На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Встречи с русалками.

Русальская неделя, поэтому продолжим тему о русалках. Русалка - миф или реальность? С абсолютной точностью ответить на этот вопрос пока нельзя. Известны не только мифы и предания о русалках. Есть немало документально зафиксированных, пока только на бумаге, встреч с ними. Историк и писатель Александр Горбовский собирает такие факты и свидетельства.

Свидетельств такого рода слишком много, чтобы на них просто махнуть рукой. Иногда очевидцев было несколько, некоторые заверяли свои показания у нотариуса, а другие подкрепляли их клятвой на Библии. Для знаменитых путешественников и мореплавателей, таких как Христофор Колумб и Генри Гудзон, встречи с русалками в открытом море были вполне заурядными явлениями.

До наших дней сохранилось описание случая, произошедшего в 1403 году в Западной Фрисландии. Моряки после шторма нашли на берегу запутавшуюся в водорослях русалку. Люди взяли ее к себе, одели, научили прясть пряжу и кланяться перед распятием, но говорить она не могла. Девушка пыталась бежать, однако каждый раз ее возвращали обратно. Выдержав в неволе 14 лет, русалка умерла.

С развитием судоходства свидетельств стало больше. Так, Христофор Колумб в 1492 году отметил, что у берегов Кубы водятся русалки «с петушиным оперением и мужеподобными лицами». В 1531 году поглазеть на выловленную в Балтийском море русалку имел возможность весь двор польского короля Сигизмунда II, но, к сожалению, недолго - на третий день пленница скончалась.

Известный мореплаватель и открыватель новых земель Генри Гудзон, плавая неподалеку от Новой Земли, в корабельном журнале своей рукой записал: "Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. От пупка и выше ее спина и грудь были, как у женщины... у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.". Записал это в корабельном журнале тот самый Гудзон, ответственный и авторитетный путешественник и географ, чье имя носят залив в Канаде, река и пролив, открытые им.

В России русалки были "высокими бледными и печальными"; о них писали и в Таиланде, и в Шотландии. Там, в мае 1658 года в устье реки Ди были замечены русалки, и "Абердинский альманах" обещал путешественникам, что они "обязательно увидят прелестную стайку русалок, изумительно красивых созданий".

Миссионер, итальянец, отец Францис из Павии, который в 1701 году посетил Анголу, не поверил сначала, когда местные жители ему рассказали, что в их озере обитают русалки. Тогда, чтобы ему доказать, отловили в сети одну и предъявили ему. Миссионер детально ее осмотрел и описал в своих записках, добавив, что через сутки после того, как ее поймали, она, к сожалению, умерла.

Русалками заинтересовался даже Петр 1. Он обратился к датскому колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему на эту тему. Последний мог добавить немногое, но описал еще одну русалку из Амбойны. Ее видели более 50 свидетелей, когда она резвилась вместе со своим приятелем. Священник был убежден в правдивости рассказов о русалках. "Если вообще в мире какие-нибудь истории и заслуживают доверия, - писал он, - то, в частности, эти. То, что некоторые в них не верят, ничего не значит; всегда найдутся люди, отрицающие существование таких городов, как Константинополь, Рим, Каир, только потому, что им не пришлось их увидеть".

Еще одно официальное свидетельство датируется 1830 годом. На Гебридских островах, обитатели поселения Бенбекулы, увидели юную русалку, весело плещущуюся в море. Несколько мужчин пытались подплыть к ней и поймать, но она легко от них уплыла. Тогда один мальчишка стал швырять в русалку камнями и попал. Спустя несколько дней в двух милях от места, где ее видели в первый раз, труп маленькой русалки был выброшен на берег. Наблюдателями было зафиксировано следующее: «Верхняя часть существа размером с упитанного ребенка трех-четырех лет с ненормально развитой грудью. Волосы длинные, темные и блестящие, кожа белая, мягкая и нежная. Нижняя часть - как хвост лосося, но без чешуи».

В 1890 году учитель Уильям Монро прогуливаясь по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс, на камне, выступавшем из моря, заметил существо, похожее на сидящую обнаженную женщину. Нижняя часть тела была под водой, но Монро видел обнаженные руки, расчесывающие длинные, блестящие каштановые волосы. Через несколько минут существо соскользнуло с камня в моpe и скрылось из вида. После долгих внутренних колебаний спустя 12 лет Монро послав заметку в лондонскую "Таймс". В письме он очень осторожно и сухо описал это создание. "Голова была покрыта волосами выше указанного цвета (каштановые), слегка темнее на макушке, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие; зубы я разглядеть не мог, поскольку рот был закрыт; груди и живот, руки и пальцы того же самого размера, что и у взрослого представителя человеческой расы; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличие перепонок, но насчет этого я не уверен".

Монро сказал, что хотя другие, заслуживающие доверия люди утверждали, что видели это существо, он им не верил, пока не увидел его самостоятельно. И, увидев, убедился в том, что это существо было русалкой. Он выражал надежду, что его письмо может помочь подтверждению "существования феномена, до сих пор почти не известного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать все, что неспособен постичь..."

31 октября 1881 года американские газеты сообщили о том, что в заливе выловлено тело русалки. Находку доставили в Новый Орлеан, где выставили на всеобщее обозрение. "Это морское чудо хорошо сохранилось, - писал репортер бостонской газеты, сам внимательно осмотревший русалку. - Голова и тело ее убедительно показывают женское ее начало. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы - все это совершенно человеческое. Волосы на голове светлые, шелковистые, несколько дюймов в длину. Кисти рук завершаются, однако, не пальцами с ногтями, а когтями, напоминающими когти орла. Выше пояса она представляет собой полное подобие женщины. Ниже пояса тело этого существа совершенно такое же, как у кефали, что водится в здешних водах, - чешуя, плавники и точно такой же хвост.

Многие опытные рыбаки и рыболовы-любители освидетельствовали ее и в один голос сказали, что ничего подобного в своей жизни они не встречали. Ученые мужи точно так же оказались в полной растерянности. Их заключение было, что, поскольку русалка - сказочный персонаж, они не берутся классифицировать ее или отнести к какой-то известной группе живых существ".

В 1900 году на севере Шотландии землевладелец Алексавдер Ганн снова встретил одну из них. Когда он вместе со своей собакой пыталс спасти застрявшую в расщелине овцу, то, подняв голову, встретился взглядом с облокотившейся на соседний риф русалкой. У нее были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза и изогнутые дугой брови. Она был необычайно хороша. Трудно сказать, кто был поражен больше - он, русалка или собака. Однако первой дала выход своим чувствам собака. Скуля и поджав хвост, она бросилась за спину фермера. Ганн видел, что русалка испугана, но все же больше разгневана. Позднее он сказал своему другу: "То, что я видел, - правда. Я действительно встретил русалку". Через 50 лет, прогуливаясь в том же месте, две девочки наткнулись на русалку, оставленную на мели отливом. По описанию она походила на ту, что встретилась Ганну.

Пожалуй, последняя такая волнующая встреча произошла в 1957 году во время путешествия Эрика де Бишопа на своей модели реконструированного древнего полинезийского плота из Таити в Чили. Вахтенный матрос доказывал всем, что видел непонятное существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, выпрыгнувшее из воды на палубу. Прикоснувшись к незваному гостю (гостье?), моряк получил в ответ такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. На руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя.

Во глубине веков
Первые упоминания о русалках как о существах из плоти и крови, а не богов или их подручных встречаются в исландской летописи Speculum Regale (XII век): «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр». Существо это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе - у нее рыбий хвост, чешуя и плавники».
Так как искусительниц мореплаватели стали видеть все чаще и чаще, мимо подобного феномена не могли пройти святые отцы. В 1560 году им представился отличный шанс поговорить с русалками с глазу на глаз - у берега острова Мандар, возле Цейлона, голландский корабль изловил сразу семерых красавиц. Однако отцы-иезуиты, даже не дойдя до рыболюдей, погрязли в дискуссиях о душе этих заблудших существ, а посему тайна так и осталась тайной. Практическую пользу из пленниц пытался извлечь М. Боскэ, личный врач голландского вице-короля в Гоа (тогдашнем центре европейской Ост-Индийской торговли). Для этого он вооружился скальпелем и распотрошил всех семерых пленниц, пытаясь докопаться, так сказать, до сути. В итоге пришел к выводу, что русалки не только внешне, но и внутренне полностью похожи на людей. После выяснения этого факта дискуссии в среде лиц духовного сана разгорелись с новой силой, поскольку нужно было срочно выяснить - есть ли у русалок душа и если есть, то уместно ли впредь употреблять их в пищу? Ведь в тогдашней португальской колонии Ангола туземцы за милую душу уплетали пойманных морских людей...

Средние века

Вот что написал в своей книге капитан английского флота Ричард Уитбурн: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины: глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове ее было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно было приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья. Дело в том, что в плавании я видел не раз, как большие киты и другие огромные рыбы выскакивают из воды, подпрыгивая высоко. Отступая назад, уверяю, я только это имел в виду. Существо же это, заметив, что я отступил, нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не мог.

Какое-то время спустя это же существо подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индской компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в нее забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно приблизилось еще к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега. Моряки в страхе выскочили на берег и оттуда на него смотрели.

В 1619 году два советника датского короля Христиана IV, плывя из Норвегии в Швецию, вдруг заметили существо, похожее на русалку. Добрые моряки выкинули за борт приличный кусок бекона, насаженный на мощный крючок с прочным линем. Попавшегося, как форель, обитателя глубин вытащили на палубу, но тот так грозно и пронзительно кричал, что его в конце концов спихнули обратно за борт.

Петр I и русалки

Петр I в бытность рабочим на голландских верфях как-то раз увидел гравюру с изображением русалки. Сильно заинтересовавшись этим существом, царь разыскал издателя книги, где была изображена гравюра, и через него вышел на автора - датского колониального священника Франсуа Валентина, которого и попросил рассказать об этих существах поподробнее. Ответ не заставил себя ждать: «1 мая 1714 года при ясной спокойной погоде я видел сам на расстоянии примерно в три длины корабля какое-то человекообразное существо, обитателя моря, голубовато-серого цвета. Оно поднималось над уровнем моря, и на голове его было что-то вроде рыбацкой шапки или нароста из мха. Кроме меня видел его весь экипаж. Существо это было обращено к нам спиной, но оно почувствовало, видно, что мы приближаемся, нырнуло под воду и больше не появлялось.
Как подтверждение того, что твари, подобные той, что изображена на гравюре, действительно существуют, позволю себе сослаться на свидетельство, которое совершенно достойно доверия. В 1652 или в 1653 году лейтенант, бывший на службе компании, видел два таких существа в заливе возле островов Керам и Боэро, департамента Амбоина (территория нынешней Индонезии. - Прим. авт.). Они плыли рядом, что давало повод предположить, что были они женского и мужского пола. Через шесть недель в том же месте они появились опять, и видели их теперь человек пятьдесят. Существа эти были зеленовато-серого цвета и от головы до пояса имели совершенно человеческую внешность и руки, нижняя же часть тела у них сужалась, сходя как бы на нет...»

Русалки в наши дни

Изучением русалок в свое время занимались различные натуралисты и даже датская королевская комиссия, созданная в 1823 году специально для прояснения данного вопроса. В 1830 году в Британском музее всем желающим демонстрировалась мумия русалки. Еще два чучела морских обольстительниц хранились в Королевском медицинском колледже, но, к сожалению, они не пережили один из налетов нацистов на Лондон.

В 1960 г. английский гидробиолог Алистер Харди выдвинул предположение, что на определенной фазе эволюции предки человека обитали в море и, возможно, некоторые там и остались.

В 2009 году увлечение русалками охватило Израиль. Все началось с того, что на берегу пляжа в Кирьят-Яме была замечена настоящая русалка, которая лишь на миг появилась на песчаном берегу и исчезла в море. По словам очевидцев, сначала они приняли ее за обычную девушку, плавающую на небольшой глубине, но потом, присмотревшись, они заметили удивительный красоты хвост, со сверкающими чешуйками. Заметив явный интерес людей, русалка поспешила спрятаться в морских глубинах.Все слышали легенды о морских сиренах-русалках, которые своим пением завлекают моряков в свои владения. Подтверждением этой легенде стала история, произошедшая в реальной жизни в Англии. Однажды капитан судна со своими помощниками находились в море и вдруг они услышали обворожительное пение, исходившее просто из воды. Другого объяснения происходящему у них не было, это были действительно русалки, играясь, они призывали моряков. Их пение действовало как гипноз, некоторые даже пытались спрыгнуть с борта корабля в воду.
В 1976 году в Канаде группа человек, стоявшая на берегу наблюдали за красивой девушкой-русалкой, купающейся в воде. От том что это действительно морская дива свидетельствовал черный хвост, плеснувший из-за ее спины. Об этом наблюдении еще долго говорили и писали в местной газете.Трудно назвать одним лишь охотничьим инстинктом то, что произошло на побережье Маврикия с английскими моряками «Галифакса». О последствиях встречи этих моряков с русалками с ужасом писал журнал «Скотс Мэгезин» в 1739 году. Увидев русалок, оставленных приливом на берегу, мужчины бросились к беззащитным существам и забили до смерти, невзирая на их жалобные стенания и плач. Однако убийством несчастных не ограничились, а изжарили и съели их, нахваливая впоследствии вкус мяса этих безобидных морских обитателей.
Справедливости ради необходимо отметить, что европейские исследователи и первооткрыватели, оказавшись в лесах Центральной Африки, писали в своих отчетах о странных гастрономических пристрастиях туземцев, которые зачастую отлавливают русалок в близлежащих водоемах и питаются их мясом. Этим фактом активно заинтересовалась церковь, обсуждая вопрос, можно ли считать в таком случае туземцев каннибалами.
В большинстве случаев русалок истребляли не только ради вкусного мяса, но и просто так, забавы ради. Примером тому может служить случай, произошедший в Ирландии в 1819 году. Как-то собравшиеся на морском берегу люди увидели плескающуюся в воде русалку, которую волны прибоя принесли близко к побережью. Пока большинство зевак просто наблюдали за ней, один из зрителей решил пристрелить эту странную обитательницу моря. Недолго думая, он прицелился, и прогремел выстрел. Смертельно раненная русалка пронзительно вскрикнула и скрылась в море.
Подобное происшествие случилось в 1892 году на Оркнейских островах вблизи маленькой деревушки Диернес. Как всегда, рыбаки занимались в этой местности ловлей крабов и случайно заметили в море неподалеку русалку. Эту же русалку увидели люди находящиеся на берегу. Один из наблюдавших поспешил пристрелить ее, после чего за подстреленной добычей поплыло несколько желающих ее достать. Однако подстреленную русалку не удалось вытащить на берег, так как ее тело ушло под воду.
Бывали случаи, когда подобных морских существ убивали не целенаправленно, а исключительно по ошибке. Так случилось поблизости прибрежного города Булонь во Франции в XVII веке. Часовой стоял на посту на крепостной стене, охраняя ночной город. Вдруг он услышал подозрительный шорох у стены и окликнул нарушителя спокойствия. Ответа не последовало, и часовой выстрелил в ту сторону, откуда раздавались подозрительные звуки. Утром удалось рассмотреть того, в кого выстрелил часовой. Верхняя часть туловища убитого существа напоминала мужчину, а нижнюю часть туловища заменял хвост как у рыбы. Убитое случайно странное существо оказалось на суше во время отлива и, пытаясь добраться до воды, стало шевелиться. Этим существом заинтересовались ученые того времени. Его зарисовали и составили подробное описание строения его тела. В одной из научных книг тех лет можно найти подробное описание и рисунок случайно убитого морского существа. Интересно, что автор описания делает вывод о происхождении человека от подобных существ.
В России в прежние времена отношение к русалкам было гораздо почтительнее, нежели в наши дни. На смену страху и удивлению пришла настороженная враждебность.
Рассказы очевидцев как раз свидетельствуют о подобных случаях. В одной деревне бабка Назарьевна рассказывала, как заезжий охотник Соболев увидел на камне посреди реки русалку, которая волосы гребнем расчесывала, да и пристрелил ее. А когда к этому камню приблизились, русалки уже на камне не было, под водой скрылась, но увидели там оставленный золотой гребень. Его в реку бросили вслед за русалкой.
Еще больше поражает своей бессердечностью рассказ сельского милиционера. Уж очень обидно было ему, что всю обойму в русалку высадил, да не попал в нее. Пришлось как-то этому милиционеру ночью возле пруда проходить в Потылихе. Там и встретилась ему русалка. Сидела мирно в пруду и на проходящего мимо человека смотрела. Милиционер и возмутился, что не боится его, и давай палить. А русалка от пули успевала увернуться, ныряя, да так и скрылась в омуте. Милиционеру этому потом от начальства влетело, что обойму зря расстрелял. А его досада брала, что в хитрую русалку, не попал.
В Читинской области в деревне Дунаево в семидесятых годах прошлого столетия один из жителей этой деревни некто Сафонов убил русалку, достал ее из пруда и стал всем показывать и рассказывать, что голова, тело и руки у нее как у женщины, а вместо ног рыбий хвост в чешуе.Но слу4чались и любовные истории.Иногда случалось, что влюбленные русалка и мужчина женились и у них даже рождались общие дети. О подобном случае часто рассказывали в деревне Хорошово Новгородской области. Как-то призвали служить на флот парня из этой деревни. Служил он исправно, но однажды увидел в море русалку, которая пела удивительным голосом. С той поры молодой моряк стоял часто на палубе корабля, поджидая, когда вынырнет из морской пучины русалка. Незаметно для себя парень влюбился в морскую красавицу. Стал он встречаться с ней. А через какое-то время у русалки ребенок от моряка родился. Парень и опомнился, стал печалиться, как русалку в дом привезти да родным показать. Ведь она совсем другая. Ни она, ни ребенок не умеют разговаривать. Тогда он решил на другом корабле службу нести. А русалка не раз на прежнем корабле его искала и все горевала, что он оставил ее и их дитя.Речная русалка с ребенкомРечная русалка с ребенком

Стоит отметить, что подобные любовные истории во многих случаях имели довольно благополучный исход. Издавна на Руси считалось, что русалка может принять человеческий облик и жить как обычный человек. Для этого ее необходимо обязательно окрестить или в отдельных случаях надеть на нее крест. Это, прежде всего, касается русалок, обитающих в лесах или реках.Русалка болотнаяКак раз о подобном случае, происшедшем в 1916 году в деревне Мальцевой Вязницкого уезда, и писал известный этнограф Д.К. Зелинин. Исследователь рассказывает о достоверных случаях, когда двое деревенских парней женились на русалках, предварительно крещенных в церкви. Такие же случаи женитьбы деревенских парней на крещенных в церкви русалках были известны во многих губерниях России: Орловской, Калужской, Владимирской. Об этом свидетельствуют статьи из «Этнографического обозрения» издания 1914 года.

Браки с русалками совершались и в других странах. Специалистам, исследующим подобные факты, известны греческие семьи, в которых хранятся записи о происхождении их давних предков. Среди этих записей можно наткнуться на упоминание о нереидах, речных русалках.

Спасение русалкиФото: Спасение русалки

Известно, что в Шотландии традиционно из поколения в поколение передается информация о предках. Специалисты проанализировали генеалогические древа многих шотландских родов и пришли к выводу, что род Макларен исходит от брачного союза мужчины и русалки.Русалка из ИрландииИрландский род Макхайер так же берет свое начало от брака русалки и человека. В одной из ирландских деревень, расположенной на морском берегу, все без исключения жители считаются потомками таких браков.Русалка в индейском племениДаже в Канаде живет индейское племя, в котором встречаются потомки от подобного союза. До наших дней дошла память о вожде индейского племени, которому удалось поймать русалку. Он привел русалку в поселение и стал жить с ней как с женой.

Несколько слов о мумиях русалок, фотографии которых в достаточном количестве выставлены в интернете- ни одна из них не является подлинной. Американский таксидермист Хуан Кабана делает их просто в качестве произведений искусства или редкостных сувениров. Это касается и искусных подделок, выставленных в японских монастырях. В период Эдо в Японии, особенно в 18-м и 19-м веках в русалок верили. А потому мумии русалок хорошо продавались. Это привело к совершенствованию подделок: сшиванию тела рыбы и обезьяны. Такое чучело набивали папье-маше и мумифицировали.



Donato Giancola.

Фото Азы Гуриевой.

Это всего лишь... нет, не русалка, белуха. Большой дельфин.
Наверное поэтому моряки клялись, что видели русалок...Но ведь миф о русалках наверняка возник не на пустом месте? Может быть эти фотографии тому доказательство?

Или причина всего лишь РОМ ? :-)

Популярность рассказов и востребованность к ним породило много выдумок, и теперь сложно разобраться где, правда, а где вымысел. Но очень много людей искренне верят в их существования, опять же отмечая, что они добрые и несчастные, и почему то грустные изображая их как грустных прекрасных нимф.
Хотя сегодня можно сказать, что русалки скорее представляют мифическое существо, чем реальность и до нас дошли лишь легенды о русалках.

Картина дня

наверх