Птицы Третьяковки
В этом доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году, находится основное здание Третьяковской галереи. Однако, поскольку собрание Галереи всё время росло, дом быстро оказался ей мал, и к особняку постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и 1902–1904, когда появился знаменитый васнецовский фасад, ставший символом Третьяковской галереи. Вот там, в верхней части фасада, тянется украшенный керамикой фриз, на котором и обитают Сирины.
Здание построено в 1989 году и получило своё название потому, что в нём, помимо конференц-зала и выставочных площадей, была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб музея. Птицы на корпусе прячутся небольшие, но интересные. Все они откровенно сказочные, и, с моей точки зрения, не поддаются определению. На металлической решётке ворот (помимо иных, не птичьих, изображений) можно найти вот таких птиц:
Что же касается полосы керамической плитки, тянущейся под карнизом фрочной галереи корпуса, то там тоже есть растительно-животный орнамент, и среди цветов, рыбок, и, кажется, львиц, изредка встречается и некая птица. Будучи некрупными и высоко сидящими, птички эти оказались почти на границе возможностей съемки, так что уж не взыщите, как получилось.
Следующий объект у нас будет здание бывшего Военторга, а ныне просто торгового центра на Воздвиженке, 10. Собственно, старое здание Военторга (модерн 1910–1913 гг.) было разобрано в 2003 г.(кланяемся Лужкову за огромное количество уничтоженных арт-объектов центра!), а на его месте сейчас стоит
Казалось, что украшен нынешний дом исключительно белочками.Но как оказалось, что это не совсем так. Вверху можно обнаружить, что над главным входом, почти под крышей, там имеются две круглые блямбы и две фигуры.
К большому изумлению, блямбы при более пристальном рассмотрении оказались двумя павлинами.Если рассмотреть снимки с увеличением, выяснится, что и фигуры имеют коллекционный интерес. Дело в том, что одна из фигур изображает древнего витязя со щитом, который почему-то украшает куда более молодой двуглавый орёл времён Наполеоновских войн.Сочетание дивное. Не хуже бескрылых кадуцеев, которые тут тоже присутствуют. Но орёл включению в коллекцию всё-таки подлежит. Вот такие пироги.
Чёрные лебеди Белого города
Исходно это было здание ювелирной фабрики "Фирма Ф.А. Лорие". Построено оно в 1914 году по проекту архитектора Ф.А. Ганешина. А в конце XX века здание было переделано под нужды компании "ЛУКОЙЛ", в частности, тогда появился современный фасад (и, добавлю я, очевидно, тогда же оно было снабжено бдительной, но оказавшейся вменяемой охраной).
Дом прячется среди других домов, но сейчас, в связи с какой-то стройкой, неплохой общий вид на него открывается со Звонарского переулка. Со временем, надо полагать, эту брешь застроят. Сквозь забор стройплощадки на Звонарском видно, что по бокам от подъезда на торце дома расположены два больших керамических панно с великолепными чёрными лебедями. Лебеди были выполнены скульптором О.А. Иконниковым уже в наше время, при перестройке здания. Попасть к ним можно сквозь запираемую подворотню собственно дома № 5, выходящего на Звонарский переулок.
Ну а рядом с этими лебедями, на выходящем в Сандуновский проезд между Звонарским и Сандуновским переулками фасаде числящегося по Неглинной дома 14 (строение 3–7) из комплекса Сандуновских бань, нашлись замечательные, художественного литья, чугунные кронштейны для козырьков подъездов.
Скорее всего, это кто-нибудь из жар-птиц. Это не единственные такие жар-птицы в Москве. Как минимум, точно такие же есть на улице Достоевского и мы до них еще доберемся. Есть в Трёхпрудном переулке высокий жёлтый дом № 11/13, точнее, комплекс слившихся доходных домов А.А. Волоцкой. Постройка 1913 года, архитектор Э.-Р.К. Нирнзее.Собственно, вот. И на том фасаде, что выходит непосредственно на Трёхпрудный, высоко на стене под треугольной башенкой (на фото, что выше – на одном уровне с висящим на проводах фонарём), есть небольшая лепнина с чьим-то гербом. И держит там гербовой щит она или оно?
Кто это? Двуглавая цапля? Аист? Журавль? Марабу? Кто?! И чей это герб? Как оказалось этот герб сочли фиктивным, просто гербоподобным украшением. Ну и зачем было его ляпать?
И ещё московские птичьи разности
Кто они такие, я сообразить не могу. Кабы не лапы, на султанок были бы похожи, а так вообще непонятно. Хотя есть у меня ощущение, что изобразить пытались всё же кого-то конкретного, уж больно не похожи они на "птиц вообще".
Дальше у нас будет Борисоглебский переулок, дом 8, строение 1. Голубое шестиэтажное здание с надстроенной мансардой.
Это бывший доходный дом С.К. Родионова, им же и построенный в 1900 году. Над входом в дом, под козырьком подъезда, висит герб, увенчанный коронованным рыцарским шлемом, на котором сидит птица, похожая на орла. Но, как оказалось, не орёл. Учитывая, что сам С.К. Родионов был потомственным дворянином, герб с вероятностью ему и принадлежал. В описании герба (действительно, принадлежавшего Родионовым), в котором говорится, что "нашлемник – встающий из золотого пламени чёрный феникс".
Так что Феникс это, вон оно как. Разнообразие мифических птиц Москвы расширяется.
Ну а последней на сегодня точкой будут декоративные решётки на крыше бывшего здания Московской городской думы на Воскресенской площади, во времена СССР – музея В.И. Ленина (с сентября 2012 г. – музея Отечественной войны 1812 года) на площади Революции, 2. Здание построено в 1890–1892 годах архитектором Д.Н. Чичаговым.
ноябрь 2012 г.
На решётке силуэтами в профиль перемежаются попарно грифоны и коронованные орлы.
Свежие комментарии