На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Народные женские костюмы разных губерний Российской Империи

Во что одевались русские в стародавние времена - рассмотрим самые распространенные элементы одежды.

1. Мужской костюм

Мужской костюм был очень прост и состоял всего из нескольких базовых элементов. Они были общие и для крестьян и для знатных богатых людей, однако последние часто шили из более дорогих материалов, могли использовать более сложные покрои, а также обильно украшать камнями и делать шикарные вышивки.  Рисунок Ирины Барановой

Рубаха, или как ее еще называли сорочка. Они были льняные или хлопчатобумажные, могли быть без ворота, но чаще с косым воротом - такая рубаха называлась косоворотка. Ворот и оборки рубахи часто были расшиты красивым узором. Ирина Баранова

Пояс. Рубаху чаще всего подпоясывали - пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки.Ирина Баранова

Штаны, или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи». Ирина Баранова

Онучи - плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь - вместо носков. Ирина Баранова

Лапти - известная русская обувь плелась из березовой коры и обвязывалась веревкой вокруг ноги поверх онучей. Ирина Баранова

Сапоги - могли быть высокие или едва закрывать щиколотку. Чаще всего делались из кожи.Ирина Баранова

Валенки - зимний вариант обуви из свалянной овечьей шерстиИрина Баранова

Кафтан - верхней одеждой на холодной время года был кафтан. Их было много разновидностей, они могли быть разной длины и шились из разных материалов. На теплое время года были кафтаны без ворота  из грубого сукна - «зипуны». На зиму «кожухи» - кафтаны из овечьей шкуры, подбитые мехом.Ирина Баранова

Головной убор - зимой надевали шапку «треуху», которая имела три лопасти, защищавшие затылок и уши и чем-то напоминает шапку-ушанку, которая появится только в 20 веке. В теплое время года надевали небольшую круглую шапочку «тафью», вроде кипы или тюбетейки.Ирина Баранова

2. Женский костюм 

Женский костюм был несколько сложнее, чем мужской. У женщин из богатых семей, как и у мужчин, одежды шились из более дорогих материалов и обильно украшались. Кроме того, у знатных женщин было больше слоев одежды - их наряды могли весить до 20 кг. Отличался также внешний вид замужних и незамужних женщин.Ирина Баранова

Рубаха - в женском костюме была по сути нижним бельем, шили из хлопка или льна, а для богатых дам из шелка. Длина женской рубахи была всегда до пола. Девушки их обильно расшивали - даже если узоров не было видно, они служили оберегом от сглаза. Ирина Баранова

Сарафан - длинное платье без рукавов и основа женского костюма. И рубаху, и сарафан нужно было подпоясывать. Сверху на сарафан часто надевали ожерелья или бусы.Ирина Баранова

Понева - в южных регионах вместо сарафана чаще всего надевали юбку. Надевали поневу только взрослые девушки, это был своеобразный признак, что к ним можно свататься.Ирина Баранова

Верхняя одежда - было много разновидностей женской верхней одежды, но всех объединяло то, что они были длинными и застегивались от воротника до пола. Был, например, «летник» с просторными рукавами - он не закрывал ступни, также был «опашень» - с длинным рядом пуговиц и разрезными рукавами. Поверх таких длинных одежд женщины могли надевать меховые воротники.Ирина Баранова

Душегрея - праздничным элементом одежды была такая кофта, которая надевалась поверх верхней одежды. Дизайны и ткани были самыми разнообразными.Ирина Баранова

Головной убор - существовала масса головных уборов, ведь замужние женщины всегда покрывали голову и прятали волосы. Дома они носили полотняные шапочки - «повойники» или просто повязывали платок. На выход надевали «кокошник» - головной убор с твердой подложкой на лбу, почти в каждой области были свои дизайны - в виде гребней или цилиндрические. К головным уборам могли крепить серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки. Ирина Баранова

Незамужние девушки надевали венки с лентами, из под которых была видны волосы.

Обувь - крестьянки, конечно, тоже носили лапти с онучами и валенки. Кроме того, сапоги и башмаки, их шили в основном из кожи, а кто побогаче - из парчи и бархата  - и обильно украшали. Каблук появился в XVI веке - и в мужской обуви тоже. Ирина Баранова

Посмотрим элементы одежды из разных губерний.Кира Лисицкая (Фото из коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея; Getty Images)Кира Лисицкая (Фото из коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея; Getty Images)

На Всемирной Выставке в Париже 1900 года настоящий фурор произвела выставка фотографий русского костюма. Экспозицию составили снимки из коллекции частного «Музея Старины» Натальи Шабельской. Они поражают тем, насколько отличаются элементы одежды в разных губерниях Российской Империи. Особенно сильно различались костюмы на юге и севере.

Дело в том, что разные территории России исторически развивались обособленно друг от друга, и это наложило отпечаток на их культурные особенности. В каждой области был свой уникальный художественный промысел, своя ни на что непохожая роспись и даже архитектурная школа. Так и традиционный костюм был тоже везде разным.

Уникальный снимки Шабельской сами по себе имеют историческую ценность - все они выполнены в конце XIX века в студии, а позировали в костюмах дочери Шабельской и модели. Частную фотоколлекцию выкупил Николай II и даровал Российскому Этнографическому Музею, где она теперь хранится. Взглянем на некоторые из них.

СЕВЕРНАЯ РОССИЯ

Архангельская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

Основой женского костюма в России был сарафан - длинное платье без рукавов, которое надевалось поверх рубахи с пышными и красиво расшитыми рукавами. Такой костюм носили и крестьянки и купчихи - отличались лишь материалы, из которых шили костюм и богатство декора и аксессуаров, таких как манжеты и бусы.

Новгородская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

Вторым важнейшим элементом русского костюма был головной убор, который часто называют собирательным словом «кокошник». На деле же существовали десятки видов головных уборов - даже по Архангельской губернии видно, насколько они разные.

Олонецкая губерния (ныне республика Карелия)Коллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

Рукава у рубашек часто шили очень длинными, при этом закрепляя на руке так, чтобы придать ему пышность. На запястья надевали богато украшенные и расшитые бисером и жемчугом накладные манжеты из бархата, шелка или другой дорогой ткани.

Вологодская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

На фото уникальный вологодский кокошник для венчания, он назывался «коруна». Подобный головной убор, расшитый бисером, стоил очень дорого и выполняли головной убор лучшие мастера. Кокошник часто носили с платком, а к этой коруне прикреплено целое головное покрывало.

Тверская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

Поверх сарафана часто надевали передник, а в качестве верхней одежды в холодное время года выступала «душегрея». Она могла быть короткой или до колена и часто была обшита мехом.

Псковская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

Один из самых необычных головных уборов встречается в Псковской губернии, он назывался «шишак». Шишки расшивали перламутром, и стоил такой кокошник очень дорого, поэтому был элементом праздничного наряда на особый случай. Такая необычная форма, конечно, имела особый смысл - шишки выступали символами плодородия, обозначали зерно и семя.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ

Нижегородская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

В Нижнем Новгороде была одна из лучших в России ярмарок, куда съезжались лучшие мастера с ближайших губерний, поэтому и наряды здесь были самые разнообразные и искусно украшенные. Венец, серьги, кружева, тиснение золотой нитью - и самый невероятный выбор тканей и форм кокошников.

Костромская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

На левом фото хорошо видно украшение гайтан с нательным крестом. Часто такое украшение было из полоски ткани или тесьмы, его украшали бисером, вешали крестик или образок - и длина могла доходить до пояса. Справа на фото - высокий «однорогий» кокошник - характерный праздничный головной убор именно Костромской губернии.

Ярославская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

Интересной особенностью некоторых рубах были двойные рукава с прорезями, обычно такие рубахи шили для свадебного костюма. Длинная часть их спадала вниз почти до самого пола. Такие рукава упомянуты в русской народной сказке о Царевне-лягушке. Преобразившись в прекрасную девушку Василису, она плясала на пиру, и от взмаха ее рукава появлялись белые лебеди.

ЮЖНАЯ РОССИЯ

Тульская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

На юге традиционные «сарафанные комплексы» стали популярны лишь в конце XIX века и пришел из северной и центральной России. Чаще же здесь встречается другой костюм, основой костюма является рубаха и юбка «понева», которую подвязывали широким и нарядно расшитым поясом.

Курская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

Распространенным украшением на юге России были «пушки», как на фото справа. Круглые шарики из гусиного пуха крепились чаще всего к головному убору. Кстати, на юге головные уборы чаще были мягкие и не имели твердого «очелья» на лбу, как на севере.

Рязанская губернияКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического МузеяКоллекция Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея

Отличительной особенностью костюма замужних дам был такой кокошник «кичка» в виде рогов, как на фото слева. Такие головные уборы встречались и в центральной России. Рога должны были защищать женщину от злых духов, а также символизировали ее молодость и способность к деторождению.

https://zen.yandex.ru/media/rusbeyond/narodnye-jenskie-kosti...

https://ru.rbth.com/watch/1180-traditsiony-russky-kostum

Картина дня

наверх