На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 236 подписчиков

Свежие комментарии

  • Run Николаева
    Я только овчарок и держу :) Корги ведь тоже овчарки, пастухи :) У них и тестирование положено, и соревнования бывают.Гифки 90
  • Run Николаева
    На монете утрированное изображение. Да и фенхель-не овощные сорта- толстый стебель (кочан) не формирует. Мне его вкус...Некоторые историч...
  • Светлана Митленко
    Человек, спасший ...

Человек, спасший Эрмитаж

Кубок Александра Григорьевича Тройницкого, почетного гражданина N2 Одессы обожали современники, а его внук в первые советские годы стал директором Эрмитажа

Кандидат культурологии Эрмитажа Виктор Файбисович знакомит своих читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.
Весной 2018 года Государственный Эрмитаж приобрел великолепный серебряный кубок, исполненный талантливым одесским ювелиром. Кубок, прекрасно сохранившийся в своем футляре, имеет несомненные художественные достоинства, но особую ценность придают ему надписи, свидетельствующие о том, что он был преподнесен воспитанниками одесского Ришельевского лицея их преподавателю А.Г. Тройницкому.

В Эрмитаже фамилия Тройницких - "не пустой для сердца звук": здесь чтут память о Сергее Николаевиче Тройницком, внуке Александра Григорьевича, возглавлявшем музей в 1918-1927 годах.Одесса. Ришельевский лицей.Одесса. Ришельевский лицей.

Начнем издалека.

Первый лицей на юге
Когда в 1818 году Александр I впервые посетил Одессу, этот процветающий город, бурлящий деловой энергией, вызвал у императора неподдельное восхищение: всего четверть века назад на этом месте в мазанках ютилось не более семисот обывателей. При самом лестном рескрипте государь выслал главному творцу этого поразительного преображения, своему бывшему сподвижнику, а ныне премьер-министру правительства Людовика XVIII, герцогу Арману Эммануэлю дю Плесси, герцогу Ришелье, орден св. Андрея Первозванного...

Покинув Одессу осенью 1814 года, Эммануил Осипович, как называли его в России, не прерывал связей со второй своей родиной. Он всячески содействовал дальнейшим благодетельным преобразованиям, осуществлявшимся в Одессе его близким другом, единомышленником и соратником, графом А.Ф. Ланжероном, унаследовавшим его обязанности. Так, через три года после возвращения герцога во Францию в Одессе в соответствии с давним замыслом Ришелье был основан первый на Юге России лицей, которому присвоили имя инициатора его создания.
Первоначально Ришельевский лицей представлял собой среднее учебное заведение с подготовительным и четырьмя гимназическими (по два года в каждом) классами. Это знаменитое впоследствии училище было учреждено на основе Одесского благородного института и Одесской коммерческой гимназии указом Александра I от 2 мая 1817 года; его торжественное открытие состоялось 7 января 1818 года.
Эммануил Осипович пожертвовал на содержание лицея все доходы от аренды и пенсию, пожалованные ему за долговременную службу в России; он передал лицею и свою великолепную библиотеку.

В 1837 году Ришельевский лицей приобрел статус высшего учебного заведения с физико-математическим и юридическим отделениями. Лицей обеспечивал образование, близкое к университетскому, но за три, а не за четыре года; при определении на гражданскую и военную службу его воспитанники пользовались равными правами со студентами университетов.
В 1864 году Ришельевский лицей преобразовали в Новороссийский университет; ныне это Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова...Александр Григорьевич Тройницкий.Александр Григорьевич Тройницкий.

Первый ученик

Александр Григорьевич Тройницкий был связан с Ришельевским лицеем не только преподаванием в нем, как это явствует из надписи на преподнесенном ему кубке: он и сам был его воспитанником. А.Г. Тройницкий родился в Одессе 12 марта 1807 года в семье майора Ладожского пехотного полка Григория Устиновича Тройницкого и Матрёны Фоминичны Волошиновой. Крестным отцом первенца стал комендант Одессы и шеф Ладожского полка генерал-майор Фома Александрович Кобле (Thomas Cobley 1761-1833). В пятилетнем возрасте Александр осиротел: 11 июля 1812 года его отец получил смертельное ранение в бою при Салтановке. В том же году семья Тройницких понесла потери во время эпидемии чумы. По-видимому, генерал Кобле не оставил своего крестника в трудные дни: герцог де Ришелье обеспечил семью Тройницких пристойной пенсией.
В девять лет Александр поступил в Благородный воспитательный институт, вскоре преобразованный в Ришельевский лицей, и получил стипендию герцога Ришелье. Стипендиат проявил таланты и усердие; ему благоволили учителя и наставники. На вечере памяти герцога де Ришелье, скончавшегося в Париже 17 мая 1822 года, Александр выступил с речью на латинском языке...
В 1824 году "первым учеником" Александр окончил лицей и поступил в училище правоведения и политической экономии. Нужда заставила его пробавляться частными уроками в известных одесских семьях; впрочем, он всегда пользовался любовью учеников, сохранявших теплые отношения со своим учителем и по окончании занятий. Училище правоведения Александр окончил также первым в списке. С 1827 по 1832 годы Тройницкий служил адъюнктом физико-математических наук в Ришельевском лицее. Когда благодарные ученики преподнесли ему кубок, пополнивший ныне собрание Государственного Эрмитажа, ему не исполнилось еще двадцати пяти лет...

"Бывшие люди"

Впереди у А.Г. Тройницкого была долголетняя успешная деятельность на государственной службе. Высшей ступенью на его карьерной лестнице стало назначение членом Государственного совета. Проживая в Северной Пальмире, он никогда не забывал Пальмиры Южной, как называли свой город одесситы. Одесса с гордостью следила за успехами своего верного сына: по учреждении звания "Почетный гражданин Одессы" первым носителем его стал граф С.Г. Строганов (1862), а вторым - А.Г. Тройницкий (1863). Александр Григорьевич скончался в день, когда ему исполнилось 64 года; он похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Три его сына, выпускники Александровского лицея, служили на ответственных должностях:
Николай Александрович (1842-1913), сенатор, занимал посты Рязанского и Вятского губернатора,
Григорий Александрович (1844-1914), сенатор, состоял членом совета министра государственных имуществ,
а Владимир Александрович (1847 - не позднее 1929) был губернатором Тобольска.

А вот внук нашего героя жестоко поплатился за служебные достижения своего отца и своего собственного старшего брата Александра Николаевича (1869-?), действительного статского советника, тульского и семипалатинского губернатора.
Сергей Николаевич Тройницкий (1882-1948), выпускник Императорского училища правоведения (15.05.1904), выдающийся специалист в области геральдики, издатель журнала "Гербовед", один из основателей знаменитого журнала "Старые годы", крупнейший знаток прикладного искусства, служил в Эрмитаже с 1908 года.
25 декабря 1918 года он был избран директором Эрмитажа. Однако в 1927 году его отстранили от должности, а в 1931 году изгнали из Эрмитажа.

В 1935 году в ходе операции НКВД "бывшие люди" С.Н. Тройницкий с женой были приговорены к ссылке. "Сын действительного статского советника, сенатора, имевшего свою усадьбу в бывшей Новгородской губернии. <...> Его брат - бывший губернатор Семипалатинской губернии, - таково было обоснование приговора. - Выслать в Уфу на 3 года".(Вилинбахов Г.В. Сергей Николаевич Тройницкий. Материалы к биографии. Материалы конференции "Геральдика. 10 лет восстановления геральдической службы России" (февраль 2002). Сайт "Геральдика.ру")
То обстоятельство, что Сергей Николаевич приходился по матери правнуком декабристу И.Д. Якушкину, его "вину" не смягчало... а ведь он, практически, спас Эрмитаж.

Чему учит гордая и трагическая судьба Сергея Тройницкого

Не оставляйте за собой плохих следов. Не оставляйте следов, которые бы казались вашим детям темными или пепельными.

"Красный директор"

Жил-был когда-то Сергей Николаевич Тройницкий, правнук декабриста Якушкина, первый "красный директор" Эрмитажа - не комиссар, не матрос в бескозырке, а самый настоящий спец, работавший в нем с 1908 года. Спец, может быть узкий, всё по геральдике да табакеркам, но преданный, образованный и - тогда это трудно прощалось - из старинной дворянской семьи. Если вам нужен каталог вееров XVIII века - это к нему. Если хотите знать всё о европейском фарфоре - читайте Тройницкого.А. Сегал. Для народа. В Эрмитаж. 1960 год.

"Говорят, что много лет тому назад, когда проснувшийся Адам удивленно смотрел на впервые представшую его глазам красоту Евы, она, чтобы скрыть легкое смущение от пристального взгляда, сорвала зеленую ветвь и стала ею обмахиваться, с любопытством разглядывая окружавшие ее чудеса Эдема". Это из "Каталога вееров" Тройницкого, Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1923 г.1

Впрочем, шутки в сторону! Он спас Эрмитаж!

Вредитель

Он верой и правдой отстраивал его из разрушенного состояния в самые горячие годы, в 1918-1927 годы. Это он реэвакуировал коллекции из Москвы в ноябре 1920-го (половина картин была отправлена туда Временным правительством). Это он принял на себя поток чужих ценностей из дворцов и фамильных усадеб, чтобы сохранить самое лучшее для нас. Конечно, не только он, но, как директор, всему - голова.С. Н. Тройницкий с серебряным кубком в руке.

И он должен был быть вычищен из Эрмитажа как вредитель.
"До последних лет директором Эрмитажа был С.Н. Тройницкий. Это, пожалуй, один из самых опасных вредителей в Эрмитаже" (Красная газета, Ленинград, 1931).
Сопротивлялся "советизации Эрмитажа". Создавал в нем контрреволюционные группировки. Срывал "мероприятия Советской власти". "Содействовал укрытию от конфискации имущества бывших владельцев". "Был в тесной связи с белоэмигрантами".
Снять с должности - по первой категории!
Это значит - "абсолютная невозможность исправления", социальная смерть. Слава богу, Сергей Николаевич подал апелляцию - исправили, вычистили "всего лишь" по 3 категории (1931). Повезло. Можно работать спецом, но никаких начальствующих должностей2.

Чистка

На заседании Комиссии по чистке Эрмитажа от 18 апреля 1931 года3 Сергей Николаевич честно признался, что: а) его выгнали из 2 гимназий,
б) он - сын сенатора,
в) что у него было вначале отношение к Советской власти, "конечно, отрицательное". "Но потом я быстро оценил... Такая разруха была, что мне было жутко за страну, что пойдут со всех сторон враги. Я и тогда, и сейчас остался патриотом, для меня страна самое дорогое, что есть"4.Залы Зимнего дворца после октябрьского штурма. 1917 год.

- Страна - самое дорогое, что есть, - так он сказал. И еще потом долго объяснялся - спокойно, тихо, как обычный, разумный человек, как много им сделано. Или, что геральдика тоже нужна, без нее в исторических исследованиях никак не обойтись. Даже странно, что ему нужно было что-то объяснять - все о нем и так всё знали, чистили недавнего директора, первое лицо, бывшее на должности 12 лет.
Но, когда нужно человека вычистить, чтобы он стал пустым местом, всегда найдется масса доказательств. Тройницкий был знаком с великими князьями. Он жил за границей у эмигрантов. Он печатался за границей в журналах. Он был занят никому не нужными геральдикой, мемуарами и табакерками. Его книги - "дрянь", "не для нашего пролетарского чтения". В реконструкции Эрмитажа им не было сделано ровным счетом ничего.

Чистильщики

Не оставляйте плохих следов! Такую речь произнес будущий доктор и профессор. Известный, не без имени. С университетским образованием историка по высшему разряду. Через 7 лет он будет сам арестован по обвинению в шпионаже. Выжил, выслан, вернулся, дожил до конца 1960-х.Залы Зимнего дворца после октябрьского штурма. 1917 год.

А вот речь другого - на ту же тему.
Тройницкий "умудрился сохранить классовое лицо Эрмитажа", каким он был до революции. Эрмитаж - по-прежнему не наш, он - "императорский, дворянский".
Тройницкий - капиталист, "который существовал на прибавочную стоимость, которую он выкачивал из рабочих".
"Тройницкий и вся его свора на протяжении всех этих лет активно боролись против Сов. власти. Теперь на чистке пролетариат СССР должен потребовать от Тройницкого за это ответ".
Сказавший всё это человек погиб в блокаду. Когда он "чистил" Тройницкого, ему был 21 год. Его давно нет - но его слова остались в стенограмме.

Да как же они? Речь за речью. Встают - и говорят. И ведь свои - из Эрмитажа.
Тройницкий "совершенно не хотел делать так, как нужно".
"Вредный человек для советской общественности".
"Некоторые не понимают, что нельзя бороться с колесом истории".
Эрмитаж продолжает выполнять роль "идеолога буржуазного общества".
Перед ними находится (то сидит, то встает) Сергей Николаевич Тройницкий, каждого он знает, всех он слушает, видимо, несколько растерян, дает на всё самые простые, исчерпывающие ответы, которые истолковать двойственно никак нельзя, никакого злого умысла или второго дна там даже не предвидится, а их все равно перетолковывают.
Кто здесь судьи? И каков будет приговор?

Защитник Петров
И лишь один посторонний человек, от которого сохранилась только фамилия - Петров, нет ни званий, ни степеней, его судьба неизвестна, он сказал вот что:
"В период стихийной борьбы за другой строй жизни Тройницкий не ушел с этого поста, он совершил большое великое дело для республики - Эрмитаж сохранил в целости. С первых годов борьбы он сохранил имущество, а имущество - это есть искусство, это есть состояние, если бы оно погибло, то погибло бы полстраны... Заслугу эту ценить надо... Нельзя нападать на человека, который так много сделал для нашего государства, для нашей республики"5.Афиша Эрмитажа. 1920-е годы.

Хорошо бы, чтобы у каждого из нас был свой Петров.
А каков приговор? Его произнес некто Круглов, о нем тоже ничего не известно, кроме нескольких слов:
"Я предлагаю вычистить по первой категории. Другого метода применения к нему не остается никакого"6.

Не оставляйте плохих следов, ни темных, ни пепельных, не оставляйте никому, кто будет после вас. Сергей Николаевич Тройницкий выжил, хотя потом арестовывался по-настоящему. Вот выписка из его следственного дела:
"арестован 28 февраля 1935 г. как социально опасный элемент".
Сослан в Уфу на 3 года вместе с женой Марианной, дочерью Борисова-Мусатова.А. Бенуа. Портрет Тройницкого. 1929 год.

В 1930-х - 40-х много и тяжело работал как эксперт. После войны разбирался с немецкими трофеями в Пушкинском музее в Москве...
P.S. Какой же след оставил именно он? Что было его целью? На "чистке" он ответил: "Хранить памятники".
Так мы его и будем помнить - Хранитель.

  • 1. Тройницкий С. Каталог вееров XVIII века / Государственный Эрмитаж. Петербург: Изд-во Брокгауз - Ефрон, 1923. С. 7.
  • 2. Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1930-1931. Архивные документы (сост. Е. Соломаха) / Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016. С. 597.
  • 3. Там же. Все цитаты ниже по стенограмме заседания Комиссии по чистке Эрмитажа от 18 апреля 1931 г. (в части С.Н. Тройницого). С. 509-536.
  • 4. Там же. С. 517.
  • 5. Там же. С. 533.
  • 6. Там же. С. 536.

https://rodina-history.ru/2019/01/31/rodina-ermitazh.html
https://rodina-history.ru/2023/10/15/chelovek-spasshij-ermit...

Картина дня

наверх