Жизнь - театр

651 подписчик

Свежие комментарии

  • сергей water
    Хм... интересно. Вот не знаю насчёт пошевелиться, там и мысли даже такой не возникает, просто оцепенение какое-то.Шаровая молния об...
  • сергей water
    Вот тоже удивляюсь этому. Но нет, двигалась вместе с потоком воздуха. Да и не всё испепеляют, читал, как молния прошл...Шаровая молния об...
  • Владимир Eвтеев
    Если и было один раз, так и то по поводу некоего типа, что коверкал русский язык. А я терпеть это не могу. Это ...Кто виноват в Гра...

Последние из могикан: самые старые в Москве магазины, рестораны, аптеки и т. д.

Последние из могикан: самые старые в Москве магазины, рестораны, аптеки и т. д.В Москве сотни и тысячи магазинов, кафе, ресторанов, аптек, кинотеатров, и прочих необходимых городу заведений. Посещая их, большинство людей не задумываются, а давно ли они тут, а вот какие из них самые старые, а есть ли те, которым больше 100 лет? Есть. И в этой статье как-раз попробуем разобраться, сосчитать их, и подивиться долгожительством. Увы, с каждым годом их всё меньше и меньше, и мы уже можем порой сосчитать их по пальцам. Старейшую из сохранившихся аптек на Никольской закрыли, магазин «Меха» на Пятницкой исчез пару лет назад, «Молоко» на Дмитровке превратилось в кафе, да и винами в Столешниковом уже не пахнет. Но мы не будем грустить, и отправимся навестить тех, самых стойких, которые и сейчас радуют глаз. Начнём с магазинов. Не будем брать торговые центры, вроде ГУМа и Петровского Пассажа, начать справедливо будет с Елисеевского, главного из главных.

Давайте прогуляемся по старым магазинам и заведениям Москвы

Елисеевский магазин
1Тут не только магазин, но и сам дом, в котором он расположен, имеет длинную и яркую историю. Он был построен ещё в 1790-е годы, самим Матвеем Казаковым, для жены статс-секретаря Екатерины второй, Е.И. Козицкой. Как он тогда выглядел, мы можем видеть на акварели Алексеева, 1800-х годов:2Справа и есть дом Козицкой, будущий Елисеевский, слева церковь Дмитрия Солунского с уникальной «квадратной» колокольней, не пережившей советское время, а впереди, на Страстной, будущей Пушкинской площади – одни из Триумфальных ворот.

После пожара 1812 года дом перешёл к Белосельским-Белозерским, далее остался за их дочкой, княгиней Зинаидой Волконской, покровительницей искусств, красавицей и светской львицей пушкинской эпохи. Многие знаменитости сюда заглядывали, на литературно-музыкальные вечера, Пушкин тоже мимо не проходил.

Светская жизнь аристократии бурлила тут в 1820-е, об этом можно долго рассказывать, но нас интересует то, что произошло с домом в конце 19 века.

В 1898 году Петербургский миллионер Григорий Григорьевич Елисеев выкупает этот дом, и превращает его в самый известный продуктовый магазин в Москве. Дом перестраивается по проекту архитектора Барановского, в интерьерах ему помогали зодчие В. Воейков и М. Перетяткович. Дом долгое время стоял в лесах, и москвичам оставалось только строить догадки, что же там происходит. Ходили слухи, что там будет «Храм Бахуса». И вот, в 1901 году, наконец-то открылся магазин, ставший легендарным.3
Елисеевский магазин, 1900-е годы.

Тогда в нём имелось пять отделов: колониально-гастрономических товаров, бакалейный, кондитерский, фруктовый, хрусталя Баккара. Конечно же, имелся винный погреб и своя пекарня.елисеевский_1910

IMG_7470
Интерьеры с тех пор не изменились.

елисеевский_1910_вин
Винный отдел в начале 20 века.

IMG_7490
И он же сегодня.

После революции Елисеев уехал в Париж, а магазин его превратился в Гастроном №1. Но в народе, его все-равно называли Елисеевским, по привычке.елисеевский_1947
Гастроном №1, 1947 год.елисеевский_1975
Улица Горького и Гастроном №1, 1975.

В 1984 году директор магазина Юрий Соколов был расстрелян за хищения из магазина. Это называли «Елисеевским делом», оно стало крупнейшим делом о хищениях в советской торговле.IMG_7488В 2003 году магазин был отреставрирован нынешними владельцами, и сейчас каждый желающий может зайти и полюбоваться невероятно пышными интерьерами конца 19 века.IMG_7508
Главный вход в магазин, который когда-то был каретным проездом, модным явлением в эпоху классицизма.

Дальше идём на Мясницкую улицу, тут целых два интересующих нас объекта.

Фарфор, фаянс и стекло Кузнецовамясницкая 8_1На углу Мясницкой и Большого Златоустовского переулка стоит пятиэтажное здание с большими окнами, и намёками на стиль модерн. Строил его сам Шехтель, ещё в 1898 году, для фарфорово-фаянсовых королей Кузнецовых, а точнее для «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова», основанного в 1889 году.фарфор_1912Фотография 1912 года. Изначально, по проекту Шехтеля, дом был четырёхэтажным, пятый этаж надстроили уже в советское время.

Матвей Сидорович создал поистине колоссальную империю, он скупал все фарфоровые заводы, которые имелись, в том числе, самую первую в России, фарфоровую фабрику Гарднера в Вербилках. В начале 20 века на фабриках Кузнецова производилось 2/3 фарфора в России, он получил звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. В построенном на Мясницкой здании расположился магазин продукции Кузнецовых, контора и правление Товарищества.мясницкая 8_4
В деталях фасада можно обнаружить маски крылатого бога Меркурия – покровителя торговли.
Кузнецовы уехали после революции в Ригу, а магазин был национализирован, и просуществовал на протяжении всей советской эпохи, сохранился он и до сих пор.фарфор_1984
1984 год. Магазин «Хрусталь. Фарфор. Фаянс. Стекло».фарфор_2000
2000 год. Под новыми буквами отчётливо видны следы изначальной надписи Т-во М. С. Кузнецова. Увы, восстанавливать вывеску не стали, а наоборот, закрасили толстым слоем краски.IMG_7341
Сейчас магазин называется «Гледиз».IMAG7586
Интерьеры Кузнецовского магазина частично сохранились.

Чайный магазин ПерловаIMG_7314Единственный в Москве дом в китайском стиле, знаменитый «чайный дом» Перлова на Мясницкой с неизменным магазином «Чай-кофе». Надо сказать, что Перловы — пионеры чайной торговли в России, они фактически первыми стали поставлять привычный нам чёрный английский чай. С «Китайским домом» связана курьёзная история конца 19 века. Жили-были двое братьев, Сергей и Семён Васильевичи Перловы. И вот, в 1896 году на коронационные торжества в Москву пожаловал посланник китайского императора Ли Хунчжана. Каждый из братьев хотел, чтобы китайский представитель поселился именно в его доме. Сергей решил в кратчайшие сроки перестроить дом в самом настоящем китайском стиле, невиданным в Москве до этого и пригласил для этого архитектора Карла Гиппиуса. Семён же Перлов не стал идти на такие расходы, а всего лишь обвешал фасад разной китайской символикой и скромно украсил интерьеры в том же духе. И, что вы думаете? Высокопоставленный китайский гость, по иронии судьбы, выбрал дом Семёна на 1-й Мещанской улице, здание на Мясницкой ему не понравилось, показалось, что это пародия на китайскую архитектуру… Зато москвичам домик понравился, и, благодаря своему удивительному образу, чайный магазин до сих пор тут.чайный_1896
1896 год. На фотографии как-раз украшенный и иллюминированный к торжествам коронации дом Перлова.чайный_1900е
1900-е годы.

Кстати, сам дом был построен Романом Клейном в 1890-93 годах, изначально он вовсе не выглядел «Китайским домиком».чайный_1900
1900 год. Высшая степень роскоши – шёлковые пуфы для посетителей, которым приказчики подносили чай для дегустации. А у витрин ещё и тюки с чаем из рисовой соломы выставлены для ароматизации.IMG_7336
Конечно, на пуфиках уже не посидишь, но интерьеры почти полностью сохранились.IMG_7332

Oct 69 W2 7
Магазин в 1969 году.IMG_7315
И сейчас. Редкий случай, когда за 100 лет почти ничего не изменилось.

Булочная на ПокровкеIMG_4089Эта булочная не оставит равнодушным никого. Мало того, что она здесь с 1911 года, так тут ещё и вывески почти изначальные сохранились. Совсем недавно на народные средства была проведена реставрация, расчищена штукатурка, под ней – керамическая плитка 1910-х годов, и две вывески разного времени, одна 1920-х, по шрифту ещё близкая к дореволюционным, с засечками, а вторая – 1930-х – 1940-х годов – уже попроще. По краям от надписей обнаружены следы кренделей, явно дореволюционных! Один из них восстановлен.IMG_4076

IMG_4091Ромбики – не что иное, как эмблема МСПО – Московского союза потребительских обществ, возникшего ещё в 1898 году, после революции ставшего Центросоюзом. Вспомните «12 стульев»: «После недолгих уговоров Ипполит Матвеевич повез Лизу в образцовую столовую МСПО «Прагу». Или «Собачье Сердце»: «Шарик начал учиться по цветам. Лишь только исполнилось ему четыре месяца, по всей Москве развесили зелено-голубые вывески с надписью МСПО — мясная торговля.» Оба произведения написаны в 1920-е годы, тогда уже МСПО был преобразован в Центросоюз, но старая аббревиатура ещё сохранялась. Скорее всего ромбики как-раз эпохи НЭПа. В правом ромбике сам номер заведения – 256. Вот пример аналогичных, тоже на Покровке, но не булочная, а столовая:40df6e085a9973f27f994f5269f12792

IMG_4078
В одном их слоёв читается «Московский союз потребительских обществ».булочн
Булочная, 1982 год. Эта советская вывеска сохранялась до конца 2000-х годов.

Аптека на Серпуховской площадиIMG_7641Аптекам особенно повезло. По-крайней мере четыре из тех, что существовали до революции, мы можем увидеть и сейчас. Увы, несколько лет назад была закрыта аптека №1 или Старо-Никольская, считавшаяся самой старой, основанная в 1701 году Даниилом Гурчиным. Кстати, самая первая частная аптека в Москве была открыта в том же 1701 году, но чуть раньше, в Немецкой слободе, личным указом Петра I. Аптеки давно уже нет, но остался Аптекарский переулок. А та самая аптека Даниила Гурчина изначально находилась вообще на Мясницкой, потом переехала на чётную сторону Никольской улицы, в 1832 году перешла в руки немецкого фармацевта Карла Феррейна, и лишь в 1862 году расположилась на Никольской, 21, где мы её могли видеть вплоть до закрытия. А вот Ново-Полянская аптека по-крайней мере с 1820-х годов, и до сих пор держится на одном и том же месте. Карл Феррейн стал её владельцем ещё в 1827 году, спустя три года после своего приезда в Москву. Уже потом он её продал, и купил Старо-Никольскую. Аптека на Полянке перешла провизору Карлу Фреймуту, но в 1880-е снова перешла старику Феррейну. После его смерти перешла к аптекарю Герману Герасимовичу Берману, а в 1902 году, уже в третий раз оказалась в руках Феррейнов, на этот Товарищества В.К Феррейна, в то время это была крупнейшая в Европе фармацевтическая компания. В советское время называлась аптекой №2, к счастью, осталась до сих пор на прежнем месте.аптека1925-35
Аптека №2, 1920-е – 1930-е годы.феррейна_1975
Аптека №2, 1975феррейна_1986
1986 год.IMG_7648
Остатки интерьеров, возможно эпохи Феррейнов, начала 20 века.

Аптека на Малой БроннойIMG_7615Аптека существует с момента постройки доходного дома, т.е с 1914 года. Эта – не простая, эта – с вывеской! Несколько лет назад, при очередном ремонте, кусок штукатурки отвалился, а под ним – надпись. У аптеки не было планов и денег на реставрацию, так что собрали, опять же, народные средства, и вот перед нами шикарная надпись 1920-х годов. По центру – «аптека», под ней то же слово, написанное чуть раньше, другим шрифтом. По краям номер – 53, и слоем сверху него – «Централ. бюро студенТческих кооперативов», надпись с ошибкой!IMG_7612Что интересно, на симметричной надписи с левой стороны с орфографией всё в порядке. Верхний, более поздний слой, как и нижний, относится к 1920-м годам, но в нём чувствуется влияние модерна, от которого ещё недалеко отошли.
Студенческие кооперативы создавались ещё до революции. Кроме обществ взаимопомощи, потребительских обществ (вспоминаем МСПО), касс, бирж труда, возникающих в том числе по инициативе студентов, в начале 20 века стали появляться торговые точки – магазины, лавки и аптеки. Деятельность этих студенческих кооперативов процветала в годы НЭПа, пример аптеки на Малой Бронной – подтверждение этому.аптека_брон-1979
Аптека, 1979 год.IMG_7610
Увы, интерьеров старых не сохранилось.

Аптека на ПречистенкеIMG_7635Владение на Пречистенке, 6, в 1873 году выкупил фармацевт Андрей Фёдорович Форбрихер, и устроил у себя в доме аптеку, на втором этаже. По-видимому его настоящее имя – Генрих, и этот тот самый магистр фармации, зачисленный в 1858 году сверхштатным фармацевтом при московских Императорских театрах, он должен был поставлять медикаменты для аптек Большого и Малого театров. В 1860 году Форбрихер защитил диссертацию в Московском университете на тему «О приготовлении пилюльной массы» и получил степень магистра фармации. В адресной книге 1884 года аптека на Пречистенке числится за госпожой Форбрихер, женой Генриха.форбрихера_1898
1898 год. Слева видна вывеска аптеки.

В советское время аптека продолжала работать, в 1975 году переведена со второго этажа на первый, там она находится и по сей день.форбрихера_1982-85
1980-е годы.форбрихера_1983_1

IMG_7632
На сегодняшний день от исторических интерьеров осталась лишь решётка ограды лестничных пролётов, 19 века. До 1975 года именно по этой лестнице нужно было подняться, чтобы попасть в аптеку.

Книжная лавка архитектораIMG_7349В 1904 году Ф. Шехтель перестроил бывший флигель усадьбы Воронцовых под нужды Строгановского училища, располагавшегося в главном доме усадьбы. На первом этаже переделанного флигеля открылся магазин Строгановского училища, по проекту специально для него была задумана витрина и дверь справа от неё, а сверху – панно из полихромной керамической плитки.лавка арх_1
1900-е годы, магазин Строгановского училища и выставка его работ.
Строгановка после революции вошла в состав высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), которое в 1930 году разделилось не несколько учебных заведений, один из которых – МАРХИ. Так вот на Рождественке в 1933 году разместился как-раз МАРХИ, и магазинчик превратился в книжную лавку архитектора, которая никуда со своего места не делась. Жалко только, что интерьер не сохранился:IMG_7351Музыкальный магазин на Неглинной.лавка арх_1

IMG_7369Не так давно, к сожалению, закрыли другой магазин, «Ноты» на Неглинной, в бывшем доходном доме Веры Фирсановой, владелицы Сандуновских бань. Начинался он с Петра Юргенсона, знаменитого нотоиздателя конца 19 – начала 20 века. Но Неглинная – это улица музыкальных магазинов, сейчас тут их целых три, и один из них не менял места и назначения с начала ХХ века.

музык1907-13
На фотографии начала 20 века можно разглядеть вывеску «Ноты. Рояли».

музык_1939-40
На фотографии 1939-40 годов по-крайней мере «баяны» читается отчётливо.музык_1954
А вот и сами баяны, пользовавшиеся в те годы огромной популярностью. Интерьер этого же магазина, снимок 1954 года.

И в дополнение – фрагмент из статьи драматурга и писателя Льва Славина «Магазин звуков»:
«Если Вы , находясь на углу Неглинной и Пушечной, вслушаетесь в уличный шум, то с удивлением обнаружите, что к автомобильным гудкам, фырканью моторов и прочей так называемой «музыке» большого города примешивается музыка в прямом смысле этого слова: звуки рояля, скрипичные пассажи, звон гитары, глухие удары бубна.
Источник перед Вами — на фронтоне дома краткая надпись : «МУЗЫКА». Это специализированный музыкальный магазин.»IMG_7364В интерьерах сохранился лепной декор сталинских времён, в котором можно разглядеть музыкальные инструменты – гитары, баяны, пианино, барабаны и т д.IMG_7365

IMG_7358

Ресторан ЯрIMG_7519История этого легендарного ресторана началась в 1826 году, когда француз Транкий Яр ( Tranquille Yard) открыл ресторан, названный его именем, на Кузнецком мосту. Но на Петербургском шоссе, у Петровского парка Яр появился через 10 лет, в 1836 году, и с тех пор места не менял. В то время ресторан представлял собой одноэтажное деревянное здание. В 1871 году «Яр» покупает купец Ф.И. Аксёнов, но глобальная перестройка происходит уже в начале 20 века, когда ресторан перешёл в руки бывшего официанта Алексея Акимовича Судакова.яр_1905-09
Так выглядел «Яр» в 1900-е годы.

В 1910 году построено огромное здание в стиле модерн по проекту архитектора А. Эрихсона:яр_1Ещё в 19 веке «Яр» стал центром цыганской музыки и пения, как-раз недалеко, за Петровским парком возник «Цыганский уголок» — поселение цыган, вблизи ресторана «Эльдорадо». «Яр» же пользовался популярностью как у буржуазной элиты, так и у творческой интеллигенции, богемы.яр_1909
Зал ресторана в 1909 году.IMG_7541
Этот же зал сегодня. Изменения незначительные, в основном в мелких деталях, заменённых во время сталинских переделок здания.яр_1910
Вход со стороны Петербургского шоссе, 1910 год. Сейчас тут вход в цыганский театр «Ромэн»яр_садНет, это не здравница на побережье Крыма, это сад ресторана «Яр» в 1910-е годы. Из описания ресторана «Яр» с сайта pastvu.com: «Пальмы и померанцы в кадушках мирно соседствовали с местными растениями. Двор окружали скала, искусно выполненная декораторами из гипса и дерева. Она превращала двор в каньон, с одной из сторон которого вытекал рукотворный водопад, вода из которого попадала в бассейн фонтана. Между ущельями были перекинуты мостики, а на пригорках поставлены круглые беседки. Помимо них имелись ниши, гроты и пещеры, где при желании клиента можно было устроить «пикник на природе».»яр_1920
Публика в залах «Яра» после революции.яр_1937-39
Ресторан «Яр», 1937-39 годы.

В 1939 году здание надстроили и перестроили в сталинском стиле по проекту П. Рагулина под клуб Лётчиков. В 1950-е ещё раз перестроили, пристроили со стороны улицы Расковой длинный корпус для гостиницы «Советской», бывший «Яр» превратился в ресторан «Советский». Всё это осуществлялось по личному указу сына Сталина – Василия, который в то время командовал ВВС Московского военного округа. Перестройка шла по проекту архитекторов П. Штеллера, И. Ловейко и В. Лебедева. Сам Василий Иосифович жил в одном из номеров гостиницы, до тех пор, пока его не посадили.

В 1969 году в одном из залов бывшего «Яра» открыли цыганский театр «Ромэн».яр_1946
Здание после перестройки 1939 года, но до переделки 1950-х.IMG_7581
Сейчас он выглядит вот так. Тут видны уже добавленные в 1950-е годы детали, и гостиница «Советская», пристроенная слева.

И несколько сегодняшних кадров шикарных интерьеров «Яра»IMG_7537

IMG_7536
Сцена, где когда-то выступали цыганские ансамбли.IMG_7547
Зелёный бар ресторана «Яр».IMG_7560
Зеркальный зал.IMG_7568
Афиша 1910 года.

Ресторан Прагарест прага_5Дом, в котором располагается ресторан, построен ещё в конце 18 века, на углу Арбата и Поварской. И, сейчас, когда Поварская разрублена Новым Арбатом, интересно обнаружить, что здание как по линейке, продолжает линию укороченной в 1960-е годы улицы. Появилась «Прага» в 1872 году, в те времена она представляла собой дешёвый и грязный трактир, который пользовался популярностью среди извозчиков, которые называли его «Брагой», это им было понятнее и привычнее, чем официальное название. Но всё поменялось в 1896 году, когда купец Пётр Семёнович Тарарыкин выиграл этот трактирчик в бильярд и превратил его в дорогой и престижный ресторан, оставив прежнее название.прага_1
Ресторан «Прага», 1901 год.прага_2
На этой фотографии – здание уже после перестройки Львом Кекушевым в 1902 году.
Но более привычный нам облик ресторан получил в 1914 году, когда был надстроен по проекту Адольфа Эрихсона, тогда появилась и колоннада на крыше:прага_4
Этот снимок уже 1930-х годов.

Долго можно перечислять знаменитостей, которые бывали тут. Ресторан соответствовал бурной жизни Москвы начала ХХ века, всё это прервалось революцией. «Прага» закрылась, и получила скромную реинкарнацию лишь в 1924 году в виде той самой столовой Моссельпрома, снова вспоминаем Кису Воробьянинова и студентку Лизу.прага_
Реклама столовой Моссельпрома.

В 1930-е и эта столовая закрылась, её сменила столовая НКВД, уже недоступная простым гражданам. И лишь после смерти Сталина, в 1954 году снова вернулась «Прага» в эти стены.прага_1976
Ресторан в 1976 году. Поварскую и арбатские переулки уже перерезал проспект Калинина, а дома, стоявшие напротив Праги, слева, в начале Арбата, снесли просто так.рест прага_1
Теперь на «Прагу» слева падает тень от огромного здания «Арбат Плаза», вставшего на месте пустыря.IMG_7621
Недавно ресторан снова закрылся, на неопределённый срок.

Кинотеатр ХудожественныйIMG_7628Напротив «Праги» стоит такой же, как и она, закрытый и печальный кинотеатр «Художественный». Так уж получилось, что ресторан и кинотеатр – единственные представители старой застройки Арбатской площади. Всё остальное безжалостно уничтожили в советские годы – это две прекрасных церкви и целый ряд домов с интереснейшей историей. Вот и остались тут эти двое, но держатся стойко, и исчезать не собираются, несмотря на все перипетии былых и теперешних времён.
Построен кинотеатр в 1909 году по проекту архитектора Благовещенского. Это был первый электротеатр, для которого строилось отдельное здание, т.к. предыдущие размещались в уже имеющихся домах. Через 3 года, в 1912 году здание перестраивается Шехтелем, над входом и выходом появились две полукруглые ниши с барельефными колесницами, мчащимися навстречу друг другу.худож_1912
Электротеатр (тогда слово «кинотеатр» не было особо в ходу) в 1912 году, сразу после перестройки Шехтелем.худож_1925
Кинотеатр в 1925 году. Премьера фильма «Броненосец Потемкин»

Именно в этом кинотеатре проходили все премьеры, как до революции, так и после. В 1955 году он подвергся переделкам – положительным и отрицательным. В зрительном зале появился первый в Москве широкий экран, а внешний облик кинотеатра пострадал, вся лепнина была сбита, тогда с ней активно боролись, именно в тот год Хрущёв вынес постановление о запрете на архитектурные излишества.худож_1967
1967 год.

Кинотеатр Баррикадыбаррикады96-97Открытый в 1907 году «Гранд Плезир», в советское время превратился в Баррикады, несколько раз менял внешний облик.
Untitled-1На этом список дореволюционных кинотеатров, сохранивших своё первоначальное назначение, исчерпывается. Остальные – либо занимали помещения в доходных домах, и от них не осталось и следа, либо закрыты и разрушаются, как «Форум», либо стали театрами, как «Колизей» на Чистых прудах — нынешний «Современник».

Ломбард на Большой ДмитровкеIMG_7375История этого заведения началась в 1903 году, когда купец Д. И. Кабанов продал владение Московскому товариществу для ссуды под заклад. Тут же приступили к строительству доходного дома по проекту архитектора А.В. Иванова, достроили к 1905 году.ломбард_1900е
1900-е годы.ломбард_1910
1910 год.IMG_7377На первом этаже разместилось правление, приемная, касса и канцелярия Товарищества, на остальных этажах – квартиры людей, обслуживающих ломбард, и сдаваемые внаём. Причём, квартиры небедные, по 5-10 комнат.IMG_7384Интерьеры подъезда сохранились до сих пор. Очень напоминают парадные петербургских доходных домов, и это не случайно, ведь архитектор А.В. Иванов строил в основном в северной столице. Ещё интересно то, что внешний облик дома ближе к модерну, а интерьеры – к эклектике и неоклассицизму.IMG_7393После революции ломбард остался на месте, 23 марта 1923 года постановлением Наркомфина был учрежден московский городской ломбард.IMG_7433
Документы из архивов ломбарда. Протокол заседания 19 марта 1923 года.ломбард_1981
1981 год.

Функционирует огранизация и по сей день, именуется — ОАО МГКЛ «Мосгорломбард».
IMG_7462В интерьерах главного зала ломбарда сохранились неоклассические колонны начала 20 века.IMG_7460

Фотоателье на ОрдынкеБез имени-1В самом конце Ордынки, в доме, стоящем на углу с Серпуховской площадью, имеется фотосалон, с ничем не примечательной вывеской «Фотография», каких сотни раскидано по городу. Но, выяснилось, что фотоателье здесь с конца 19 века.Moskau, Pferdebahn
Серпуховская площадь, 1885 год. Салон уже имеется.фотография_1935
1935 год. У левого края кадра вывеска, где можно разглядеть слово «фотография». В те времена двери салона выходили на Серпуховскую площадь.фотография_1977
1977 год.IMG_7670
Сейчас вход со стороны Большой Ордынки.IMG_7657
Такое впечатление, что нынешние владельцы не догадываются об истории фотосалона, иначе хоть как-нибудь, да обыграли.

Вот такой список. Будем надеяться, что эти заведения останутся на своих местах ещё не одну сотню лет!

http://moscowwalks.ru/2015/03/27/last-shops-restaurants/

Картина дня

наверх