На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Москва. Утраченные храмы Московского Кремля,ч.4

Памятник императору Александру II

Находился в верхней части Кремлевского сада, заложен в 1893 году, открыт в 1898-м. Статуя императора (скульптор Александр Опекушин) стояла под шатровой сенью, окруженной крытой галереей с мозаичными портретами правителей Государства Российского (архитектор Николай Султанов, художник Павел Жуковский). Статуя убрана в 1918-м по решению Совнаркома, сень и галерея снесены в 1928-м. Место не застроено; в 2010 году обсуждался проект восстановления постамента памятника.

Памятник великому князю Сергею Александровичу

Бронзовый крест с распятием на гранитном постаменте (проект Виктора Васнецова) поставлен в 1908 году на месте убийства главнокомандующего войсками Московского военного округа великого князя Сергея Александровича эсером Иваном Каляевым в 1905-м близ Никольских ворот Кремля. Снесен 1 мая 1918-го на коммунистическом субботнике под руководством Ленина, который принимал в деле активное личное участие. Памятник-крест воссоздан в 1998-м, но установлен в московском Новоспасском монастыре.

Часовни у Спасских ворот

Фото 1910 года

Парные шатровые часовни у Спасских ворот Кремля были построены в "русском стиле" в 1866 году по проекту Петра Герасимова. 1882-1896 годы Фот. Барщевский И. Ф.

Обе принадлежали Покровскому собору (храму Василия Блаженного). Левая, если смотреть с Красной площади, часовня Великого Совета Откровения имела главный образ Смоленской Богоматери, напоминая о возвращении Смоленска в состав Русского государства в XVI веке. Правая, Великого Совета Ангел, славилась образом Христа Спасителя, точной копией иконы над Спасскими воротами. Снесены в 1929-м.

Часовни у Никольских ворот

Слева от Никольской башни стояла часовня Николая Чудотворца, справа — часовня Александра Невского. Они были выстроены в 1821-м, перестраивались в 1884-1886 годах в "русском стиле". Часовни принадлежали Казанскому собору на Красной площади и, как и он, были мемориальными памятниками: посвящения их икон и росписей отмечали памятные даты войны с Наполеоном в 1812-1814 годах, от Бородина до взятия Парижа. Фото 1903 и 1917 годов. Снесены в 1929-м вместе с часовнями у Спасских ворот.Часовня Александра Невского, 1917

Часовня у Боровицких ворот

Каменную церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи в 1508 году построил итальянский зодчий Алевиз Новый примерно в ста метрах от Боровицкой башни. Небольшой храм со строгим оформлением, лаконичным двускатным завершением стен, по существу был миниатюрной репликой Архангельского собора. По своей архитектуре он очень напоминал приходские храмы Новгорода. С западной стороны к нему примыкала каменная звонница. Ее устройство сходно со звонницей храма конца XIV века во имя Преображения Господня на Ковалевом поле под Новгородом. В обоих храмах звонницы были устроены в подобии притворов, где колокола размещались в арке внешней стены. Нам неизвестно о существовании других подобных звонниц в Москве.Боровицкая башня Кремля 1880 год на фотографиях Барщевского (Часовня Иоанна Предтечи в Боровицкой башне 1867 год. утрачена)
Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи на Бору - одна из самых ранних построек в Москве. Первые упоминания о ней относятся к XII веку. До 1461 года она была деревянной. В XIV веке возле нее располагался двор Святителя Петра митрополита Московского. До времени возведения Успенского собора церковь имела статус митропольчьей кафедры и называлась "Рождества Иоанна Предтечи, что за дворцом". В 1321 году храм заново отстраивает великий князь московский Иван Калита. С этого времени храм получил свое второе название "что на бору". По словам летописца XV века "это была первая церковь на бору, в том лесу и рублена и была соборная при Петре митрополите"Фото 1867 года

Часовня у подножия Боровицкой башни с внутренней стороны Кремля отмечала вход в помещение башни, куда в 1847 году была перенесена "первая церковь на Москве" — храм Рождества Иоанна Предтечи на Бору — после сноса по указанию Николая I ее древнего здания по соседству. Башню увенчали крестом и повесили в ее верхнем ярусе девять колоколов. Часовню венчал исторический крест, снятый при сносе с придела Предтеченской церкви. Снесена в середине 1920-х годов.

Сретенский собор

Постройка собора происходила в царствие Ивана Грозного и началась в августе 1560 года, сразу после смерти Анастасии Романовой. Строительство продолжалось полгода, уже в феврале 1561 года состоялось освящение храма, который стал соборным. Собор был построен при деревянных хоромах, построенных для сыновей Грозного, Ивана и Фёдора; для детей в храме был устроен тёплый придел Никиты Столпника.

Статус дворцового соборного храма был утрачен после постройки в 1663 году при Алексее Михайловиче церкви Спаса Нерукотворного.

Пожары 1701 и 1737 годов сильно повредили дворец, и к началу XIX века некоторые постройки оставались в ветхом состоянии. Начальник Дворцового Ведомства П. С. Валуев с 1801 года проводил в целях благоустройства территории Кремля политику сноса повреждённых и ненужных построек, несмотря на их древность. Так, по его приказу были разрушены, например, Гербовая башня и ансамбль дворца Бориса Годунова. В 1801 году собор, который по словам Валуева угрожал «…скорым и неминуемым своим падением», был разобран. Образовавшийся пустырь просуществовал до 1840-х годов, когда на его месте выстроили громаду Большого Кремлёвского дворца. Изображений найти не удалось.

Церковь Николы Гостунского

В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь – в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. Церковь связана с многими славными страницами русской истории, однако судьба ее сложилась трагически:церковь стала редким, но печальным примером неподобающего отношения к памятникам старины, случавшегося и в дореволюционной Москве.

По преданию, незадолго до падения ига Софье Палеолог явился во сне святитель Николай Чудотворец и повелел ей соорудить храм в его честь на месте кремлевского ордынского двора. Софья немедленно снарядила в Орду посольство с богатыми дарами и попросила жену хана, как равную по статусу правительницу, уступить ей эту землю в Кремле в обмен на другую территорию, поведав и о причине такой просьбы. Татары, называвшие святителя Николая Чудотворца «русским Богом», просьбу московской великой княгини уважили и Кремль покинули. Уже в 1477 году в Кремле подле колокольни Ивана Великого появился деревянный Никольский храм. Так считал историк Н.М. Карамзин. Впрочем, историк Иван Забелин был с ним не согласен: он полагал, что после прошения Софьи Палеолог построили другую церковь – во имя Космы и Дамиана, а Никольская церковь была ее старше и к тому времени уже стояла в Кремле. Однако большинство ученых разделяют версию Карамзина как более вероятную.

Деревянный храм, построенный в 1477 году, назывался Николой Льняным: со всех подмосковных селений женщины приносили в него святить лен, холсты и пряжу. Это был исконный, очень древний обычай. Оттого-то Забелин и считал, что Никольский храм издавна стоял в Кремле. По другому же преданию, храм назывался Николой Ельняным, потому что был построен из елового дерева. Через 30 лет на его месте вознесся каменный храм.

В начале XVI века в России прославилась многими чудесами и исцелениями икона святителя Николая Чудотворца, прозванная Гостунской. По преданию, она была чудесно обретена в селе Гостунь, стоявшим на реке Гостунке, притоке Оки, близ города Белева в Калужской земле. Там для нее был построен храм на казенные средства, освященный во имя святителя Николая Чудотворца. Второе, очень редкое, предание гласит, что название иконы происходит от литовского Гостынского замка, где будто бы она хранилась. Дочь Ивана III и Софьи Палеолог, княжна Елена, вышла замуж за великого литовского князя Александра, будущего польского короля Александра I. В 1506 году он умер, и тогда икона была принесена в Москву.

Так или иначе, слава этого образа облетела Россию и оказалась столь велика, что в июне 1506 года по приказу великого князя Василия III чудотворная Гостунская икона была перенесена в Москву. Государь, только что вступивший на престол, дорожил этой святыней, как благословением, и велел построить для нее в Кремле каменный Никольский храм на месте деревянного. С тех пор Никольский храм сменил древнее прозвище «Льняной» на новое – «Гостунский». Его выстроили всего за 9 недель, а чудотворный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.В 1812 году в разоренном, но не разрушенном храме был устроен склад сена и овса для лошадей Наполеона, а его святыня – чудотворная икона – пропала. Этого нашествия храм так и не пережил.

После изгнания Наполеона восстановление Кремля и его святынь сочли делом чести. Все силы и средства были пущены на то, чтобы возродить Кремль в его новом великолепии. Как оказалось, вросшая в землю, седая от древности Гостунская церковь этому великолепию мешала. К тому же в XVIII веке ее покрыли грубой железной кровлей, а главное, придельная Введенская церковь стояла, накренившись, как пизанская башня, «прочности не обещая».Успенская звонница Московского Кремля, куда в 1818 году был перенесен храм Николы Гостунского

Остались свидетельства, что, когда у графа Тормасова возникла идея сноса старого Никольского храма для расчистки места под плац, митрополит Августин даже вспылил на него. Потом он все же дал согласие при условии, что снос древнего храма произведут за одну ночь. Тормасов уверил, что «за ночь не останется ни камешка». Так оно и случилось. На разборку направили полк солдат под командованием самого А. Бетанкура, строителя Манежа, и за одну августовскую ночь 1817 года Никольский храм исчез. Его камень отдали Вознесенскому монастырю, где тогда возводили церковь святой Екатерины, а место на Ивановской площади занял плац для парадов. Новый же Гостунский храм был освящен в 1818 году. Прямо над ним висели колокола Успенской звонницы.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору

Деревянная церковь известна с XII века. В начале XIV века при митрополите Петре церковь стала соборной. В то время она находилась на митрополичьем дворе, располагавшемся на вершине Боровицкого холма.[1]

Каменная церковь на месте деревянной построена в 1461 году. Обрушилась при пожаре в 1493 году, отстроена заново Алевизом Новым в 1508 году[1]. Около 1583 года придел церкви был переосвящён в честь мученика Уара (после рождения царевича Дмитрия, чьё прямое имя было Уар). В ряде источников под этим названием упоминается и вся церковь.

Храм ещё раз пострадал при пожаре в 1737 году, после чего был восстановлен архитектором Иваном Мичуриным[1]. Сохранившиеся изображения церкви свидетельствуют и о многочисленных других перестройках, последняя из которых производилась после 1812 года.
Церковь была снесена в 1847 году по личному повелению Николая I в связи с ветхостью, а также с тем, что старинное здание не гармонировало с панорамой только что отстроенного Большого Кремлёвского дворца. Придел святого Уара перенесён в Архангельский собор, а сам храм Рождества Иоанна Предтечи — в Боровицкую башню Кремля, где просуществовал до Октябрьской революции.

Часовня Пантелеимона Целителя у Никольских (Владимирских) ворот

В июне 1883 года состоялось освящение новой московской часовни, приписанной к Богоявленскому монастырю, и афонские святыни были с благоговением перенесены в нее. Она считалась одной из самой богатой реликвиями в Москве: здесь были чудотворный образ Спасителя, иконы Богоматери «Скоропослушница» и Иверская, святого великомученика Пантелеимона, ковчег со святыми мощами.В старой Москве во имя святого великомученика Пантелеимона было освящено несколько больничных церквей и знаменитая часовня в Китай-городе на Никольской улице, стоявшая напротив храма Владимирской иконы Богоматери.В 1880 г. потомственный почетный гражданин И.И. Сушкин, чей брат, архимандрит Макарий, был Настоятелем Русского Афонского Пантелеймоновского монастыря, пожертвовал монастырю участок земли в конце Никольской улицы у Владимирской башни, и там в 1881 г. началось строительство грандиозного сооружения – новой часовни св. Пантелеймона. Автор проекта, архитектор А.С. Каминский, задумал создать новую высотную доминанту в архитектуре Москвы, отмечавшую выход Никольской к Лубянской площади и перекликавшуюся с целой системой вертикалей Китай-города. Любопытно отметить, что А.С. Каминский полностью перенес фасад старой Пантелеймоновской часовни на фасад своего здания.В 1923 г. ее отобрали у верующих. Тогда в протоколах заседаний Моссовета опубликовали его решение: «Принимая во внимание, что группа верующих так называемой Пантелеймоновской часовни от пользования ею отказалась, подав о том письменное заявление, руководствуясь циркуляром ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929г., указанную часовню закрыть, а помещение передать Управлению милиции гор. Москвы». Это решение было подготовительным этапом к сносу часовни вместе с уничтожением Китайгородской стены, церкви Троицы в Полях, Владимирской церкви. Но это уже другая история.Слом Китайгородской стены (на заднем плане – церковь Иоанна Богослова). Фотография 1930-х годов

В настоящее время храмы Московского Кремля переданы Русской православной церкви в постоянное безвозмездное пользование. По благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в них совершаются богослужения. По графику, согласованному с московской патриархией, в храмы допускаются экскурсионные группы.

Московский Кремль был и остается центром духовной жизни нашего Отечества

https://pravoslavie.ru/3305.html

http://sobory.ru/photo/236619

https://nickfilin.livejournal.com/136027.html

Картина дня

наверх