На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Особняк фон Дервизов в Санкт-Петербурге

Дом С. П. фон Дервиза - Особняк Л. Н. Долгоруковой - Камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера"

В этой теме я покажу вам оба особняка, которые принадлежали фон Дервизам, тем более, что они находятся по соседству. Однако о втором расскажу более подробно в другой раз.Первым владельцем особняка был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII века кабинет-министр при Анне Иоанновне А.П.Волынский, казненный в 1740 году за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И.Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репину. В 1870 году архитектор Ф.Л.Миллер переделывает фасад и надстраивает еще один корпус. В 1883 году молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе, происходившего из Германии, действительный тайный советник и камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1918) решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в сказочный дворец эпохи модерна. Сделать это он поручил Петру Шрейберу. Архитектор перестроил особняк, уделив главное внимание интерьерам, в которых эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко – классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля. Судьба барона фон Дервиза – загадка. Сергей Павлович был профессиональным музыкантом. Он окончил Московскую консерваторию. Владел рудниками и поместьями в Киевской, Рязанской и Оренбургской губерниях. Много занимался благотворительностью, был избран почетным членом Петербургского драматического общества. Неожиданно для всех имущество барона оказалось под опекой. В рассмотрение обстоятельств дела фон Дервиза вмешались влиятельные государственные деятели С.Витте и К.Победоносцев: опеку сняли, и честное имя барона удалось спасти. Вскоре С.П.Дервиз отошел от дел и, распродав всю недвижимость в Петербурге и Москве, навсегда уехал с семьей в Париж, где его след потерялся. Вот об этом особняке и пойдет сегодея речь. В 1902 году дом со стороны набережной был надстроен на два этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 году особняк на Галерной и часть дома на Английской набережной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н.Шебеко. Его мать приходилась племянницей жене Пушкина Наталье Николаевне и дружила со светлейшей княгиней Е.Юрьевской, тайной женой императора Александра II. Новый хозяин частично реконструировал дома фон Дервиза по проекту архитектора А.П.Максимова. В таком виде здания дошли до наших дней. Это второй особняк и о нем поговорим отдельно. Пора театрального расцвета особняка фон Дервиза приходится на два периода: начало XX века – эпоха Всеволода Мейерхольда и начало XXI века – эпоха Юрия Александрова. 

В 1883 г. дом купил барон С.П. фон Дервиз. Для нового владельца архитектор П.П. Шрейбер перестраивает дома по Английской набережной и по Галерной улице, объединив их общим фасадом. Интерьеры по моде того времени были выполнены в разных стилях. На своей прародине, Германии, род Дервизов неизвестен, ибо известность он приобрел исключительно в России, прежде всего в Петербурге и Москве. Сергей Павлович был незаурядным пианистом, окончил Московскую консерваторию. Став владельцем обширного дома, Сергей Павлович поселился в восточном особняке, а западный отвел своей матери Вере Николаевне.В 1885 г. Сергей Павлович затеял перестройку домов на Английской набережной. Приглашенный для этой цели архитектор Петр Павлович Шрейбер объединил дома по набережной единым фасадом, увеличив высоту парадных помещений второго этажа, а в 1900 г. Вместе с гражданским инженером Михаилом Николаевичем Кондратьевым надстроил в этом (теперь едином) доме третий этаж. С Галерной улицы по-прежнему оставались два самостоятельных дома. Поэтому один из домов со стороны Галерной улицы он предоставил для проведения музыкальных концертов и представлений. Здесь, как и в особняке по набережной, П. П. Шрейбером были заново оформлены все интерьеры. Но истинным шедевром было создание им блестящей анфилады гостиных, оформленных в стиле эклектики.Парадная анфилада включает три гостиные: Мавританскую, Кленовую и Красную.

Потолок и стены Мавританской гостиной сплошь покрыты позолоченным орнаментом. На одной из дверей, ведущих в небольшую гостиную, имеется стекло с выгравированным гербом фон Дервизов.Стены Кленовой гостиной оформлены кленовыми панелями со вставками живописных панно на шелке (панно подписные — Х. Пенон). Филенчатые кленовые двери покрыты тончайшей резьбой в виде венков, гирлянд, бабочек. Завершал анфиладу Красный зал, получивший свое название по цвету стен. В цокольной части зал оформлен деревянными панелями с мраморными вставками. Здесь со времен Сергея Павловича находятся предметы мебели, выполненные в сложной наборной технике «маркетри».Через год после покупки Вера Николаевна подарила особняк младшему сыну – Павлу Павловичу (1870 – 1943), молодому поручику лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, который, собираясь жениться, тотчас взялся за перестройку. Перестройку в стиле флорентийского ренессанса осуществил академик А. Ф. Красовский, много работавший для семьи барона.Любвеобильный красавец-гусар в первый раз женился в 1891 году, в последний – в 1920-е годы, и каждый раз это были неравные браки. От пяти браков Павел Павлович имел трех сыновей и семь дочерей. После революции он был арестован, несколько месяцев просидел в Бутырской тюрьме в Москве, а затем уехал в рязанское имение Старожилово, где стал преподавать в школе. Однако имение пришлось оставить, и с 1928 года Дервиз жил и работал учителем в поселке Максатиха под Тверью, где и похоронен. Он носил фамилию Луговой, которую из-за патриотических чувств взял во время Первой мировой войны.

В конце 1890-х гг. в этих помещениях давал спектакли «Дом интермедий», возглавляемый В. Э. Мейерхольдом. В 1903–1905 гг. С. П.фон Дервиз продал дом и уехал с семьей в Париж. Новый владелец дома — барон А. Г. Альфтан просил разрешения в Санкт-Петербургской Городской Управе на разделение участков и такое разрешение получил.

Единое владение снова разделяется на отдельные участки с перезакладкой проходов и выходов. Единая анфилада была отделена от Зимнего сада и Концертного зала.

В 1909 г. фон Дервиз продал дом, разделив его на три части. Первую купила жена генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева, левую, в том числе особняк на Галерной, - Н. Н. Шебеко. Арх. А. П. Максимов реконструировал особняк. В 1909 г. архитектор Л. Л. Фуфаевский переоформил интерьер Красной гостиной, в т. ч. пристроив эркер. Теперь часть Красной гостиной с эркером относилась к владению с Галерной улицы, остальная часть Красной гостиной — к Английской набережной. Остальные помещения от раздела пострадали также, но не в такой степени. Оказалось искажено пространство Красной гостиной, декорированной барельефами музыкальных инструментов, картушами, волютами, гирляндами, фантастическими животными, растениями. Оказались разделенными пространственно два световых фонаря. Один из которых (условно говоря, относящийся к части особняка по Галерной улице) был отреставрирован в 2003 г. к юбилею города. А второй плафон, заключенный в кессонированную раму с уникальным матированным остеклением, остался в другой части гостиной, приближенной к Английской набережной.В 1911 - 1913 гг. здесь располагался "Дом интермедий" В. Мейерхольда, с 1913 г. - театральный зал Н. Шебеко.Несмотря на блистательные сценические эксперименты, «Дом интермедий» был вынужден прекратить свое существование в связи с финансовыми проблемами в конце 1911 года. И только почти через 90 лет особняк фон Дервиза обрел новую театральную жизнь. 

После революции 1917 года особняк был разграблен и в разные годы использовался по-разному. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом – Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а дворовый флигель занял медвытрезвитель. Помещения, выходившие на Красную (Галерную) улицу, в 1946 году были отданы клубу рабочих Адмиралтейского завода с романтичным названием «Маяк». Долгие годы особняк влачил жалкое существование, чудом сохранив часть уникальных интерьеров. В зале сохранился наборный паркет из множества сортов и пород драгоценного деревянного шпона, рисунок которого изображает фантастических драконов с извивающимися и переплетающимися хвостами.

В начале девяностых – сложное время российской истории – ДК «Маяк» был вынужден сдавать свои помещения в аренду. Кто знает, чем бы судьба особняка фон Дервиза закончилась, но в 1998 году здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». 
Особняку был необходим серьезный ремонт, но труппа «Санктъ-Петербургъ Оперы», впервые обретя собственный дом, собственную сцену, все же решилась играть здесь свои спектакли. Доказывать, что здание находится в аварийном состоянии, пришлось ровно до того момента, когда произошло обрушение лепнины в зрительный зал. С потолка упала десятикилограммовая глыба (к счастью, никто не пострадал). 
В итоге, благодаря усилиям Юрия Александрова с 2000 года начались восстановительные работы. Частично заменили полы и электропроводку, вставили стекла, двери, укрепили потолки. Отреставрировали Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Воссоздали занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Была проделана поистине гигантская работа по возвращению в нормальное состояние некоторых помещений здания. Так, в главном, Белом зале, выполненном в стиле барокко, был расчищен потолок, и под слоем масляной краски обнаружился удивительной красоты плафон с изображением голубого неба, в котором под облаками витают три ласточки. 
За долгие годы ремонта удалось возродить из разрухи и реконструировать роскошные интерьеры особняка: Мавританскую гостиную, покрытую позолоченным орнаментом, Кленовую гостиную, украшенную живописным панно, Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса) и другие помещения. Восстановительные работы далеко не закончены. Руководство театра пытается возвратить былую красоту интерьерам второго здания особняка, выходящего фасадом на Английскую набережную. На сегодняшний день отреставрированы некоторые из них. Таким образом, благодаря титаническим усилиям Юрия Александрова петербуржцам возвращен один из красивейших дворцов города, жемчужина европейского модерна в его первозданном виде.Сегодня в здании располагается Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» —
один из популярнейших оперных экспериментальных театров Санкт-Петербурга под художественным руководством Народного артиста России Юрия Александрова. Как и «Дом Интермедий» Мейерхольда, «Санктъ-Петербургъ Опера» была создана в «нижнем этаже», с одним отличием: Александров – режиссер Мариинского театра – не выбрал себе псевдонима. О втором особняке в другой раз.
 

Картина дня

наверх