Жизнь - театр

• АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Красоты России. Дебри Таймыра в объективе Виталия Горшкова

Нижняя Таймыра.

По Таймыре мы должны были подняться вверх по течению до озера Таймыр. Этот участок интересен тем, что по нему прошли экспедиции всех первопроходцев, начиная с Харитона Лаптева. Здесь мы планировали посетить интересный памятник времен первых исследований Таймыра - пещеру Миддендорфа, которая упоминается в дневниках и Лаптева, и Миддендорфа. Но Своё название она получила с легкой руки геолога Николая Урванцева, который побывал здесь в 1929 г. Как он писал в своих дневниках: "Местами в круто стоящих пластах известняка вследствие выветривания и размывающей деятельности реки образовались глубокие ниши. Одну из них, наиболее крупную, мы назвали пещерой Миддендорфа. В его отчете есть упоминание, что в одной из ниш, возможно именно в этой, ночевали члены его экспедиции".

В своих трудах об экспедиции 1843 года Миддендорф писал: "При разных затруднениях от ветра и ненастья, только 27 июля могли мы миновать остров Купфер и пройти опасный каменистый мыс Заблер: держась отселе западнаго берега Таймырского озера, 13 августа мы достигли мыса Ленца на восточном берегу его, а через два дня открыли, около полуострова Гофмана, исток нижней Таймыры из озера. Быстро понесло нас теперь стремительным потоком реки. Ночь с 6 на 7 августа мы провели в найденной нами просторной пещере...".

Харитон Лаптев побывал здесь в начале мая 1741 года. Вместе с солдатом и "новокрещеным" якутом Н. Фоминым, владельцем зимовья в устье Нижней Таймыры, они выехали из Хатанги 24 апреля на четырех нартах. До озера Таймыр они добрались за 4 дня. Проехав по озеру около 70 км, добрались до истока реки Нижняя Таймыра, и по ней поехали к морю. На второй день езды по реке Харитон Лаптев записал в журнал: "По обе стороны реки берега каменные, утесные, Щеки называются". А на следующий день появилась запись: "здесь закончились утесные берега. Подкаменные называются для того, что в высокой каменной стене сделано яко пещера в длину сажен на 5, поперек сажени на 3, вверх саженей на 6. Сия гора утесная состоит из черного камня, подобно аспиду, меж слоями белый шов, подобно алебастру". В окрестностях есть еще пара подобных гротов. Однако, указанным в записках Харитона Лаптева размерам соответствует только грот, расположенный слева на снимке.
Пещера Миддендорфа1055_20130813_ТаймырНижняя Таймыра - сравнительно молодая река, возникшая не так давно в результате слияния двух рек древней ледниковой долины. Одна - в озеро Таймыр, вторая - на север, в океан. В результате поднятия морского побережья произошел размыв верховьев северной речки и перехват южной.2644_20130813_ТаймырСкалы в нижнем течении реки Шренк.0913_20130812_ТаймырРека Шренк в районе устья.0855_20130812_ТаймырЗалив на реке Шренк перед впадением в Нижнюю Таймыру.2506_20130812_ТаймырИзвестняковые скалы в районе устья реки Шренк на Нижней Таймыре.2543_20130812_ТаймырБалок на правом берегу реки Нижняя Таймыра. Напротив - устье реки Шренк. До океана отсюда - меньше 100 км. Но наш путь лежит на юг, вверх по течению Нижней Таймыры, к её истоку - озеру Таймыр.2595_20130812_ТаймырДо пещер Миддендорфа мы добрались только на рассвете, который наступил здесь через пол часа после заката. Дело идет к зиме.2610_20130812_ТаймырВопреки информации из некоторых популярных источников, я не нашел в отчетах Миддендорфа, что именно в этой пещере он, будучи больной, ожидал своих спутников, отправленных искать помощи. В ней он со своими спутниками только переночевал по дороге к океану, а оставлен был на западном берегу озера Таймыр. Вот выдержка из его отчета: "...а 13 августа в 3 часа утра, приставши к острову Бэру, мы достигли наконец Ледовитаго моря. 14-го мы покушались было пройти дальше в море, но были отброшены и поворотили назад, томимые голодом и холодом, страдая от лишений всякаго рода, равно и от поздняго времени года. 23-го мы опять достигли озера у полуострова Гофмана. Отбиваемые туда и сюда свирепыми осенними бурями, промокшие и покрытые ледяной корою, мы до изнеможения, но бесплодно работали до 28 августа, как вдруг в этот день погода унялась. Едва только стихло, льдины наполнявшие озеро и плывшие с Верхней Таймыры, смыкаясь с новыми, кругом приставшим к ним льдом, с неимоверною быстротою начали смерзаться. С трудом мы избегнули опасности вмерзнуть среди озера; еще с большим трудом достигли мы западнаго берега реки Таймыры, против мыса Ленца, после того, как челнок потонул, а лодка, попорченная льдинами наполнилась водою.

31 августа мои люди отправились пешком отыскивать наших старых друзей Самоедов, которые обещались ждать нас на Верхней Таймыре, сколько возможно дольше... Я же, больной и истощенный, должен был остаться один, верстах в трех от места нашего крушения, и кое как поддерживал жизнь до 19 сентября, когда взял меня отсюда, в двадцатый день моего томления голодом, Самоедский князец, Тойчум". (А. Миддендорф. "Путешествие на север и восток Сибири в двух частях").
0953_20130813_Таймыр
В пещере нами была найдена пластиковая бутылка с запиской о том, что до нас здесь побывали два туриста из Ярославля. К сожалению пластиковых бутылок с записками Харитона Лаптева и Миддендорфа мы не нашли.
2623_20130812_Таймыр
Уютом пещеры воспользовались и мы.
0961_20130813_Таймыр
Кофе в пещере Миддендорфа. К сожалению, через провал в потолке одной из пещер, как в трубу задувает ветер, сводя на нет весь уют. Но возможно, что он образовался не так давно.
1010_20130813_Таймыр
Лагерь у пещеры Миддендорфа.
0962_20130813_Таймыр
Я думаю, что большую часть времени в году эти гроты подтоплены водой, о чем говорят следы уровня воды на галечнике. Правда в холодный период - это не актуально.
2663_20130813_Таймыр
2679_20130813_Таймыр
Хорошо видна слоистость горных пород, описанная Харитоном Лаптевым: "Сия гора утесная состоит из черного камня, подобно аспиду, меж слоями белый шов, подобно алебастру". И далее в описании реки он писал: "И в паралеле 75 гр. 10 мин. ширины сошлась меньше четверти версты шириною, меж крутых каменных утесов больших, которые - одни из камня желтого и мягкаго, другие из камня аспиду чернаго. И лежат в горе слоями, так что в толщине 4 дюйма камень аспид, а меж его в 2 дюйма толщиною яко алебастр чистой, белой и крепкой". Всё соответствует.
2727_20130813_Таймыр
С окрестных скал видно на сколько сильно упал уровень воды в реке этим летом.
2629_20130813_Таймыр
0981_20130813_Таймыр
"У порога, на выходе реки из озера Энгельгардт, оба берега представляли собой причудливое скопление башен и крепостных стен, как бы перегораживающих путь Таймыре на север. Это вертикально стоящие пласты уцелевших еще от выветривания известняков. Более слабые превратились в дресву и щебень, образуя осыпи и ниши между стенами....
2798_20130813_Таймыр
... Какие же силы горообразования действовали здесь, если собрали слои крепких пород в складки, смяли их в гармошку и поставили вертикально, как говорят геологи, "на голову"! (Н. Урванцев. "Таймыр - край мой северный").
2813_20130813_Таймыр
Озеро Энгелгардт. На середине озера видна обширная илистая отмель. В штормовую погоду озеро оказалось бы непроходимым для нас.
2831_20130813_Таймыр
Озеро Таймыр, залив Нестора Кулика.
2921_20130814_Таймыр
Полуостров Гофмана. Вдали - приметная скала на острове Гельмерсена.
3078_20130814_Таймыр
Молодой сапсан на полуострове Гофмана.
2956_20130814_Таймыр
Залив Нестора Кулика.
3103_20130815_Таймыр
Лагерь на берегу залива Нестора Кулика. Полуостров Гофмана. Здесь мы решили закончить наше путешествие и вызвали вертолет из Хатанги.
3107_20130815_Таймыр
Интересно, что состав пород береговых склонов залива Нестора Кулика сложен из мощных базальтовых лав и туфов, в отличие от известняковых скал далее по берегам Нижней Таймыры.
3108_20130815_Таймыр
3114_20130815_Таймыр3151_20130815_Таймыр
Хочется выразить большую признательность фирме "Спорт-марафон", оказавшей нам спонсорскую помощь в подборе снаряжения.
3160_20130815_Таймыр
С вертолета стало видно, насколько пересохло озеро Таймыр этим летом.
3202_20130815_Таймыр
Средняя часть озера Таймыр. Создалось впечатление, что в это время из-за засухи всё озеро можно было бы перейти в обычных сапогах.
3233_20130815_Таймыр
Полигональная тундра в южной части озера Таймыр.
3294_20130815_Таймыр
Участники путешествия перед вылетом в Хатангу.