На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 156 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Удивителен не столько возраст колеса, сколько его конструкция. Спицы существенно облегчали его вес, обеспечивая доста...Калейдоскоп истор...
  • Yvan
    Похоже так сильно расстраивает не вполне верное толкование поговорки "Делу — время, потехе — час", что она аж трижды ...А это откуда?
  • Светлана Митленко
    Согласна с Вами. Питер мало того, что сам по себе сказочно-прекрасный город, еще и художники его преподносят каждый н...Художники о Питере

8 "изысков" прошлых веков, которые оборачивались плачевными последствиями

Во все времена женщины и мужчины стремились выглядеть модно и красиво
Во все времена женщины и мужчины стремились выглядеть модно и красиво

Во все времена мужчины и женщины старались выглядеть модно и соответствовать стандартам красоты. Современные десятисантиметровые шпильки или тесные джинсы кажутся сущим пустяком по сравнению с маст-хэвами для осиной талии, пышных бедер и изящных ножек. Представляем пятерку не самых безопасных предметов гардероба прошлых столетий.

1. Корсет

Корсет корректировал фигуру, но вызывал более 97 заболеваний

Фигура, напоминающая песочные часы, всегда считалась эталоном и будоражила мужскую фантазию. Однако не всех женщин природа наградила осиной талией, пышными бедрами и выдающимся бюстом. К тому же даже несколько веков назад девушки комплексовали из-за лишних килограммов и старались скорректировать фигуры специальным бельем. Так и появились корсеты, пик популярности которых пришелся на ХІХ век. Каждая уважаемая леди носила корсет. А девушки, которые отказывались сжимать себя тисками шелковой шнуровки, считались женщинами «свободных» нравов и всячески осуждались. Между тем, он почти столетие прочно входил в мужской гардероб, а некоторые дизайнеры, с завидным упорством, продолжают и сегодня выпускать мужские корсеты.

Однако постоянное ношение корсетов приводило к ужасающим последствиям. У женщин возникали проблемы с пищеварением, ЖКТ, они страдали от затрудненного дыхания, нередко падали в обморок, а у некоторых даже открывалось внутреннее кровотечение. Также из-за корсета происходила физиологическая диспропорция. Органы деформировались, принимали неестественное положение, что вызывало нарушения. В конце ХІХ века британцы провели ряд исследований и выяснили, что ношение корсета провоцирует как минимум 97 различных заболеваний. Кстати, именно мода на корсеты, которые носили в знатных кругах не только женщины, но и мужчины, приводила к сдавлению нижних отделов легких, плохой вентиляции, застою и укоренению такой заразы как туберкулез (как ее еще именовали: чахотка).

2. Платье по полу

На протяжении многих лет туберкулез воспринимался как идеал красоты среди женщин и считалось что придворная дама должны быть похожа на «скелет» и выглядеть невероятно худой. Поэтому этой болезнью заражались намеренно. Те, кто был здоров, использовали косметику, которая осветляла кожу, делая ее белоснежной. Чтобы это подчеркнуть, акцент наносили на губы и щеки, которые были красными или розовыми. А еще, наши предки не считали чахотку заразным заболеванием. Больных не изолировали, они посещали беспрепятственно церкви, театры, светские рауты. С ними здоровались, беседовали и общались без всякого опасения. В жилищах полы чаще подметали, чем мыли, таким образом в воздух вздымались огромные концентрации возбудителя болезни. А еще... еще знать высшего света вступала в браки внутри своего круга, тем самым, усугубляя наследственность и без того порой отягощенную. С течением времени оказалось, что пышные женские юбки, подол которых постоянно касался земли, были источником всевозможных заболеваний и бактерий. 

Чахотка совершенно не считалась стыдной болезнью, следствием нищеты и обездоленности. Наоборот, в 19 веке ходило убеждение, что ей заболевают люди, обладающие особо тонкой и ранимой душевной организацией. Много думающие, творческие, умные и чувствительные. Полагали, что ее вызывают нервные потрясения, несчастная любовь, ипохондрия и сердечные раны.

Налицо "романтизация" недуга. Чахоткой болеть было модно. В литературе 19 века главные герои и героини страдают и погибают от чахотки. Больная чахоткой девушка - лакомый кусочек на брачном рынке: тонка и изящна, бледна и задумчива, у нее совершенно очаровательный чахоточный румянец и аристократический блеск глаз. Конечно, когда температура держится месяцами, глаза будут блестеть, а румянец пылать.

Высший свет буквально грезил этим нездоровым романтизмом: дамы в глаза закапывали белладонну, чтобы получить вожделенный горящий чахоточный взгляд.

А еще туберкулезники отправлялись для лечения на воды или в страны с теплым климатом - какая прелесть!В 19 веке не было и методов ранней диагностики, поэтому, когда диагноз уже бывал поставлен -сделать было мало что возможно. Тем не менее чахотку лечили, помимо помогавших отхаркивающих средств, больным выписывали капли на основе свинца, ртути, мышьяка. От такого "лечения" больной мог и умереть раньше, чем от самого заболевания.

Полезные советы докторов заключались в правильном образе жизни, моционе, свежем воздухе и отдыхе. Разумеется, помогали эти советы до появления лекарств очень немногим и весьма слабо. Лишь в конце 19 века больных стали изолировать от здоровых, потому что было установлено: болезнь заразна и очень!

Высокопоставленных жертв чахотки было великое множество:

Наталья Алексеевна, внучка Великого Петра - 14 лет;
дочь Николая I Александра, 19 лет;
Мария Александровна - жена Александра II;
цесаревич Николай, старший брат Александра III;
Георгий -младший брат Николая II.
И многие другие. Жертвами чахотки были и Наполеон Бонапарт, писатели Добролюбов, Чехов, Белинский и многие, многие другие. Каждый 10-й житель городов в 19 веке погибал от туберкулеза. При этом болезнь совершенно не считалась опасной.

Благородная, романтическая, аристократическая чахотка была своеобразной чумой 19 века. Это все привело к тому что к середине 19 века туберкулез стал эпидемической болезнью в Европе. Но молодежь Викторианской эпохи продолжала поддерживать данное течение в моде, и тенденция продолжала оставаться на пике. Вскоре врачи осознали всю страшную угрозу этой болезни и стали порицать дам за их наряды. В итоге женщинам пришлось укорачивать подолы юбок, чтобы предотвратить заражение и не заносить в помещение микробы. 

3. Крахмальные воротнички

Воротничок настолько плотно прилегал к шее, что передавливал сонную артерию  / Фото: la-gatta-ciara.livejournal.com
Воротничок настолько плотно прилегал к шее, что передавливал сонную артерию 

От модных трендов страдали не только женщины, но и мужчины. Помните фото, сериалы или фильмы о ХІХ веке, где представители сильного пола носили крахмальные воротнички? Изначально съемный элемент гардероба придумали, чтобы упростить мужчинам жизнь. Быстрее всего на рубашке пачкался воротничок, поэтому зачем каждый день надевать новую сорочку, если можно заменить одну маленькую деталь. Однако впоследствии оказалось, что из-за воротничка легко попрощаться с жизнью.
Аксессуар настолько плотно прилегал к шее, что передавливал сонную артерию и блокировал дыхание при малейшем повороте головы. В Германии его даже назвали «отец-убийца». К концу ХІХ века было зафиксировано немало внезапных случаев смерти, официальной причиной которых стало удушье от воротничка.

4. Кринолин

Кринолин настолько быстро воспламенялся, что наносил женщинам тяжелые увечья.

Жесткую юбку-обруч из льняной или хлопковой ткани надевали под платья, чтобы формировать привлекательный силуэт. Появился предмет гардероба еще в начале ХІХ века, но уже ближе к середине столетия зарекомендовал себя как крайне опасное изделие. В 1860-х годах произошло сразу несколько случаев, когда женщины умерли по вине кринолина.
О первом происшествии сообщили в газете Boston Daily Advertiser. Жена американского поэта Генри Уодсворта Лонгфелло погибла из-за загоревшегося кринолина. Она сидела за столом и на подол ее платья случайно попал кусочек тлеющей бумаги. Юбки моментально воспламенились. Похожая история произошла с двумя сводными сестрами Оскара Уайльда, у которых загорелись бальные платья.

В 1858 году в New York Times опубликовали статью, в которой задавались вопросом: стоят ли красота и привлекательность как минимум трех смертей в неделю? К счастью, женщины поняли всю опасность кринолина и отказались от этого модного изделия.

5. Платья из мышьяка

В викторианскую эпоху одежда зелёного цвета была, пожалуй, одной из самых дорогих и желанных. Причина безумных цен на вещи такого оттенка заключалась в том, что он фактических был достигнут при помощи красителя, созданного на основе мышьяка. И, как можно догадаться, негативные последствия не заставили себя ждать. Многие женщины жаловались на нарушения зрения, кожные реакции, а также постоянную тошноту из-за красителя. Тем не менее, единственная хорошая вещь заключалась в том, что, поскольку такие платья были безумно дорогими, их носили только в крайне редких и особых случаях, что позволяло снизить влияние смертельного яда на организм. Настоящий же ущерб был нанесён производителям такой одежды, что умерли, создавая подобные платья для представительниц аристократии и высшего сословия

6. «Болезнь сумасшедшего шляпника»

Фетр для шляп изготавливался с добавлением ртути, поэтому мастера часто страдали сумасшествием / Фото: forexdengi.com
Фетр для шляп изготавливался с добавлением ртути, поэтому мастера часто страдали сумасшествием. 

Выражение «сумасшедший шляпник» появилось неспроста и задолго до того, как Льюис Кэрролл написал «Алису в Стране чудес». Дело в том, что в XVII-XIX веках при изготовлении фетра для головных уборов использовалась ртуть. Токсичное вещество буквально сводило мастеров с ума и вызывало «болезнь сумасшедшего шляпника». Главными симптомами были повышенная возбудимость и нервное расстройство. Неудивительно, что Кэрролл так детально описал своего персонажа, ведь реальных примеров было предостаточно.

7. Бинтование ног

Обычные женские ноги по сравнению с китайской туфелькой для ножек-лотосов / Фото: s.zefirka.net
Обычные женские ноги по сравнению с китайской туфелькой для ножек-лотосов 

Знаменитая китайская традиция практиковалась с начала X до начала XX веков. Согласно первой версии, одна из наложниц императора династии Шан была косолапой и уговорила правителя обязать всех девушек бинтовать стопы, чтобы ее собственные ноги казались изящными на их фоне. Другая версия гласит, что у одной из наложниц императора Сяо Баоцзюаня были красивые маленькие стопы. Она танцевала перед правителем на помосте с нарисованными цветами лотоса. Император был так восхищен, что приговаривал, будто от каждого прикосновения ее ноги расцветает райский бутон. Оттуда и пошло выражение «нога-лотос».

По третьей легенде император Ли Юй попросил свою наложницу так забинтовать стопы, чтобы они стали похожими на полумесяц. С замотанными белым шелком ногами девушка исполняла для него «танец лотоса». А затем эта традиция получила широкое распространение, и привилегированным женщинам и с юных лет перебинтовывали ножки.
Считалось, что идеальная длина стоп - 7 см и назывались они «золотые лотосы». Если ножки вырастали до 10 см, то носили название «серебряные лотосы». Самой низшей категорией считались «железные лотосы» - стопы длиннее 10 см. Стоит ли говорить, какой вред такой обычай наносил женским ногам, опорно-двигательному аппарату и всему организму в целом? Кроме того, девушки переносили адские муки до тех пор, пока стопа не прекращала расти. Официально процедуру запретили только в 1911 году, но даже после этого некоторые женщины продолжали следовать традиции.

8. Итальянские цоколи-чопины

Эти сабо на высокой платформе были популярны у венецианских аристократок и куртизанок эпохи Возрождения. Некоторые платформы достигали 50 сантиметров, а изготавливались из пробкового дерева. Верх цоколей обтягивали материей, расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями.

Замечу, что высота чопина напрямую зависела от степени добродетели дамы. Наиболее высокие цоколи носили распутницы. Ходить в такой обуви было травмоопасно, поэтому существовали специальные школы, в которых обучали ходьбе на чопинах. Церковь и власть регулярно издавала запреты на изготовление и продажу подобной обуви.

https://novate.ru/blogs/230121/57557/

https://zen.yandex.ru/media/projito/blagorodnaia-aristokrati...

https://zen.yandex.ru/media/russianhistory/tuberkulez-v-vikt...

https://zen.yandex.ru/media/story_of_things/top5-neukliujei-...

Картина дня

наверх