у них ночью. А еще говорят, сихиртя обладали сверхъестественной силой. По преданиям, обычные люди, увидевшие сихиртя, вскоре умирали.

В давние годы мои соплеменники находили возле обрывов или осыпавшихся курганов черепки красивой глиняной посуды, бронзовые женские украшения и прочие расписные бытовые изделия.

По одной легенде, мимо высокой сопки ехал аргиш*. А дело было летом. Проезжая мимо сопки, люди решили сделать привал, дать оленям передохнуть. Решили обследовать сопку. Неожиданно возле травяной кочки обнаружили спящую девушку маленького роста. Девушка была очень красива. На ней была одежда, украшенная расписными пуговицами, серебряными бляшками. Возле девушки лежала туча - мешочек для шитья. Такой невиданной красоты пришлые люди никогда не видели. Мешочек был украшен блестящими искрящими на солнце бусами, бисером. Бронзовые ажурные подвески издавали тонкий мелодичный звон. Тут девушка проснулась, резко вскочила на ноги и мигом скрылась в ближних кустах. Только ее и видели. Поиски чудесной незнакомки результатов не дали. Как сквозь землю провалилась. Люди покрутились туда-сюда. Нет её да и всё.

Решили тучу-мешочек с собой прихватить. Тронулись они с места, покатили дальше. К концу дня приехали на место, поставили чумы. А ближе к ночи стал раздаваться женский жалобный крик: "Где моя туча?" "Где моя туча?" Говорят, до утра крик раздавался. Никто не осмелился выйти из чума и отнести куда-нибудь в тундру мешочек для шитья, как вы уже догадались, девушки-сихиртя. Семья, у которой находилась эта красивая сумочка, вскоре умерла. А родственники все равно сохранили эту драгоценную находку. (Говорят, эта туча до сих пор в священной нарте у одного жителя Находкинской тундры).

Как я уже говорила, сихиртя имели сверхъестественную силу. Вот и этот мешочек стал священным атрибутом. Во время болезни человека родственники вешали эту тучу на хорей*, до выздоровления больного.

Мы не знаем, действительно ли жили такие маленькие люди в наших краях. Но из поколения в поколение передаются небольшие легенды о таинственном народе-сихиртя. Возможно, они и жили здесь, коль сохранилась до нас песня под названием "Плач девушки-сихиртя".»

Главным источником, повествующим о сихиртя, являются ненецкие легенды. В них рисуется образ когда-то обитавших в тундрах Западной Сибири и Приуралья людей маленького роста с белыми (светлыми) глазами. Жили они в высоких сопках. Ручкой наружной двери их жилища служил "рог" (бивень) мамонта — я' хора ("земляного оленя"). Одежда сихиртя, особенно женщин, была замечательно красива, она украшалась металлическими предметами, отчего при приближении сихиртя часто слышался звон. Среди ямальских ненцев распространено немало рассказов о встречах с сихиртя, которые дарили людям вещи, сделанные из необыкновенного металла — ковш, нож, наперсток. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землей остаются "железки". Образ "маленьких людей'' настолько тесно связан с металлом, что даже их дома-сопки представлялись прикрепленными к вечной мерзлоте железными веревками . Эти люди занимались промыслом морского зверя в северных широтах и охотой на дикого оленя на огромном пространстве от Енисея до полуострова Канин нос. Если верить сказаниям, то они старались не попадаться на глаза другим людям. По легендам, сихиртя запрягали в нарты собак, а одежду сшивали нитями из собачьих сухожилий. Иногда они предстают охотниками на морского зверя или дикого оленя. Иногда выглядят рыболовами, применявшими не совсем обычные снасти — например, сети, оснащенные цветными балберами (поплавками) и каменными грузилами . Чаще всего встречи ненцев с сихиртя происходили именно у рыболовных озер, где они поочередно похищали друг у друга уловы, причем ненцы рыбачили днем, а сихиртя ночью. В отношении ненцев к сихиртя нет враждебности, в ряде случаев встречи с ними расценивались даже как счастливая примета. Существует немало преданий о женитьбе ненцев на сихиртя, об их взаимопомощи в борьбе с врагами и злыми силами. По другим рассказам, сихиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или просто напугать его. Встречаются упоминания военных столкновениях ненцев с сихиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь. Ненцы относили эти умения к шаманским дарованиям сихиртя .Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиНа территории Ямала сохранилось немало ненецких географических названий, связанных с сихиртя: Сихиртя седа – сопка сихиртя, Сиртя яха – река сиртя, Сиртя мя – жилища сиртя и др. Многие из этих мест считаются у ненцев священными. Ненцы предпочитают их обходить стороной, а если оказались там – обязательно задобрить «хозяев» (оставить какую-нибудь вещь, еду), иначе можно не найти дорогу обратно.

С середины 2 тысячелетия н.э. приуральские ненцы (так называемые "каменные самоеды") начинают наращивать оленное поголовье и превращаются из охотников в пастухов. Это дает возможность и даже вынуждает осваивать далекие тундровые пастбища. Отныне прежний эколого-территориальный барьер, отделявший ненцев от арктических промысловиков сихиртя, перестал существовать. Ненцы Полярного Урала, приобской тайги, лесотундры и южной тундры стали кочевниками. Земли сихиртя стали оленеводческими пастбищами. Сами сихиртя отчасти были побеждены в военных столкновениях, отчасти присоединились к ненцам-оленеводам (преимущественно те, кто состоял в брачном свойстве с ненцами), отчасти вынуждены были скрываться — "прятаться в сопки" — особенно в летнее время, когда оленеводы приходили в северные тундры.

Первым шагом в исследовании древностей тундры было открытие и частичные раскопки памятников на Тивтей саля и Хахэн саля В. Н. Чернецовым в 1929 г. Он, побывав на Ямале, не только собрал разнообразные сказания о сихиртя, но и обнаружил памятники древнейшей культуры, оставленные сихиртя.. Им были обнаружены землянки, свидетельствующие об оседлом образе жизни, остатки гончарства и следы интенсивного морского промысла. Согласно опубликованным им преданиям, ненцы, пришедшие на Ямал, встретили там население, обитавшее на побережье в земляных домах и промышлявшее морского зверя. Это и были сихиртя, не знавшие оленеводства, с которыми ненцам приходилось воевать, а иногда и вступать в браки. В. Н. Чернецов дважды опубликовал важный археологический материал из землянок на мысе Тиутей-сале при слиянии рек Сер-яха и Тиутей-яха ,который он датировал VI—IX вв. и не без оснований приписывал сихиртя . Важнейшим открытием стали находки в 1935 г. «Усть-Полуя». Понятие «усть-полуйская культура» вошло во все хрестоматии по археологии, в этом прежде всего заслуга Чернецова, который просмотрел и проанализировал все 12000 находок. «Гвоздем» поискового сезона были раскопанные остатки крупной бронзолитейной мастерской. На земную поверхность были извлечены формы, модельки, много литейного брака — все это свидетельствовало о высоком уровне металлургического производства у устьполуйцев. А резные вещи с изображением животных и птиц, обнаруженные в жертвеннике на Ангальском мысу. В общей сложности на территории полуострова обнаружено уже более 70 древних поселений, стоянок, святилищ.Белокурые сихиртя - пропавший народ АрктикиТочными данными о внешнем виде первых людей наука не располагает. К сожалению, в здешних кислых почвах органика (кости, дерево) быстро разлагается и доходит до нас только в обуглившемся виде. Как правило, это лишь незначительные фрагменты.

http://www.nationaljournal.ru/articles/2017-11-09/4170/

http://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/mir-vokrug/belokurye-sihir...

https://world-jewellery.livejournal.com/42412.html

https://multiurok.ru/files/ob-istorii-kul-tury-sikhirtia-na-...


Ключевые слова: познавательно
Опубликовала Ирина Хотьковская , 29.12.2017 в 18:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии

Последние комментарии

Ирина Хотьковская
https://www.youtube.com/watch?v=4XUZ9ZDSF48
Ирина Хотьковская Веселые дельфины
Алла Короткова
Boroda 2007
Вера Зимина
Гордей
Гордей
Гордей
Гордей
Гордей
Ниппоны убивают китов против всемирного запрета. Кореяне едят собак. Да и китаёзо тоже.
Гордей Веселые дельфины
Гордей