Продолжим нашу прогулку.Первая часть ТУТ. Вторая ТУТ
Восхитительная Предтеченская церковь, относящаяся к XVI веку и почитаемая архитектурной предшественницей храма Покрова на Рву, что на Красной площади, хранит в себе множество загадок. По традиционному мнению, она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника, которого великий князь ожидал более 20 лет и ради которого решился на беспримерный в то время шаг – официальный развод с первой женой, Соломонией Сабуровой.
Ее насильно постригли в московском Рождественском монастыре, и она, по легенде, прокляла за это и бывшего супруга, и его новый брак, и все его потомство. Но и во втором браке Василия III с Еленой Глинской детей не было несколько лет. Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому.
Это картина художника передвижника К. Маковского (1872 г.)
Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Их посвящение было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей: так Василий III молился о даровании наследника, которого обещал наречь Иоанном в честь его великого предка. После рождения в 1530 году сына, действительно нареченного Иоанном, храмы святого Иоанна Предтечи строились уже в честь его именин.
Вход ворота на территорию церкви.
А так они выглядели в 1930 году.
Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите.
Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений.
Посвящение еще одного придела митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, знаменовало молитву о ниспослании чуда. Следующий престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены, что символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской. Этот храм также явился предтечей собора Василия Блаженного - и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству.
25 августа 1530 года (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, родился долгожданный наследник, будущий первый русский царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в том числе и знаменитый Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году.
Эти три фотграфии с голубым небом сделаны не мной. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю.
Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка.
В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву (или Собора Василия Блаженного), что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.)
Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного.
Позже Василий Третий, услышав в коломенском тереме о том, что его молодая жена Елена Глинская разрешилась долгожданным наследником, будущим Иваном Грозным, распорядился в честь радостного события возвести здесь дивный белокаменный шатровый храм Вознесения, ставший своеобразной визитной карточкой государева двора. Храм достоин отдельного рассказа.
Но помимо споров о дате постройки храма он окутан еще и другими легендами, согласно некоторым, холм, на котором стоит храм, испещрен ходами и в нем может быть спрятана, не найденная до сей поры, загадочная библиотека Ивана Грозного.Эту легенду связывают с тем, что Иван Грозный любил Коломенское и этот храм, отмечал тут свои именины и в последний раз побывал здесь незадолго до своей смерти, выезжая из Москвы с большими обозами. А ещё хочу показать в каком состоянии был храм, пока его не отреставрировали.
Северный предел 1920-1930 г.
Южный предел тех же годов.
Это фото 1890 года.
Реставрация. Храм в лесах.
И вот какой красавец стоит сегодня. Рядом с каждой церковью есть кладбище. Тут оно тоже присутствует старинное, но его начали восстанавливать.
Здесь каждый камень дышит историей.
Время стерло даже надписи.
Тут вроде написано 1845 год.
Хромография по рисунку Мартынова. На Дьяковском кладбище.
Ладно. Выходим за ограду храма и почти сразу попадаем на красивейшую лестницу.
Наверное, я не сильно ошибусь, если скажу, что именно на территории нынешнего Коломенского жили самые первые москвичи: на холме над красивой речкой еще 2,5 тыс. лет назад возникло городище Дьяково, давшее имя целой археологической культуре.
Так что коренными жителями будущей столицы был непонятно кто: возможно, балты, современники Рима и Афин, возможно, угры, канувшие в Лету задолго до появления в этих местах славян. В окрестностях Голосова оврага археологи нашли остатки древних поселений датирующихся 1 веком до нашей эры и существовавших еще до прихода славян в эти места. Дьяково городище, находящееся неподалеку – самое древнее поселение на территории Москвы.
Овраги, прорезающие территорию музея-заповедника, также облагорожены: ручьи текут по специально проложенным и облицованным камнем руслам, родники загнаны в подземные трубы и вода теперь набирается из краников, а через овраги перекинуты извилистые красные мостики, поражающие воображение высотой и изощренностью.
Первый овраг называется Дворцовым, Голосовым или Волосовым (Велесовым) и назван так, скорее всего, еще в древние времена племенами, жившими здесь и поклоняющимися древним языческим богам в честь бога Велеса, покровителя животных, владыкой подземного мира. Нынешнее название «Голосов» – производное от Волосов. То есть, названный по имени Волоса (Велеса) – языческого славянского бога подземного царства и потустороннего мира. Камни в Коломенском, лежащие на дне, служили жертвенниками этому божеству. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов.
С крутого берега вниз можно спуститься по деревянным лестницам.
Овраг простирается над крупным геологическим разломом, пересекающим электромагнитное поле земли ровно поперек. На дне оврага лежит множество камней, два из которых, принесенных сюда еще ледником наделяются магическими свойствами.
Основная масса камней (а весят они порядка 4-5 тонн каждый) погружена в землю, а на поверхности только небольшая их часть. Один из камней зовется "Гусем" и считается мужским камнем, второй камень "Девий" якобы помогает бесплодным женщинам обрести ребенка. Насколько помогают камни доподлинно неизвестно, но ученые, проводившие замеры электромагнитных полей в овраге утверждают, что показатели в районе камней превышены в 27 раз.
По второй легенде, уже христианского толка, овраг образовался на месте битвы Георгия Победоносца со змеем и отражает как раз контуры тела того самого чудовища, родники на дне оврага - места, по которым ступали копыта коня Георгия (кстати вода в них в любое время года около 4 градусов и зимой родники не замерзают), а камни - окаменевшие останки коня, погибшего во время схватки. Камень "Гусь" - его голова, "Девий" - туловище.
"Гусь камень"
"Девичий камень".
Валуны эти и делают Коломенское Стоунхенджем – ибо овеяны легендами и преданиями. «Гусь камень» обладает волшебной силой и лечит любые болезни, а Девичий почитается аж с языческих времен, обитатели этих мест почитали его как божество.
Если набрать водицы из местного родничка и в молчании испить ее, сидя на камне, настырно думая о каком-нибудь желании, то оно непременно должно исполниться.
Есть и второй овраг, Дьяковский, с еще более крутыми склонами. Он более "дикий". В нем до сей поры еще растут редкие для московского региона цветы и травы, деревья и кустарники. Так вот эти овраги не совсем обычны. Вокруг них витает множество легенд.
Встретили мы дерево, все сплошь увешанное цветными ленточками из разных подручных материалов – язычество в Коломенском не задушишь, не убьешь.
Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом, факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы.
Вот одна запись из летописи. Утверждается появление в начале XVII века отряда татарских всадников во главе с сотником войска Девлет Гирея, который действительно ходил походом на Москву, но… за пятьдесят с лишним лет до появления этих всадников. Они были схвачены царскими стрельцами и татары из отряда были подвергнуты пыткам и показали, что во время сражения, произошедшего за 50 лет до их появления в Коломенском, они пытались скрыться от преследования в Голосовом овраге и встретились в нём со странным зеленоватым туманом.
Другая история говорит о встрече советского милиционера в 30-х годах XX века ночью в овраге с неизвестным волосатым человекоподобным существом гигантского размера. Увидев его, милиционер вытащил пистолет, но существо скрылось. Милиционер также рассказывал про странный туман.
Ещё одна загадочная история, о которой сообщалось в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года — это исчезновение двух крестьян, которые ещё до войны с Наполеоном ночью отправились из деревни Дьяково в деревню Садовники (обе находились на территории современного Коломенского) через овраг и попали в тот же зеленоватый туман. По пути они присели отдохнуть на Девин камень. Вышли из оврага они через 21 год...
А мы начинаем подниматься из оврага, перейдя его, наверх.
Кстати, следите за мобильниками – они частенько разряжаются в овраге.
Ну и напоследок предлагаю прогуляляться по знаменитым фруктовым садам Коломенского, известным с XVII века, где мелкота и сегодня активно объедает вишню, а осенью жители собирают яблоки и груши.
О том, какими именно были сады в Коломенском и каковы были порядки заведенного в нем садоводства, можно судить и по древним памятникам русской письменности и по народным песням. Коломенские, как и вообще наши старинные, сады были по преимуществу плодовые.
В старину такие сады существовали не только за городом, но и в самой столице, потому что в каждом феодальном хозяйстве сады составляли почти такую же неизбежную принадлежность, как и служебные постройки или колодезь.
Без сада или огорода, и, в конечном счете, и усадебный двор не был двором. И это вполне понятно, потому что в условиях натурального хозяйства важнейшая забота феодала, купца, владельца промышленного предприятия была направлена на то, чтобы все было припасено у себя дома.
Этот хозяйственный взгляд на садоводство очень четко отразился в известном "Домострое", в котором садоводству отведена особая статья под заглавием "Огород и сад как водити".
Это я контрабандой залезла в чужой двор.
Сто лет спустя "Уложение" царя Алексея Михайловича (1649 г.) также касается вопросов садоводства, причем статьи 221 и 222 этого кодекса говорят о высоких штрафах и других взысканиях за кражу плодов или порчу садов и огородов. При таком значении этой хозяйственной отрасли в быту того времени садоводство дворцовых сел, каким было Коломенское, несомненно, имело широкиеразмеры.
Это ряды яблонь.
То ли жительница, то ли яблок набрала...
Очень темно, потому что пасмурно, да еще и сам сад даёт тень.
Это я постаралась найти другую фотографию. Вот такое оно Коломенское. Разное и захватывающее. Но и это еще не конец. Впереди нас ожидает необыкновенная по красоте церковь Вознесения Господня и Государев двор.
Свежие комментарии