На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Большой театр: Феникс, рожденный в пламени пожаров

Русский балет и Большой театр незыблемы в мировой культуре. Многое из этого скрыто в фундаменте, на котором они рождены. Там в глубине течет река времени. Попробуем туда заглянуть. Ключ для входа - квадрига Аполлона.  Екатерининская, Александровская, Николаевская и современная эпохи потоками событий несут за собой 

Начало: Большой театр князя Петра Урусова: почему все пошло не так? 

Князь, городской прокурор и меценат Петр Васильевич Урусов (1733-1813) - потомок знаменитого и богатейшего рода ногайских татар. Его предок - хан ногайского ханства Урус-бий вместе с тремя сыновьями в 1587 году принес присягу на верность русскому царю Ивану Васильевичу (Грозному). Российская императрица Екатерина Вторая не случайно именно Урусову доверила эту авантюру с театром в период, когда восставшие орды Емельяна Пугачева, захватили Казань и готовились к походу на Москву.

Известный меценат, московский прокурор князь Пётр Урусов получил от императрицы Екатерины II величайшее дозволение от 28 (17) марта 1776 года "быть содержателем всех театральных в Москве представлений ему одному, а больше никому, во все десятилетнее время, дабы через то ему не было подрыва". Также Петр Урусов получил высочайшую привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством в течение пяти лет построить каменный театр, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли - "театрального всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады"

Собственно с этой даты и начинается история Большого театра. Надо сказать, что князь Петр Урусов не был прост. Он проверил коммерческую выгоду проекта, организовав продажи билетов в домах Москвы. Спрос был огромен.

Компаньоном Урусова стал англичанин, выпускник Оксфорда, Маккол Медокс. Медокс приехал в Россию преподавать математику будущему императору Павлу I, но ненароком увлекся сценой. Сначала коллектив актерской труппы состоял из 43 человек: 13 артистов, 9 актрис, 4 танцовщицы, трое танцоров, балетмейстеров и 13 музыкантов. Причем на первом этапе существования театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое, а состав был самым разнообразным: от крепостных артистов — до приглашенных из-за границы звезд. Свои первые спектакли актерская труппа давала в пристройке к дому графа Воронцова на Знаменке.Н. Дмитриев-Оренбургский. Эрмитажный театр при Екатерине II.

Его сиятельство замахнулся на то, чтобы прибрать к рукам все развлекательные заведения Первопрестольной, а самому стать монополистом в сфере развлечений. Что двигало Петром Васильевичем: бескорыстная любовь к искусству, честолюбивое желание стать реформатором московского театра и сохранить свое имя в Истории или заурядная жажда наживы? На этот вопрос у нас нет ответа. Очевидно одно: князь шел на острие культурного прогресса.

Он составил пятилетний, как сказали бы сейчас, бизнес-план: на купленном за свои деньги земельном участке выстроить каменное здание театра "со всеми потребностями и удобностями" и нанять труппу русских актеров, а со временем - французских оперных певцов. Когда же публика привыкнет к театру, а дело даст первые барыши, - ставить балеты. За это Урусов просил исключительную привилегию - десятилетнюю монополию на все зрелищные мероприятия в Москве. Никто, помимо князя, не должен был ставить спектакли, устраивать маскарады, содержать воксалы и давать вокальные концерты.

Это был не имевший аналогов амбициозный прожект. Увы, Урусов не учел экономические реалии и печальный опыт предшественника, полковника Николая Сергеевича Титова. В 1767 году тот, взяв в казне заимообразно 1725 рублей, занялся театральной антрепризой и стал содержать Московский театр. "Сие содержание причинило мне истинную погибель. Я вошел в долг, разрушающий совершенно мое состояние. Все деревни мои заложены и без человеколюбия некоторых моих кредиторов лишился бы я уже давно не только деревень, но и дневной пищи".

Антреприза так и не смогла стать самоокупаемой. Как только прекратились государственные дотации, дело рухнуло.

Место московского театрального антрепренера освободилось. Его и занял князь Урусов. Он не сомневался в успехе.

Воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, князь подал челобитную государыне Екатерине II. И 28 (17) марта 1776 года получил от нее повеление "быть содержателем всех театральных в Москве представлений ему одному, а больше никому, во все десятилетнее время, дабы через то ему не было подрыва". И высочайшую привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством в течение пяти лет построить каменный театр, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли.

С этого момента отсчитывает свою историю Большой театр.

Однако, никто из коренных дворян не хотел тратить деньги впустую. Был уже негативный опыт. Так и получилось, что по московскому обыкновению князю Урусову для строительства выделили (за деньги) самое неприглядное место в городе: болотистый берег городской речушки Неглинки на Петровке. За этот заболоченный участок Урусов отдал непомерные для XVIII века - 7750 рублей. Для сравнения - Это было жалованье генерал-фельдмаршала за полтора года службы или годовой оброк 1550 крепостных! Весь проект был оценен в 130 тысяч золотых рублей. Огромные для того времени средства. Меценату пришлось потратиться на осушение болота и укрепление почвы для фундамента.

Там же на Петровке у поворота к Охотному ряду, кстати, расположено современное здание Большого театра.

Местные до этого не хотели ничего там строить.  Но кроме того, до 16 века это место считалось проклятым. Здесь, по местным поверьям жил и был убит городской колдун - черный маг. Говорят, что он творил зло, убивая людей именно в этих местах у него был спрятан магический алтарь. Но татарину - мусульманину, ведь черт не страшен! И как и было обещано императрице через пять лет после ее дозволения зимой 1780 года москвичи получили в подарок новую Петровскую площадь и театр. Туда же заехала театральная труппа, организованная из актёров – воспитанников Московского университета и крепостных.1780 год Большой Петровский театр в МосквеБольшой театр: Феникс, рожденный в пламени пожаров

План-схема урусовского (петровского) театра

Но стать владельцем этого театра князю Урусову не случилось из-за страшного пожара, вмиг уничтожевшего его светское строение. Вероятно, сработало проклятие того черного колдуна? Во время спектакля случился пожар и театр со всем содержимым сгорел до последней доски. Князь был разорен и был вынужден продать единственное, что у него осталось - это привилегию от императрицы Екатерины Второй на проведение увесилений в Москве. Купил это князь Михаил Меддокс за 28 500 рублей. Вдобавок он получил сгоревшие обломки и землю. Он наймет архитектора Христиана Розберга и к 1790-му построит новое здание. В 1780 году он по проекту Христиана Розбергастроит на этом месте, на правом берегу Неглинки, трехэтажное кирпичное здание под тесовой крышей, фасадом выходившее на Петровку – Большой Петровский театр.В благодарность князю Урусову вновь отстроенный театр Меддокс назовет именем первого его мецената князя Петра Урусова - Петровским. Но есть версия, что в честь улицы Петровки, на которой он находился. Хотя и тут одноименно с Петром Урусовым.Большой театр: Феникс, рожденный в пламени пожаровНо по странному стечению театр Меддокса будет трижды беспричинно гореть. Сгорел театр по нелепой случайности в 1805 году. Гардеробмейстер оставил в гардеробе зажжённые свечи. Огонь в конце концов разрушит это строение, владелец окончательно разорится. 

Огонь удивительным образом пощадил маленький домик рядом с театром, в котором проживал со своей семьей Майкл Меддокс.
Оставшаяся без крыши над головой труппа кочевала по разным площадкам. Сперва частным, затем выступала в театре, специально построенном для нее архитектором К. Росси на Арбате. В самом начале нынешнего Гоголевского бульвара. Красивый удобный театр самоотверженно работал во время войны 1812 г. и тогда же сгорел дотла.

Но театр Фениксом возродится из золы. И вот как это произойдет!

Театр Меддокса умер! Да здравствует Императорский театр! 

Петровский театр Меддокса простоит четверь века, но 8 октября 1805 года сгорит дотла. Театр просуществовал 25 лет.  Война с французами отвлечет от увеселений. Пятнадцать лет стояло пепелище Медоксова театра. Зимой его заносило снегом, весной и летом обгорелый остов высился над топким болотом. Но уже после победы уже император Александр Первый лично решит возродить на месте сгоревшего театра Меддокса новый театр - Императорский - в честь Победы над Наполеоном.  В 1816-м в Москве объявили конкурс на постройку. Главным условием было использовать обгоревшей стены театра Меддокса. Проект получил зодчий Осип Бове, занимавшийся реконструкцией Красной площади и Кремля.Осип (Джузеппе) Иванович Бове (1784 - 1834 гг)

Сохранив фундамент и три стены прежнего здания Бове воздвиг храм Мельпомены, высотой 37 метров, с тройкой Аполлона над колоннадой портика. Величие театра подчеркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е годы называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную.

Согласно императорским запросам Александра Первого архитектор Бове перестроит Петровскую площадь (Театральная) в стиле нео-классицизма и уже в 1825 году в здании Большого театра состоится эпохальная постановка "Торжество муз". Сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Меддокса создал новый.Это было реально круто для москвичей, переживших разрушительную для города войну! Может быть, таким образом Александр I просил прощения за вынужденную сдачу их города французам и его сожжение. Восьмиколонное здание в классическом стиле,  колесница мифического Аполлона над портиком, декорированные в красно-золотых тонах интерьеры и многое другое сделали этот театр лучшим театром в Европе, но конечно же уступающим только "Ла Скала".  Москвичи тогда  прозвали новый театр "Колизей". Хотя и непонятно почему.  Театр Большой по проекту  Осипа Бове 1825 г.

Но через 11 лет театр сгорит. До сих пор неизвестны причины возгорания. Трое суток горожане боролись с огнем, в котором пропадут конная тройка Аполлона, уникальные нотные тетради, произведения и костюмы, хранившиеся в театре. Здание вновь было разрушено. В марте 1853 года в театре случился пожар, который за три дня оставил от здания только обгорелые каменные стены и колонны портика.

Александр Второй. Новая эпоха России...

Восстановительными работами руководил профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Альберто Катеринович Кавос (1800 - 1863 гг)

Здание отстроили заново меньше чем за три года, так как завершить работу было необходимо к торжествам по случаю коронации императора Александра II. Здание театра было возрождено к 1856 году.  Командовал строительством архитектор Альберт Кавос. Театр украсила бронзовая квадрига работы Петра Клодта. Шедевр Бове был значительно изменен. Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра, на фасаде появился второй фронтон, а конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. Кавос стремился превратить интерьеры Большого театра в музыкальный инструмент, используя много дерева.

Зато именно Кавосу Большой обязан своими акустическими свойствами. Во второй половине XIX века театр считался одним из лучших в мире по акустике. Кавос спроектировал зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, а живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику.
Впрочем, Кавос позаботился и об интерьерах. Роскошное убранство зала было выполнено в золоте и ярко-малиновом цвете, и никого не оставляло равнодушным.Театральная площадь. 1902 год.

В шаге от катастрофы театр оказался после октябрьского переворота!  Вождь революции Владимир Ленин почему-то горел желанием разрушить его. Его решение, кстати, смог оспорить тогда Сталин, объяснив хозяйственную нецелессобразность этого революционного акта. Будущий преемник отвечал тогда за матчасть революции и умело объяснил вождю, что пролетариат нуждается в немедленном просвещении. Ленину аргумент понравился и театр отдали культпросвету! После Октябрьской революции Большой театр не раз собирались закрыть, но в итоге сохранили. Большой стал площадкой для проведения Всероссийских съездов Советов, заседаний ВЦИК. И даже об образовании новой страны – СССР – было провозглашено со сцены Большого.

Большой императорский в одночасие превратился в Государственный Большой театр, который мы знаем по сей день.

В 20-е годы в здании были проведены противоаварийные работы – укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. Накануне Великой Отечественной войны была произведена капитальная реконструкция сцены.

Планировалось строительство дополнительных площадей за зданием для нужд театра, благо, генеральный план Москвы предполагал снос всех домов за Большим театром. Но война отменила эти планы.
В военные годы, чтобы защитить здание от бомбардировки, Большой театр, наряду с Кремлем, маскировали. Однако бомба в здание все-таки попала. 500-килограммовый фугас пробил стену фасада, разорвавшись в вестибюле. Архитектор и академик Александр Великанов возглавил ремонтную группу, которая тут же начала работы по восстановлению лепнины, стен, скульптур. Работать приходилось в неотапливаемом помещении, при тусклом свете. Но несмотря ни на что шедевр русского зодчества сберегли, сохранили, и труппа театра, вернувшаяся из эвакуации, возобновила свои выступления на основной сцене Большого 26 сентября 1943 года.  
Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М.Глинки «Жизнь за царя». Подправив либретто и изменив название на более благонадежное – «Иван Сусанин» с оперы сняли клеймо монархической и признали патриотической, и народной.

В день победы — 5 мая 1945 года — ведущие мастера оперы и балета Большого театра участвовали в грандиозном концерте, данном на ступенях поверженного рейхстага.В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны.Необходимость в глобальной реконструкции Большого назрела еще в советское время. Косметические ремонты и частичные реставрационные работы не решали главных проблем.

Решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра было принято в 1987 году, но для сохранения труппы нужно было сначала выстроить новую площадку. Новая сцена Большого открылась на Театральной площади в ноябре 2002 года, а главная сцена закрылась на реставрацию и реконструкцию спустя три года. К тому моменту износ здания по разным оценкам составлял от 50% до 70%.
В 2005 году театр был подвергнут фундаментальной реставрации. Реконструкцию планировали завершить в 2008 году, но работы затянулись до 2011 года. В результате Большому театру восстановили исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Альберт Кавос. Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.

При этом реконструкция позволила увеличить более чем вдвое площадь театра. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема. Реконструкция Большого театра длилась до 2011 года и обошлась бюджету по данным Счетной палаты России в 35 миллиардов рублей. Особое внимание было уделено тайне Неглинки, закопанной зодчими Петра Урусова в 18-м веке.  Строители углубились вглубь под фундамент на 6 этажей вниз. Там позже построят новые помещения общей площадью 7,5 тыс. м². Но что там нашли - это тайна. Надеюсь причина пожаров была этим  устранена.  Театр благодаря множеству дорогостоящих интерьеров внутренних залов, оркестровой вновь приобрел уникальные акустические свойства музыкального инструмента.

https://thinkabout.mirtesen.ru/blog/43834341934/Bolshoy-teat...

https://eadaily.com/ru/news/2016/03/28/etot-den-v-istorii-28...

https://xn--e1abcgakjmf3afc5c8g.xn--p1ai/communication/forum...

https://rg.ru/2019/12/07/kak-kniaz-urusov-zaruchilsia-podder...

https://realty.ria.ru/20140117/402333799.html?rcmd_alg=colla...

Картина дня

наверх