На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

Лики славянских богов. ПЕРУН

Бог Сварог – отец Перуна был почитаем среди славян, для которых он был воплощением благодетели, мудрости, доброты. К нему регулярно обращались с разными просьбами, и он по возможности старался все их выполнять, особенно часто просили о хорошем урожае. Его сила присутствовала в период создания трех миров: Правь, Явь и Навь. Божество преподнесло в дар человечеству огонь и научило готовить горячую пищу.Супругой Сварога была миролюбивая, отзывчивая богиня Лада, которая славилась не только хорошим покладистым характером, но и красотой. Она была покровительницей влюбленных и помогала им в любовных делах, создавала семьи и следила, чтобы они не разрушились.В прекрасном, крепком браке двух Богов родились братья Перуна и сестры:

  • Жива – покровительствующая лету;
  • Морена – богиня холода и смерти, которая обладала большим могуществом и устрашающе действовала на разные народы;
  • Лель – покровительница красоты и цветущей весны.

Самым сильным и известным ребенком Лады и Сварога стал сын, умеющий управлять стихиями, молниями и громом.Именно ему было написано на роду защищать слабых и помогать человеку становиться сильнее. Семья Перуна была уважаема и почитаема не только среди людей, но и небожителей.

Перун (древне-руссское Перунъ, белорусское Пярун) — бог-Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи Пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

Перун - самый знаменитый из братьев Сварожичей — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир.

Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.

Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка.

Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Оружие Перуна: «громовая стрела» (ископаемые наконечники стрел) или «чёртов палец» (камни-белемниты), стрела-молния, топорики-секиры, палицы. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.

Анна Зинковская. Перун.
Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый месяц зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода.

К. Васильев.

У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун.


Передвижение: колесница Перуна, конь Перуна, а также, по мнению Б. А. Рыбакова, колесо Перуна («громовой знак», то есть колесо с шестью спицами).

Священное дерево: дуб. В грамоте галицкого князя Льва Даниловича, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: "...а отъ той горы до Перунова Дуба горе склонъ".

День недели: четверг, у полабских славян он назывался «Перуновым днём». То, что четверг в архаичной традиции соотносился с грозой, подтверждается устойчивым выражением в современном русском языке «после дождичка в четверг».

Антропоморфный облик: согласно летописи, князь Владимир «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат…».
Зооморфный облик: Дикий тур (огромный, могучий лесной бык)

Святилище в Перыни. После 983 года Добрыня поставил здесь идол Перуна. Святилище располагалось на острове Перынь (левый берег реки Волхов у его истока из озера Ильмень), в 4 км к югу от Великого Новгорода. Представляло собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окружённую кольцевым рвом. Точно в центре площадки находилась яма от деревянной статуи Перуна.

Перед статуей размещался круглый каменный жертвенник. Площадку окружал ров — восьмилепестковый цветок, образуемый восемью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костёр, а в одной из них, обращённой к Волхову, огонь горел постоянно.
На острове - древнее урочище Перынь. Здесь в древности стояло святилище.

В Третьей Новгородской летописи под 988 годом упоминается остров Перынь со святилищем на нём, посвящённом Перуну: « ...и требища разори и Перуна посече, что в великом Новеграде стоялъ на Перыни ». Существование этого древнего святилища подтверждается археологическими раскопками, предпринятыми в середине XX века В. В. Седовым.

Новгородцы, ниспровергающие Перуна. Эскиз И. Акимова. Конец XVIII–начало XIX в.
Государственный Русский музей.

Ассоциации и посвящения: неугасимый огонь, нижнее течение Днепра и верхнее течение Волхова, пороги — место сражения с Велесом, которому посвящена другая часть соответствующей реки. Кроме того, с Перуном связывались холмы и горы. В Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах. Южнославянские топонимы, в которых отражено имя Перуна, по большей части являются названиями лесистых возвышенностей и гор.

2 августа (20 июля старого стиля) — Перунов день, он же Ильин день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается (или вселяется) в различных зверей. В давнее время в этот день собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу — гнев Перуна.

В современном русском языке есть устойчивый фразеологизм "метать перуны", что, согласно толковому словарю Ушакова, означает "метать громы и молнии", "сердиться, гневаться". Таким образом слово "перун" в русском языке обозначало (а во многих славянских языках и обозначает до сих пор) молнию. Сравните например слово piorun в переводе с польского. В силезском используется восклицание «Pieruna!» или «Jerunie!».

В русском языке слово "перун" в значении "молния" уже не употребляется, однако в поздних русских летописях XVII века, например в Холмогорской, в рассказе о Волхове зафиксировано употребление данного слова на белорусском в значении «гром» (белор. пярун) или «молния» («Пярун забіў» = «Убило молнией»).пярун) или «молния».

Слово, употребляемое в данном контексте, можно встретить в литературе, например у Михаила Васильевича Ломоносова: " ...Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут...

Или у Гавриила Романовича Державина ...Гремит! Благоговей сын персти! Се ветхий деньми с небеси Из кроткой, благотворной длани Перуны сеет по земле...

Наиболее значительные (хотя не всегда достоверные) осколки мифов о Перуне сохранились в белорусском фольклоре. Согласно Древлянскому, Перун — зрелый муж с черными волосами и золотой бородой, с луком и тулом-колчаном. Он передвигается по небу на огненной колеснице (иногда на жернове), побивая прячущихся от него под камнями, дубами, скотом злых духов (чертей, змей). Перуна сопровождает дружина гарцуков — грозовых духов. Они летают в виде всадников или хищных птиц, вызывая ветер и бурю, и носят самого Перуна на жернове. В словацкой песне женщина, работая в поле, подтерла ребенка колосьями. Паром (Перун) не стерпев такого надругательства над хлебом, поразил ее громом, и она окаменела вместе с ребенком. По преданию, низвергнутый при крещении Новгорода идол Перуна бросил свою палицу на мост со словами: "Тешься, люд новгородский, а меня поминай!". С тех пор в определенные дни горожане устраивали здесь ритуальные побоища, используя палицы с оловянными наконечниками, хранившиеся в церквях.

В чешском церковном словаре XIII в. «Mater Verborum» Перун уподоблен Юпитеру. В многочисленных церковных поучениях против язычества, например, в «Слове и откровении святых апостолов» (XIV в), Перун выступает как «елинский бог» (намёк на греческого Зевса). Часто отождествляется просто с Дивесом, невидимым верховным дневным божеством индоевропейцев (ср. греч. Θεός, лат. Deus), известным у балтов. Однако, самым близким божеством к Перуну является балтский Перкунас, распространенный от Пруссии до Волги. Некоторые финно-угорские народы заимствовали название Перкунаса для обозначения черта. Также у мордвы-эрзя громовержец именовался Пургине-паз.

Следует упомянуть о непременной связи с богом-громовержцем Тором — повелителем грозы у скандинавских народов, являющихся соседями и родственниками славян по индоевропейской семье. В индуистском пантеоне Богов эквивалент Перуна — громовержец Индра.

Образ и культ Перуна занимает заметное место в славянском неоязычестве и близких религиозных движениях конца XX — начала XXI века. 24 августа 2009 года славянскими неоязычниками на Старокиевской горе был установлен идол Перуна.

Андрей Шишкин, Перун Громовержец

Древние славяне проводили прямую параллель между Перуном и скандинавским богом Тором. Только его признаками считались молнии и молот, что говорило о разном восприятии народов одной сущности. Дива-Додола

В состав семью идола предков входила жена Дива-Додола и дети Перуна. К Богине Перунице в древние века с просьбами и мольбами обращались только женщины-жрицы, которые служили ей. С ее помощью можно было вызвать дождь, необходимый для полива плодородных земель, полей и лугов. Когда стояла сильная засуха, и урожай мог погибнуть без воды, представители различных родов готовили дорогие подарки и отдавали их в качестве дара, который должна была принять супруга Перуна-громовержца и отблагодарить людей за это дождем. 
Самым известным потомком знаменитого Громовержца был Дажьбог. Значение его имени «давать счастье». О нём я расскажу отдельно. И дочь Девана. А вот о ней добавлю тут. Рожденная Перуном и Додолой богиня отличалась гордым характером, непокорным нравом и неимоверной силой. Еще совсем маленькой она овладела всеми видами оружия и обладала даром перевоплощаться в разных животных. Для греков эта девица носила имя Артемида. В мифологии было много написано, о ее сильной воле и стойкости духа. Юная красавица приручила волчью стаю, которая всегда и везде сопровождала свою предводительницу и была для нее верной, самоотверженной охраной. Игорь Ожиганов. Дивана

Повзрослев богиня поняла, что ей нет равных в военном искусстве, и это привело к тому, что она сильно возгордилась, почувствовала себя всемогущей и решила свергнуть своего деда с престола. После чего запланировала покорить три мира. Брат девицы, узнав о намерениях сестры, испугался за нее и других членов своей семьи и отправился к отцу, чтобы все ему рассказать и попросить о вразумлении непокорной родственницы. Между отцом и дочерь завязалась нешуточная ссора, Перун пытался убедить своего неразумного ребенка в том, что она не права и надо уметь уважать своих близких, но своенравная дикарка стала спорить с громовержцем. Тогда он решил доказать ей, что она не так сильна и умела, как ей кажется и вызвал ее на бой. Силы оказались равны, и бой продолжался длительное время, пока Девана не превратилась в львицу в надежде обмануть своего родителя, но его опыт оказался больше, и он тут же тоже принял обличие льва. Девица в страхе обернулась в маленькую птичку, но и здесь Перун сумел настичь ее в виде орла, который схватил и бросил бедную птаху в море. Попав в воду, охотница перевоплотилась в рыбку, но и здесь отец нашел на нее управу, раскинув сети и поймав в них дочь. Девана поняла, что она бессильна в борьбе с опытным Богом и взмолилась о пощаде. Отеческое сердце растаяло, и он простил свое неразумное чадо. После этого девица перестала хвастаться и гордиться своими уникальными данными и стала вести себя скромно. 

Жена и дети Перуна были любимы и почитаемы славянскими народами за то, что они всегда приходили на помощь в самые тяжелые моменты жизни. 

https://taynoeznanie.com/mifologiya-i-religii/rodstvenniki-boga-peruna-kto-oni

https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post180228898/

Картина дня

наверх