Главный зимний праздник православных в России – Святки. Праздник приурочен к дням зимнего солнцеворота, и длится две недели с Рождества и до Крещения.
Святки, святые вечера – с 25 дек. по 5 янв. (по ст. ст.) включавшие в себя празднества и обряды в честь наступившего нового, солнечного года, были известны ещё в дохристианской Руси и носили ярко выраженный языческий характер.
Колядование проводилось трижды: в Рождественский сочельник (24 дек. ст. ст.), накануне Васильева дня (в ночь с 31 дек на 1-е янв.) и в Крещенский сочельник. Васильев день – канун Нового года, слившийся вместе со Святками. В прежние времена именовался Авсенем. В России Новый год начинался в марте, то Авсень отвечал за первые весенние посевы. Великий князь Всея Руси Иван Третий Васильевич перенёс Новый год на сентябрь. А Пётр Первый Алексеевич– на январь."Со звездой". 1916. Художник Михайло Маркианович Гармаш.
Особенно прославился иллюстрациями детских книг. Звезда – дети и подростки со звездой обходят дома, славят рождение Христа. Этот обряд символизирует поклонение волхвов, которых привела чудесная звезда, взошедшая над Вифлеемом. Звезда - в память о Первой звезде, а подарки на Новый год - в память о дарах волхвов. Поскольку в Советском Союзе Рождество было под запретом, подарки дарили на Новый год.
В святочные вечера ватаги ряженой молодёжи с шумом и гамом, свистом и улюлюканием, нарушая тишину и добропорядочность деревенской жизни, врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки – “игрища”. Девки и молодухи собираются у бедных вдов, которые делают соответствующие приготовления – к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свеч. Для них же ставят лавки уступом, “амфитеатром”. По сторонам этой горницы ставятся лавки для парубков и парней. Девки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках, и для этого одеваются как можно более нарядно, сообразно своему состоянию. Когда все девушки и молодухи собрались, ворота, до сих пор запертые, отворяются и начинают прибывать парни и парубки. Каждого молодого гостя девушки величают песнями, за эту честь каждый гость платит деньгами, сообразно своего достатка. Потом эти деньги отдают хозяйке дома, небогатой вдовице. Историки указывают, что царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками рядился, подобно скоморохам. Да и царь Пётр Алексеевич любил святочные игрища, в которых и сам принимал участие. Хари и личины. Совремённое фото. Музей села Витославлицы, что Новгороде Великом.
“Ряженые” считались заместителями душ умерших предков, потому и встречали их с уважением, одаривали богато.Парни и девки наряжались так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Лица закрывались масками, личинами или харями называемые. Маскировались под “чужих”: старика, барина, генерала. Часто рядились в медведя, козу, журавля. Звери плясали под песню, или под балалайку Коза поворачивалась то одним боком, то другим к зрителю, приседала, ногами выделывала сложные коленца. Медведь топтался, неуклюже, прыгал вокруг козы. Маски (личины, хари) никогда не хранили до следующего случая – считалось, что маска приносит несчастье дому. Парубки и девки, надевавшие на Святки маски должны были в Крещение обязательно очиститься – совершить омовение в освящённой проруби или окатить себя святой водой.
В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особым знакам стараются узнать, предугадать человеческий жребий, своё будущее. Верить или нет в ворожбу - личное дело каждого православного. Гадание в язычестве составляло одно из главных обрядов богослужения. В православии оно запрещалось и преследовалось.
Силён, о-о-ой, как силён в православных дух язычецкой! Поэтому гадания вообще, а святочные гадания в частности проводились вечером или ночью, вдали от посторонних глаз, в бане, например. Отчаянные девицы ходили в одиночку в баню и, гадая на суженого, должны были ощутить чьё-то прикосновение. Если таковое случалось, значит быть в этом году девице замужем, а нет - сидеть в девках ещё год. К тому же, если по ощущению рука была гладкой, то жених будет бедняком, ежели мохнатой - богатым.
Банник.
Гадание в бане состоит в том, что отворив немного дверь в баню, девицы обнажали некоторые части своего туловища, подходили к двери поочерёдно и говорили под прикрытием сумрака ночи фразу с предложением баннику прикоснуться рукой к обнажённой части туловища. Если девушка чувствует руку мохнатую, то предполагался богатый жених в этом году; холодная голая рука – жених будет бедным. Читатель наш и сам понимает, что сумерки, темнота в бане, белизна обнажённого девичьего тела – дают парубкам простор для маневра – всевозможного озорства и проказы.Святочное гадание”, 2008. Художник Кожин Семён Леонидович.
"Карты скажут, но не всо". 1991. Художник-славянист Сергеев Юрий Алексеевич. Из серии "Русь зачарованная".
Исторических художников у нас не так много: В. И. Суриков, А. А. Иванов, Рябушкин А. П., Васнецов В. М., Н. Н. Ге, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, К. А. Васильев, Рыженко П. В., Глазунов И. С. - пальцев на руке хватит, чтобы перечесть. Не много, может, потому, что большинству мастеров привычнее видеть пространство, а не время, внешнее, а не скрытое.
Почему забавы, потому что шутливое к этому отношение смягчает то страшное, что за этим стоит. Почему гадают именно трое, а не четверо? Потому что три – гармонично, а четыре – четное число, смерть… Не дарим же мы живым людям чётное количество цветов, которое берём с собой на погост. Нечётное число почему-то в народном представлении связано с жизнью, а чётное – со смертью.
Как происходит гадание? В яндову наливается сырая вода, по ней пускаются скорлупки грецких орехов, в каждой из которых - маленькая свечечка. Каждая из девушек зажигает свою свечу. Скорлупки со свечками плавают по воде несколько минут. По пламени свечи гадали на судьбу. Тихое пламя означало тихую, ровную жизнь, без особенных волнений и неудач. Более яркое, с перемигиванием – жизнь поинтересней. Совсем яркое, с потрескиванием – очень веселую, бурную, со многими приключениями, жизнь. Тусклое – жизнь печальную и недолговечную. Красное – к горю, желтое – к радости, цвета червонного золота – к очень хорошей жизни. Пламя с копотью – к несчастью. Если какая-то свечка гаснет, то в этом году замуж не выйти. Которая потонет, значит умереть незамужнею. Та, у которой прежде догорит свеча в скорлупке, первой выйдет замуж.
Кот, этот мистический зверь одним своим присутствием в комнате увеличивает точность любого гадания. Кошки обладают особым чутьём, считается, что они могут видеть духов, мистических существ и общаться с ними. Коты всегда и везде присутствуют при проведении ритуалов."Кого назовёт петух". Работы художника Юрия Алексеевича называют "Русь Зачарованная".
Этот художник-славянист знаменит своим трепетным отношением к родной стороне. Образы русской жизни неизменно одухотворены и наполнены глубоким сопереживанием - жизнь простых людей в селениях, гадания по вечерам, языческие волхвы...
Евгений Балакшин - русский художник. Родился в Саранске в 1962 году. Окончил художественную школу, Саранское художественное училище, Харьковский художественно промышленный институт. Член Союза Художников России с 1991 года.
"Гадание ". 1976. Художник Васильев Константин Алексеевич.
Музей Константина Васильева в Казани. На картине Васильева изображена девушка перед зеркалом, точнее, мы видим её отражение в зеркале, свет от мерцающей свечи озаряет её нордическое лицо. Это типичный образ северной красавицы. В картине художник мастерски изобразил, как прихотливо отражаются внутренние переживания на лице героини. Правой рукой она держит нательный крестик – свидетельство её набожности. Длинные светло-русые волосы героини полотна заплетены в косу, а большие выразительные глаза пытливо глядят в зеркало.
Гадает ветреная младость.
Морозна ночь, всё небо ясно...
…На месяц зеркало наводит,
но в тёмном зеркале одна
дрожит печальная луна…”. "Святочные гадания". Художник Лидия Тимошенко.
Работала над иллюстрациями к роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин” в технике гризайли (1951-1954) и в технике цветной литографии (1960-1967). Работы Лидии Яковлевны хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в других музеях страны. Врубель Михаил Александрович. Свою “Гадалку” (1895) создал под впечатлением от оперы “Кармен”, то есть она у него цыганка, причём, очевидно, испанская. Любопытно, что Врубель пишет её поверх заказного портрета одного из Мамонтовых, который попросту ему надоел, то есть отвергает деньги ради красоты и стихии неизведанного.
"Гадалка". Художник Врубель.
Этот известный портрет, написанный с приехавшей из Сибири постоялицы гостиницы, где Врубель сам в это время проживал, наполнен атмосферой загадки и тайны. Это ощущение создаётся как самим техническим исполнением, так и выстраиванием соответствующего интерьера, выражением лица “гадалки” и изысканной “орнаменталистикой” (“Орнаменталистика и архитектура, - говорил художник, - это музыка наша”). Если верить обмолвкам Врубеля, сделанным в разговорах с друзьями, то женщина, послужившая моделью, была влюблена в него. Так или иначе, этой картине свойственна какая-то странная интимность.
А Константин Егорович Маковский за колоритными деталями отправляется в глубь веков: его картина про гадание с помощью того же петуха изображает явно допетровское время.
Принцип гадания на петухах следующий: сняв с насеста петуха, приносят его в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трёх местах вода, хлеб, золотые, серебряные или медные кольца, серьги, монеты. Птицу пускают на пол и смотрят какую вещь она клюнет прежде всего. Можно просто посчитать, сколько петух съел зёрен: если количество чётное, год будет хорошим. Если девушек больше, чем одна – на полу выкладывают круг из серёжек, колечек, перстеньков, принадлежавших разным девушкам. Чью вещицу петух клюнет первую – та и выйдет в этом году замуж. Но замуж выйти дело не хитрое (гы-гы). А, вот, кто её суженый – знать любопытно любой девушке. В этом случае, как писалось выше, на полу ставят воду, зёрна, уголь, колечко или серёжки. Если петух или курица станет пить воду, муж – пьяницей будет; если птица будет клевать хлеб – муж будет достаточный; если петух клюнет, согласно своему петушиному мОзгу, уголь, муж попадётся бедный. Ну, а, если клюнет какую-нибудь вещицу драгоценную - согласно поверьям, определит богатого суженого.
Как правило, такие гадания проводились под присмотром старшей опытной женщины, которая и вызывала на контакт нечистую силу с таким призывом:
“Отступитесь, ангелы! Приступитесь дьяволы! Собирайтесь черти, большие и малые, изо всех болот и омутов и расскажите как год проживет...”,- и называла имя девицы, на которую ворожили. Кроме того эта женщина должна была присматривать за девушками, чтобы вовремя принять меры по их защите от нечистого, а также ввести и вывести из состояния прострации.
"Светлана". 1889. Художник Новоскольцев Александр Никанорович. Выставлена в Вольском краеведческом музее.
Гадание на зеркалах производят только самые-пресамые бедовые, дерзкие и отчаянные девки, которым более осязательно и более серьёзно хочется ознакомиться со своим будущим. Гадание на зеркале или наведение зеркал всегда сопряжено с тишиной и молчанием, а вместе с тем с безлюдностью, для чего избирается ночь. Средств к гаданию на зеркалах много. Иногда при гадании на зеркалах использовали петуха, крик которого должен был отпугнуть нечистую силу, появившуюся в зеркале. Так, увидев что-либо страшное, девушка с испугу сильно сжимала птицу и та издавала крик. Дьявола, чёрта, сатану, etc, что бы не поминать всуе и не привлечь к себе, называли иносказательно: "не чистый", "дядька", "не чистая сила", "лукавый".
“Светлана” Александра Новоскольцева выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы - не с одним, а с двумя зеркалами: ставят два зеркала одно против другого; девушка ставит две свечи на стол. А другое зеркало устанавливает за собою, таким образом поместившись между двух зеркал, очерчивая вокруг себя круг зажжённою лучиною, которой был зажжён огонь в Сочельник, глядит внимательно в поставленное перед собою зеркало. Тут непременно покажется суженый, который будет глядеть через плечо гадающей. Нужно вовремя, не оглядываясь, зачураться: “Чур меня, чур!”. Видение исчезнет.
Самым страшным святочное гадание считалось, когда образ появлялся воочию перед взором гадающей девицы при помощи зеркал, по народным поверьям имеющих связь с потусторонними мирами. Выставленные друг против друга два зеркала в отражении создавали коридор, откуда должен был показаться суженый. И что интересно, если девушка не была знакома с будущим супругом, то она видела лицо своего суженого, а если была с ним знакома, то затылок.“Святочное гадание”. 1888. Можно увидеть в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова. Художник Пимоненко Николай Корнилович.
Пимоненко любил создавать жанровые сюжеты на темы быта и обычаев жителей Малороссии.
На картине мы видим двух девушек-украинок. Воск от горящей свечи капает в чашу, стоящую тут же на лавке. Одна из девушек остывший в холодной воде кусочек воска подносит к стене, и обе рассматривают тень, отбрасываемую этим кусочком. Без практики и хорошего воображёния профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. В комнате темно, и напоминает зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку - не так страшно, к тому же подруга всегда поможет с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как гадание на воске. Лица девушек на картине радуют глаз зрителя – лИца, словно срисованные с наших совремённиц, лучатся удивлением, предвкушением чуда… Как никак Святки – время гаданий, попытка узнать свою судьбу. Женское любопытство не истребимо… А какая на этом полотне игра света… автор – просто кудесник, волшебник. Чувствуется, что Николай Корнилович любуется своими девушками, они милы его сердцу.
Если вы посетите Саратовский Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, то сможете полюбоваться этим полотном.
В своей ранней картине “Гадание на святках”, написанной в 1881 году, Рябушкин изобразил народный обычай: крестьянские девушки льют на воду растопленный воск, стараясь по характеру застывших фигур угадать будущее. Несмотря на сходство девичьих лиц, явную идеализацию образов, нетрудно заметить любовное отношение к своим героям. В данном случае можно видеть ту поэтическую трактовку темы, эмоциональное звучание колорита, которые будут присущи его лучшим произведениям в дальнейшем. Героини картины показаны довольно условно, хотя автор всячески пытается передать эмоциональность и заинтересованность на лицах девушек, тогда как стоящая немного поодаль женщина постарше с ребенком на руках выглядит более отстранённой - её гадания на суженного уже в прошлом. Хорошо знакомый с крестьянской средой, Андрей Петрович любовно и детально выписывает подробности быта, предметы обстановки - прялку, печку, палати, уголок с иконами и лампадой. “Гадание с петухом”, 1844. Художник Солнцев Егор Григорьевич.
Иногда было и так, что гадательницы делали в просторной избе несколько таких кругов из воды, хлеба, золотых или серебряных бездЕлиц, каждая для себя, и приносила каждая для себя своего петуха из дому.
Егор Григорьевич Солнцев пишет сценку о святочном гадании с помощью петуха (судьба гадающей зависит от того, подойдет птица к тарелке с деньгами, или к зеркалу и т.п.).
В отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, художник XIX века Егор Солнцев (“Гадание с петухом”, 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-“сороках”, украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в предверии Рождества. “Гадание на картах”. 1842. Художник Венецианов Алексей Гаврилович. ГРМ СПб.
Гадать можно на любовь и отношения, на суженого, на будущее и т. д. Гадание требует особой подготовки, иначе предсказание будет неточным. Настраивание на процесс должно проходить в тихом месте, где никто не помешает, желательно поздним вечером либо ранним утром. Важно отвлечься от бытовых проблем и посвятить гаданию все мысли. Перед раскладом рекомендуется убрать из комнаты лишние вещи, застелить стол скатертью и зажечь свечу. Необходимо сосредоточится на вопросе и найти ответ. Для гадания необходимы карты, которыми раньше не играли – гадание будет неверным.
Алексей Гаврилович - автор бесчисленных изображений крестьян за работой и отдыхом. Считать эти картины жанровыми трудно: слишком много в них романтизма и поэтичности.
“Гадание на картах” изображает двух девушек, одна из них гадает своей подруге.
Гадание на картах имело в России в ХIХ веке (и в XXI веке тоже) широкую популярность. По общему мнению, карты обладали магической силой и могли рассказать о прошлом человека или предсказать его будущее. Гадание было своего рода игрой, которой с увлечением предавались и в великосветском обществе, и в крестьянской среде. На картине молодая девушка гадает своей подруге. Карты предсказывают “позднюю дорогу, свидание с бубновым королем и сердечные хлопоты”. В то же время девушке грозят какие-то неприятности от “крестовой дамы”, возможно, разлучницы. Бубновый туз в руках обещает письмо или известие. “Гадающая Светлана”. 1836. Художник - Карл Павлович Брюллов.
Хранится в Нижегородском художественном музее. Картину приобрёл В. П. Орлов-Давыдов.
Василий Андреевич Жуковский и перевёл сказки братьев Гримм, и создал на их основе свои “русские народные”. Балладу Готфрида Бюргера про девицу Ленору, гадающую на жениха, Жуковский переложил в 1813 году. Героиня меняет национальность и имя, антураж преображается с немецкого на русский. Произведение имело колоссальный успех и подарило нам изобретённое поэтом имя Светлана. И только Александр Сергеевич прервал шествие Светланы, дав своей героине имя "Татьяна".
Романтическая, мистическая атмосфера гадания крещенским вечером, созданная Жуковским, вдохновила и художников - тем более что Светлана описана была как красавица. В балладе Василий Андреевич описывает всевозможные способы гадания, вплоть до дословного воспроизведения заговоров.
Характерно, что Брюллов, за единственным исключением “Гадающей Светланы”, написанной на сюжет баллады Жуковского В. А., не писал русских сцен. Русский народный костюм наконец получил полноправную прописку в высоком академическом искусстве.
В 1835 году картина “Последний день Помпеи” прибыла в Россию. С нею ознакомился государь Николай Павлович, и пожелал увидеть автора картины. В 1836 году, выполняя желание их величества, Брюллов тронулся в путь; по дороге в СПб, Брюллов остановился в Москве у Алексея Алексеевича Перовского, арзамасца (Арзамасское общество неизвестных людей), автора сказки “Чёрная курица, или Подземные жители”. Был канун Святок (6 января), и Карлу Павловичу удалось наблюдать обряд гадания в доме своего друга. Девушка с русой косой, в кокошнике и в русском сарафане сидит спиной к зрителю. Перед нею в высоком подсвечнике горит свеча, Светлана испуганно и напряжённо вглядывается в зеркало в фигурной раме. Эта картина сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме.
Иногда, как я уже упоминала выше, при гадании на зеркалах использовали петуха, крик которого должен был отпугнуть лукавого, появившегося в зеркале. Так, увидев что-либо страшное, девушка с испугу сильно сжимала птицу и та издавала крик – видение, разумеется, исчезало. Картину приобрёл В. П. Орлов-Давыдов. После Октября картину передали в Харьков, где её можно будет увидеть после того, как город добровольно войдёт в состав России. Сейчас картина спрятана в запасниках.
“Ворожея со свечой”. 1830, ГРМ. Художник Кипренский, Орест Адамович.
Картину Орест Адамович написал в Неаполе. “Гадалка со свечой” – поиск некоего образа для большой работы “Тибуртинская сивилла”. В этой работе художник изучал игру красок при освещении свечой. Кипренский прихотливо и невероятно тонко описал внутренний мир страстной, юной цыганки, всматривающейся в неведомое будущее. Портрет цыганки купил граф Дм. Ник. Шереметев, сын графа и крепостной актрисы. В его дворце на Фонтанке жил Орест Адамович.
Перед ворожеей мы видим карты, сверху колоды - туз пиковый - это известие о событии немаловажном и часто вызывающее тревогу или страх, это потеря или вынужденный отказ от чего-то. Возможно об этом тревожном известии и задумалась юная ворожея. Карточные гадания - любимая забава представительниц слабого пола, долгое время были доступным лишь дамам из высшего света. А всё из-за запрета на карточные игры для простого народа.
Приступив к гаданию, необходимо тщательно перетасовать колоду. Снимать карты нужно левой рукой. Она, в смысле, рука, связана с интуицией, сакральным миром и магическим искусством. Недаром в Средние века левшей сжигали на кострах, как колдунов и ведьм.
Текст составлен на основе книги И. И. Шангиной “Rусские традиционные Праздники”.
Свежие комментарии