1902 год, Мясницкая улица
«Это будет одна из излюбленных улиц для Москвы, для москвичей, для гостей столицы», - сказал мэр Москвы, принимая в начале осени обновлённую Мясницкую.

«А Мяса-то нет!»
Это «одна из древнейших и красивейших» улиц Москвы, о которой поэт Сергей Соловьёв написал: «Тут каждый дом - поэма!
»

Гребневскую церковь, стоявшую на углу Мясницкой и Лубянской площади, «подмяла под себя» первая ветка столичного метро.
Первомайской она стала в 1918-м «назло всему прежнему», получение имени Кирова (1935-1990 гг.) - вообще анекдот. Этот соратник Сталина в Москве не жил и не служил! Застрелил его в Ленинграде террорист, гроб доставили в Москву и провезли по Мясницкой, за что она и поплатилась. «Царская дорога» (при Петре I она вела из Кремля в Немецкую слободу), застроенная домами знати, ну никак не сочеталась с новым именем. Но, когда в начале перестройки идеологи ЦК КПСС обсуждали варианты смены новых имён улиц на старые, дошло и до Мясницкой. Название неблагозвучное, да и мяса-то в советских магазинах никакого нет! Вернули название только в 1990-м.
Кто сватал Пушкина
Впрочем, Мясницкая могла вполне называться и... Пушкинской, так часто в её домах бывал Александр Сергеевич. С домом № 43 связаны знаменитые строки «То ли дело быть на месте, по Мясницкой разъезжать, о деревне, о невесте на досуге помышлять!» Что за невеста? Наталья Гончарова! Принимавшая его в доме-дворце семья сенатора Малиновского, по сути, «выхлопотала» пушкинский брак.
Анна Петровна Малиновская вела сложные переговоры с будущей тёщей и за самоотверженность была посажённой матерью невесты на свадьбе.
В 1830 г. его купил профессор Московского университета М.П. Погодин. На покупку он решился после того, как год пожил в доме напротив. В мезонине Погодин устроил кабинет, из окон которого "были виды на несколько верст кругом". Видимо, при отсутствии телевизора обстоятельство немаловажное. Теперь трудно себе представить, чтобы профессор купил себе дом в центре Москвы.
Трёхэтажный дом с Меркуриями по адресу улица Мясницкая, 8 построили в 1899-1903 гг. по проекту Федора Шехтеля. Ф.О. Шехтель. 1890-е гг.
Угол дома выполнен в виде трех граней, плоскости которых занимают окна. Фасад оживляют многочисленные картуши и крылатые маски бога торговли Меркурия. Кстати, недалеко стоит ещё один дом с Меркурием.
Ул. Мясницкая, 15. Доходный дом Кузнецова. 2005 г.
Заказчиком был Матвей Кузнецов. Это владение он купил еще в 1893 г. Первый этаж дома 8 занимал магазин фарфора и фаянса "Товарищества М.С. Кузнецова". На втором и третьем этажах находились правление и конторы. В 1930-х гг. дом "подрос" на два этажа.М.С. Кузнецов, 1911 г.
Матвей Кузнецов был выходцем из старообрядческой купеческой семьи, членом различных благотворительных обществ: попечения о раненых и больных воинах, Детских приютов ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Удостоен благодарности от Комитета общества Трудолюбия "за устройство и содержание бесплатных народных столовых".
После смерти отца в 1911 г. владельцами и директорами ТД Кузнецова стали его сыновья, потомственные почётные граждане Михаил, Николай, Сергей, Александр и Георгий Матвеевичи Кузнецовы. Владельцем дома стал старший сын, Михаил Кузнецов. Ему же принадлежал и соседний дом.
После переворота 1917 г. имущество "фарфоровых королей" национализировали. Дом стал собственностью Высшего Совета народного хозяйства. После войны в здании открылись отделы верхней одежды магазина "Детский мир", располагавшегося рядом, на первом этаже дома по Мясницкой, 6.Ул. Мясницкая, 6
Верхние три этажа появились в 1986 г. Их авторы – Б.В. Палуй и Г.В. Макаревич. Тогда строили ВЦ КГБ, который поглотил соседний дом, а заодно надстроили и этот. Стоит задержаться и посмотреть на чудом сохранившийся декор.
Грифоны
Московские окна
Когда в 1957 г. "Детский мир" уехал во вновь отстроенное здание на Лубянской площади, магазин торгового дома Кузнецова вновь стал профильным магазином посуды. В народе его называли "магазин фарфора".
Тогда же крайний правый подъезд дома был входом в Центральную нотариальную контору № 1. К середине 1960-х гг. она была оснащена новейшей техникой. Здесь даже делали фотокопии документов! Правда, из-за очередей на это уходил целый день.
В конце 1990-х гг. начался долгий капитальный ремонт дома. Нотариальная контора уехала в Бобров переулок, 6. Cпустя несколько лет здесь вновь открылся магазин, торгующий фарфором, хрусталём и серебряной посудой. Называться он стал "Гледиз". Администрация магазина "Гледиз" с гордостью говорит о себе: "Мы торгуем здесь более 100 лет!" А для многих это просто Дом фарфора.
Но продолжим о временах, соприкасающихся с Пушкиным. На Мясницкой, 8, поэт бывал в гостях у историка Михаила Погодина, на Мясницкой, 7 В знаменитом доме Черткова, незадолго до дуэли читал стихотворение «Памятник».
Главный дом усадьбы по адресу улица Мясницкая, 7 был построен для генерал-майора С.Н. Салтыкова по проекту С. Карина. В 1831 г. его владельцем стал Александр Дмитриевич Чертков.
Первоначально дом Салтыковых имел строгий классический вид. Серьёзной перестройке он подвергся в 1859-1863 гг. по проекту А.В. Булгарина. Были построены крылья дома, изменены фасады. Возможно, тогда и появились атланты.В 1863 г. в особняке открылась библиотека Черткова. В 1871 г. Григорий Александрович Чертков продал дом и уехал в Петербург. В 1900-е гг. Ф.О. Шехтель изменил интерьер лестницы, а Ю.Ф. Дидерикс построил перед главным домом павильон. Хоть вставка и была в стиле усадьбы, всё равно она смотрелась, как инородное образование. Павильон снесли в 1970-е гг., усадьбу отреставрировали. Снова стал виден дом Салтыковых.
В доме 44 Пушкин секретничал с тайным советником сенатора Александром Арсеньевым.
Ул. Мясницкая, 44, М. Харитоньевский пер., 1. 2005 г.
С 1826 г. особняк принадлежал Арсеньевым. В 1843 г. у них останавливался Ференц Лист.
В 1880-х гг. усадьбой владела баронесса Надежда фон Мекк (1831-1894), вдова "железнодорожного короля", заработавшего многомиллионное состояние в компании с фон Дервизом на прокладке железной дороги Москва – Коломна. Усадьба компаньона находилась недалеко отсюда, на Садовой-Черногрязской, 6.Надежда фон Мекк была одной из богатейших покровительниц музыкального искусства в России. Она оказывала финансовую поддержку многим композиторам. В том числе молодому Клоду Дебюсси (1862-1918), который давал уроки музыки её дочерям и жил в этом доме.
Дом еще этот называют домом трех композиторов. В 1884-1887 гг. во время приездов в Москву в одной из угловых комнат жил и работал Чайковский. Надежда Филаретовна фон Мекк выплачивала композитору пособие, которое позволило ему полностью сосредоточиться на творчестве.
Совсем рядом с «пушкинскими» местами - домами 43 и 44 - стоит ещё один «литературный памятник», особняк № 42, известный как «дом Бегичева».
По адресу Мясницкая ул., 42 находится усадьба, построенная в 1793-1802 гг. по проекту Казакова. Заказчиком был Барышников. Как часто случалось, главное здание и правое крыло включили в себя палаты XVII-XVIII вв.
Усадьба была спланирована в форме каре. Передний фасад украшал коринфский портик, к нему вдоль боковых фасадов сходились галереи с колоннами. Портик сохранился, а галереи сломали. Усадьбу Барышникова реставрировали в 1930-е гг. по проекту С.Ф. Кулагина.
Кстати, переулок, в который выходила задняя часть усадьбы, в XIX в. был Барышников. Сейчас это – переулок Огородная слобода.
С 1823 г. владение Мясницкая, 42 – усадьба Бегичева. Владевший им полковник Степан Бегичев был другом и сослуживцем по армии Александра Грибоедова и поселил поэта у себя. Грибоедов писал «Горе от ума», поминутно сомневаясь в своих силах. Бегичеву приходилось возвращать его за письменный стол «лестью и угрозами». Как вдруг всё переменилось - Грибоедов зажил бурной светской жизнью, принялся сочинять вальсы и наигрывать их в особняке на Мясницкой для гостей. Что случилось? Поэт поверил в себя и объявил другу: «Мои страдания не пропадут даром!» Не пропали. Его комедию задолго до выхода в свет москвичи многократно переписывали от руки.
Вечера в усадьбе посещали Д.В. Давыдов, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, А.А. Алябьев. Бывал здесь композитор Верстовский, живший недалеко отсюда в Мыльниковом переулке, теперь улица Жуковского. В доме № 42 происходило ещё много чего удивительного: например, в 1882-м здесь открыли Долгоруковское училище... повивальных бабок.
Со второй половины XIX в. Мясницкая, 42 – адрес больницы для чернорабочих: сохранилось Дело о строительных работах, датированное 1872-1885 гг. В Плане 1910 г. упоминается уже Мясницкая городская больница. После переворота 1917 г. здание постепенно ветшало. В 1923 г. оно пришло в аварийное состояние, и Мясницкую больницу перевели в городскую больницу, с 1922 г. носившую имя писателя и правозащитника Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921). А в 1929 г. в усадьбе разместился Институт санпросвещения, при котором основали Театр санитарной культуры. Так вот, его сотрудником был сам Михаил Булгаков!А здесь Александр Грибоедов родился. Как литератор! Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Почта в алмазах
Самое затейливое по архитектуре здание на Мясницкой, пожалуй, знаменитый Чайный дом (д. 19) предпринимателя Сергея Перлова (именно он приучил москвичей к чаепитиям, до него чай продавался исключительно в аптеках как «полезная травка») в китайской стилистике. Место москвичи полюбили и называют «китайской шкатулкой».Кусочек Китая в Москве - знаменитый Чайный дом. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Чайный дом по адресу ул. Мясницкая, 19 появился в 1893 г., когда по заказу чаеторговца Сергея Васильевича Перлова (1835-1911) Клейн построил здесь... неизвестное нам здание. "Китайский дом", который мы видим, – результат перестройки здания Гиппиусом в 1896 г. по заказу того же Перлова. Именно тогда на крыше дома появилась двуярусная пагода, а фасад украсили драконами и китайскими черепичными крышами.Говорят, что причиной чудесного превращения было прибытие китайского принца на коронацию Николая II. Принц в Китайский дом Перлова почему-то не поехал. Он остановился у его родственника-конкурента Ивана Семеновича Перлова. Однако Сергей Васильевич не прогадал: его магазин стал необычайно популярен.
С 1911 г. Китайский дом принадлежал вдове С.В. Перлова потомственной дворянке Перловой Анне Яковлевне, урождённой Прохоровой. Ещё она была владелицей дома ул. Мясницкая, 41. А в Китайском доме Анна Яковлевна жила до последних дней, до 1918 г.
Чайный дом на Мясницкой, 19 – одно из 14 заведений товарищества.
Вывески в виде элементов декора, да ещё стилизованные под иероглифы сделали Чайный дом уникальным явлением. В 1960 г. Китайский дом стал героем кинолетописи "Архитектурные памятники".
Магазин внутри, 1902 год
Следующий интересный адрес - Мясницкая 26
«Алмазный дом» на Мясницкой - это... почтамт! Когда у построившего величественное здание (д. 26) князя Меншикова его «перехватил» друг Павла I, вице-канцлер Александр Куракин, он окружил себя драгоценностями, за пристрастие к ним его дразнили «бриллиантовым князем». Во время пожара на балу он жутко обгорел, но спасся благодаря окованному золотом камзолу. У сына нового владельца, Лазаря Лазарева, обслуживавшего царский двор, граф Григорий Орлов приобрёл самый крупный в России алмаз «Море света» (весом в 189,62 карата) и преподнёс вместо букета императрице Екатерине II, после чего его переименовали в «Орлов». Забавно, что потом в «алмазном доме» работали и жили простые люди - цензоры, врачи, портные и ямщики - все они входили в состав служащих Московского почтамта. Здание самого Почтамта построено в 1911-1912 гг. по проекту О.Р. Мунца. В разработке проекта принимали участие братья В.А., Л.А. и А.А. Веснины и инженеры Л.И. Новиков и В.Г. Шухов.
Первоначально Московский почтамт и телеграф был задуман в формах византийской архитектуры. Предполагалась кладка из керамических плиток, покрытых глазурью. В процессе строительства от этой идеи отказались. Братья Веснины сделали фасад Почтамта в духе романской средневековой архитектуры. И всё же, что-то византийское в нём осталось.
Фото 1902 года.
Раньше на этом месте находилась усадьба светлейшего князя А.Д. Меншикова, которая после его смерти была пожалована в вечное потомственное владение князю А.Б. Куракину. Спустя 50 лет палаты с фруктовым садом приобрел И.Л. Лазарев. Дворец, стоявший в глубине участка, был куплен под московский почтамт в конце XVIII в. До этого почтамт находился по адресу Мясницкая, дом 40.
Мясницкая д.40
Ещё одна мясницкая «знаменитость» - дом-дворец генерал-поручика Ивана Юшкова (д. 21). Будучи масоном, он привлёк к его переустройству «собрата по духу» - архитектора Василия Баженова.Москвичи подозревали дом в том, что в нём регулярно проводятся «масонские оргии». В то время как они гораздо активнее происходили у соседей, в доме 17-19, где майор Измайлов обустроил спецкомнату, обитую чёрным сукном, с настоящим скелетом в центре! Впоследствии в доме Юшкова расположилось знаменитое училище живописи, ваяния и зодчества. Известное как педагогами (Васнецовым, Поленовым, Саврасовым), так и свободой - тут расцвело рисование обнажённой натуры.
Кстати, Владимир Маяковский, также живший на Мясницкой (его дом-музей - во дворе д. 6), писал в своё время гневно: «Я на сложных агитвопросах рос, а вот не могу объяснить бабе, почему это о грязи на Мясницкой вопрос никто не решает в общемясницком масштабе?!» Решили, товарищ поэт...Дом по адресу ул. Мясницкая, 21 построен на рубеже 1780-1790-х гг. по заказу генерал-поручика тайного советника И.И. Юшкова. Полагают, что автор проекта – В.И. Баженов.
Портрет Баженова
Здание имеет два как бы полусложенных крыла. Оно оформлено почти без декора в строгом классическом стиле, что подчеркивает главный элемент здания – полукруглую ротонду с колоннами.В 1844 г. дом Юшкова в Мясницкой части под номером 199 (Мясницкая, 21) был приобретен для размещения Училища живописи и ваяния при Московском художественном обществе. Прошло более двадцати лет, и в 1865 г. в Училище начали обучать зодчеству. Оно стало называться Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В конце XIX в. в доме Юшкова расширили окна и измененили отделку здания, а к правому крылу пристроили новый корпус, который теперь имеет адрес Мясницкая, 21 С2.
В 1918 г. училище "обрело свободу", что отразилось в его названии: "Вторые государственные свободные художественные мастерские". Интересно – и "государственные", и "свободные". Двух свободных художественных мастерских, первыми мастерскими стала Строгановка, оказалось слишком много. В 1920 г. мастерские объединили. Не стало первых и вторых, появились высшие – Высшие художественно-технические мастерские. Коротко ВХУТЕМАС. Основное помещение мастерских находилось в здании бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Название "Высшие художественно-технические мастерские" кому-то резало слух, и слово "мастерские" заменили на "институт". Так в 1926 г. ВХУТЕМАС стал ВХУТЕИНом. Однако с такими именами, видимо, долго не живут и в 1930 г. ВХУТЕИН развалился на несколько институтов: Архитектурный (МАрхИ), Художественный (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова), Полиграфический и Текстильный.Теперь в здании находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества. Московское стало Российской, а училище – академией. Налицо и прогресс, и преемственность.
В общем, практически все дома на улице Мясницкой со своей историей. Но я высветила самые громкие и значимые.
http://www.aif.ru/realty/city/tut_kazhdyy_dom_-_poema_byli_i...
https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=9150
https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=9929
https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=9896&allctg=all
https://www.mmsk.ru/objects/unit/?id=9433
Свежие комментарии