На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

«Царица муз и красоты» – княгиня Зинаида Александровна Волконская

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И под задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.

Так писал Александр Сергеевич Пушкин княгине З. А. Волконской, посылая ей вместе с этим стихотворением свою новую поэму «Цыганы». Каталани, которую он здесь упоминает, — это прославленная в ту пору итальянская певица: гастролируя в Москве, она с восторгом слушала пение цыган и подарила цыганке Стеше, любимице Пушкина, Вяземского, Языкова, шаль со своих плеч. Пушкин познакомился с княгиней Волконской в сентябре 1826 года, когда фельдъегерь привез его из ссылки, из села Михайловского, в Москву. Ввел Пушкина в дом Волконской его приятель С. Соболевский. Визит был нанесен днем, а вечером поэт оказался вновь у Волконской: хозяйка хотела его видеть среди гостей своего салона — одного из самых блестящих литературно-музыкальных салонов Москвы двадцатых годов прошлого столетия. В тот вечер, по воспоминаниям Вяземского, она спела для Пушкина его элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку композитором Геништою.

«Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства, — писал впоследствии Вяземский. — По обыкновению краска вспыхивала на лице его. В нем этот признак сильной впечатлительности был несомненное выражение всякого потрясающего ощущения».

В огромном доме Волконской, на правой стороне улицы Тверской, у Козицкого переулка, где потом при перестройке встал магазин Елисеева, в ту пору собирался литературно-артистический цвет Москвы. Дом сегодня.

В украшенных картинами и изваяниями валах звучала музыка, здесь бывали вельможи, ученые, художники, здесь читали свои произведения выдающиеся русские поэты и писатели — Жуковский, Баратынский, Дельвиг, Вяземский, Козлов, братья Киреевские. Почти все они посвятили хозяйке салона признательные и восторженные стихи. В Волконскую был безнадежно и страстно влюблен юный поэт Веневитинов, которому перед отъездом его в Петербург, где он вскоре скончался, княгиня подарила перстень, найденный при раскопках Геркуланума, — с ним поэт по его желанию, выраженному в стихах, и был похоронен.

В салоне Волконской встретил теплый прием и поддержку русских друзей великий польский поэт Адам Мицкевич, высланный с родины).

Мясоедов Г.Г. 1834-1911. Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей

Душой всех блестящих собраний и бесед в салоне была сама княгиня Волконская — писательница, певица, композитор. Впечатлительная и увлекающаяся, с голубыми глазами и золотистыми волосами, она была на этих вечерах всегда приветливой, ровной, участливой к чужому горю. Поклонники называли ее Северной Коринной.Портрет князя Александра Михайловича Белосельского кисти Антона Граффа, около 1790 года

Она родилась в Италии, в Турине. Отец ее, князь Белосельский-Белозерский, обер-шенк двора, почти всю жизнь провел за границей, служа русским посланником то в германских, то в итальянских землях. Он был богат, за красоту его прозвали «московским Аполлоном», а также умен и образован: водил дружбу с Моцартом и Вольтером, переписывался с видными французскими литераторами, пробовал сочинять и на французском и на русском языках, немного печатался. Коллекция приобретенных им полотен и статуй, в подлинниках и копиях, впоследствии заполнила весь дворец на Тверской.

Мать Зинаиды Александровны, урожденная Татищева, умерла при родах дочери: девочку воспитывал отец. Воспитание было в традициях высшего общества XVIII века.Отец и дочь вместе декламировали Расина, Вольтера, итальянских поэтов.

Овладев многими языками, в том числе латинским и древнегреческим, Зинаида Александровна осталась без хорошего знания русского. Она всегда свободней и лучше писала по-французски, чем по-русски, и это отрицательно сказывалось на ее литературной деятельности.

В 1809 году, уже в Петербурге, отец умер. Через год семнадцатилетняя Зинаида Александровна вышла замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, егермейстера двора, боевого офицера, и попала в придворную среду.Никита Григорьевич Волконский (09.07.1781—18.12.1841), участник войны 1812 года, генерал-майор

Ее красота, образованность, талант певицы (контральто), сан и богатство мужа привлекали к ней всеобщее внимание. С большим дружеским расположением относился к ней и Александр I, о чем свидетельствуют его письма к Волконской. Военную антинаполеоновскую кампанию 1813-1815 годов и два последующих года она провела за границей, с царским двором, участвовала в пышных празднествах Венского конгресса, ездила в свите царя в Лондон. В Париже в придворных спектаклях выступала на сцене. Знакомила парижан с музыкой еще неизвестного во Франции Россини. Ее сценические дарования восхищали выдающуюся французскую актрису Марс, которой княгиня посвятила стихотворение, написанное по-французски.Портрет княгини Зинаиды Александровны Волконской (1789-1862) урожденной Белосельской». Русский миниатюрный портрет Жанн Анри Беннер (1770–1836)Портрет Волконской Зинаиды Александровны. Неизвестный художник 1820-ые годы, литография

Высший свет тогдашней русской столицы реагировал на артистические и литературные занятия Волконской недоброжелательно. В конце 1824 года Волконская, покинув Петербург, переехала в Москву, в дом своей мачехи (урожденной Козицкой), где и возник ее знаменитый салон. Еще в Петербурге она начала изучать скандинавскую и русскую историю и словесность. Её интересовали народные песни, обычаи, легенды. В Москве она пыталась даже хлопотать об основании русского общества для устройства национального музея и публикации памятников старины. В 1819 году появилась ее книга «Четыре повести», написанная по-французски. В ней были преломлены идеи Руссо и Шатобриана, выражено модное в тогдашней европейской литературе сочувствие к первобытной жизни дикарей экзотических стран. Затем Волконская пишет (тоже по-французски) и издает в Париже повесть из жизни поднепровских славян пятого века — «Славянская картина», где в романтическом духе рассказывалось о некоем юноше Ладовиде, похитившем невесту из дикого лесного племени: эта девушка якобы стала впоследствии матерью легендарного Кия. По-русски и одновременно по-французски писала Волконская поэму в прозе «Сказание об Ольге» — знаменитой древнерусской княгине. В альманахе «Северные цветы на 1825 год», изданном Дельвигом, был напечатан перевод «Писем из Италии», написанных Волконской по-французски, потом в различных журналах публиковалось и несколько русских ее стихотворенийКнягиня Зинаида Александровна Волконская, урожд. Белосельская

После разгрома восстания декабристов в 1825 году положение Волконской весьма осложнилось. Многие ее близкие знакомые и посетители салона — в том числе В. Кюхельбекер, а также родной брат ее мужа Сергей Волконский — были осуждены и сосланы в Сибирь. Над Волконской был установлен тайный надзор полиции. В недрах Третьего отделения копились бумаги, в которых доносчики и жандармы, проявляя непомерное усердие, называли салон княгини якобинским. Княгиня Белосельская-Белозерская Анна Григорьевна, ур.Козицкая (1773—1846)

В августе 1826 года директор канцелярии фон Фок докладывал шефу жандармов: «Между дамами две самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство — княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат средоточием всех недовольных; и нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг».Княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожд. Белосельская

27 декабря 1826 года Волконская с горячим участием открыто приняла у себя добровольно ехавшую в Сибирь к мужу Сергею Волконскому Марию Николаевну Волконскую (Раевскую). Это был почти вызов царю Николаю. А за два месяца до приема Марии Николаевны, намекая на атмосферу сыска и всеобщей подавленности, Волконская писала уехавшему из Москвы в Петербург Пушкину: «Возвращайтесь! Московский воздух как будто полегче. Великому русскому поэту подобает писать или среди раздолья степей, или под сенью Кремля».Княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожд. Белосельская

Однако с течением времени Волконская постепенно подчиняется религиозно-мистическим настроениям. В то же время она под влиянием иезуитов перешла в католичество (была прихожанкой храма св. Екатерины в Петербурге) и вслед за этим получила от императора Николая Павловича разрешение отправиться за границу; имение её было переведено на имя сына.

Взяв с собой сына и пригласив воспитателем к нему профессора С. П. Шевырева, княгиня в 1829 году поселилась в Риме, в купленной ею вилле близ площади Иоанна Латеранского. 

Еще до отъезда из России (и вероятно, не без влияния тайно действовавших в России иезуитов) она переходит в католичество. В феврале 1829 года она расстается с Москвой, направляясь в Италию, в Рим. Стихи Баратынского, в которых русская поэзия благодарно прощалась с Северной Коринной, сопровождали ее в дальний путь. Вместе с Волконской уезжал и ее семнадцатилетний сын, а с ним поэт и филолог С. П. Шевырев, готовивший юношу к поступлению в университет. С этой поры она лишь два раза побывала на родине (в 1836 и 1840 гг.) для свидания с сыном и мужем. По дороге в Италию путники специально заехали в Веймар, чтобы посетить Гете. В Риме на вилле Волконской постоянно находили себе приют многие русские люди — Н. В. Гоголь, художники Александр Иванов, Карл Брюллов.

Римская вилла княгини Волконской привлекала художников и писателей, как русских, так и иностранных; наиболее частыми её посетителями были Камуччини, О.Верне, Торвальдсен; из русских: Бруни, Брюлловы, Гоголь, Погодин, Иванов.Винченцо Камуччини

Орас Верне. Автопортрет (1835)Портрет Бертеля Торвальдсена. 1814, Королевская датская академия изящных искусствПортрет художника Федора Антоновича Бруни.JPGПортрет художника Федора Антоновича Бруни, Аполлинарий ГоравскийАлександр Павлович Брюллов, автопортретАвтопортрет (1848). Москва, Государственная Третьяковская галереяКарл Павлович Брюллов, автопортретN.Gogol by F.Moller (1840, Tretyakov gallery).jpgНиколай Васильевич ГогольМихаил Погодин.JPGПортрет историка Михаила Петровича ПогодинаПортрет А. А. Иванова работы С. П. ПостниковаПортрет Александра Андреевича Иванова,художник Сергей Петрович Постников

В саду при вилле были поставлены памятники, посвященные умершим русским друзьям-поэтам. Дважды — в тридцатых и сороковых годах — на краткий срок Волконская приезжала в Россию, но русские связи ее все же глохли. С годами она все больше погружалась в мистику, доходя до крайнего религиозного фанатизма. Долгая старость ее, в особенности после кончины мужа — он умер в Риме в 1844 году, — была печальна.

В последние годы жизни Волконской овладело мрачное мистическое настроение. Скончалась она 24 января 1862 г. и похоронена в Риме, в церкви св. Викентия и Анастасия, на площади Треви, вместе с мужем и сестрой Марией Александровной Власовой (1787—1857) в боковой часовне направо от входа. Если верить преданию, то причиной смерти стала простуда, полученная княгиней после того как она отдала на улице своё пальто замерзающей нищей женщине. Она всегда отличалась состраданием и благотворительностью, а в конце жизни помощь страждущим стала для неё чуть ли не навязчивой идеей.

Один свидетель, посетивший Волконскую в Риме незадолго до ее смерти, писал: «Прелаты и монахи окончательно разорили ее... Ее дом, все ее имущество, даже склеп, где лежало тело ее мужа, проданы за долги».

После смерти княгини её сын Александр Никитич собрал все произведения матери и издал их на французском и русском языках. К сожалению, богатейший архив Волконской, в котором находились автографы многих выдающихся деятелей русской культуры, был распродан.Княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожд.Белосельская

В Италии помнят русскую княгиню, которую римская беднота называла Благочестивой, и даже сохранили имя Зинаиды Волконской в названии одной из улиц Вечного города.

Знаменитый римский фонтан Треви — фасад палаццо Поли, принадлежавшего Зинаиде Волконской

Файл: Esquilino-villa Wolkonsky 1180775.JPG«Вилла княгини Волконской за Иоанном Латеранским прелестна - домик с башенкою, по комнате в ярусе, выстроен среди римской стены и окружен с обеих сторон виноградниками, цветниками и прекрасно устроенными дорожками. Вдали виднеются арки бесконечных водопроводов, поля и горы, а с другой - римская населенная часть города, и Колизей, и Петр», - вспоминал М.П. Погодин.На вилле Зинаиды Александровны было две особенных аллеи - украшенная античными памятниками и тянувшаяся вдоль акведука Аллея друзей и Аллея воспоминаний, высаженная кипарисами, деревом мертвых. В последней княгиня установила памятники своим ушедшим друзьям и близким людям - Пушкину, на стеле которого позже были добавлены имена Баратынского и Жуковского, Веневитинову, Вальтеру Скотту, Байрону, Гете, Карамзину, Александру I, императрицам Елизавете Алексеевне и Марии Федоровне, а также родителям, бабушке и дедушке с материнской стороны и, что особенно характеризует душевные качества княгини, своей кормилице и слугам отца.После смерти Зинаиды Александровны ее сын поставил на Аллее воспоминаний монумент памяти матери. К сожалению, не все памятники дошли до наших дней, да и сама вилла была перестроена.Сын княгини Александр, который унаследовал от матери любовь к искусству, значительно пополнил число экспонатов античной коллекции благодаря раскопкам вдоль акведука, который пересекает территорию парка.После его смерти вилла перешла во владение его приемной дочери Надежде Васильевне Ильиной-Волконской. Однако ее муж маркиз Владимир Кампанари промотал большую часть состояния семьи, и в 1922 году, в год смерти Надежды Васильевны, вилла была продана Германскому правительству. До 1944 года здесь размещалось германское посольство, особняк был реконструирован и вырос в размерах. В 1946 году Итальянское правительство сначала отдало в аренду, а затем в 1951 году продало поместье Великой Британии. С тех пор здесь находится посольство Великой Британии.
Многие антикварные вещи и картины, находившиеся в доме, пропали, а большую часть бесценного архива Зинаиды Александровны Волконской, в котором находились автографы выдающихся деятелей русской культуры, купил барон Леммерман, и теперь они хранятся в библиотеке Гарвардского университета. Лишь в 90-х годах итальянский исследователь Франко Онорати обнаружил в римском архиве известного либреттиста и поэта XIX века Джакопо Ферретти пятнадцать ранее неизвестных писем Зинаиды Волконской.

Потомство

Сын  князь Александр Никитич Волконский (1811—1878), тайный советник. В 1829 г. поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 г. был чрезвычайным посланником в Саксонии, в 1860 — в Неаполе, в 1862 — в Испании. Автор книги «Рим и Италия». Собирал живопись и скульптуру западных мастеров, античное искусство. Александр оставался верным православию, что очень огорчало мать. Однако она понимала, что переход сына в другую конфессию негативно отразится на его дипломатической карьере. Нельзя было забывать и о материальной стороне жизни. Ведь, согласно действовавшему в России указу Николая I, все имущество неофитов-католиков подлежало конфискации, поэтому Волконской пришлось записать свои обширные владения на имя сына, чтобы не потерять единственный источник существования. Оставаясь православным А. Н. Волконский, пользовался в ватиканских кругах большим доверием. Обладая природным благородством, горячо симпатизируя Папе Пию IX, он искренне хотел наладить отношения между Петербургом и Апостольской столицей. Умер от апоплексического удара в апреле 1878 года, как и родители, похоронен в Риме.

Александр Никитич Волконский (1811—1878)

Жена (с 17.09.1844) — баронесса Луиза Леопольдовна фон Лилиен (23.06.1807—01.02.1871), в первом браке фон Хердинг; единственная дочь барона Леопольда фон Лилиена (1770—1829) и Марии Шарлотты фон Аахен (1770—?); крестница герцогини Луизы Гессен-Дармштадтской. Брак с Волконским был заключен в Берне в сентябре 1844 года. В 1849 году в Варшаве у них родилась дочь Зинаида, но в возрасте четырёх лет в 1853 году она умерла. Не имея других детей, с согласия и одобрения княгини Зинаиды, Волконские в 1855 году удочерили провинциальную дворянку — Надежду Васильевну Ильину, дочь дальнего родственника Волконских Василия Васильевича Ильина (1800—?), управителя их имения Урусово.
Луиза Леопольдовна с дочерью Зинаидой
Семья княгини Волконской. В первом ряду слева направо: Зинаида Волконская, её невестка Луиза (урождённая баронесса Лилиен) в трауре умершей дочери, сестра Зинаиды Мария Власова, маленькая Надя Волконская-Ильина; во втором ряду слева направо: князь Александр Никитич Волконский и Владимир Павей.
 
Надежда Ильина-Волконская (1855—1923) была воспитана бабушкой на итальянской вилле в окружении образованнейших людей своего времени, в лучших традициях европейского просвещения. Проживая постоянно в Италии, Надежда вышла замуж за маркиза Владимира Францевича Кампанари (ум. 1931), который оказался очень разгульным и ненадежным человеком, промотавшим богатства, вывезенные Волконскими из России в Италию.
 Неизвестный художник. Портрет Надежды Васильевны Ильиной-Кампанари (1855-1923)
У них было четверо детей:
 
Александр, женившийся потом на двоюродной сестре Анне Дмитриевне Ильиной.
Владимир — на двоюродной сестре Нине Дмитриевне Ильиной
Екатерина,
Зинаида, обе вышедшие за итальянцев.
Встречаются упоминания о старшем сыне Григории, умершем во младенчестве и рожденным З. Волконской якобы от императора Александра
Могильный камень Зинаиды в римской церкви

****************

Русские женщины
(фрагмент)
***********
...Я скоро в Москву прискакала,
К сестре Зинаиде. Мила и умна
Была молодая княгиня,
Как музыку знала! Как пела она!
Искусство ей было святыня.
Она нам оставила книгу новелл,
Исполненных грации нежной,
Поэт Веневитинов стансы ей пел,
Влюбленный в неё безнадежно;
В Италии год Зинаида жила
И к нам — по сказанью поэта —
«Цвет южного неба в очах принесла».
Царица московского света,
Она не чуждалась артистов, — житье
Им было у Зины в гостиной;
Они уважали, любили её
И Северной звали Коринной...
 
Н. Некрасов
**********
 
Рисунки Зинаиды Волконской
Мария Волконская 1826.JPG
Княгиня М. Н. Волконская. Рисунок З. А. Волконской, сделанный 26–29 декабря 1826 г. в Москве.

Château de Rambouillet by Z.Volkonskaya.JPGЗамок Рамбуйе. Франция. Из альбома с путевыми зарисовками З.А. Волконской.Русская изба А. Санкирико после З. Волконской (1826).JPGКомната в крестьянской избе

 Имя Зинаиды Волконской, как ни скромен ее вклад в русскую поэзию, светлой легендой вошло в нашу историю. Оно неотделимо от жизненной судьбы Пушкина, от судьбы Баратынского, Веневитинова и других замечательных русских поэтов начала XIX столетия. А завтра мы поговорим о поклонниках Зинаиды Волконской.

Из: Русские поэтессы XIX века / Сост. Н. В Баннико М.: Сов. Россия, 1979

http://izbrannoe.com/news/lyudi/tsaritsa-muz-i-krasoty-knyag...

https://www.culture.ru/materials/158520/vse-poklonniki-zinai...

https://www.liveinternet.ru/users/4262933/post463028736

https://galik-123.livejournal.com/349291.html

http://www.stoletie.ru/zarubejie/sbylas_mechta_caricy_muz_i_krasoty_649.htm

Картина дня

наверх