Давно что-то я не обращалась к работам своего любимого художника. Исправляю свою оплошность.
Со времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому — одним из важнейших полей сражений. И в лице Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед. Сам художник был очарован русским флотом и охотно брал государственные заказы. Недаром, едва выпустившись из Академии художеств, он был направлен самим императором Николаем I сопровождать его сына, великого князя Константина, в практическом плавании по Балтике. На протяжении своей жизни Айвазовский не раз обращался к теме войн. Вспомним самые яркие полотна.
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года
Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
Морское сражение при Ревеле 2 мая 1790 года
Эта картина Ивана Константиновича Айвазовского была написана в 1846 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа находится в Высшем военно-инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского, Санкт-Петербург.
Ревельское сражение — морское сражение 2 мая 1790 года на рейде порта Ревель (Балтийское море), во время русско-шведской войны 1788—1790 годов.
Заключив мир с Данией и получив субсидии от Великобритании и Пруссии, кампанию 1790 года шведы рассчитывали вести наступательно. Планировалось, собрав силы в кулак, быстрыми ударами разгромить разбросанные в Ревеле, Фридрихсгамне, Выборге и Кронштадте отдельные части русского линейного и галерного флотов. В то же время армия должна была всеми силами наступать на Санкт-Петербург. Однако предпринятое еще в марте нападение шведских судов на Рогервик (Балтийский порт), хотя и оказалось успешным, заставило русских быть настороже и лишило действия шведов внезапности. Тем не менее, шведский флот, в начале мая вышедший из Карлскроны, рассчитывал уничтожить русскую ревельскую эскадру.
Имея 22 линейных корабля, 4 фрегата и 4 мелких судна, шведы значительно превосходили противника. Адмирал Чичагов, будучи осведомлен о приближении шведов, поставил свои силы на якоре в три линии: в первой – 10 линейных кораблей и 1 фрегат; во второй – 4 фрегата напротив промежутков между кораблями и по 1 бомбардирскому кораблю на флангах; в третьей – 7 катеров. Авангардом и арьергардом командовали вице-адмирал Мусин-Пушкин и контр-адмирал Ханыков.
Десант Николая Раевского у Субаши
Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя)
Взрыв корабля 1900. Это картина последняя-неоконченная.
Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос.
В течение дня художник почти закончил работу. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма, в которых четко просмат¬ривались обломки мачт и рей, летящих в воздухе от произведенного взрыва. Контурно была обозначена и лодка греческих повстанцев, удаляющаяся от корабля, а на заднем плане — гористый остров с виднеющимися у подножия гор зданиями города. Окончательное завершение полотна несколько уставший художник отложил на завтрашний день.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.
Свежие комментарии