Что-то новое об этом дне... все сказано и пересказано и не раз. Поэтому просто поздравляю с благостным днем и привожу слова настоятеля храма Святителя Николая, священника Евгения Пуртова.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С КРЕЩЕНИЕМ ОТ НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА
Дорогие братья и сестры, с праздником Крещения Господня!Благословение Божие и мир всему нашему поселку, в каждый дом и на каждый стол!
Это не просто слова, ведь мы все пьём воду, очищаемся и утешаемся ей – обыкновенной водой из-под крана. Настолько привыкли, что и не задумываемся - а что будет без неё, не приведи Господь.
А между тем, вода – основа бытия нашей красавицы планеты Земля и нас в том числе. Древние даже боготворили источники и реки, поклонялись им, жертвы приносили.
Мы – люди современные, образованные и тоже знаем, что селиться нужно там, где хорошая вода. А она везде хорошая, когда сам хорош!
Кто был на реке Иордан тот видел, какая она мутная. Но Христос Спаситель крестился в ней, и вода стала священной, запомнила силу Божьего слова и смирение Божьего Сына. С тех пор стихия воды величественно и благодарно хранит тайну Богоявления.

Радость Богоявления начинается утром с причастия Святых Христовых Таин на Божественной Литургии и продолжается крестным ходом до места, где на озере будет Великое освящение воды. Городок на озере в этот день именуется «Иордань», прорубь для купания – «купель», набор воды в посуду осуществляется в Крестообразной полынье, свечи за здравие ставятся в «Часовне» из снега.
Для поселка, это целое событие: дежурят все службы, в палатках для переодевания не протолкнуться, куча зевак и богомольцев до позднего вечера. И всем хорошо!
Какая все-таки радость эти наши православные праздники, когда без пьянки и ругани. Кто искупается – молодец, только не теряй благопристойность и мокрое бельё.
Кто лишь умоется водицей – хорошо, делай так каждый день и здрав будешь.
Запас святой воды делается молча, с молитвой и верой. Если мы за всё будем благодарить и славить Создавшего нас Бога, то ни в чём не ошибёмся, и получим себе на пользу Его Божественный Свет.
С наилучшими пожеланиями!

Крещение в ряду церковных праздников как бы завершает Святки — время, которое начинается от Рождества Христова и заканчивается именно 19 января.
— Это сейчас в нашем сознании два разных праздника — праздник Рождества и праздник Крещения. На самом деле в древней церкви это был один большой праздник — праздник Теофании, или Богоявления. В древнейшей церкви не было отдельно Рождества, а было только лишь Богоявление, потому что свидетелями рождения Христа никто из апостолов не был, были только лишь сама Божия Матерь, ее нареченный муж Иосиф, пастухи и волхвы, — объяснил Гарькавый.

— Получается, что Богоявление — это как явление Христа миру. Неслучайно мы помним знаменитую картину Александра Иванова «Явление Христа народу», которая тоже именно этот момент описывает. Главным смыслом всего — и того, что мы уже отпраздновали, то есть Рождества, и того, что мы сейчас празднуем, — является именно явление Бога в мир. Это квинтэссенция церковного понимания этого праздника, — рассказал историк.

Традиция крещенских купаний олицетворяет воспоминание о том, как Христос своим омовением освятил иорданские воды.
Историк отмечает, что омовение в древности совершали византийские императоры, традиция также имеет античные корни. На Руси она стала популярной, потому что означала желание очиститься, соприкасаясь с водой, которая освящена благодатью Святого Духа. Однако эксперт подчеркнул, что купание в проруби все-таки экстремальный вариант омовения, потому что византийские императоры жили в другой климатической зоне.
— На Руси, наверное, это все-таки тоже было не всеобщим обрядом, а вот кому по традиции полагалось через это пройти — это тем людям, кто во время Святок нарушил церковный этикет — предписания церкви о должном поведении. Во-первых, это были те, кто участвовал в этих самых обряжениях, кто носил личины, кто, может быть, себя слишком вольно вел во время праздников, нарушая какие-то запреты. Омовение подразумевалось как прежде всего очищение и в каком-то смысле епитимья для тех людей, которые так поступали. Мы не видим в источниках древности массового купания в купелях. Мы не видим купания женщин, детей уж точно, — добавил Гарькавый.
С церковной точки зрения обязательным в Крещение является посещение богослужения в этот день. Важно участие верующих в освящении воды, в молитве.

Купание — факультативная традиция.
https://w ww.youtube.com/watch?v=PM81-ZiN8jE
Свежие комментарии