На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.12

Первые темы можно посмотреть по ссылкам внизу. Далее по пути подходим к дому
 
42. Хлебный переулок, дом 26 – Дом 1904 года постройки
 
Дом № 26 в Хлебном переулке.
 
Дом № 26 в Хлебном переулке возведен в 1904 году архитектором Константином Федоровичем Буровым. О владельце дома история умалчивает. Что же касается К.Ф. Бурова, то он был достаточно известным в Москве архитектором, занимался проектированием и строительством как жилых, так и общественных зданий, среди которых были и работы в стилистике модерна. Нам этот зодчий уже знаком по пристройке к доходному дому братьев А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых на Гоголевском бульваре, которую он осуществлял в 1906 году и о которой мы упоминали в первой экскурсии.
 
Изначально дом был двухэтажным. В 1947 году его надстроили еще на 2 этажа и оборудовали лифтом, шахту которого пристроили с торца здания. Что удивительно для послевоенного времени, надстроенные этажи были оформлены в духе первоначального облика дома, с обращением к теме, заданной К.Ф. Буровым. Возможно, такое внимание к архитектурным деталям и техническому оснащению дома было связано с тем, что его готовили для проживания высших военных чинов. Среди жильцов дома известны Маршал Советского Союза В.Д. Соколовский и маршал войск связи И.Т. Пересыпкин. А может быть, сохранение и воссоздание исторических черт здания связано с протекцией сына Константина Федоровича Бурова – Андрея Константиновича. Он, как и отец, стал архитектором, и в советский период был весьма востребован и авторитетен. А.К. Буров серьезно занимался вопросами декора и разработкой новаторских методик поточно-индустриального строительства. Так что сын, неравнодушный к декоративной атрибутике в целом и работам отца в частности, вполне мог оказать какое-то влияние на судьбу дома. Как бы там ни было, облик дома получился очень гармоничным и привлекательным.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Фасад.
 
Фасад здания несимметричен. Парадный вход расположен в правой его части и представлен двумя дверными проемами. Над входом нависает прямоугольный объем эркера в три этажа. В левой части фасада из плоскости стены выступает небольшой ризалит, декорированный в той же манере, что и эркер. Он немного уравновешивает композицию. Выступы ризалита и эркера в силуэте подчеркнуты аттиками со сложнопрофилированными карнизами и скругленными фронтонами. На торцевой стене дома за сильно выступающим ризалитом скрыта шахта лифта. Поскольку этот торец выходит во внутренний двор, архитектор, выполнявший пристройку шахты, счел нужным декорировать скрывающий ее ризалит в чертах, аналогичных лицевому фасаду.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Вход.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Львица.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Львица.
 
Самые примечательные элементы архитектурного декора здания – это, конечно же, скульптурные консоли эркера с львиными изваяниями и рельефное панно над входом. Что интересно, на консолях изображены не львы, столь любимые архитекторами, а львицы. Видимо, так К.Ф. Буров выразил свою позицию в отношении равноправия полов. На лепном же панно над входом мы можем увидеть целый ковер из листьев и плодов каштана – одного из самых популярных растений стиля модерн.
 
Что касается колористики, в оформлении здания используется три цвета. Это светлый серо-бежевый оттенок основной площади стен, рыжевато-коричневый в качестве придания контраста и подчеркивания фактуры и голубовато-серый оттенок полыни – цвет лепнины. Вариантов фактуры стен тоже три: гладкая штукатурка, руст и кирпичная кладка. Такое сочетание цветов и фактур позволяет разнообразить однородность фасадной плоскости, расставить акценты и в целом создать гармоничный и приятный взгляду образ.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Оформление окон первого и второго этажей.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Оформление окон третьего и четвертого этажей. Балконы.
 
Отделка стен, их окрас и лепной декор индивидуальны на каждом из этажей. На первом стены располосованы рустикой в классицистической манере и выкрашены в основной светлый оттенок. Так этаж выглядит более основательно, как цокольная основа. Прямоугольные окна слегка утоплены вглубь стены и декорированы округлой формы наличниками, в замковых камнях которых помещены симпатичные женские маскароны, а в основаниях – небольшие розетки. Окно ризалита обрамлено прямоугольным наличником с рельефным рисунком из каштановых листьев и плодов, созвучным рисунку панно над входом.
 
На втором этаже часть стен гладко оштукатурена, а часть открывает кирпичную кладку, фактура которой подчеркнута выкрасом в цвет светлого кирпича. Арочные окна ризалита и эркера украшены подоконными лепными панно, изображающими картуши в обрамлении цветов и побегов колокольчика. Остальные окна, тоже арочные, убраны в высокие наличники с волнообразными фронтонами. В тимпанах фронтонов – рельефные композиции из картушей в духе тех, что размещены в подоконных панно эркера и ризалита, и отдельных цветков. В простенках между окнами тянется рельефный каштановый фриз.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Элементы скульптурного декора.
 
Третий этаж тоже сочетает гладкую штукатурку и кирпичную кладку. На окно ризалита «перебрался» снизу наличник с волнообразным фронтоном, но декорирован он иначе, в общей тематике этажа. На этом уровне фасада тоже имеются подоконные панно, изображают они венки из травяных побегов. Тот же сюжет и в тимпане фронтона. Помимо этого, третий этаж украшен рельефной тягой и фризом, протянувшимся между окнами.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Элементы скульптурного декора: панно с каштаном (слева) и женский маскарон в замковом камне (справа).
 
Стены верхнего этажа полностью гладкие и выкрашены в основной цвет. Визуально это создает эффект легкости, воздушности. Так за счет использования разных оттенков и фактур в отделке постепенно, от основательного цоколя к крыше дома, уменьшается вес постройки. В декоре четвертого этажа – подоконные панно с венками из трав и объединяющий окна рельефный фриз, тоже растительных мотивов. Завершающийся здесь эркер увенчан крупным фронтоном. На нем красуется скульптурный картуш с гирляндами. Под фронтоном – небольшие панно в квадратных рамках.
Дом № 26 в Хлебном переулке. Оформление фронтона эркера.
 
На верхних этажах ритм оконных проемов прорезан двумя парами небольших балкончиков с ажурными металлическими перилами. Художественная ковка и литье – тоже излюбленные приемы в модерне. Ограда придомового участка также выполнена из металла и повторяет рисунок балконных решеток.
 
Вообще стоит еще раз отметить, что в облике этого дома все очень слаженно и благозвучно.
 
В 1990-е годы во время реконструкции здание надстроили еще одним этажом – мансардным. Нельзя сказать, что в этом случае архитекторы были столь же гуманны, как их предшественники, но, во всяком случае, пристроенная «стекляшка» не сильно обезобразила облик здания.
 
43. Хлебный переулок, дом 18 – Особняк С.У. Соловьева.
Особняк С.У. Соловьева в Хлебном переулке.
 
Этот особняк, построенный в 1901-1902 годах архитектором Сергеем Устиновичем Соловьевым для себя лично, совершенно справедливо причисляется к самым интересным образцам московского модерна.
 
Незаурядная постройка является ярким отражением присущей модерну тяги к стилизации. Если эклектика, к примеру, просто подражает мотивам архитектуры другого времени, без активных попыток преображения в нечто новое, то модерн характеризуется куда большей свободой творчества. Для него заимствования из прошлого и других стилевых направлений – это непременно метаморфозы и ассоциации. Так и в особняке Соловьева прослеживается влияние средневековой готики, ренессанса и других стилей, но оно переосмыслено, и, казалось бы, знакомые идеи выражены в совершенно новом контексте.
Особняк С.У. Соловьева вид со стороны Малого Ржевского переулка.
 
Здание занимает участок на пересечении Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его пространственная композиция составлена из двух примыкающих друг к другу объемов. Более высокая угловая часть дома с устремленным ввысь треугольным щипцом своим обликом очень напоминает городские постройки Западной Европы времен Средневековья. Более низкая часть особняка, в которой располагается вход, имеет черты, схожие с итальянскими ренессансными палаццо.
 
Принадлежность модерну прослеживается в разнообразии использованных материалов, широкой гамме фактур, оттенков и принципе их комбинирования. Архитектор применил в облицовке стен здания характерный для стиля прием визуального облегчения декоративной массы от низа к верху. Цоколь особняка оформлен крупными блоками темно-серого камня, средняя часть стен в основном покрыта светло-коричневой керамической плиткой «кабанчик», верх постройки гладко оштукатурен и выкрашен в светло-бежевый оттенок.
 
Архитектором использованы и такие безусловные атрибуты стиля как разнообразный архитектурный, керамический, скульптурный декор, а также художественная ковка металла. В модерне все пропитано любовью к индивидуальности, самобытности, детальности, отсюда и выбор в пользу рукодельного, кустарного, выполненного в единственном экземпляре и под заказ.
Особняк С.У. Соловьева. Главное окно.
 
Повышенный угловой объем здания со стороны Малого Ржевского переулка выглядит наиболее внушительно. Большое трехчастное окно, освещающее гостиную, декорировано сверху сандриком с завитками - волютами. В подоконье располагается наклонная скульптурная полочка, одновременно служащая постаментом для окна и козырьком для керамического панно.
Особняк С.У. Соловьева. Керамическое панно под главным окном.
 
Рельефные изразцы, из которых составлено панно, имеют сложный, неоднородный голубовато-фиолетовый оттенок и образуют изысканный орнаментальный рисунок. Кстати, все керамические элементы, украшающие особняк, были изготовлены на Абрамцевском заводе. В щипце прорезаны узкие, как бойницы, оконные проемы. Они подчеркивают сходство со средневековыми сооружениями.
Особняк С.У. Соловьева. Декор фасада по Хлебному переулку.
Особняк С.У. Соловьева. Керамические панно с изображениями девушек.
 
Очень интересно декорирован фасад, выходящий в Хлебный переулок. Здесь над большим окном первого этажа, где располагался кабинет хозяина, находится оригинальная композиция из четырех полукруглых, объединенных скульптурным наличником керамических панно. Изображенные на них девушки – это аллегории архитектуры, живописи, ваяния и музыки. Есть мнение, что автором панно являлась художница М.В. Якунчикова.
Особняк С.У. Соловьева. Рельефное изображение женщины с совой.
 
Изгибы наличника, обрамляющего керамические вставки, увенчаны необычным рельефом крылатой женщины в шлеме с восседающей на нем совой. Искусствоведы трактуют эту скульптуру как изображение Афины Паллады – богини, покровительствовавшей знаниям, мудрости, искусствам и ремеслам. Однако глядя на ее перепончатые, как у летучих мышей, крылья, на россыпь опьяняющих и усыпляющих своим ароматом маковых цветов за ее спиной, рождается и другая ассоциация – мистическая. Быть может, перед нами суккуб – демоническая искусительница, являющаяся в сладострастных снах молодым мужчинам, околдовывающая их и стремящаяся обрести власть над их чувствами, мыслями и телом. А сова на голове девы может свидетельствовать о том, что хозяйка ее не кто иная, как сама Лилит – повелительница суккубов. Эта королева-демоница полуночи часто изображается художниками с совой, а ее имя переводится с семитских языков как «неясыть», птица из семейства совиных. В пользу такой трактовки образа говорят и другие декоративные детали особняка, в чертах которых можно проследить мотив ночи, таинственности и демонизма. Как бы там ни было, архитектор использовал при художественном оформлении дома очень яркие образы и предоставил ценителям широкое пространство для фантазий.
Особняк С.У. Соловьева. Майоликовое панно с видом античных развалин в ночи.
 
Между окнами второго этажа размещено выразительное майоликовое панно с ночным видом античных развалин. Этот сюжет поразительно похож на акварель М.А. Врубеля «Рим. Форум ночью». Возможно, художник имел отношение к созданию панно, хотя точных свидетельств этому нет.
Особняк С.У. Соловьева. Фасад пониженного объема здания, в котором располагаемся вход.
Особняк С.У. Соловьева. Керамические тондо с римскими цифрами.
 
Меньшая по высоте часть особняка, в которой расположен вход, характеризуется асимметрией и разнообразием оконных проемов. Здесь имеются и арочные окна, и прямоугольные, и сдвоенные, и окна-бойницы. Карниз над этой частью здания очень сильно вынесен за плоскость фасада. Его поддерживают фигурные кованые кронштейны, рисунок которых похож на ветви лозы, ползущей по стенам. Под карнизом находятся оригинальные майоликовые тондо с цифрами в окружении цветов. В них зашифрованы даты строительства особняка. На фасаде, выходящем во двор, и углу здания нарисованы арабские цифры 1901 – год начала работ. На фасаде по Малому Ржевскому изображены римские цифры MDCCCCII, означающие 1902 - год завершения строительства. Кстати, в римских цифрах у художника закралась ошибка: по правилам цифра С при написании больших чисел может повторяться не более трех раз, поэтому число 1902 должно выглядеть иначе – MCMII. Но простим автору эту небольшую неточность.
Особняк С.У. Соловьева. Кованые детали декора.
 
С боковой стороны особняка можно увидеть небольшой балкончик, выходящий во внутренний двор. Его перила выполнены из кованого металла, изгибающегося в повторяющемся орнаменте. Ограда двора и въездные ворота тоже кованые и имеют заостренные фигурные навершия, симпатичные, но одновременно и опасные, предупреждающие от попыток штурма. Часть окон спрятана за массивными коваными решетками, тоже защищающими дом от непрошенных гостей.
Особняк С.У. Соловьева. Лев.
Особняк С.У. Соловьева. Химера.
Особняк С.У. Соловьева. Летучая мышь над почтовым ящиком.
 
Решетки не единственное средство безопасности. У особняка имеется весьма устрашающего вида охрана. Один из ее представителей – воинственный рычащий лев у самого входа, другой – химера с песьей оскаленной мордой и бараньими рогами, притаившаяся над окном первого этажа. И даже корреспонденция владельца дома под присмотром: над щелью почтового ящика распахнула свои крылья летучая мышь. Сомнений нет – тайна переписки хозяина будет сохранена!
Особняк С.У. Соловьева. Сова с совятами.
 
Но это еще не все обитатели фасадов. Углы повышенного объема здания оформляют тонкие каменные колонны. И у их оснований приютились совы с совятами. Рельефы льва и сов мастерски выполнены из натурального камня скульптором Н.А. Андреевым.
 
Архитектор С.У. Соловьев прожил в своем особняке до 1912 года. С 1912 по 1917 год дом занимал известный художник-график и иллюстратор П.Я. Павлинов. После революции национализированное здание было отдано под размещение посольств и дипломатических представительств. До разрыва в 2008 году дипломатических отношений между Россией и Грузией здесь находилось грузинское посольство, теперь же в здании располагается Секция интересов Грузии посольства Швейцарии.
 
Бывший особняк С.У. Соловьева – один из претендентов на звание дома Маргариты, героини легендарного романа М.А. Булгакова. Некоторые литературоведы считают, что писатель в образе дома Маргариты соединил два особняка - С.У. Соловьева и И.И. Некрасова, расположенный напротив. Именно так у него вышел прекрасный готический особняк в переулке близ Арбата, с трехстворчатым окном в фонаре и отдельным садом.
 
Связан дом и с известным фильмом «Семнадцать мгновений весны». В нем находилась конспиративная квартира Гестапо, где фашисты удерживали радистку Кэт и откуда она благополучно сбежала. В восьмой серии киноленты Штирлиц, являвшийся куратором операции по разоблачению Кэт, приезжает в этот дом в гости к радистам, чтобы узнать, как идут дела и заодно выпить кофе (правда, ему вместо него предлагают трофейный чай).
 
44. Медвежий переулок, дом 2 - Особняк Ас.А. Тарасова.
 
Особняк Ас.А. Тарасова в Медвежьем переулке.
 
Особняк на углу Медвежьего и Скатертного переулка был построен в 1905 году и принадлежал Аслану Александровичу Тарасову, представителю знаменитого армянского клана купцов Тарасовых.
 
Основателем семейного дела Тарасовых по торговле мануфактурными товарами и тканями считается дед владельца этого особняка – тоже Аслан. Говорят, что фамилия его изначально звучала как Тарасян, но позже «русифицировалась». Аналогичная история произошла и с именем: «Аслан» в процессе обрусения трансформировалось в «Афанасий» (поэтому дети Аслана-старшего во многих источниках фигурируют под разными отчествами – где-то как Аслановичи, где-то как Афанасьевичи). Начавшееся с небольшой лавки в Армавире коммерческое предприятие со временем разрослось до внушительной фирмы «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» с представительствами в нескольких российских городах. Трое из пятерых сыновей Аслана-старшего перебрались на жительство в Москву, где на Старой площади в здании Боярского двора к началу XX века обосновалось Правление их фирмы. Братья Тарасовы пользовались в первопрестольной значительным влиянием в деловой среде и владели дорогостоящей недвижимостью в самых престижных районах города. Фамилия их стояла в одном ряду с такими известными предпринимателями как Рябушинские и Морозовы. Аслан Александрович, внук Аслана-старшего, тоже проживал в Москве и являлся представителем семейного торгового дела.
 
Вопрос авторства постройки остается до конца не выясненным. Первоначальный проект дома в эклектической стилистике выполнил Сергей Константинович Родионов, очень известный и плодовитый зодчий. Но строительство было осуществлено по иному проекту, в духе раннего московского модерна. Чертеж постройки был подан на утверждение в Городскую управу за подписью некоего В.П. Вопилова, архитектурного техника, не являвшегося выпускником МУЖВЗ и впоследствии среди московских архитекторов не упоминавшегося. Предположительно, В.П. Вопилов был помощником Родионова. Он либо просто сделал для направления в управу копию с не дошедшего до нас авторского проекта Сергея Константиновича, либо выполнял проектную работу под его руководством.
Особняк Ас.А. Тарасова. Угловой граненый объем - главный элемент композиции особняка.
 
Главный элемент композиции этого небольшого двухэтажного особняка – угловой граненый объем, напоминающий башню. К нему примыкают боковые крылья, одно из которых обращено к Скатертному переулку, другое – к Медвежьему. Спокойная ритмика окон напоминает, скорее, о традиционных для ампира, а не модерна, принципах фасадной организации. Внешне дом выглядит довольно приземистым, основательным и даже патриархальным. Но эти черты, пожалуй, придают ему особое очарование и своеобразие. А яркий, насыщенный скульптурный декор, восходящий к мотивам французского Ар Нуво, безусловно, свидетельствует о современности постройки и ее соответствии модным веяниям начала XX века.
 
Грани башенного объема создают основу светотеневой аранжировки поверхностей фасадов. Примененные в оформлении угловой части особняка архитектурные элементы в тех или иных сочетаниях повторяются на фасадах крыльев.
Особняк Ас.А. Тарасова. Декор окон по Скатертному переулку.
Особняк Ас.А. Тарасова. Декор окон по Медвежьему переулку.
 
Примечательно, что лепное убранство здания усиливается от низа к верху. На первом этаже оно почти отсутствует, второй же этаж пышно оформлен, и основная масса лепнины сосредоточена под козырьком дома. Такое лепное изобилие в верхней части фасада вполне гармонирует с толстыми фигурными пилонами на крыше. Создается ощущение, будто особняк увенчан роскошной короной.
Особняк Ас.А. Тарасова. Сложнопрофилированная пилястра, украшенная завитками.
Особняк Ас.А. Тарасова. Вход.
 
Сложнопрофилированные пилястры, карнизы, наличники окон, многочисленные изящные завитки – все эти детали тщательно проработаны и мастерски выполнены. Не сохранились оригинальные балконные ограждения и металлические решетки, располагавшиеся на крыше между пилонами и в оконных проемах полуподвального этажа. Часть металлического декора замена на новый, более примитивный, часть утрачена безвозвратно. А жаль, ведь он играл немалую декоративную роль. О былой красоте и изяществе типично модерновых рисунков металлических элементов сегодня говорят только фотографии прошлых лет и сохранившиеся проектные чертежи. Стоит отметить, что внешний вид дома теперь куда скромнее, чем был раньше.
 
В 1911 году у владельца особняка Аслана Тарасова родился сын Лев (Леон). Имеются сведения, что произошло это именно здесь, в этом доме. Льву суждено было стать известным писателем и историком, правда, не русским, а французским. После большевистского переворота Аслан Александрович с семьей эмигрировал во Францию. И литературную карьеру бывший русский армянин Лев Тарасов, волею судьбы превратившийся во француза, начал уже в Париже под именем Анри Труайя. За свою 95-летнюю жизнь он написал более сотни произведений, почти половина которых посвящена России.
Особняк расположен на 2-х улицах.
 
Предыдущие части:

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.1

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.2

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.4.

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.5

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.6

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.7

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.8

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.9

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.10

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.11

Картина дня

наверх