На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Московские птички 20

Я уже писала про высотку на Котельнической, но нашлись еще там птички.
Это жилой дом. У нас было про голубя над аркой идущего вдоль Москва-реки корпуса "А" высотки. А тут обнаружила, что ещё один голубь, точнее, голубёнок, есть и на рельефе на её корпусе "В". Он маленький и хорошо прячется в руке у девочки. Но тут попалось фото, где видно, что девочка что-то держит в руках...
И вот что обнаружилось при приближении.
Теперь пойдемся по Большой Якиманке. Там есть чайки и гуси. Будет только один дом. Увы, новодел старого. Стоит он на Большой Якиманке, почти напротив бывшего уже у нас дома Игумнова. Дом № 40.
Исходное здание было построено здесь в 1910-х годах. "Википедия" утверждает, что это был доходный дом Т.М. Зонова, и называет дату (1914 год) и архитекторов: С.Я. Яковлева и А.Н. Настовича (это к слову о всезнайстве этого ресурса!). Однако как сообщает "Хроника уничтожения старой Москвы: 1990-2006" (М., 2006): «Доходный дом, построенный в начале 1910-х годов, принадлежал тогда швейцарским гражданам. Память об этом обстоятельстве сохранял керамический фриз над вторым этажом, изображавший пейзаж этой европейской страны. Дом снесен в середине 1990-х годов, ныне заменен новоделом». 
Над окнами второго этажа дома проходил майоликовый ленточный фриз с семью панно, изображавшими фламандские пейзажи. К 1995 году жилой дом был расселён и выкуплен банком "Империал", после чего старое здание было разрушено, а на его месте выстроен новый дом, внешне похожий на прежний, правда, отличающийся от него в некоторых деталях. Позже, в 2006 году, здание вновь было выставлено на торги и досталось "Интерросу".
Но вернёмся к птицам. При возведении новодела в 1995 году прежние майоликовые панно над окнами второго этажа были воспроизведены с достаточно большой точностью, хотя теперь они тоже новодельные, и небольшие отличия от оригинала на них можно найти (см., например, тут или тут). Но, однако же, они есть.
И по-прежнему являют миру фламандские пейзажи с чайками над морем и гусями, пасущимися на лугах.


Чайки и гуси встречаются на панно во многих местах.  На каждой картинке скомпановано несколько "птичьих" фрагментов панно.



Плюс по кадру: чайки и гуси крупно.


 Теперь посмотрим самодеятельных птиц. Такие тоже есть.
 Когда граждане по мере сил сами украшают те или иные постройки (обычно, но не всегда, небольшие) в местах своей жизни и деятельности. Сразу оговорюсь, что птичьи граффити я тут не рассматриваю, как бы хороши они иногда ни были. Пока что из подобной самодеятельности  были только аисты из Спасского тупика, но постепенно набежало ещё несколько точек. Надо бы их тоже потихоньку выложить. Пока вот, парочка.
      Улица Авиамоторная, дом 30а, корпус 1. Здесь, на заднем дворе вечерней школы № 197, прячется совершенно изумительный Музей кочевых культур. Выглядит он примерно так,


хотя на снимок тут попала только небольшая часть экспозиции. Так вот, среди разнообразных юрт, чумов, яранг и бедуинских шатров там есть одна стационарная построечка: маленький хозблок-душевая. Раскрашенный дивными журавлями в восточном стиле.


Вторая точка будет на Пречистенке. Там, во дворе дома № 32, на углу с Малым Лёвшинским переулком, сохранились с XIX века странные дугообразные постройки городской усадьбы Степановых "с циркумференцией".
Внутри дуг построек идут крытые галереи с арками. И вот на той из них, что имеет номер 32/1 строение 7 (или 1/32, если смотреть по Малому Лёвшинскому), в глубине этой галереи, на ведущих внутрь здания больших дверях и на стенке рядом с ними, приделана разнообразная лепнина.


То ли мастерская там какая, то ли просто кому-то нравится. Лепнина явно современная, и среди прочего там фигурирует большой двуглавый орёл.
Думаю, что в подборку его всё же стоит включить. Хотя случай, конечно, на пределе.
  Теперь навестим  Орлов мехового холодильника
Здание с Большой Дмитровки. Знакомьтесь: дом 11, строение 7.
С улицы его не видно. Дом прячется во дворах, и попасть к нему с улицы можно сквозь подворотню-туннель в бывшем доходном доме А.М. Михайлова (дом 11, строение 1). Это здание первого в России (и, вроде бы, в мире) мехового холодильника, построенное в 1912 году по проекту инженера Н.Г. Лазарева для купца А.М. Михайлова, бывшего поставщиком Его Императорского Величества. Здание предназначено для хранения меховых вещей, платья и ковров. Это восьмиэтажный дом с огромными холодильными машинами, способными постоянно поддерживать в здании низкую температуру. Для сохранности мехов с третьего по восьмой этаж отсутствуют окна. Холодильник действует и поныне, почитать про него можно тут. Нас же интересует, что на фасаде здания были вновь появились лепные двуглавые орлы.


 Я пишу "вновь появились", а не "были восстановлены", потому что, судя по старому снимку с рекламного объявления Мехового холодильника купца А.М. Михайлова, гуляющему по Сети, орлы на фасаде холодильника раньше действительно были, и именно два, но не совсем такие и не совсем там, где сейчас.
 Если сравнить с современным снимком (верхний в записи), то видно, что теперь орлы сместились вниз, на место исчезнувших надписей, и из чёрных стали белыми. Впрочем, не могу не признать, что нынешние орлы смотрятся на доме вполне органично.

Далее у нас будут лебеди будет с дома 10 по Большому Гнездниковскому переулку. Дом Нирнзее, в более поздние времена известный так же как Четвёртый дом МоссоветаНа снимке – тот, который громадный. Доходный дом с недорогими квартирами, построенный в 1912 году архитектором Э.К. Нирнзее. До 1930-х годов он был самым высоким зданием Москвы: 10 этажей! На крыше дома разместились столовая, маленький скверик для прогулок и смотровая площадка. А ещё там разместился аттик с керамическим панно (рапортом) с русалками и белыми лебедями. Вот только переулок узкий, дом высокий, и из самого Большого Гнездниковского переулка аттик попросту не виден. А увидеть его можно, например, с Тверского бульвара, где он переходит в Пушкинскую площадь, или, ещё лучше, из прилегающего к бульвару дворика между угловым домом и домом 26А.




     

 Тут ещё одна интересная вещь есть. Мне это панно сразу, даже пока ещё деталей не рассмотрел, показалось родной сестричкой панно с гостиницы "Метрополь". Потом оказалось, что это просто его копия. Выполнены оба рапорта на московском заводе "Абрамцево" С.И. Мамонтова художником и театральным декоратором А.Я. Головиным, и они повторяют эскиз для декорации к поставленной при содействии С.И. Мамонтова опере "Русалочка". При этом, из-за особенностей технологии производства, цвета эмали на керамике на двух панно различаются, и картина на "Метрополе" выглядит более ночной.

Как я прочитала у Станислава Величко: "На доме Нирнзее есь лишние плитки, как составляющих окантовку этой картины, так и ее нижнюю часть, где по горизонтали введены более светлые плитки с растительным орнаментом. И по цвету обе картины отличаются. На доме Нирнзее панно более светлое, яркое. Три русалки и лебеди при "белой ночи" или на закате "беседуют". На Метрополе - ночь и облака ночные. Так что тут, как книжка-раскраска. Так же вышло и с рапортами-картинами в Лебяжьем переулке, где две одинаковые работы М.Врубеля, и еще одна на Юге России расписаны разными красителями по одним и тем же прорисовкам. Рисунок процарапывают по глиняному тесту, а затем заливают разных оттенков эмалью - а именно произведенными из окисей металлов. В зависимости от их концентрации и температурного режима в печах цвет (даже один и тот же) на керамике получается различным, и двух копий выполнить практически не возможно для керамических панно и рапортов.
И рапорт "в тимпане аттика" дома Эрнеста-Иоганна Карловича хоть и имеет брата-близнеца, но... На Метрополе в 1989 году все панно, кроме Врубелевской "Принцессы Грезы" заменили копиями, оригиналы отдали финам, и ныне они в Финляндии, а в Гнездниковском переулке - оригинал.
Панно это имеет маленькую историю. Его укрепили на такой высоте, что бы сам архитектор и владелец дома мог его видеть в подзорную трубу из своей знаменитой угловой "квартиры-голубятне", которая находилась на последнем этаже его же дома-тучереза в Трехпрудном переулке, 5, угол с Малым Козихинским пер. Для простых, смертных, Русалок лучше обозревать с угла Большой Бронной и Сытинского переулка.
Нирнзее часто использовал керамику в своих произведениях. И до революции эта картина была укреплена выше всех других в Российской империи".
Ну и  очередные орлы-при-исполнении

      1. Здание Совета Федерации. Большая Дмитровка, 26. (Само здание было построено в 1983 году для Госстроя СССР.)
Кроме большого орла на боковой стене там имеется и орёл меньшего размера над центральным входом.
      2.Генеральная прокуратура РФ. Большая Дмитровка, дом 15а.




В отличие от главного здания Генпрокуратуры на Петровке, 14, орёл тут сидит не на собственно здании прокуратуры, а на выходящем на улицу домике-проходной. Зато он здесь именно такой, какой положен прокуратуре.

      3. Небольшой орёл есть и на металлической эмблеме, украшающей "Президент-отель" на Большой Якиманке, 24. Служба у него тут не официально-государственная, а, скорее, представительская.
Само здание было построено в 1984 году (как гостиница "Октябрьская") большим коллективом архитекторов (Д.И. Бурдин, В.Г. Тальковский, И.А. Дьяченко, М.Г. Леонов, Т.С. Иткина, А.В. Арапов, Л.Б. Корнышева).
Ну и на этом на сегодня всё!

Картина дня

наверх