На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Этот фильм ещё до сих пор не смотрел,но песню помню, Фильм и песня  - результат  экспромта и импровизации в одном фла...История создания ...
  • Yvan
    Вот так и создаются шедевры.История создания ...
  • Владимир Акулов
    Есть  люди  ,  совершенно  не  ревнивые  ,  не  брезгливые...Знаю  одного  такого  не  ревнивого  мужа  , который  *с...Писатели, которые...

Как жили крестьяне до революции в старых фотографиях

Уникальные старые фотографии, снятые преимущественно в 1850-1900-х годах в различных уголках нашей необъятной родины. На фото изображены крестьяне, их дома и быт. Авторами снимков, как правило, были иностранные путешественники. Симбирская губерния:
Деревня Наволок. Северная Двина Орловская губерния Село Бородино. 1867 г. Двор крестьянского дома: Крестьяне Богородского уезда Тульской губернии«Вещая старушка» — Марья Дмитриевна Кривополенова.

Русская народная сказительница.

1915 г. Рязанская губерния Фофоновская слобода. г. Ряжск 3 5
Домострой, много детей, дед да бабка
Семья русских крестьян до революции.
Семья русских крестьян до революции.
Сегодня многодетная семья, скорее, исключение, а в дореволюционной России большинство семей были многодетными. Наши бабушки и прабабушки воспитывали, как правило, не менее троих (а то и пятерых) детей. Правда, до взрослого возраста доживали далеко не все. Причин у феномена многодетности было несколько, и пресловутая неспособность к семейному планированию здесь ни при чём.
Экономическая причина многодетности
Батяня из армии вернулся.
Батяня из армии вернулся.
Климатические условия накладывали свой отпечаток на семейное благополучие крестьянской семьи. Одной семье было достаточно тяжело содержать престарелых родителей, поскольку имея 2.5 десятины, по данным князя Щербакова, средняя семья жила впроголодь. Поэтому родители могли быть уверены в гарантированном куске хлеба в старости только в том случае, если поднимали на ноги несколько детей – будущим своих кормильцев.

Бог дает детей – даст и на детейМногодетность не только в крестьянских семьях.

Многодетность не только в крестьянских семьях.

В те времена средняя продолжительности жизни была небольшой, а поэтому девушка могла выйти замуж в 13 лет, а юноша имел право жениться в 15 лет. Такие ограничения устанавливала с XVIII века «Кормчая книга» - свод церковных правил.

Не стоит преувеличивать религиозные каноны, связанные с рождением детей, но в ту пору считалось, что «грешно пытаться решать за Бога кому появляться на свет». Именно этим правилом и руководствовались в русских семьях до революции.

Сыновья и дочериТри дочки... Ещё бы сына!

Три дочки... Ещё бы сына!

Если первым ребёнком в семье была дочь, отец относился к ней равнодушно, а дома об этом говорили с сожалением. Разве бабушка прибавит: «ничего, нянька будет». А молодого отца, у которого родилась дочь-первенец, другие мужики на деревне имели право поколотить – «зачем девку родил». Бывало, что перепадало молодому отцу здорово, а он молчал, терпел, а потому, что «так издавна водится».

Основа семейного воспитания – материнствоТри дочки, как в сказке...

Три дочки, как в сказке...

Сегодня интересно читать «Записки русского крестьянина», в которых уроженец села Карачун Задонского уезда Воронежской губернии Столяров рассказывает о роли матери в крестьянской семье. По его словам именно мать решала все бытовые проблемы детей, в том числе и продуктовое планирование и изготовление одежды. Да и авторитета в русских семьях у матери было не меньше, чем у отца.Шестеро по лавкам.Шестеро по лавкам.

«Было удивительно видеть, как дети жались к своей измученной матери, - писала в своих мемуарах врач Давыдова. – И она никого не забывала, каждого гладила по голове, даже старшего почти взрослого сына, который располагался чуть поодаль от стайки девочек и мальчиков. Чем младше был ребенок, тем ближе он сидел к маме. И это правило никем не оспаривалось».

Дед да бабкаЧетыре поколения одной семьи.

Четыре поколения одной семьи.
Не стоит забывать, что родители в крестьянских семьях практически всегда работали. Даже беременная женщина делала всю домашнюю работу – молотила, полола, сажала и капала картошку вплоть до самых родов. «Иныя родят в поле, иныя в тряской телеге (почувствовав приближение родов иныя бабы торопятся доехать домой). Иная баба, при начавшихся родовых схватках, бежит домой, «как овченка» - писали этнографы того времени.
Бог даст детей, даст и на детей.
Бог даст детей, даст и на детей.
История Диляра Латышина в книге «История педагогики» пишет: «В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая».
Дети - счастье в доме.
Дети - счастье в доме.
Поэтому велика в воспитании детей была роль бабушек и дедушек, которые не только присматривали за детьми, но и передавали им полезные знания. Часто происходило это через сказки, в которых шла речь об опасностях, подстерегающих в лесах и реках. Страх перед водяным, серым волком или другими «злыми героями» являлся своеобразным психологическим тормозом для вездесущего деревенского мальчишки, зачастую представленного самому себе. Зато с лет 10 его можно было встретить одного в лесу, в поле, он ходил в соседнее село и возвращался иногда поздно ночью без всякого страха.

Русские крестьяне за работой и во время отдыха

Пахарь в поле. 1907 год.
Пахарь в поле. 1907 год.
О том, как жили русские крестьяне в дореволюционной России, дошло огромное количество источников – и документальной информации, и данных статистики, и личных впечатлений. Современники по поводу окружавшей их реальности восторгов не выражали, находя ситуацию отчаянной и страшной. В нашем обзоре 20 фото, которые были сделаны в период 1900 – 1910 года. Снимки, безусловно, постановочные, но на них можно разглядеть крестьянских быт того времени.
Сбор урожая. Россия.1910-е.
Сбор урожая. Россия.1910-е.
В попытке понять, как жили русские крестьяне в начале прошлого века, обратимся к классикам. Приведём свидетельство человека, которого сложно упрекнуть в нерусскости, в неадекватности или в нечестности. Вот как описывал свою поездку по русским деревням различных уездов в самом конце XIX века классик русской литературы Толстой:

«Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить».
Гулянье в деревне на празднике. Начало ХХ в.
Гулянье в деревне на празднике. Начало ХХ в.
«Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", — говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи», - продолжает Толстой.
Жатва. Владимирская губерния. Фото 1910-х гг.
Жатва. Владимирская губерния. Фото 1910-х гг.
Гулянье в праздничный день. Русский Север. Фото начала XX в.
Гулянье в праздничный день. Русский Север. Фото начала XX в.
По мнению Толстого, проблемы русских крестьян вполне объяснимы. Лев Николаевич считал, что все проблемы
- от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом;
- от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками;
- от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их;
- от чиновников, угнетающих народ;
- от податей;
- от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.Женщина катается по окончании жатвы на последней полосе, приговаривая «Жнива, жнива, отдай мою силу». Рязанская губерния., Косимовский уезд, д. Шемякино. 1914 г.
Женщина катается по окончании жатвы на последней полосе, приговаривая «Жнива, жнива, отдай мою силу». Рязанская губерния., Косимовский уезд, д. Шемякино. 1914 г.
Дети в поле.
Дети в поле.
Гулянье на пасхальной неделе. Север Европейской России.
Гулянье на пасхальной неделе. Север Европейской России.
Ещё один классик русской литературы В. Г. Короленко, много лет проживший в деревни, организовывавший там раздачу продовольственных ссуд и столовые для голодающих писал: «Вы свежий человек, натыкаетесь на деревню с десятками тифозных больных, видите как больная мать склоняется над колыбелью больного ребенка, чтобы покормить его, теряет сознание и лежит над ним, а помочь некому, потому что муж на полу бормочет в бессвязном бреду. И вы приходите в ужас. А «старый служака» привык. Он уже пережил это, он уже ужаснулся двадцать лет назад, переболел, перекипел, успокоился... Тиф? Да ведь это у нас всегда! Лебеда? Да у нас этой каждый год!»
Жница. Фото С.А. Лобовикова. 1914-1916 гг.
Жница. Фото С.А. Лобовикова. 1914-1916 гг.
Свадебный поезд. Фото. Начало ХХ в.
Свадебный поезд. Фото. Начало ХХ в.
Свадьба.Тульская губерния. 1902 г.Свадьба.Тульская губерния. 1902 г.

Картина дня

наверх