На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...
  • Валерий Протасов
    Сколько богатств накоплено, что  ни разрушить  все шедевры, ни предать забвению не удалось никому.Красоты и музеи П...

Строгановский дворец

Вчера мы посмотрели архивные фотографии Строгановского дворца. Сегодня давайте посмотрим что там и как. Дворец построен в 1752-1754 гг. Ф.Б.Растрелли. Стиль: русское бароккоОдно из дворцовых сооружений, которое можно посетить на Невском проспекте - это знаменитый Дворец Строгановых, сооруженный самим Б.Растрелли в середине 18 века.

Строгановский дворец с Набережной МойкиСтрогановский дворец с Набережной Мойки

История династии Строгановых

Фамилия представителей богатейшей российской династии Строгановых хорошо известна всем, кто хоть немного знаком с историей нашей страны. Считается, что родоначальником рода Строгановых был татарский мурза, получивший в 15 веке при крещении эту, ставшую впоследствии очень известной, фамилию. Но тогда это была просто фамилия, а прирастать богатством она начала с 16 века, когда один из праправнуков первого Строганова Аника занялся солеварением, а уже далее постепенно пошли бароны и графы, крупнейшие землевладельцы, богатейшие люди российского государства.Аника (Аникей) Строганов - родоначальник графской династии

Строгановы на протяжении веков занимались солеварением, земледелием, освоением новых земель Урала и Сибири, рыбными, охотничьими и рудными промыслами. Именно Строгановы пригласили Ермака возглавить отряды по завоеванию сибирских земель, на которых они строили города и крепости. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». В. И. Суриков, 1895 год

С тех пор, в фамильном гербе можно видеть двух соболей и медвежью голову, являющихся символами Сибири, покоренной при помощи Строгановых. Этот герб изображен на фасадном фронтоне Дворца Строгановых в Петербурге.Герб Строгановых на фасаде дворца в Петербурге

В 17 веке богатейшие Строгановы спонсировали самого царя во времена Смоленской и русско-польской войн. Особо развернулись Строгановы при Петре Петром, которому они тоже помогали материально. При Петре они стали уже владельцами крупных уральских металлургических заводов, а к 1722 году Строгановы получили баронский титул. В середине 18 века – Строгановы – обладатели уже графского титула.

Были среди Строгановых генерал-губернаторы, министры, дипломаты и прочее. Один из Строгановых – Александр Сергеевич – занимал должности президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки и прочее. Многие Строгановы владели замечательными коллекциями живописи, библиотек, монет и т.д. Один из Строгановых - любителей вкусно поесть – дал свою фамилию известному мясному блюду – бефстроганову.

Старинный и знаменитый род Строгановых (Строгоновых), крупнейших в России промышленников и землевладельцев, внес огромный вклад в развитие отечественной науки и культуры. Еще в 1720-х гг. братья Строгановы построили на берегу Мойки около Невского проспекта небольшой дом. Рядом, на угловом участке, в 1738-1742 гг. возводился дом придворного портного И. Г. Неймана, которому принадлежал также участок на противоположном берегу Мойки (Невский проспект, № 18/57). Почти одновременно был сооружен соседний особняк слева по проспекту, принадлежавший придворному повару Шестакову. Вероятно, к строительству этих домов был причастен ведущий зодчий той поры М. Г. Земцов. В 1742 г. незаконченный дом Неймана приобрели братья Строгановы. Через год он был достроен для обер-камергера барона С. Г. Строганова, собравшего первую в Петербурге частную картинную галерею.Коллекция живописи в строгановском дворце 18 века

И вот эти самые особы, приближенные к императору, известнейшие русские графы и крупные промышленники Строгановы решили построить в Петербурге на Невском проспекте в середине 18 века для своего проживания дворцовое великолепие. На костюмированном балу, устроенном в честь новоселья, в этом дворце веселилась сама императрица - Елизавета Петровна.Строгановский дворец. Полицейский мост, с рисунка И. Шарлеманя

Дворец Строгановых в Петербурге

Дворец строился лучшим архитектором Петербурга Ф.Б.Растрелли в любимом им стиле барокко. Причем, надо иметь в виду, что Растрелли был придворный архитектор и не выполнял частные заказы, исключение составили только Строгановы. В 1753 г. у Строганова поселился величайший зодчий эпохи барокко Ф. Б. Растрелли, спроектировавший для владельца трехэтажный дворец. Он был возведен в 1753-1754 гг. с частичным использованием стен и сводов старого дома. В объем нового здания были также включены дом Шестакова по Невскому и первое небольшое строение Строгановых со стороны Мойки. Строгановский дворец - блестящий образец зрелого барокко. Грациозные трехчетвертные колонны в центре фасадов по проспекту и набережной, разнообразный рисунок наличников, лучковые фронтоны и двухцветная окраска придают ему живописность и пластическую выразительность. Основные строительные работы были выполнены в 1752-54 годах, но на этом строительство не закончилось. Оно продолжалось и в ширь и в глубь до конца 18 века и даже после. Увеличивалось количество комнат, улучшался их интерьерный облик, менялся архитектурный стиль.Петербургский дворец Строгановых в 18 веке

Долгое благоустройство дворца способствовало тому, что к облику отдельных частей дома приложили руку и другие талантливые петербургские архитекторы – М.Земцов, А.Воронихин и т.д. Считается, что авторство Растрелли сохранилось только в интерьере Большого зала и Парадного вестибюля.Большой Зал внутри Строгановского дворцаПарадная лестница

А.Воронихиным и Ф.Демерцовым были выполнены интерьеры Минерального кабинета, Картинной галереи, Библиотеки, Столовых, Физического кабинета, Малой и Большой гостиных. Многие залы достраивались в более поздние периоды и, естественно, другими архитекторами.Малый кабинет Строгановского дворцаМалый кабинет внутри Строгановского дворцаБольшой кабинет графини С.В.Строгановой

Но оба пафосных и торжественных фасада дворца с изящной лепниной и портретными медальонами, смотрящие на Невский проспект и на Мойку, выполнены были самим Растрелли. Исполненный пышного великолепия, фасад по Невскому отличается скульптурностью архитектурных форм. Центр композиции - эффектный портик с парами колонн на рустованных пилонах, завершенный разорванным фронтоном, в котором помещен герб Строгановых. Боковые звенья отмечены пилястрами и малыми лучковыми фронтонами. Барельефные портреты молва считает изображениями владельца дома или зодчего. Четыре чугунных столбика с львиными масками, стоящие по углам подворотни, первоначально служили элементами ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 г. (еще два таких столбика установлены у дома № 19). Здание представляет собой тип городского дворца, его главные корпуса расположены по красным линиям, а внутри находится парадный двор. С восточной стороны двор замыкала дугообразная ограда. По проектам Растрелли было оформлено 50 парадных помещений. Из них сохранился только Большой танцевальный зал с живописным плафоном художника Д. Валериани и пышным скульптурным убранством. Это единственный в Петербурге подлинный (не воссозданный) парадный интерьер Растрелли. После смерти С. Г. Строганова (1756 г.) дворец перешел его сыну Александру.Барокко Строгановского дворца

Архитектор русского барокко не поскупился на колонное оформление и на разнообразие декора. На главном фасаде красуется фамильный герб Строгановых. Во внутреннем дворике дворца был организован сад, в котором размещались скульптуры и «гробницы Гомера».

Во внутреннем дворе Строгановского дворца также можно увидеть два гранитных изваяния сфинксов. Эти скульптуры располагаются на невысоких постаментах у бывшего парадного входа и были перенесены сюда с пристани у Строгановской дачи в Петербурге, где они появились в 1796 году (см. картину А. Н. Воронихина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге»).А. Н. Воронихина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге»Строгановский дворец, Санкт-ПетербургСфинкс внутреннего дворика

Обер-камергер и тайный советник, предводитель петербургского дворянства, граф А. С. Строганов был директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. Высокообразованный вельможа, щедрый меценат, он всемерно содействовал становлению зодчего А. Н. Воронихина, своего бывшего крепостного, который стал при его поддержке строителем Казанского собора. Варнек А. Г. 1782, портрет написан после смерти А. С. Строганова с оригинала Ж. -Л. Монье.

Граф Строганов сформировал замечательное собрание произведений искусства и образцов минералов. Его дворец был музеем. По заказу А.С. Строганова дворец был перестроен внутри. Работы начал в 1788. 1793 гг. свойственник владельца архитектор Ф. И. Демерцов и блестяще продолжил А. Н. Воронихин, вернувшийся в 1791 г. вместе с П. А. Строгоновым из-за границы. Строганов с женой и детьми в Париже. французская школа, Государственный Эрмитаж.

Новые флигели замкнули пространство прямоугольного двора. Созданный заново великолепный ансамбль интерьеров в стиле классицизма включал Картинную галерею, Парадную столовую и двухъярусный Минеральный кабинет, полный воздушного изящества и внутренней динамики. Воронихин также выполнил переделки на половине П. А. Строганова, Павел Александрович Строганов

перестроил Парадную лестницу и, в «египетском стиле», Физический кабинет.

Архитектор Растрелли жил во дворце до 1801 г. Во дворце бывали Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, Д. Г. Левицкий, И. П. Мартос. «Приют муз» был знаменит в столице и своими обедами («бефстроганов» - гастрономическое изобретение Строгановых). Председатель Комиссии по строительству Казанского собора А. С. Строганов умер вскоре после его освящения в 1811 г.. Последующие владельцы дворца: государственный деятель, герой войны с Наполеоном П. А. Строганов, его вдова С. В. Строганова, происходившая из рода князей Голицыных, а также С. Г. Строганов - попечитель Московского университета, основатель Строгановского художественно-промышленного училища в Москве и Археологической комиссии, руководитель многотомного издания «Древности Российского государства». Сергей Григорьевич Строганов

Археологическая комиссия работала во дворце на Невском более двадцати лет. В 1833 г. архитектор И. И. Шарлемань сделал во дворе неудачную пристройку к западному корпусу, а в 1842 г. архитектор П. С. Садовников надстроил южный дворовый флигель, придав ему черты стиля Растрелли.

При последнем хозяине, С. А. Строганове, во дворе в 1908 г. устроили небольшой сад. Сюда были перенесены статуи Нептуна и Флоры, маскарон, мраморные вазы и пара гранитных сфинксов (конец XVIII в.). В 1918 г. дворец был национализирован и превращен в дом-музей, который с 1925 г. имел статус филиала Государственного Эрмитажа. Фото 1929 года

Но в 1929 г. он был закрыт, уникальные коллекции распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям. В здании разместился Институт растениеводства (прикладной ботаники и новых культур). С 1938 г. здание занимали конторы, склады, общежитие и «Электромортрест», затем - закрытое судостроительное предприятие «Эра», что нанесло интерьерам дворца существенный урон.

Реставрационные работы проводились частями в 1950-1970-х гг. Первое решение о создании во дворце филиала Государственного Русского музея было принято в 1975 г., но реализовать его тогда не удалось. И только в 1988 г. дворец вошел в состав Государственного Русского музея. Дворец в 1980-е годы.

Часть помещений занимал в 1989-1991 гг. Ленинградский НИИ теории архитектуры и градостроительства. Сегодня (2013 г.) продолжается реставрация интерьеров дворца (научным консультантом была народный архитектор России И. Н. Бенуа). Здесь действует экспозиция восковых фигур, открыт магазин «Музей шоколада». Во дворе сооружен стеклянный ресторан, из-за которого уничтожен старый садик с вековыми деревьями. В 2003 г. закончена реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски.В настоящее время (с 1988 года) Строгановский дворец - филиал Русского музея, поэтому можно осмотреть потрясающие дворцовые интерьеры нескольких из 50-ти комнат, танцевального зала и вестибюля, оформленного зеркалами и скульптурами, Арабесковую гостиную и Столовых. Сочетание исторических интерьеров и предметов искусства, портреты членов известнейшей российской династии, восстановленные паркетные полы и парадная лестница, произведения живописи и скульптуры – все здесь восхищает и радует глаз гармонией и изяществом, роскошью и мастерством исполнения.Войти в Строгановский дворец можно со стороны Невского проспекта (Невский проспект, 17). Каждый зал снабжен информационным стендом, рассказывающим об истории создания данного зала и о деталях его декоративной отделки. Рассказывать о каждом зале бессмысленно, там надо побывать. Я лишь приведу вид некоторых комнат дворца-музея.Большой танцевальный зал — единственное помещение Строгановского дворца, сохранившее первоначальную отделку, в том числе пышное скульптурное убранство и живописный плафон работы Джузеппе Валериани (ок. 1708-1761), бывшего одним из наиболее выдающихся художников-декораторов той эпохи, отцом русской театральной живописи. Это единственный в Санкт-Петербурге не воссозданный, а подлинный, первозданный парадный интерьер Растрелли.Сам зодчий Растрелли характеризовал помещение как «большой зал, украшенный штукатурными работами, выполненными весьма искусным итальянским мастером». Великолепный двусветный зал хорошо освещается пятью большими окнами нижнего света и пятью малыми – верхнего света (последним «отвечают» аналогично оформленные глухие переплеты на противоположной стене). Обилие окон на западной стене зала почти не оставляет места простенкам, нижняя часть которых декорирована зеркалами. Эта пронизанная светом стена признается триумфом архитектурной мысли Растрелли.Облик этого нарядного зала впечатляет. Стены декорированы пышной лепкой, окна верхнего яруса имеют сложные декоративные обрамления, а под ними проходит сильно вынесенный карниз. На двух коротких стенах карниз прерывается балконами с коваными решетками барочного рисунка. Балконы опираются на мощные полуфигуры атлантов, между которыми амуры несут картуш, увенчанный баронской короной. Полуфигуры кариатид, словно вырастающие из лепных барочных орнаментов, поддерживают выступающие части карниза на дальней продольной (восточной) стене. По углам порталов, обрамляющих балконы, пристроились амуры с гирляндами цветов.

2013-01-04_13-52-26 (700x525, 89Kb)

2013-01-04_13-56-40 (700x525, 75Kb)

Появившийся в середине XIX века паркет выполнен из экзотических пород дерева (самшит, сандал, лимон, чинара) и инкрустирован в центре изящной орнаментальной розеткой. Некоторые уникальные породы дерева заказывались на другом континенте, в Латинской Америке.Живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка Большого зала Строгановского дворца, выполнен в 1753 году в петербургской мастерской итальянского художника Джузеппе Валериани на 13 подрамниках, доставлен в Строгановский дворец и смонтирован на потолке помещения.

Строгановский дворец Строгановский дворец, Русский музей, Дворец, Санкт-Петербург, Белимов-Гущин, Интерьер, Особняк, Фотограф, Длиннопост
Строгановский дворец Строгановский дворец, Русский музей, Дворец, Санкт-Петербург, Белимов-Гущин, Интерьер, Особняк, Фотограф, ДлиннопостБольшая гостиная
Строгановский дворец Строгановский дворец, Русский музей, Дворец, Санкт-Петербург, Белимов-Гущин, Интерьер, Особняк, Фотограф, ДлиннопостПарадная или Зеркальная столовая
Конец XVIII века стал для дворца временем большой перестройки, занимался ей небезызвестный Андрей Воронихин, бывший крепостной крестьянин, выучившийся на зодчего и получивший вольную грамоту. Именно он придумал Минералогический кабинет — двухуровневую залу с купольным парапетом по центру. Позже её превратят в бильярдную комнату, а купол закроют прозрачным стеклом, сейчас вместо него пролёт на два этажа украшает огромная хрустальная люстра.
Строгановский дворец Строгановский дворец, Русский музей, Дворец, Санкт-Петербург, Белимов-Гущин, Интерьер, Особняк, Фотограф, Длиннопост
Строгановский дворец Строгановский дворец, Русский музей, Дворец, Санкт-Петербург, Белимов-Гущин, Интерьер, Особняк, Фотограф, Длиннопост

Строгановский дворец Строгановский дворец, Русский музей, Дворец, Санкт-Петербург, Белимов-Гущин, Интерьер, Особняк, Фотограф, Длиннопост
Картинная галерея
Строгановский дворец Строгановский дворец, Русский музей, Дворец, Санкт-Петербург, Белимов-Гущин, Интерьер, Особняк, Фотограф, ДлиннопостГреческая комната

До конца 1990-х годов никто из исследователей не имел представления об этом интерьере. Ее название было обнаружено в 1997 году на обороте одной из крошечных акварелей Русского музея. Затем начался непростой процесс реставрации. По современной легенде, директор Русского музея и энтузиаст восстановления Строгановского дворца В. А. Гусев однажды оторвал кусок фанеры в темном коридоре, примыкавшем к залу, и за ним открылись остатки барельефов. Во время недавней реставрации было создано пространство, которое теперь именуется Греческой комнатой. Учитывая редкую сохранность элементов декора сразу нескольких эпох, решено было отреставрировать их и показать несколько исторических слоев одновременно, разобрав стенки коридора. Работы были проведены в 2005-2007 гг. На стене висит портрет графа С. Г. Строганова (1794-1882), выполненный в 1882 году К. Е. Маковским. Сергей Григорьевич, основатель Строгановского училища в Москве, коллекционер монет и икон, учредитель Императорской Археологической комиссии, скончался в Строгановском дворце на Пасху 1882 году в своем кабинете, где и изобразил его художник Маковский, работавший над портретом уже после смерти графа. Арабесковый зал. В Арабесковой гостиной каждый рисунок со своей историей. По сути — вся комната это один большой комплимент классическому искусству Италии. Роспись на стенах повторяет фрески из лоджий Ватикана, мозаики Помпей и другие значимые образы Античности и Ренессанса — графика сплетается в единый сюжет о гармонии и неотделимости человеческой красоты от природы. Мотивы рафаэлевских лоджий были весьма популярны в европейских дворцах конца XVIII века.

Оформление Арабесковой гостиной, задуманной еще графом А. С. Строгановым в подражание рафаэлевским лоджиям Зимнего дворца, созданным Дж. Кваренги для Екатерины II, было начато в 1770-80-х годах, а завершено в 1830-40-х. Хотя идея создать лоджии Рафаэля в своем дворце родилась еще у А. С. Строганова, при жизни графа она полностью реализована не была.
 
Его сын Павел пережил отца всего на 6 лет и провел большую часть времени на полях сражений, так что создание Арабесковой гостиной стало делом его вдовы, невестки А. С. Строганова графини Софьи Владимировны. Она не желала уступать своим родственникам Шереметевым, устроившим в своем Фонтанном доме экзотическую Этрусскую комнату, и поэтому наняла неизвестного архитектора — возможно, П.С. Садовникова (выходца из крепостных ее матери Н. П. Голицыной) — закончить задуманный ансамбль.

Архитектор переделал две комнаты в одно длинное помещение. По одной из версий , он воспользовался хранившимися в кладовых копиями рафаэлевских фресок, приобретенными еще А. С. Строгановым. Копии ватиканских гротесков предположительно были выполнены итальянскими живописцами Антонио Скотти и Пьетро Виги
  
Строгановы смогли установить у себя только часть ансамбля, поскольку отведенное для интерьера пространство было значительно меньше лоджий Рафаэля. Кроме того, конструкция дома не позволила сделать купола, так что потолок остался плоским и без росписи.

Настенные фрески архитектор дополнил декоративными композициями над дверями и зеркалами на сюжеты фресок помпейской виллы Цицерона («Кентавр и нимфа», «Кентавресса и сатир», «Кентавр и Ахилл»). Стиль помпеянской живописи был исключительно моден в Петербурге той эпохи.

Два надкаминных зеркала получили живописные обрамления с гротескными мотивами. Арабесковая гостиная в нынешнем виде была завершена к середине 1840-х годов. Две парные мраморные скульптуры сидящих философов в античных тогах, переданные в 1930-х годах во Дворец культуры им. Максима Горького, возвращены и вновь обрели свои места в этом зале после реставрации.

Несколько протечек 1980-1990-х годов нанесли серьезный урон конструкциям и отделке потолка, пострадала также часть живописных панно и золоченые рамы.Изначально во дворце не предусматривалось ни одной спальни. Династия Строгановых отличалась известной любовью к долгим путешествиям, и огромный особняк чаще всего использовался для балов, официальных встреч и работы, но не как место ночлега. Другой любопытный факт — страшное суеверие семейства — каждое воскресенье, ровно в полночь в комнатах зажигали по канделябру с церковными свечами, чтобы тёмные силы не искушали представителей рода. Конечно, я разместила только часть комнат. Но надеюсь самые значимые. Если будете в Санкт-Петербурге сходите в этот музей обязательно.

Кстати, еще раз о сфинксах.Сфинксы Строгановского дворца — местный талисман и персонажи городских легенд. Считается, что они первые «каменные звери» Санкт-Петербурга, созданные неизвестным скульптором, но это не так. Египетские стражи — всего лишь копия утраченных ещё до революции сфинксов, их высекли заново в 1950-х и поставили к бывшему парадному крыльцу. Суровые львы с человеческими головами до сих пор охраняют внутренний дворик от непрошеных гостей и пользуются неизменным успехом у туристов.

www.citywalls.ru/house1113.html

https://russo-travel.ru/landmark/sankt-peterburg/stroganovsk...

 http://russlovo.today/rubricator/Persony/stroganovy-iz-istor...

https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post3901225...

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_pete...

https://www.liveinternet.ru/users/5132602/post267830788

http://www.mishanit

Картина дня

наверх