На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...
  • Светлана Митленко
    Спасибо. Такие истории как раз и оживляют классиков, которые для нас лишь портреты и именаВеликие истории л...

Некоторые памятники деревянного зодчества Петербурга и области

Сегодня в Петербурге расположен примерно 271 деревянный объект культурного наследия. Из тех, что находятся непосредственно на территории города, 17 признаны аварийными, 19 стоят в руинах, подвержены пожарам и продолжают разрушаться, 31 объект полностью утрачен.

Особняк Бремме — памятник деревянного зодчества Петербурга
Один из немногих сохранившихся до наших дней домов — шедевров деревянного зодчества Петербурга первой половины XIX века можно увидеть, прогуливаясь по тихим улочкам Васильевского острова. У неприглядного сейчас здания удивительная история: в дни блокады здесь работала важная для спасения жителей "витаминная" аптека.

Деревянная жемчужина из XIX века

Деревянный модерн — сегодня большая редкость, сравнимая чуть ли не с древнеегипетскими артефактами. И немудрено, ведь на том же Васильевском острове деревянных построек в стиле модерн осталось всего две. Одним из действительно ярких представителей этого течения является домик с мезонином на 12-й линии. Этот бросающийся в глаза памятник архитектуры — особняк знаменитого петербургского заводчика Э. Э. Бремме.

Особняк был построен в первой половине XIX века, а если верить некоторым данным, даже гораздо раньше. Точно назвать архитектора, первоначально работавшего над проектом этого дома, достаточно проблематично. Достоверно известно лишь то, что в 1851 году перестройкой деревянного особняка занимался Н. П. Гребёнко, а в 1906-м реконструкцию произвели по проекту В.С. Карповича. Работа последнего хорошо заметна: именно Карпович украсил серый дом майоликовым панно и классическими элементами резного декора, изготовленными в мастерской известного художника П. К. Ваулина.
В былые времена дом этот находился на территории усадьбы. Его окружали другие деревянные дома и живописный садик, а неподалёку в 1898 году были возведены знаменитые кирпичные корпуса фабрики масел, красок и эссенций «Братья Бремме». Находится особняк по адресу: 12 линия В.О., 41

Витаминная аптека

О довоенной истории особняка сведений не так много. Зато достоверно известно, что во времена блокады здесь кипела работа одного из немногих фармацевтических предприятий. Что касается самого особняка Бремме, то здесь была открыта известная многим аптека, спасавшая ленинградцев в блокаду. Дело в том, что на 12-й линии в тяжёлые годы работал Ленинградский государственный витаминный завод, а под его крышей трудились настоящие волшебники — они буквально «из топора» производили витамины, без которых вылечить тяжело раненных больных и поддержать горожан было бы просто невозможно.

Производство подпитывалось необходимыми ресурсами из чудом уцелевших остатков на других химпроизводствах, а так как водопровод не работал, воду приходилось таскать в баках на санках и тележках прямо из Невы. Естественно, в военное время работали на заводе женщины и старики, а жили они в деревянном особняке, в котором смогли наладить отопление. А для рядовых жителей города этот дом стал неким спасательным кругом, ведь здесь была открыта витаминная аптека.

Особняк сегодня

 В 2006 году корпуса бывшего Витаминного завода благополучно снесли. Деревянный дом с мезонином пока стоит, однако несмотря на свой статус памятника регионального значения, выглядит он весьма плачевно. Еще в 2008-ом собственник планировал возвести на этом месте жилой комплекс на 6-8 этажей. Старую постройку планировали отдать под снос - от особняка должна была остаться лишь лицевая часть, которая бы украсила стеклянный фасад нового здания. Но в 2015 году местные власти  присвоили зданию статус объекта культурного наследия. Через два года, в 2017-ом, специальная комиссия нагрянула на 12-ую линию В.О. с внеплановой проверкой. Собственнику здания предъявили огромный список нарушений: от грибка на фасаде и деформации кровли до трещин в штукатурке, разбитых полов и перекошенных деревянных проемов. Однако владелец дома не согласился с выводами и заявил, что не видит не только неудовлетворительного состояния здания, но и причин для ремонта. За это собственник особняка получил беспрецедентный штраф в размере 1,5 миллиона рублей. Впрочем, на этом дело с мертвой точки и не сдвинулось. Спустя еще два года, летом 2019-го, посмотреть на состояние особняка Бремме приехал сам губернатор Петербурга Александр Беглов. Лично постучал по деревянному фасаду, заявил о жесткой каре в отношении нерадивых собственников домов-памятников, назвал все это безобразием и удалился заниматься вопросами государственной важности. Местные жители из-за внешнего вида даже стали называть особняк «проклятым старым домом». На дворе 2020 год: дом с мезонином все в том же ужасающем виде. Ко Дню снятия блокады ученики одной из соседних школ принесли к особняку гвоздики и рамку с текстом, посвященным витаминной аптеке, помогавшей ленинградцам выжить во время 900-дневной осады. Пожалуй, это единственное реальное дело в отношении особняка Бремме, которое было сделано в последние годы. А дом, старинный деревянный дом, все так же продолжает разрушаться под громкие возгласы о штрафах и безобразии.
Завершена реставрация дачи Громова в Лопухинском саду.

В Петроградском районе завершили реставрацию одного из старейших сохранившихся в городе памятников деревянного зодчества — дачи купца Ф. В. Громова в Лопухинском саду. Дача не эксплатируется с 2009 года, в 2016 году началась реставрация за счет бюджета города. Там полностью восстановили кирпичную кладку дымовых труб, заменили поврежденные балки, отреставрировали пекрекрытия и расчистили пораженные участки стен, пишут чиновники.Одну из самых примечательных деревянных построек Петроградского района, дачу знаменитого мецената Василия Громова, построили в 1850-е годы по проекту архитектора Георгия Винтергальтера. В двухэтажном здании, выполненном в стиле ранней эклектики с классическими мотивами, Громов разместил картинную галерею; в стенах особняка пели артисты Мариинского театра и жили студенты петербургской консерватории. Меценат мог себе позволить нанять лучших садовников, поэтому в Лопухинском саду появились гроты, фонтаны, беседки, оранжереи и многочисленные мосты через пруды и протоки.Американская газета New York Herald, 8 августа 1866 года

«Дача господина Громова по своему убранству и красоте представляет нечто волшебное: растения, фонтаны, статуи — все это так великолепно, мастерски выбрано и устроено с таким вкусом и знанием. Картина была поразительно эффектна, как в саду, так и в доме».В 1869 году умер Василий Громов и дача начала стремительно менять владельцев и арендаторов. В советские годы сад переименовали в честь Дзержинского и установили основателю ВЧК памятник. В разное время на территории усадьбы располагались: Дом отдыха шоферов-стахановцев, Ленинградская студия телевидения и Дом пионеров и школьников Петроградского района. Владельцы меняли планировку, из сада исчезли фонтаны, гротов и оранжерей не осталось, дорожки переделали в прямые аллеи и несколько больших площадок. На территории, где в XVII веке шли бои со шведами, разместились клуб, ресторан и лодочная станция. Последняя реконструкция проводилась на даче Громова в начале 90-х. Работы велись по проекту архитектора Людмилы Хангу. Тогда отремонтировали террасу, гранитные спуски и ограду усадьбы. После этого до весны 2013 года деревянную постройку с полуторавековой историей и сад на 5,7 гектара забросили. Жители окрестных домов берегли территорию своими силами, например, заколачивали двери и окна, чтобы в усадьбу не пробирались бомжи. С 2004 года часть Лопухинского сада оказалась под угрозой застройки: ООО «Новые технологии» получили от КГА в аренду участок почти в семь тысяч квадратных метров и собирались построить там отель из стекла и бетона (ну как всегда, на большее у наших современников фантазии не хватает!). Весной 2013 года усадьбу передали в ведение администрации Петроградского района. От прежней роскоши убранства остался лишь мраморный камин в главном зале второго этажа, лепнина, витражи на окнах и деревянные потолки. Старинные люстры, как и масштабная коллекция кубков, не сохранились. Их судьба до сих пор не известна. В 2018 году специалисты отреставрировали западный и южный фасады здания, наружный металлодекор. В 2019-ом — столярные заполнения и крыльца.

После реставрации дачи Громова там откроется детская театральная студия под руководством Андрея Могучего.

Здание на улице Академика Павлова (дачу Громова) теперь имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Раньше в нем располагался Дом пионеров и школьников. В здании разместится Центр искусств Петроградского района. Вот таким оно (здание) стало после реставрации.

Дача Гаусвальд общепризнанно считается первым произведением «нового стиля».
Этот памятник архитектуры представляет собой один из редчайших примеров модерна в деревянном зодчестве и считается первым в России зданием в стиле модерн. Архитектура дома воплотила многие характерные черты стиля - подчеркнутую асимметрию, изломанные линии портала и крыши. Прототипом послужила архитектура английских коттеджей.В 1918 г. в особняке Гаусвальд разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Потом долгие годы в нем находился санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода (им. XXII съезда КПСС). В 1990-х гг. он был продан частной компании, в настоящее время им владеет ООО "Импульс".
Здание представляет собой не только историческую, но и кинематографическую ценность. В этом особняке Ян Фрид снимал "Дон Сезар де Базан" по пьесе Ф. Дюмануара и Д'Эннери и "Летучую мышь" по одноимённой оперетте Иоганна Штрауса, а Игорь Масленников - один из сюжетов своего "Шерлока Холмса и доктора Ватсона".Дача Гаусвальд с восточной стороны, 2008 год

Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне, 1898. Первый образец деревянного модерна; место, где снимался легендарный советский «Шерлок Холмс». До XXI века дача использовалась как профилакторий Металлического завода. В 2011 году чиновники КГИОП выявили «угрозу обрушения аварийных конструкций»: постройки, примыкающие к каменной башне, поражены гнилью с первого этажа до крыши, стропила стоят практически без опоры. Деревянную часть здания одно время планировали разобрать и сжечь.Фото: Сергей Ермохин2015Фото: Сергей Ермохин2015

К сентябрю 2017 года информация о сохранности дачи поменялась на противоположную: КГИОП официально объявил, что поражения деревянных частей дачи не настолько велики, как декларировалось ранее, и «основной объем сруба, то есть 70—75 %, может быть сохранен». Эта перемена позиции КГИОП вызвала ряд саркастических публикаций в градозащитной прессе.

В октябре 2017 года началась реставрация особняка, завершившаяся в августе 2019 года. Стоимость работ, в результате которых восстановлена большая часть оригинальных деревянных конструкций и здание выкрашено в исторический оливковый цвет, оценивается в 500 миллионов рублей. Дача открыта для посещений, но по согласованию с собственником.

Одну из первых в России построек в стиле модерн приспособили под представительский офис структур Олега Дерипаски. Со здания уже сняли леса, идет благоустройство территории.
Внешне дача Гаусвальд изменилась не сильно. Она лишь сменила привычный красно-желтый цвет на бледно-зеленый с ярко-красной кровлей. Жестяную крышу каменной башни заменили черным покрытием под черепицу. В тоже время внутри памятник архитектуры претерпел серьезные изменения. Строители заменили фундаменты и освоили подземное пространство под дачей, обновили систему коммуникаций, печи и камины заменили на их имитацию с оригинальной облицовкой. В дальнейшем здание дачи планируется использовать в качестве представительского офиса.

Особняк Добберт (улица Большая Пушкарская, 14)
До 1861 года на Петроградской стороне частные лица не имели права строить каменные здания, вокруг были только деревянные усадьбы. В конце XIX века рижский архитектор Рейнберг перестроил старое сооружение, придав ему дух неоромантизма и готики. В середине 19 века этот дом имел совсем другой облик, нежели сегодня - тогда это была традиционная для своего времени усадьба в стиле классицизм, принадлежавшая тайному советнику Греффу. Усадьба занимала весь квартал, дом с мезонином выходил фасадом на Большую Пушкарскую, а во внутреннем дворике был разбит сад. Позже со стороны сада пристроили деревянное крыльцо. Следующей владелицей дома стала супруга медика Добберта. Под ее руководством особняк был радикально перестроен - мезонин убрали, зато появилась башня с коваными ажурным наконечником в виде паука и цветов и эркер. Рейнберг сохранил объём старого дома, но сам облик претерпел значительные изменения. Он решает особняк в романтическом стиле с элементами готики — гранеными башнями, высокой крышей, кованым металлодекором, фахверком, используя модный тогда тип французского шале. Весь дом выполнен был с хорошим вкусом. Даже оконные ручки в форме рукоятки винтовки Винчестера. Дом, находящийся в городской среде, сохранил все черты загородной виллы. Здесь семья Добберт и обосновалась. Поэтому правильнее это здание всё-таки называть по фамилии последних хозяев, придавшим ему такой романтический вид, - особняк Добберт.Было. Стало.

Памятник архитектуры датируется второй четвертью XIX века и сегодня является одной из двух деревянных построек на Петроградской стороне. В последнее время особняк стоял заброшенным, пока власти не решили отдать его вместе с дворовой территорией под Академию танца Бориса Эйфмана. Ко второй очереди отнесли капитальный ремонт особняка Штеймана. Проект выполнило ООО «Архитектурная мастерская „Студия-44“» Никиты Явейна. Ранее архитектор говорил нашему изданию, что замене подлежит около 20% бруса. При этом «сохранится коробка без ее разборки во время строительства и с сохранением большей части интерьеров в подлинном виде с их реставрацией».

Частичный демонтаж жома состоялся осенью 2014 года. Его проводил генподрядчик ООО «ПСБ „Жилстрой“» (эта же фирма построила основное здание Академии танца). Заказчиком выступал комитет по строительству.Состоялось торжественное открытие здания после капитального ремонта. Внутри разместилась музейная экспозиция, посвященная трехсотлетней истории петербургского балета.Хорошо сохранилась ажурная ковка, изображающая паука с паутиной (символ трудолюбия и созидания) и цветы. А вот флюгер пришлось восстанавливать.В настоящее время это единственный памятник деревянного зодчества XIX века на Большой Пушкарской улице.

Шуваловские дачи.Российский аукционный дом сообщил о факте продажи дач на территории Шуваловского парка в Санкт-Петербурге. Дачу архитектора Месмахера, которую жители города называют  как "Желтая дача", или "Дом с привидениями" выкупили за 5,6 миллионов рублей, что на 30% больше первоначальной стоимости. «Зеленую дачу» реализовали за 9,2 миллиона рублей, земельный участок в 248 квадратных метров продали за 1,7 млн руб. К сожалению, фото, почему-то, не нашлось.В дополнение к постройкам в качестве лота на аукционе был выставлен и прилегающий участок на 248 кв метров по улице Ломоносова, 117 – его удалось реализовать за 3,7 миллиона рублей при первоначальной цене в 1,7 млн рублей. Действительно, при взгляде на чердачные окна этого старого, давно не ремонтированного дома можно поверить в привидения. Но до сих пор в этом доме жили люди - по непроверенным данным, сотрудники все того же НИИ ТВЧ.
Архитектор Максимилиан Месмахер построил эту дачу в 1870-х годах для своего брата Георга, довольно известного в Петербурге юриста. К тому времени М. Месмахер уже приобрел большой опыт строительства красивых дач в районе Шувалова, Парголова, Озерков - эти места постепенно становились модным дачным предместьем столицы. Для своего брата архитектор явно не пожалел разнообразных башенок, балкончиков, вычурных чердачных окошек и резных карнизов. Дом получился удивительным сочетанием модерна, псевдо-готики и русского терема. На северо-восточной башне укреплены инициалы хозяина - G.M.
Отдельная загадка - цифры 1902 под этим вензелем. В некоторых источниках даже указано, что дача построена в 1902 году. Но это невозможно, т.к. оба брата покинули Россию в 1897 году. Откуда появились на башне эти цифры, и что они означают - установить не удалось.Теперь инвесторы должны преобразовать эти объекты в общественные пространства, но с сохранением исторической ценности. За ходом реконструкции будет следить Смольный. Сам Шуваловский парк – это объект федерального культурного значения.

Петербургские дачи - отдельный вид искусства.
Пройдемся немного по области.
Интересная дача Зеленогорска от не менее интересного человека - архитектора Лумберга. Это не Петерург, но все-равно - область.
Дача гражданского инженера Федора Фёдоровича Лумберга в Зеленогорске показалась мне одной из самых интересных загородных резиденций из тех, что я уже успела повидать. Наш зодчий успел потрудится в Петербурге сразу в нескольких отраслях. Лумберг в разное время был преподавателем акварельного рисования в Институт Гражданских Инженеров, состоял в Технико-Строительном Комитете МинВнутрДел, но больше всего доходов Федор Федорович, конечно же, получал от частных строительных проектов.Собственно, благодаря частной практике Лумберг и заработал себе на постройку нескольких доходных домов в столице и уютной дачки в Зеленогорске. Кстати, вот его собственный дом в Питере. Весьма успешный образец северного модерна до самой революции принадлежал супруге нашего героя Елене Ивановне Лумберг. После новым владельцем стал директор финского Выборгского банка Эйнар Вильгельм Кунтт, который в эпоху начала войны выступал в роли инспектора Верховного командования. Ну, а в эпоху советскую в даче разместился санаторий "Северная Ривьера" со временем, превратившийся в обыкновенное общежитие. Но в отличии от соседских дач, этой красавице повезло в наше время ее привели в порядок и говорят, что ее даже можно арендовать посуточно.
Белая армия, чёрный барон были бы в шоке, увидев свой дом: история усадьбы Врангелей в Торосово

Это величественное здание даже в таком жутком виде выглядит великолепно. Рассказываем о переезде скандинавских баронов в Россию, строительстве семейного особняка и трагической судьбе последнего владельца дома, родственника знаменитого Петра Врангеля — Георгия Михайловича Врангеля. Его зверски убили революционные матросы, не обращая внимания на заступничество крестьян и всеобщую любовь к «буржую».
Врангели — это ветвь скандинавских баронов, появившихся на русской службе в период Семилетней войны, а затем участвовавших в русско-турецких войнах XVIII века. В России заслуги баронского рода высочайше отметили в 1865 году — Государственный совет тогда официально признал за фамилией фон Врангель из дома Эллистфер и Луденгоф баронский титул. Дом в Торосово, выстроенный под «английскую готику», был возведён 5 лет спустя — в 1870 году. Интересно, что имя архитектора было утрачено — до сих пор никто не знает, кто руководил тогда работами.
Саму же землю в Торосово дед Петра Николаевича Врангеля, Георгий Ермолаевич, выкупил в 1840 году. В биографии предка интересен следующий факт: он был женат на правнучке Абрама Петровича Ганнибала, Дарье Александровне Траубенберг, троюродной сестре А. С. Пушкина.

Рядом с домом безвестный архитектор разбил рукотворный усадебный парк — здесь росли липы, лиственницы, дубы, ясени, вязы и пихты. При этом дом Врангелей, находящийся на возвышенности, виден из разных уголков парка.
Последним владельцем великолепной усадьбы стал барон Георгий Михайлович Врангель, внук Георгия Ермолаевича. Проблемы у умелого землевладельца начались сразу после начала Первой мировой — черносотенные газеты постоянно нападали на него, очевидно, зацепившись за нерусскую фамилию (несмотря на то что Врангель принадлежал к православной вере). Барона то обвиняли в поддержке шпионов из Турции, то распускали слухи, что он скрывает от мобилизации своих лошадей. Черносотенцев не останавливало даже то, что на протяжении всей войны в усадебном доме в Торосово находилась благотворительная столовая для детей.

После Октябрьской революции проблем стало ещё больше, однако Врангели всей семьёй безвыездно продолжали жить в Торосово. Даже после того как имение Врангелей отобрали в «общую собственность», Георгий Михайлович с женой и малолетними детьми остался жить в своей комнате и прекрасно ладил с крестьянами. Его семье выдавали паёк, оставили даже одну из его коров и лошадь.

В какой-то момент у хозяина усадьбы случился конфликт с сыном его бывшего камердинера — тот дебоширил и пьянствовал на кухне. Врангель пригрозил выгнать юношу из дома, на что тот ответил: «Выгоняешь? Ну ладно. Увидим, кто кого!» После скандала обиженный парень привёл со станции Кикерино отряд революционных матросов. Всей гурьбой они ворвались в усадьбу, разбили окна, отобрали деньги и ценные вещи и попытались увезти барона с собой. Однако за него вступились крестьяне и упросили матросов не трогать Врангеля. Уже надумав уехать, красные солдаты всё-таки не выдержали и сначала выстрелили из винтовки в плечо Георгию Михайловичу, а затем раненого добили его в постели. Расправиться хотели и с детьми барона, однако староста бросился на колени и сумел убедить матросов сохранить семье Врангеля жизнь.

Торосовские крестьяне похоронили барона в родовом склепе в селе Раскулицы — говорят, что многие из них чувствовали перед Врангелем вину, ведь не сумели его защитить. Слева Георгий Михайлович Врангель с супругой, последний владелец усадьбы. Справа Петр Врангель.
Уцелевший во время расправы над отцом, Борис Георгиевич Врангель (1917 г.р.) был младенцем вывезен в Европу. Однако, будучи священником, он в 1944 году возвратился в СССР в составе Псковской Православной миссии для восстановления православия на оккупированных фашистами территориях. Сразу после победы – 12 мая 1945, Борис Врангель был осуждён на 20 лет. После освобождения, Борис служил псаломником в псковских церквях. Умер в июле 1995 года и был похоронен на Мироносицком кладбище Пскова. Где-то в Псковской области живут две дочери Бориса Врангеля.
Всем известный «Чёрный барон» и белогвардейский генерал – Пётр Николаевич Врангель – это внук Егора Ермолаевича Врангеля и троюродный брат последнего владельца усадьбы в Торосово Георгия Михайловича Врангеля.
Знаменитому «чёрному барону» Петру Врангелю удалось прожить ненамного дольше своего несчастного родственника. После поражения белого движения Пётр Николаевич находился в эмиграции и умер от туберкулёза в 1928 году. По одной из версий, которую поддерживают родные Петра Врангеля, он был отравлен братом своего слуги, являвшимся большевистским агентом.
Усадьба Врангелей в Торосово сумела пережить революцию — в советские годы в усадебном доме «по традиции» был устроен клуб, а потом общеобразовательная школа. В начале 90-х (!) школа была закрыта, а здание подверглось разграблению… Т.е. еще 25 лет назад здание было целым! Сейчас дворец находится в плачевном состоянии, но здесь по-прежнему есть чем любоваться, особенно если вы поклонник заброшенных зданий.Удивительно, каким чудом, алчные руки охотников за металлом не смогли дотянуться до балконных кронштейнов.Массивная кирпичная кладка стен не смогла спасти дом. Разграбленное здание, лишённое кровли и окон, не в силах противостоять силам природы и людскому мародёрству. Некоторые памятники истории гибнут в пожарах. Здесь же пожара не было – оставшиеся деревянные рамы не тронуты огнём! Только алчность и мародёрство, отсутствие какого-либо контроля со стороны государства и преступное попустительство местных властей помноженное на человеческое равнодушие привело к гибели усадьбы Врангелей.На одной из стен местные жители оставили эту надпись. Больше просто некому. Редкие заезжие туристы написать такое не смогут.
Забытая всеми усадьба Белогорка 
Изначально в имении под названием Горка хозяйствовал Франц Францевич Бель, глава местного дворянства. Постепенно фраза «к Белю в Горку» превратилась в «Белогорку». В конце XIX века имение купил Александр Григорьевич Елисеев, правнук основателя знаменитой купеческой династии Петра Елисеева. Наибольшую популярность усадьба приобрела в годы жизни и деятельности известного на всю Россию и за ее пределами купца Елисеева.Имя купца гремело настолько сильно, что в 1874 году его магазин был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».Имение под Белогоркой стало свадебным подарком Александра Григорьевича Елисеева своей дочери Елизавете Александровне. К тому времени, когда было приобретено поместье за городом, Елизавета уже вышла замуж за штабс-капитана Семеновского полка Николая Новинского. Впрочем, супружеское счастье продлилось недолго, после кончины мужа Елизавета снова выходит замуж за столичного врача И.Я. Фомина, который лечил ее бывшего мужа, и селится в имении под Белогоркой, известным дачным комплексом рядом с древним парком. Здешним деревьям, а это – роскошные липы, мощные дубы, стройные березки, благоухающие пихты и ели, от 90 до 150 лет. Именно сюда ездила поправлять здоровье вся петербургская знать, предпочитавшая длительным поездкам в Швейцарию и на курорты посиделки на верандах в дачных домах. Кстати, район Сиверской, где располагается усадьба, издавна был известен своим лечебным действием в силу того, что находится на высоте более ста метров над уровнем моря.Дополнением к господскому дому на берегу реки был парк. Не менее сказочный: над ним работали лучшие садовники того времени. В парке росли редкие деревья. Причем некоторые – вверх корнями. Приживались совсем не многие, зато те, что пустили корни из прежней кроны, удивляли причудливой формой.

– Каковы были интерьеры замка? Есть только воспоминания ребят из детского приюта, который открыли здесь после войны, – делится Бурлаков. – Еще стояла старинная мебель, чучела животных. При входе был огромный медведь. Одна девочка (я застал уже восьмидесятилетней) случайно нажала на какую-то нишу у камина, и со скрипом открылась задвижка, за которой оказалась потайная комнатка. Она была набита ценностями: картины, фарфор. В награду за находку девочке подарили оттуда фарфоровую куклу.

Замок с картошкой

После революции имение Елисеевых стало первой коммуной. Условия были подходящие: фермы, сады, пасеки – все было в идеальном состоянии. Барыня, дочь мужа Елизаветы Александровны от второго брака Алла Фомина, сначала жила у нянюшек, но потом ее выгнали и оттуда. Дальше – лагеря, психлечебница. Свой век Фомина коротала у бывшей няни.– В войну у немцев тут был штаб, который они, отступая, подожгли: оставалось много документов, – добавляет краевед. – Но уже в 1947-ом здание вернули к жизни. Тогда нашлись и силы, и средства.В советские годы здесь открыли станцию по селекции, ныне Ленинградский НИИ сельского хозяйства. Здесь выводили сорта картофеля, зерновых, бобовых, которыми потом кормили весь Северо-Запад. В замке работала опытная лаборатория. Но в 1993-ем ее переводят в другое здание. А затем кипучая жизнь НИИ и вовсе затухла. Последние пятнадцать лет в опустевший господский дом частенько наведываются вандалы.– Каким-то образом памятник федерального значения сняли с учета и продали, – объясняет Бурлаков. – Новый хозяин занялся ремонтом: примерно в 2010-ом здесь появились крыша, рамы, полы, новые перекрытия. Но вскоре он умер. Его супруга продала здание – и пошла перепродажа. В позапрошлом году этот огромный замок можно было купить за сорок миллионов рублей. Желающих нет: слишком мало земли.Теперь частная усадьба стоит в запустении. Вынесли практически все: решетки, декоративные детали, вставки из искусственного камня.Тем временем в Петербурге живет внучка Фомина, Татьяна Платоновна Соколова. В Белогорку она приезжает редко: больно смотреть. Всю жизнь она преподавала советскую историю, а о своих корнях заговорила лишь раз. Девчонкой Татьяну Платоновну привели с детским лагерем на экскурсию в ее же имение, и она похвастала ребятам, что раньше здесь жила ее семья. Никто не поверил.Тем не менее, на широких просторах Белогорской пережили войну, хотя фашисты, покидая эти земли подожгли замок и внутри ничего не сохранилось. Но сохранились до наших дней главный усадебный дом Елисеева, приусадебная Никольская церковь и живописный парк. Природа здешних мест издавна вдохновляла художников и писателей. Любоваться окрестностями, где жили художник Иван Шишкин и поэт Иосиф Бродский, можно и сегодня.Что еще удивиляет при посещении усадьбы — это уникальная липовая аллея. Она образована деревьями, которые обрезали с двух концов и сажали верхушкой в землю. При этом бывшие корни вытягивались в тонкие стволы и начинали выполнять роль кроны. При такой посадке выживал лишь каждый 50й саженец.

Картина дня

наверх