Самородок из Тульской губернии
Алексей Кившенко родился в селе Серебряные пруды Тульской губернии в 1851 году – за десять лет до отмены крепостного права в России.
Его отец Даниил Васильевич служил семье графа Шереметьева. Несмотря на незнатное происхождение, крестьянин не только сам научился рисованию и игре на рояле, но и обучил этому сыновей. Алексей унаследовал отцовский талант к живописи. Уже в семилетнем возрасте он прекрасно рисовал природу и охотничьи сцены. В 1860 году Алексея Кившенко отправили на учебу в Петербургскую школу Общества поощрения художеств. Там будущий художник познакомился с творчеством Ивана Крамского, которое произвело на него неизгладимое впечатление.
Спустя семь лет Кившенко собрался было предпочесть живописи естественные науки и поступил в Технологический институт, однако не проучился там и двух лет. В 1870 году подающего надежды молодого человека зачислили в Академию художеств по классу исторической живописи. На столичную жизнь Алексей Кившенко зарабатывал чиновничьей службой в Адмиралтействе – выполнял обязанности писца с жалованьем 12 рублей в месяц. В Академии он завел знакомства, во многом определившие его будущий стиль. Дружил с Суриковым и Савицким, писал первые картины под пристальным вниманием Маковского. Учеба давалась легко: Кившенко был уверен, что по окончании Академии художеств его ждет золотая медаль и стажировка за рубежом.
Триумф со второй попытки
В 1877 году Алексей Кившенко действительно удостоился высшей награды за картину «Брак в Кане Галилейской», однако получил критическое замечание от своего кумира Ивана Николаевича Крамского. «Знают ли конкуренты на Большую золотую медаль и особенно господин Кившенко, удостоенный этой медали, что-либо из истории искусства? Где он поместил своих пирующих на браке: в проходе ли нынешнего гостиного двора или в обстановке, возможной исторически?», – требовательно вопрошал живописец. Картина Кившенко была признана не вполне оконченной. Для получения права на поездку за рубеж Алексей Данилович должен был представить на суд комиссии другую работу, а ее тему выбрать на свое усмотрение.Алексей Данилович КившенкоИсточник: liveinternet.ru
Кившенко решил на сей раз посвятить полотно истории России. Его новая картина получила название «Военный совет в Филях». При создании живописного произведения художник вдохновлялся не только реальными событиями Отечественной войны 1812 года, но и романом Л.Н. Толстого «Война и мир». По замыслу Алексея Кившенко, происходящее (так же, как и в книге) мы видим глазами крестьянской девочки Малаши, живущей в избе с родителями. На картине Малаша тоже присутствует: лежит на печи (в левом верхнем углу) и внимательно наблюдает за теми, в чьих руках находится судьба страны.Военный совет в Филях
«Военный совет в Филях» произвел настоящий фурор: коллеги высоко оценили работу Кившенко, а современники мигом раскупили репродукции картины. Алексей Данилович стал известен не только на родине, но и за ее пределами. На выставке 1886 года в Берлине посетители разве что не рукоплескали русскому живописцу за его шедевр. «Военный совет в Филях» и поныне считается одной из самых удачных картин Кившенко, сюжет которой пронизан тонким психологизмом. Внимательный зритель, рассматривая полотно, заметит напряжение, царящее между героями – решается ни много ни мало участь Москвы. Сегодня оригинал произведения хранится в Третьяковской галерее, а в фондах музея-заповедника «Бородинское поле» находится его копия, созданная в начале XX века неизвестным автором.
Страстный путешественник и любимец императорской семьи
В 1880 году Алексей Кившенко отправился в европейское путешествие. Четыре года он провел во Франции и Германии, занимаясь созданием новых картин. Полотно «Псарный двор» по возвращении на родину принесло ему звание академика. Но все же излюбленными темами Кившенко были ключевые сюжеты из истории нашей страны – художник пишет целую серию произведений «История России в картинах для школы и дома». Среди них: эпизоды, связанные со славными военными победами («Полтавская битва», «Чесменское сражение», «Вступление русской армии в Париж»), становлением государственности («Призвание варягов», «Вывоз вечевого колокола из Новгорода», «Избрание Михаила Романова на царство»), вехами духовной и культурной жизни («Крещение Руси», «Ломоносов и Екатерина II»).Вступление русских войск в Париж. Из серии «Отечественная история в картинах для школы и дома». Художник Алексей Кившенко
Главным заказчиком полотен Алексея Кившенко стал император Александр III, который по достоинству оценил талант живописца. В 1884 году царь предлагает художнику поехать в Закавказский край и собрать материал для картин о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Поручение государя было исполнено: Алексей Данилович посещает Болгарию и важные места былых сражений – Шипку, Плевну, Горный Дубняк и другие.Оборона Шипки
Самое сложное путешествие Алексея Кившенко состоялось в начале 1890-х годов. Вместе с археологической экспедицией Никодима Кондакова он отправляется в Палестину и Сирию, получив заказ от журналиста и книгоиздателя А.А. Суровина. Тот готовит к печати обширный путеводитель по святым местам и просит Кившенко об услуге подготовить подробные иллюстрации. За время путешествия Алексей Данилович создает около сотни зарисовок и этюдов, посвященных архитектуре, природе Ближнего Востока, быту и традициям местных жителей. Пишет он и портреты церковных служителей – архимандрита Антонина и патриарха Герасима. Половина блестящих работ Кившенко вошла в подарочное издание Палестинского альбома. К сожалению, сам Алексей Данилович не увидел книги, подготовленной Сувориным, – труд вышел спустя три года после смерти художника. Последние годы жизни Алексей Кившенко посвятил преподавательской деятельности. В своей альма-матер он руководил классом батальной живописи, передавая бесценные навыки новому поколению художников. Похоронен на Смоленском православном кладбище в СПб.
На псарне
Охота с гончими
В степи
На току
Наперерез волку
Псовая охота
Спускает свору
Кочевье езидов
Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. (1894).
«Окрестности Мюнхена по реке Изор» (1881)
Портрет девушки с печальными глазами
В парке
Лестница в Цвингере
Олег прибивает щит к вратам Царьграда эскиз
Ярмарка на Украине. (1882)
Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины. (1880) Центральный военно-морской
Черевички
Жнитво. (1878)
Сортировка перьев
Портрет В.Г. Черткова
Охота
Застреленный волк. (1891)
Псовая охота
По тетеревиным выводкам
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский
В степи
Плотовщики
Покорение Казани - казанские старшины и воины перед Иваном IV
Призвание князя — встреча князя с дружиной, старшинами и народом славянского города. IX век
Покорение Сибири — битва казаков во главе с Ермаком с татарским войском
Крещение киевлян князем Владимиром
Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава
Присоединение Великого Новгорода — высылка в Москву знатных и именитых новгородцев
Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам. 1611 год
Призвание на царство Романовых — Михаил Федорович (Депутация от Земского собора)
Церковный собор. 1654 год. Начало раскола
Переход русскими войсками Чертова моста. 1799 год
Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком.
«Князь Александр наносит рану шведскому военачальнику». 1833
(эпизод Невской битвы)Царь Иоанн III разрывает ханскую грамоту.
Царь Борис Годунов и дети
Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово
Петр I за рулем парусного ботика на Яузе-реке
Полтавский бой. Шведы преклоняют знамена перед Петром I. 1709 год
Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы
Чесменский бой (Граф А. Орлов со штабом на верхней палубе линейного корабля «Три иерарха»)
Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года
Вступление русских и союзных войск в Париж
Возложение Николаем I на графа Сперанского орденской ленты Андрея Первозванного
Палуба линейного корабля «Императрица Мария» во время боя при Синопе. 1853 год
Сражение на Шипкинском перевале 11 августа 1877 года
Сдача Шамиля князю Барятинскому. 1859 год
Сдача Плевны (Раненый Осман-паша перед Александром II). 1878 год
Чтение манифеста 1861 года Александром II на Смольной площади в Санкт-Петербурге
Освящение народной школы в присутствии Александра II
Взятие Карса. Въезд
Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 года
Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года
Штурм Измаила (22 декабря 1790)
Переход французов через Березину
Самсон и Далила
Иерусалим
Граф Ростопчин и купеческий сын Верещагин на дворе губернаторского дома в Москве
Кутузов на Поклонной горе перед военным советом в Филях
Ростовы на псовой охоте в Отрадном
Наполеон и император Александр I на свидании в Тильзите.
Штурм Горгохатанских высот 1 января 1878 г. 1886.
Штурм Горгохатанских высот 1 января 1878 г. 1886. Фрагмент
https://histrf.ru/read/articles/hudozhnik-aleksey-kivshenko-...
http://petroart.ru/art/k/kivshenko/art1.phphttps://www.liveinternet.ru/users/5031314/post418279598/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кившенко,_Алексей_Данилович http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10057.htm
Свежие комментарии