Король сказок, как говорили обожавшие его подданные. Единственный настоящий король XIX века, по словам поэта Поля Верлена, и безумный король, с точки зрения его министров, — все эти эпитеты относятся к эксцентричному королю Баварии Людвигу II, которого по сей день многие почитают и столь же многие критикуют.
Каждый, кто посещал самое изысканное творение Людвига II — замок Нойшванштайн — или даже просто видел его на многочисленных фотографиях и открытках, скорее всего, сочтет, что король и в самом деле больше достоин похвалы, чем хулы. Именно этот замок в псевдосредневековом стиле с множеством зубцов на стенах и шпилями, которые возникают, подобно призраку, посреди вечнозеленого леса в окружении заснеженных горных вершин, вдохновил Уолта Диснея на создание сказок.Рисунок для проекта замка, сделанный в 1869 году.Родители Людвига мало занимались воспитанием детей, совершенно их не баловали и очень строго наказывали. Маленьких принцев Людвига и Отто подвергали физическим наказаниям, заставляли рано вставать и много заниматься, лишали сладостей и карманных денег. По мнению их отца, спартанское воспитание должно было приучить детей к умеренности и аскетизму (в этом Максимилиан здорово ошибался).
Людвиг прилежно учился. Он любил музыку и поэзию, много читал, увлекался естествознанием и архитектурой. Мальчик отлично плавал, много ездил верхом. По мнению окружающих — он мог бы стать рыцарем, но не монархом.
Девятнадцатилетний Людвиг стал королем Баварии в 1864 году. Увлеченный историческими легендами о Короле-Солнце, величием Версаля и музыкой Вагнера, он разделял навязчивую страсть композитора к идеализированным образам германского Средневековья.Людвиг II (слева) с родителями и младшим братом Отто, фото 1860 года.
В 1864 году Максимилиан II умер. Восемнадцатилетний принц Людвиг вступил на престол. На церемонии коронации перед народом предстал высокий широкоплечий красавец с голубыми глазами и тёмными вьющимися волосами. «Сказочный король!» — сразу же прозвали его баварцы.
Молодой король обнаружил некоторые странности в поведении. Он не проявлял интереса к женщинам. (Сегодня о «нестандартной ориентации» заявляют во всеуслышание, но в те времена даже подобные слухи о монархе были недопустимы.)Людвиг II и герцогиня София Шарлотта в Баварии в 1867 году
1867 год. Людвиг II обручён. Его избранницей стала кузина София Шарлотта, принцесса Баварская — девушка редкой красоты. Свадьба должна была состояться 12 октября. Уже выпущены были памятные монеты и заказана золотая карета для новобрачных. Накануне венчания случился страшный скандал – жених расторг помолвку.
Больше король никогда не заговаривал о женитьбе. Его родные поняли, что наследника престола после Людвига не останется.Людвиг II Баварский
За несколько лет до этого произошло важное событие в жизни Людвига. Будучи шестнадцатилетним принцем, он увидел оперный спектакль «Лоэнгрин» на музыку Вагнера. Музыка потрясла юного принца, и он стал поклонником композитора.
Когда Людвиг стал монархом, он велел разыскать Вагнера, чтобы привезти его в Мюнхен. В мае 1864 года произошла встреча композитора и короля.
С этого момента король принимает участие в жизни Вагнера. Композитору построили дом, создали все условия для творчества, обеспечив его быт так, чтобы ему не приходилось отвлекаться на житейские хлопоты.Композитор Рихард Вагнер, 1861 год.
Родственникам короля, правительству и жителям Мюнхена не нравилась столь тесная дружба. Рихарда Вагнера в Мюнхене не любили – его считали носителем революционных идей. Народ и парламент настаивали на удалении композитора от трона. Король поддался давлению и уступил. Композитор уехал в Швейцарию. С этого времени Людвиг II возненавидел и свой парламент, и Мюнхен. Отношения с Вагнером продолжались. Злая молва утверждала, что эта связь — не только на почве искусства. Но Вагнер был женат, имел детей и весьма негативно относился к однополым отношениям. Скорее всего, возвышенная привязанность короля к Вагнеру имела лишь духовную подоплёку.
Трон и власть максимально приблизили Людвига II к тому, что он любил – к искусству. Будучи монархом, он мало интересовался политической жизнью своего государства и пытался скрыться от насущных проблем в иллюзорном мире поэзии и музыки. Король построил в Мюнхене музыкальную школу, хотел создать оперный театр и сделать город музыкальной столицей – такой, как Вена. Эти планы до конца не сбылись.Людвиг II Баварский
Назревала война с Пруссией. Баварский король пытался избежать участия в военных действиях, хотел даже отказаться от престола. Всё же Баварии пришлось участвовать в этой войне на стороне Австрии. Войско союзников было разбито, Бавария понесла большие людские и финансовые потери.
Обстановка в Баварии приблизилась к национальной катастрофе, а король решил строить замки в Альпах. (Всего за годы его правления было построено три невероятно роскошных дворца, но полностью закончен был только замок в Линдерхофе.)Строительство романтического Нойшванштайна началось в 1869 году. Дворец строили 17 лет, и при жизни короля не закончили.Замок Херренкимзее (Herrenchiemsee)
Замок Херренкимзее на острове Херренинзель был заложен в 1878 году. Дворец и великолепный сад Людвиг II хотел сделать копией парижского Версаля. Роскошный замок был символом абсолютной монархии и архитектурным памятником Людовику XIV, перед образом которого благоговел король Баварии.Линдерхоф (Linderhof)Линдерхоф начали строить в 1874 году. «Маленький Версаль» — так называл его Людвиг. Этот замок тоже обустроили по образцу главного французского дворца. Роскошь замка была неправдоподобной, вызывающей. В нём был установлен белый рояль с позолотой, заказанный специально для Вагнера. Однако композитор так и не приехал в Линдерхоф.Вильгельм Рихард Вагнер
Король всё время был одинок. Он катался на лодке по озеру, слушал оркестровую музыку в скальном театре-гроте и постепенно замыкался в своём романтическом мире.Королевский дом в Шахене (Königshaus am Schachen)
Легенды, лежащие в основе опер Вагнера — сага о Парсифале и святом Граале, песнь о Нибелунгах и сказание о Рыцаре Лебедя, Лоэнгрине, — стали предметом циклов, украсивших залы Нойшванштайна — одного из трех замков, построенных Людвигом.Работа эта, которой руководили архитекторы Ридель и Дольман, была основана на планах театрального художника Янка. Строительство началось в 1869 году и закончилось в 1886-м, когда король умер. Именно из-за этого покои верхних этажей остались пустыми и голыми.
В 1870 году началась новая война. Людвиг не хотел воевать, но, по условиям договора, Бавария должна была стать союзником Пруссии против Франции. Война закончилась победой Пруссии и созданием Германской империи (в неё вошла и Бавария). Прусского короля Вильгельма объявили кайзером объединённой империи. Баварский король на этой церемонии не появился.
С этого времени он окончательно отказался от политики и строил свои замки. Расходы были огромными. На строительство ушли все личные средства Людвига и немалая доля государственной казны. Члены королевской семьи вместе с парламентом приняли вынужденное решение – объявить короля душевнобольным и назначить регента для управления государством. В июне того года министры Людвига обвинили его в растрате государственных средств на все более безумные и эксцентричные архитектурные химеры (обвинения, возможно, были и небеспочвенны). Правительство заставило ведущего психиатра Баварии без личного осмотра объявить короля психически больным и недееспособным.
Медицинская комиссия, которую возглавил доктор фон Гудден, вынесла своё заключение. Был объявлен диагноз — «паранойя». Регентом Баварии назначили дядю короля – Луитпольда. Он же стал опекуном Людвига.
12.06.1886 г. члены правительственной комиссии проникли в Нойшванштайн и тайно вывезли Людвига в замок Берг, находившийся на Штанбергском озере.Интерьер замка Нойшванштайн.
Из Нойшванштайна Людвига с почтительной настойчивостью доставили в замок Берг на озере Штарнберг, где его тщательно охраняли.Роковое Штарнбергское озеро
Крест на месте гибели Людвига II, Штарнбергское озеро.
На второй же день пребывания короля в замке Берг его тело и тело его врача обнаружили на мелководье Штарнбергского озера в 23:00. Ранее, в 18:30 того же дня, Людвиг II и профессор фон Гудден отправились на прогулку. Больше живыми их уже никто не видел. По официальной версии, доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом утонул сам, хотя глубина озера не превышала 1,2 м. Ему был всего 41 год.Король в поздние годы своей жизни.
Некоторые современники считали, что король решил утопиться, а врач погиб, спасая его. По другой версии – обоих мужчин убили, а трупы спрятали в озеро. Императрица Елизавета Австрийская — кузина баварского короля, узнав о гибели Людвига, воскликнула: «Они убили его!».
После смерти Людвига II трон перешёл к Отто – его умственно отсталому младшему брату. Регентом остался принц Луитпольд.
Двоюродной сестре короля, австрийской императрице Елизавете Баварской (известной также как Сиси) — пожалуй, самому близкому другу Людвига — принадлежит единственное правильное объяснение этих событий: «Король не был безумен. Он просто был эксцентричной особой и жил в мире своих мечтаний. С ним могли бы обходиться милосерднее».Интерьер замка Нойшванштайн.
Область Альгау в Баварии имела большое стратегическое значение в Средние века, поэтому там когда-то было четыре замка. Именно здесь Людвиг решил построить свою «изящную игрушку из взбитых сливок». Предварительные чертежи графа фон Поччи и Кристиана Янка показывают, что центральная часть Нойшванштайна была сконструирована по образцу замка Вартбург. Людвиг II настаивал на том, чтобы здание сливалось с окружающей средой.
Наследием «сказочного короля» стали прекрасные дворцы, Академия изящных искусств, Мюнхенский Технологический институт. Им были созданы фонды развития музыкальной культуры и баварский Красный крест. Поль Верлен называл Людвига «единственно истинным королём этого века». Баварцы убеждены, что лучшего короля больше не бывало никогда и ни у кого. В стране сегодня создано более шестидесяти клубов его почитателей.
Его образ очень популярен в литературе и искусстве, ему посвящаются сотни изданий и спектаклей во всех европейских странах.…Вскоре после смерти Людвига замок Neuschwanstein был открыт для посетителей. ...Ныне по статистике туристской посещаемости он занимает второе место после Эйфелевой башни. В годы войны в замке хранился золотой запас Третьего Рейха, там располагалось одно из идеологических ведомств нацистов, изучавшее оккультизм и средневековые руны.
Добавлю еще вот такой факт. В 1875 году Петр Ильич Чайковский получает заказ Императорского театра Москвы написать русский национальный балет на симфоническую музыку. Оговаривается сюжет либретто – фантастический средневековый. Вся Европа тогда говорила о «сказочном» Короле Баварском, и Чайковский решает назвать новое произведение «Озеро лебедей». Воспеть Лебединое озеро, не побывав там, было нельзя. И в 1876 г. Чайковский едет в Баварию, где главным событием года становится 4-дневное исполнение в Байрейте оперного цикла «Кольцо Нибелунгов», подарка композитора ко дню рождения Людвига II. Заметим, что в это время Вагнеру было 60 лет, Чайковскому – 36, Людвигу – 31, Дисней еще не родился… Тетралогия Вагнера произвела на Чайковского большое впечатление. А виды замка Нойшванштайн очаровали Чайковского и вдохновили на создание «Лебединого озера». Описывается интересный факт: Чайковский, впоследствии, узнав о гибели Людвига, считал себя прорицателем его печальной участи. И переделал редакцию либретто, где ранее герой погибал в водах озера лебедей.
Свежие комментарии