Жизнь - театр

951 подписчик

Свежие комментарии

  • Yvan
    Интересный вариант. Однако результата не меняет. Причиной трагедии была не только пуля Дантеса, но и уровень медицины...Пушкина сгубили «...
  • Светлана Митленко
    Вы иногда так скажете, что я даже и не знаю, что на это ответить! Просто удивительно. Кратко и так ёмко! Спасибо!Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Красивые вещицы. Их так много, что не уместились в одной теме. Любят их ювелиры. Так что будет еще и продолжениеЮвелирные пчёлки ...

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художников

Зевс, если верить Овидию, любил принять форму облака

Облака служат надежным источником метафор с библейских времен. Вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую, ― читаем в Третьей Книге Царств, и, если помните, небо тут же сделалось мрачно от туч и ветра, жертва и мольбы были приняты, и пошел большой дождь, и Саваоф посрамил Ваала (18:44).

Вот плывет облако, похожее на рояль, ― читаем у Чехова и вспоминаем, из какого сора растут стихи и проза…

К тому же облака ― прямые родственники нимбов. В древнеримской мифологии облако, в котором боги спускались на землю, называлось nimbus (туман).

 А Зевс, если верить Овидию, любил принять форму облака и в любовных своих похождениях. В живописи Возрождения облака исправно служили пышными подушками для ангелов, а сегодня картинки с облаками занимают первое место по популярности на сайте Instagram.

Небо на картинах выглядит необычайно разнообразно, ведь трудно найти что-то более переменчивое. Небеса могут быть нежно-розовыми, бесконечно-синими, беспросветно-серыми или мрачно-грозовыми. С их помощью можно передать любые эмоции. Но сделать это непросто: реалистичное изображение небесного пейзажа требует большого мастерства. Посмотрим, как выглядит небо на картинах художников, сумевших передать его красоту. Лучшие примеры встречаются в живописи разных стран и эпох.

Федор Яковлевич Алексеев (1753–1824). Вид Москвы. Русский Музей, Санкт-Петербург

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковОблака Федора Алексеева заслуживают нашего внимания, ведь они из самых первых светских облаков в российской живописи. "Русский Каналетто" обучался искусству ведуты (архитектурного пейзажа) в Амстердаме и Венеции (1774–1777), учился у Моретти, испытал влияние Каналетто и Пиранези. 

По возвращении в Россию он выполнил множество видов Петербурга и Москвы в так называемом "итальянизирующем" стиле и тем самым оказал потомкам огромную услугу. Если в его ведутах и не было каналеттовского ощущения воздуха и света, то в фотографической точности им не откажешь. 

Считается, что Федор Алексеев первым из русских художников сумел в живописной картине представить целостное пространство пейзажа. Думаю, благодаря облакам.

Григорий Васильевич Сорока (1823–1864). Рыбаки. Середина 1840-х годов. Русский музей, Санкт-Петербург

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковОдна из лучших картин венециановской школы. Есть в ней щемящая поэзия и библейская простота. Удивительно, но ни один пейзаж Сороки не богат драматическими небесами. Зеркальная ширь и гладь озера в "Рыбаках", казалось бы, идеальна для отражения облачной драматургии. Но нет ни драм, ни трагедий, лишь некоторое удивление и античная покорность судьбе.

Барин Милюков, крепостным которого был Сорока, позволил своему холопу учиться у соседа по имению Алексея Гавриловича Венецианова, но свободы так и не дал. После смерти любимого учителя в 1847 году (Венецианов случайно погиб "разбитый лошадьми") лучший (из всех семидесяти!) ученик пытался продолжать его дело, учил живописи земляков, писал образа для деревенских церквей, но одиночество и крепостной быт сильно отравляли жизнь Сороки. Трагедии не удалось избежать. 

В 1861 году, после отмены крепостного права, Григорий Васильев (Сорока ― прозвище) протестовал против грабительских условий "освобождения" и выступил против бывшего хозяина. В результате был обвинен в распространении ложных слухов, приговорен к аресту и наказанию. 

Позже, отпущенный по болезни, он затосковал, или как тогда говорили, "задумался" и 10 мая 1864 года был обнаружен повесившимся. Как тут не вспомнить горькое гоголевское: Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!

Архип Иванович Куинджи (1842–1911). Лунная ночь на Днепре. 1880–1882. ГТГ, Москва

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковКуинджи начал работу над этой легендарной картиной во время разрыва с передвижниками осенью 1880-го. По воскресеньям был открыт доступ в мастерскую, и публика повалила валом. Там побывали Крамской, Тургенев, Менделеев, Полонский. 

Еще до выставки картина была куплена великим князем за огромные деньги. Персональная выставка на Большой Морской одной небольшой картины с длинными очередями ― уникальное событие по тем временам. Картина была так умело подсвечена художником, что некоторые зрители пытались заглянуть за нее, чтобы найти объяснение таинственного свечения. Пошли слухи о секретных красках и колдовстве. 

Почти незримые облака сыграли роль занавеса, слегка раздвинутого для того, чтобы мы увидели фантастическое зрелище, как луна отражается в водах Днепра при тихой погоде. И вроде обошлось без нечистой силы... Куинджи охотно рассказывал своим ученикам, как не раз убеждался, ― никогда не следует писать результат того или иного светового эффекта. 

Будь то свет сквозь облака или отражение в воде, добиваться нужно, чтобы результат эффекта появился в картине сам собой, только от верного отношения света и тени в самой картине. Но удавалось ли это кому-нибудь, кроме Куинджи?

Иван Константинович Айвазовский. Облака над морем. Штиль, 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковЭтот пейзаж с Море в творчестве Ивана Константиновича Айвазовского занимает особое место. Художник прекрасно чувствовал морские просторы и умел мастерски их изображать на своих полотнах. Он воспринимал море в его бесконечной изменчивости форм, начинающихся бушующими волнами во время шторма и заканчивающихся спокойным и ласковым штилем.
При рассмотрении произведений русского живописца создается ощущение, что ему были доступны какие-то скрытые ритмы движения морской глади. Врожденное чутье художника, человека тонкой душевной организации, помогало ему постигать море с той неподражаемой, свойственной только ему, правдой. Айвазовский передавал эти образы поэтично и даже увлекательно. При этом небу художник уделял не меньше внимания и свободного места на полотне. На картине «Облака над морем. Штиль», как и на многих других, живописец выстроил композицию с очень низким горизонтом. А благодаря членению холста он будто бы фиксирует внимание на огромной плоскости, которая отведена под небесные просторы.
При взгляде на картину Айвазовского «Облака над морем. Штиль» сразу же возникает ощущение спокойствия и благоговения. Именно этим и отличаются поздние произведения художника. Море больше не расплескивается беспокойными волнами по полотну. Теперь оно гармонирует с небом, являясь его продолжением. В картине Айвазовского «Облака над морем. Штиль» прослеживается состояние спокойствия, почти нирваны, которое наступает после бури.
Иван Айвазовский. «Кронштадт», 1897Небо на картинах. Иван Айвазовский. «Кронштадт», 1897

В русской живописи присутствует давняя традиция изображения неба, оно встречается в произведениях многих мастеров. Например, наш лучший маринист Иван Айвазовский выписывал небеса и облака во всех их проявлениях не хуже, чем морские волны. Иногда эти две стихии сливаются друг с другом, так что не сразу понятно, где заканчиваются бушующие волны и начинаются грозовые тучи. Подобный прием мы видим и в самой знаменитой работе Айвазовского «Девятый вал», и на других полотнах.

Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художников

Иван Айвазовский. «Корабль в штормовом море», 1852«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художников

Саломон ван Рейсдаль. «Вид на Девентер с северо-запада», 1657Небо на картинах известных художников. Саломон ван Рейсдаль. «Вид на Девентер с северо-запада», 1657

Голландские небесный пейзажи XVII века

Небо на картинах появляется далеко не сразу. В Средние века пейзаж практически исчезает как жанр, а мастера Античности и Возрождения предпочитали писать виды городов, рек или моря. Небо порой используется как условное пространство для религиозного сюжета. Но в эпоху Просвещения люди начинают уделять больше внимания реальному миру вокруг. В XVII и XVIII веках жанр пейзажа расцветает сильнее, чем когда-либо ранее, а с ним взгляд художников обращается к небесам.

Якоб ван Рёйсдал. «Мельница около Дюрстеде», 1670Небо на картинах. Якоб ван Рёйсдал. «Мельница около Дюрстеде», 1670Небо на картинах Золотого века Голландии часто занимает две трети холста и выписывается виртуозно. Глядя на голландский пейзаж, легко определить время суток, сезон и погоду. Мастеров, прекрасно изображавших небеса, довольно много. Среди лучших — Арт ван дер Нер (Aert van der Neer), Саломон ван Рёйсдал (Salomon van Ruysdael) и его племянник Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael).

Арт ван дер Нер. «Замерзшая река с пешеходным мостом», 1660Небо на картинах известных художников. Арт ван дер Нер. «Замерзшая река с пешеходным мостом», 1660

Арт ван дер Нер. «Ночной пейзаж с рекой», 1650Небо на картинах. Арт ван дер Нер. «Ночной пейзаж с рекой», 1650В 1680 году у художников появился особенный повод уделить внимание небесному пространству. В это время пролетала яркая комета, заметная невооруженным глазом даже днем. Как она выглядела ночью, изображено в работе Ливе Версхюра (Lieve Verschuier).

Ливе Версхюр. «Комета над Роттердамом», 1680Небо на картинах известных художников. Ливе Версхюр. «Комета над Роттердамом», 1680

Небо у художников-романтиков

В творчестве представителей романтизма пейзаж играет огромную роль. Для этого течения характерен культ естественности и идея единения человека с природой. В живописи окружающий пейзаж часто служит отражением страстей или духовных помыслов героя. Небо может становиться символом бога и горнего мира. Это хорошо видно на произведениях немецкого художника Каспара Фридриха (Caspar David Friedrich). Его пейзажные дали полны мистической атмосферы, и на многих картинах важную роль играют небеса.

Например, в работе «Туман» земля изображена тусклой, голой и однообразной. Одинокому человеку на ней, по-видимому, тоскливо и неуютно. Но над ним — бескрайний небесный простор, играющий красками и полный жизни в виде устремляющихся ввысь птиц.

Каспар Давид Фридрих. «Туман», 1820Небо на картинах. Каспар Давид Фридрих. «Туман», 1820Мастерским изображением стихий прославился британский художник романтического направления Уильям Тернер (William Turner). Он бесподобно писал воду и воздух. На его акварелях запечатлено небо в разных состояниях: облачное, лунное, рассветное и закатное. За стремление отобразить переменчивую природу такой, какой она предстает в данный момент, Тернера называют первым импрессионистом. А поздние его работы, упрощенные до предела, приближаются к абстрактной живописи.

Уильям Тернер. «Рыбаки в море», 1796Небо на картинах известных художников. Уильям Тернер. «Рыбаки в море», 1796

Уильям Тернер. «Шкиперы грузят уголь при лунном свете», 1835Небо на картинах. Уильям Тернер. «Шкиперы грузят уголь при лунном свете», 1835

Уильям Тернер. «Замок Норем, рассвет», 1845Небо на картинах известных художников. Уильям Тернер. «Замок Норем, рассвет», 1845

Винсент ван Гог. «Звездная ночь», 1889Небо на картинах. Винсент ван Гог. «Звездная ночь», 1889Ван Гог восхищался ночными небесами и писал брату, что при таинственном блеске звезд жизнь кажется ему волшебной. Художник нередко писал в ночное время со свечой. Еще один результат такой работы — «Звёздная ночь над Роной». Она была написана раньше, и эта работа более умиротворяющая, по сравнению с тревожной «Звездной ночью» 1889 года. Здесь условно изображены Большая Медведица и Полярная звезда. Небесным светилам вторят земные огни фонарей, отражающиеся в воде.

Винсент Ван Гог. «Звёздная ночь над Роной», 1888Небо на картинах известных художников. Винсент Ван Гог. «Звёздная ночь над Роной», 1888

Аркадий Александрович Рылов (1870–1939). В голубом просторе. 1918. ГТГ, Москва

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковС этой эффектной картины ученика Куинджи начинают обычно разговор о достижениях советской живописи. 

И впрямь есть в ней что-то от горьковского "Буревестника" и "Песни о Соколе". Хотя мимо зрителя пролетают значительно более лиричные птицы, но здесь много подъема, оптимизма, веры в светлое будущее, так что поневоле вспомнишь о почившем в бозе социалистическом реализме. 

Я до сих пор помню, что единственное отличие этого реализма от реализма критического заключается ― говоря сугубо теоретически! ― в оптимизме автора. Ничего плохого в авторском оптимизме не вижу… И, возможно, будь Куинджи жив, он был бы доволен учеником. 

Аркадию Рылову удалось не просто написать эффект головокружительного полета над бесконечными ледяными просторами, но создать этот эффект внутри картины, практически по рецепту Куинджи.

Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Над вечным покоем. 1894. ГТГ, Москва

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковВряд ли Исаак Левитан знал, что мадам Бовари ― это Флобер. Но даже если знал, в смелости ему не откажешь. 

Предлагая картину Третьякову, он написал ему, что "Над вечным покоем" ― это как раз он, Левитан: весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием

Однако здесь не только Левитан, слушающий за работой "Героическую симфонию" Бетховена, но и российское ненастье, мрачное, несоразмерное человеку, по-своему величественное. На небесах и на земле, в бесконечной ряби волн, на высоком берегу и на низком островке ― повсюду страсти роковые и от судеб защиты нет. 

Вечный покой ― это вовсе не убогое кладбище на берегу, но те громадные российские пространства, над которыми под "Траурный марш" движутся вечные громоздкие облака Левитана.

Валентин Александрович Серов (1865–1911). Осенний вечер. Домотканово. ГТГ, Москва

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковНепревзойденный портретист Серов писал и пейзажи, где его поиски "отрадного, отрадного" содержания, далекого от идеалов передвижничества, были хорошо заметны. 

Один из домоткановских пейзажей дает представление о его поисках за четыре года до того, как он окончательно выйдет из Товарищества передвижных художественных выставок и вступит в "Мир искусства". 

Закатный свет еще не так лимонно радикален, как в "Стригунах на водопое. Домотканово" (1904), но уже предвещает особый свет. Он пробивается сквозь серую облачность и не слишком отрадную бурую графику деревьев и сухих трав.

Александр Михайлович Герасимов (1881–1963). И.В. Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле. 1938. ГТГ, Москва

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковИмпрессионист-отказник, ученик Серова и Коровина, Герасимов Александр помнится нам по прекрасным розам на мокрых террасах и сухих верандах. 

"Два вождя после дождя" ― картина важная, историческая не в смысле даже персонажей и авторского оптимизма. 

Просто такие символично идеальные, такие пушистые-серебристые и светоносные облака не забудешь. Все облака, написанные в нашей стране после этих, вступают с ними в вынужденную полемику ― политическую и эстетическую.

Эрик Булатов. Живу и Вижу. 1999. Передвижной Музей искусства авангарда (МАГМА)

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковЯ, хотя, не хочу и не ищу,
Живу и вижу.

За этой кажущейся экзистенциальной сдержанностью спрятаны аввакумовские страсти одного из лучших и самых оригинальных русских поэтов Всеволода Некрасова. За внешней сдержанностью прячется и страсть художника увидеть в реальности не прекрасное или ужасное, а «напротив, самое обычное, общепринятое ― то, что не надо никому доказывать, что каждому современнику кажется само собой разумеющимся». 

Ничего ужасного или прекрасного в крышах, деревьях и облаках, которые видны из окна мастерской художника, как правило, нет (не герасимовские!). Но точка зрения на них не сразу показалась современникам привычной и очевидной.

 Теперь, да, теперь кажется… Картина ― единственная реальность, в которую я верю, ― сказал Эрик Булатов. ― Окружающий мир, при всей его активности, слишком ненадежен, чтобы в него можно было всерьез поверить: все плывет, мелькает, меняется на глазах. Только картина незыблема. Даже если в нее заглянула и осталась там навсегда случайная женщина. 

Даже если на ней сплошные облака...

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Проект "Высокий китч акрилом". Ельцин и Лебедь. Фонд "Новый"

«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художниковОдна из немногих политических картин знаменитого дуэта современных художников ― "предвыборная картинка". Написана срочно, между двумя турами президентских выборов, когда Лебедь отдал Ельцину свои голоса. 

По-моему, анекдотично напоминает все сразу ― высокий берег Левитана, радугу в духе Кандинского, голубой простор Рылова, двух вождей после дождей, проект Комара - Меламида "Выбор народа"… И соль этого анекдота ― в облаках, которые топорщатся, как на театре перекрахмаленные простыни.

Подумала, и решила ещё  добавить подборку картин с облаками

Современный канадский художник Ренато Мучилло (Renato Muccillo) знаменит своими пейзажами. В написании картин художник-самоучка использует классический стиль. Его облака выглядят очень реалистичными, заставляя задерживать взгляд на картинах. Свои работы Ренато Мучилло продает в основном частным лицам.

Мне кажется, он дружит с фотоаппаратом:))«Я вглядываюсь в облака, Пока душа не улыбнётся...» Картины разных художников

Когда тревога и тоска
Мне тайно в душу проберётся,
Я вглядываюсь в облака,
Пока душа не улыбнётся.

Николай Гумилев

Архип Иванович Куинджи. Облако. 1898-1908.Архип Куинджи. Облако. 1898-1908.

Иван Иванович Шишкин.  Облачный день.Иван Шишкин. Облачный день.

Иван Константинович Айвазовский. Облако над тихим морем.1877.Иван Айвазовский. Облако над тихим морем. 1877.

Иван Константинович Айвазовский. Данте указывает художнику на необыкновенные облака.1883.Иван Айвазовский. Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883.

Н. Крымов. Ветреный день. Бык.Н. Крымов. Ветреный день. Бык.

А.И. Куинджи, «Ночное»А.И. Куинджи, "Ночное"

И. Левитан  «Ай-Петри»Ай-Петри, И. Левитан

Эрик Булатов. Автопортрет 2011г. ( "Горизонт" - встретилось и такое название картины)https://theblueprint.ru/upload/6296/vms/09fb941c1a97d2261519ab6d8a9a7654.jpg

Картины Эрика Булатова могут показаться ироничными, могут напоминать советские плакаты или быть рассмотрены как транспаранты для идей, но для художника политический смысл в них всегда был вторичным. Главное для художника — именно размышление о сути живописи и будущем картины. Фундаментальная проблема живописи заключается в том, что трехмерное пространство нужно изобразить на плоскости картины, и Эрик Булатов решил, что не обязательно противопоставлять пространство и плоскость: можно столкнуть их друг с другом на холсте, и конфликт между словом и изображением будет отражать — по мнению художника — его время.

Впрочем, картин с облаками бесчисленное множество. Мы посмотрели мизерную часть.

http://1001kartina.su/tag/oblaka/
http://www.kultpro.ru/item_16/
https://theblueprint.ru/culture/art/erik-bulatov
https://artchive.ru/ivanaivazovsky/works/35261~Oblaka_nad_mo...
https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/nebo-na-kartinax-i...

Картина дня

наверх