Лазарева суббота
«Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христа, последний отблеск Славы Его перед ночью страстей. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью.
Иисус с глазами, полными слез, у гробницы; сёстры, подавленные горем; смущение Марфы, отваленный камень и властный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь!» Безмолвная фигура в саване на пороге склепа… La resurrección de Lázaro, de Juan de Barroeta (Museo del Prado)Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Поэтому данному событию посвящена суббота шестой седмицы Великого поста (суббота Лазарева), перед праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем).
“Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…” - Что это значит?
Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму.
Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: “Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа Китиона (о. Кипр). В конце IX в. его мощи перенесли в Константинополь. Память – 17/30 октября и в субботу Лазареву.
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Вербное Воскресение
Вербное Воскресение по церковным правилам начинается в субботнюю вечернюю службу. Всегда церковный день в Православии начинается с вечера. Освящаются ветки вербы, после утренней службы происходит их повторное освящение.А в субботу вечером на Всенощном бдении Входа Господня в Иерусалим к этому тропарю добавляется еще один:
«Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне».
Евангельские чтения Праздника рассказывают о том, как жители города встречали Спасителя, восклицая «осанна!» («спаси же!») и приветствуя Его пальмовыми ветвями. Церковной традицией стало освящение в этот день ваий, то есть побегов. В зависимости от климата растения могут быть разными, но в России верующие чаще всего несут в храм веточки вербы.На вечернем богослужении после полиелея (торжественной части от начала пения псалмов до чтения канона) священником читается молитва на «благословение ваий», после чего совершается окропление их святой водой.
Освящение вербы происходит также и утром. После Литургии Иоанна Златоуста, впервые за шесть недель совершаемой в воскресный день (на протяжении всей Четыредесятницы по воскресеньям служится Литургия Василия Великого), на молебне вновь звучит молитва на освящение ваий.После этого праздничного, наполненного цветочными запахами дня начинается совершенно особый период церковного года – Страстная седмица.
Свежие комментарии