Жизнь - театр

609 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ritchie Blackmore
    Потрясающе!Финалисты конкурс...
  • Светлана Митленко
    Ну вот про богатырей возможно. У одного Васнецова есть пара-тройка картин)))Как появились сра...
  • Татьяна Толстова
    Няшные-котяшные

Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художника

Биография Василия Тропинина, подчиняясь законам романтической эпохи, складывается в стройную историю - историю таланта, который благодаря упорству и трудолюбию пробивается сквозь самые неблагоприятные обстоятельства.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаСвидетельства знавших его людей рисуют художника человеком добрым, отзывчивым и чувствительным. Это впечатление от его личности полностью соотносится с впечатлением, рожденным от его искусства. Портреты Тропинина легко узнать по благодушному выражению лица, свойственному его персонажам. Он наделял своих героев собственным спокойствием и доброжелательностью.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаВасилий Тропинин, автопортрет

Василий Тропинин родился 30 марта в 1780 (1776) году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А.С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И.И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. После многочисленных просьб Морков согласился определить учиться живописи своего талантливого крепостного.

Императорская Академия художеств не возбраняла посещать академические классы крепостным в качестве "посторонних", вольноприходящих учеников. Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С. Щукин. Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: "Возвращение ратника к своему семейству", "Русская крестьянская свадьба", "Русская крестьянская пляска" и "Ворожба на картах". Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни. В мастерской Щукина были заложены также стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда - определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми вызывает в памяти одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков - "Автопортрет" Щукина.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаС.С. Щукин Автопортрет

По свидетельству Николая Рамазанова, впервые изложившего биографию художника, Тропинин "мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова". Ему благоволили профессора Академии. На академической выставке 1804 г. его картина "Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке", написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей. Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаО Тропинине заговорили как о "русском Грёзе". Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь. Француз Ж.-Б. Грёз был тогда в России очень популярен. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений.

Будучи слушателем Академии, Тропинин получил возможность приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. По копиям Тропинина можно судить о его преобладающем интересе к голландским и фламандским мастерам - Рембрандту, Йордансу, Тенирсу. Если с Грезом Тропинина сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим., то в работах голландцев и фламандцев он находил поддержку своей реалистической ориентации, исканиям в области жанра.

Учился он блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре художественной жизни Петербурга. Кроме Щукина, он общался с Егоровым, Шебуевым, Андреем Ивановым, Угрюмовым и Дуайеном.

Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного, и тот... отозвал Тропинина из Академии. Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье - в новое имение Морковых. Графу нужен был крепостной художник, усадебный живописец, а не один из лучших портретистов эпохи, каким тот в конце концов стал. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы. По его ранним рисункам можно сделать вывод, что он не изучал анатомии, мало посещал классы рисования с натуры, плохо владел перспективой и искусством композиции. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.

В имении Морковых Василию дали понять, что он всего лишь крепостной, и назначили на должность кондитера и лакея. Кроме того, в его обязанности входило выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, украсившие впоследствии дом Моркова, расписывать местную церковь и писать для нее иконы, а также работать над галереей семейных портретов своих хозяев.

Последующие без малого двадцать лет, с небольшими перерывами, Тропинин прожил на Украине, в имении Моркова Кукавка. Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку. "Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных", - вспоминал он позднее.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаТропинина Анна Ивановна (урождённая Катина, жена художника). 1810 год.

О том, как развивался роман домашнего художника графа Моркова, а по совместительству маляра и архитектора Василия Андреевича Тропинина с вольной поселянкой Анной Ивановной Катиной, не известно почти ничего. Можно лишь сказать, что венчались они в 1807 году в принадлежавшей графу деревне Кукавке Подольской губернии. Таинство проходило в только что освященной церкви, построенной по проекту Тропинина и расписанной им же.

Для Анны Катиной брак с крепостным означал, что и она сама, и ее дети от этого брака попадут в неволю. В те времена случалось, что хозяева за заслуги давали вольную своим крепостным, но это редко распространялось на целую семью. Пример тому — судьба отца художника, который в конце жизни получил личную свободу, но его жены и детей барская милость не коснулась, и Тропинин-старший так и остался привязанным к хозяину. Однако, раз она на это пошла, значитотношения между ними были и весьма серьезные.

Брак Василия и Анны Тропининых был счастливым. Художник души не чаял в жене и родившемся впоследствии сыне Арсении. Кстати, портрет последнего, выполненный отцом, считается одним из лучших изображений детей в истории русской живописи.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаПортрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818 года.

Отечественная война 1812 года изменила мирное течение кукавской жизни. "6-го августа тишина Шальвиевки (усадьба Моркова в четырех верстах от Кукавки) была нарушена заливавшимся под дугой колокольчиком", - пишет Рамазанов. Прибывший из Петербурга фельдъегерь объявил приказ Александра I, который по выбору московского дворянства назначал Моркова начальником московского ополчения. Граф тотчас же выехал из Кукавки, а имущество свое поручил Тропинину отвезти в Москву обозом. Крепостной художник отправился вслед за графом и долго странствовал по охваченной войной России Тропинин был в числе первых жителей, вошедших в Москву после пожара. Летом 1813 года вернулось домой ополчение Стараниями Тропинина московский дом Морковых был готов к приему хозяев Однако во время пожара в нем сгорели все находившиеся там работы художника.

На месте особняка графов Морковых на Тверской улице также было пепелище. Жизнь в послепожарной Москве постепенно оживала. В 1813 победителями вернулись ополченцы, в 1814 – русские войска из заграничных походов. Тропинин вновь занялся живописью. В отстроенном доме графа у него появилась мастерская, где он исполнил портреты своих хозяев, их близких и знакомых дворян.

Помещика, Ираклия Ивановича Моркова, нельзя было назвать человеком крутым или жестоконравным.
В конце концов, если не всегда благодаря его личным заботам, то благодаря его непротивлению или расположению, Тропинин посещал Петербургскую Академию художеств, имел заказчиков из числа высокопоставленных людей, мог работать в прекрасной мастерской. Ираклий Иванович постарался – отвел под мастерскую одну из самых больших, светлых комнат московского особняка. Но положение слуги в доме Моркова было мучительным для Тропинина.
С добродушной улыбкой он рассказывал о случае, изменившем его положение и отношение к нему помещика. Приезжий француз-художник, побывав в мастерской Тропинина, необычайно расхвалил Моркову его работы. Приглашенный к обеду, он, увидев входящего в гостиную нарядно одетого художника, радостно вскочил ему навстречу, упрашивая сесть рядом. И Морков, и Тропинин были чрезвычайно смущены, потому что одетый в нарядную ливрею Тропинин вошел в гостиную, чтобы прислуживать за столом... С тех пор, Морков лакейские обязанности с Тропинина снял.

В 1815 написал два больших полотна семейства графа Ираклия Моркова. На одном изображены отец с сыновьями-воинами и старшими дочерьми-невестами, счастливые встречей после окончания Отечественной войны.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаПосле их приезда Тропинин написал семейный портрет старших Морковых. Слева — сыновья, Ираклий и Николай. Справа от отца — дочь Наталья. Мать — за клависином, рядом — мадемаузель Боцигетти

На другом – подросшие за время лихолетья младшие дочери и сын. В этом году он написал портрет Н.М.Карамзина, который был гравирован и открывал собрание сочинений писателя. Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаПортрет историка Николая Михайловича Карамзина. 1818 год.

Дворяне, следуя старинной моде, вновь возрождали в своих домах портретные галереи вместо сгоревших в московском пожаре полотен. Поэтому Тропинина охотно «одолживали» в те дома, где требовался живописец. Он писал портреты соседей графа, многочисленных военных, вернувшихся с полей брани, своих близких (сына, сестры Анны), москвичей.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаПортрет сына художника за мольбертом. 1820-е годы.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаПортрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника. 1827 год.

Снискав в Москве уважение и популярность, художник тем не менее оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства. Особенно хлопотали за Тропинина А.А. Тучков - генерал, герой 1812 года и коллекционер, П.П. Свиньин, Н.А. Майков. Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и человеческие качества которого он очень ценил. И.И.Морков был обычным помещиком того времени, не хуже многих. Он всё же отпустил Тропинина, не потребовал за него денег, как это было с Т.Г. Шевченко или с Г.Сорокой.
А Иван Петрович Аргунов, крепостной графа П.Б.Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, так и умер в неволе. Его сын Николай Иванович Аргунов, тоже талантливый художник, до 45лет был крепостным Шереметевых.

Это произошло только в 1823 году, когда ему было 46 лет, он, наконец стал вольным. На пасху в 1823 году граф вручает Тропинину вольную. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаПортрет жены художника

В 1824 году за "Портрет медальера К.А. Леберехта" Тропинин был признан академиком портретной живописи. Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаХудожник подает в Академию художеств свои картины: «Кружевницу», «Нищего старика», портрет Е.О. Скотникова и портрет А.Е. Леберехта и в 1824 году получает звание Академика. Совет Академии художеств предлагал ему остаться в Петербурге и принять должность профессора. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника. В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. И чисто личный - в Москве жила семья его бывшего владельца графа И. Моркова, крепостными которого оставались жена и сын художника, и явно ощущаемое Тропининым чувство свободы, которое дарила ему московская жизнь, а также новое для художественной жизни России стремление художника обеспечить себе независимое профессиональное положение. Искусство в России всегда было делом государственным. Императорская Академия художеств распределяла государственные заказы, "пенсионерство" и субсидии и определяла судьбу художников. Тропинин же, живя в Москве исключительно частными заказами, сумел завоевать славу одного из лучших портретистов, создать себе независимое положение, которым обладали очень немногие русские художники. Василий Андреевич занял в московской культурной жизни ту нишу, которая до него пустовала, и стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников и гармонию, и противоречивость московской жизни.

В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А.С. Пушкина. Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаПортрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827 год.

В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Тропининский Пушкин вовсе не приземлен - он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется торжественной античной тоге.

У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М.А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, "что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой", и только почистил его.

В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее, изображает и повторяет изображения старых женщин - Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художника"Старуха, стригущая ногти" (1850), Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художника"За починкой белья" (1852), Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художника"Старуха с курицей" (1856). Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Они вызывают щемящее чувство жалости, но в то же время создают ощущение покоя, смирения перед вечным, и, неизменным порядком бытия. Тропинин очень тяжело переживал смерть своей жены в 1855 году; из квартиры на Ленивке, где они прожили больше тридцати лет, переехал в Замоскворечье.

Он написал более 3 тыс. портретов. Критика редко писала о нем, ведь он почти не участвовал в академических выставках. Несмотря на это, он был очень известен и пользовался славой лучшего портретиста.
Даже Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: «У вас есть собственный превосходный художник».

Смерть Анны Ивановны в 1855 году стала для Тропинина тяжелым ударом — он практически забросил живопись. Однажды рядом с его студией на Ленивке обосновался гробовщик. Художник, для которого рана от потери была еще слишком свежа, не перенес такого соседства, купил домик в Замоскворечье и съехал с насиженного места, где написал и знаменитый портрет Пушкина, и автопортрет с видом на Кремль. Умер Василий Тропинин 3 мая 1857 года, пережив супругу всего на два с небольшим года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.Великие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художникаАвтопортрет на фоне окна с видом на Кремль. Из коллекции Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени. Автор В. ТропининВеликие истории любви. Василий Тропинин, любовь и творчество крепостного художника

https://www.mos.ru/news/item/36479073/

http://www.centre.smr.ru/win/artists/tropinin/biogr_tropinin...

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e04c31f7-3ab3...

http://nearyou.ru/tropinin/13famaly.html

Картина дня

))}
Loading...
наверх