Жизнь - театр

811 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Семенов
    Держа в руке старинную вещь, иногда задумываешься о ее истории, сколько рук ее касалось, какой путь она прошла со сво...Главный аргумент
  • Александр Семенов
    По сути так и было, в 19-м и начале 20-го века, часы передавались от отца к сыну и считались неким мерилом достатка и...Главный аргумент
  • Владимир Eвтушенко
    спасибо за экскурсию.Старые снимки нас...

Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

Всем известно, что в Санкт-Петербурге не подъезды, а парадные. Последние являются таковыми, потому что их интерьеры выглядят нарядно, как помещения в добрых квартирах. Поэтому и двери в Северной столице — это настоящие произведения искусства.

В городе на Неве живёт собиратель исторических дверей, не в том смысле, что скупает и складирует их. Он коллекционирует не натуральные двери, а снимки. Он находит в петербургских домах самые старинные, красивые и интересные двери, фотографирует их и выкладывает фотографии в своём instagram-аккаунте.

В его коллекции есть снимки дверей со столетней историей и даже с более ранней. Вы спросите, откуда такой раритет? Действительно, в городе на Неве можно встретить ещё чудом сохранившиеся произведения декоративного искусства с более чем столетней историей. Петербургу больше повезло сберечь облик некоторых оригинальных входных дверей.

Такие двери остались в зданиях, выполненных в стиле модерн или эклектики, возведённых на рубеже XIX-XX веков. В то время мастера, подчиняясь идее "гезамткунстверка" ("gesamtkunstwerk"), созвучной с принципами деятельности, которую спустя полвека назовут дизайном, создавали будь то полотно, или дом, как совокупное художественное произведение.

Так, в пространство архитектуры вошли мозаики, скульптуры, монументальные росписи, причём, каждый фрагмент в постройке, даже самый мелкий, играл важную роль. Концепция гезамткунстверка предусматривает существование элементов разных видов и жанров искусства в одном произведении, причём, основывается она на их равноправном взаимодействии.

Тогда и двери, и входные группы стали рассматриваться как значимые элементы декора, которые создавались как полотна на высокохудожественную выставку, но они имели право на жизнь только в чёткой гармонии со всем архитектурным ансамблем. Сегодня мы посмотрим уникальные экземпляры, хорошо сохранившихся из прошлого.Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

1. Двери доходного дома А. Г. Романова

Доходный дом А. Г. Романова был построен в 1904 году в стиле эклектики. Автор проекта: гражданский инженер П. Я. Коленда. Дверям этого доходного дома посчастливилось сохранить не только резные детали, но и стекло с травленым орнаментом в верхней фрамуге. 

Адрес: Санкт-Петербург, Виленский пер., 3Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

2. Двери доходного дома П. К. Палкина

Доходный дом П. К. Палкина построили в стиле модерна в 1903-1904 годах по проекту архитектора Александра Сергеевича Хренова, о чём говорит табличка на фасаде. Роскошные двери доходного дома украшены витражом, фацетированными стёклами и резным цветочным орнаментом.

Адрес: Санкт-Петербурга, ул. Рубинштейна, 4Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

3. Двери доходного дома А. П. Рот

Доходный дом А. П. Рот был возведён в 1876 году в стиле эклектики архитектором Александром Васильевичем Ивановым. Эклектичные двери доходного дома соединяют в себе мотивы неоренессанса, неороманского и русского стилей. 

Адрес: Санкт-Петербург, Пушкинская ул., 18Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

4. Двери доходного дома С. М. Дейчмана

Доходный дом С. М. Дейчмана был построен в 1908 году в стиле модерн. Автор проекта — гражданский инженер Николай Давидович Каценеленбоген. Двери дома — предельно лаконичные в деталях, но впечатляющие общей тектоникой.

Адрес: Санкт-Петербург, 7-я Советская ул., 36Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

5. Двери доходного дома Б.-Х. М. Яполутер

Доходный дом Б.-Х. М. Яполутер был построен в 1909 году гражданским инженером Михаилом Николаевичем Кондратьевым. Двери и парадная дома — ярчайший пример модерна. На стенах в парадной почти полностью сохранились керамические украшения.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Жуковского, 31Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

6. Двери доходного дома М. В. Захарова

Доходный дом М. В. Захарова был построен в 1909-1910 годах в стиле модерн гражданским инженером А. А. Захаровым. Хорошо сохранившаяся историческая входная дверь дубовая с декором и латунной ручкой.

Адрес: Санкт-Петербург, Кирочная ул., 49Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

7. Двери Общества пособия бедным женщинам

Дом был возведён по заказу "Общества пособия бедным женщинам" в 1908-1909 годах по проекту архитектора Александра Фёдоровича Барановского в стиле модерн. Двери дома Общества пособия бедным женщинам на Васильевском острове — одни из самых инстграмно-популярных дверей в Петербурге.

Венки, перевязанные лентами, повторяются в лепном декоре фасада. Дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".

Адрес: Санкт-Петербург, Детская ул., 15к2Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

8. Двери доходного дома А. Ф. Бубыря

Собственный доходный дом А. Ф. Бубыря был построен в 1906-1907 годах. Уже после того, как здание было возведено, Алексей Фёдорович Бубырь приобрёл его для себя. Архитектор с семьёй занимал квартиру на 6-м этаже. Этот дом считают образцом северного модерна. Главный фасад дома по Стремянной улице спроектировал Николай Васильевич Васильев.

Двери собственного доходного дома архитектора А. Ф. Бубыря под стать общему облику здания. Их отличают необычная форма, отточенность линий, нордическая лаконичность. В настоящее время в квартире Бубыря сохранились в первозданном виде дубовые рамы и двери.

Адрес: Санкт-Петербург, Стремянная ул., 11Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

9. Двери доходного дома Г. Г. Романова

Доходный дом Г. Г. Романова построил в 1901-1903 годах в эклектичном стиле гражданский инженер Сергей Александрович Баранкеев. В нижней части дверей сохранились позеленевшие от времени оригинальные латунные накладки.     

Адрес: Санкт-Петербург, Суворовский просп., 47Двери Санкт-Петербурга как произведения искусства

10. Двери доходного дома А. А. Антоновой

Изначально тут был особняк Изенбека, который построил в 1897-1899 годах гражданский инженер Болеслав Антонович Бржостовский. Доходный дом А. А. Антоновой возводился в 1912-1913 годах архитектором Василием Васильевичем Шаубом и был включён существовавший дом.

Шауб обратился к модернезированной неоклассике. Вызывают восхищение хорошо сохранившиеся исторические неоклассические металлические двери с чеканным орнаментом в доходном доме А. А. Антоновой на Петроградской стороне.

Адрес: Санкт-Петербург, Большой просп. Петроградской стороны, 74Двери Санкт-Петербурга как произведения искусстваДалее Фото: Николай Никитин

11.  Сапёрный переулок, 13Сапёрный переулок, 13 Дом Англареса притягивает взгляд любого прохожего. Архитектор Дейнека замечательно потрудился над его фасадом, сделав настоящую эклектическую конфету для глаз, пестрящую лепными изображениями львов, котов и даже драконов. А за арочной дверью внимательно приглядывает парочка бородатых атлантов, одетых в шкуры. 

12. Литейный проспект, 24Литейный проспект, 24 В этом доме жил Бродский. В доме Мурузи готовят и музей памяти поэта. Впрочем, не зная этого, случайный прохожий всё равно отметит чудо архитектурной мысли в мавританском стиле. Его красота кроется в деталях вроде узоров и окон подобных тем, которые оставили арабы в Испании. Украшенную резными цветами входную дверь венчает «корона». 

13. Соляной переулок, 14Соляной переулок, 14 Обычный дом, выкрашенный обычной охрой. Таких доходных домов вокруг много, но дверь — одна. Неповторимость ей придаёт медный кулак, сжимающий трость. 

14. Соляной переулок, 13–15Соляной переулок, 13–15 Над Соляным переулком возвышается удивительный памятник архитектуры периода историзма, в котором угадываются черты произведений итальянской архитектуры XVI века. Построил его знаменитый архитектор Месмахер. Он не только поместил в ниши на фасаде фигуры покровительницы искусства Афины Паллады и покровителя ремёсел Гефеста, но и соорудил размашистый стеклянный купол. За монументальной дверью с отлитыми из бронзы львами скрывается Музей прикладного искусства барона Александра Людвиговича Штиглица. 

15. Большая Конюшенная улица, 17Большая Конюшенная улица, 17 В 1841 году на этом месте стоял трёхэтажный дом работы Гаральда Андреевича Боссе, особенно знаменитого в Петербурге благодаря проекту особняка Трубецких-Нарышкиных. Позднее его работу по велению нового хозяина, нотариуса Сахара, дополнил Михаил Андреевич Сонгайло. По его проекту надстроили ещё два этажа и свели убранство дома к общему неоклассическому стилю. В наши дни дом отреставрировали. А восстановлением уникальной парадной лестницы занимались сами сотрудники мастерской Эрмитажа. Специалисты сохранили все элементы декора, в том числе и великолепную дверь. 

16. Большая Конюшенная улица, 9Большая Конюшенная улица, 9

17. Большая Морская улица, 6Большая Морская улица, 6 Под крышей дома Константина Карловича Фелейзена с 1860-х годов размещалась гостиница «Франция». Немногим известно, но Hotel de France стоит считать важным местом на литературной карте Петербурга. В разное время в номерах останавливались видные мастера пера — Алексей Константинович Толстой и Иван Сергеевич Тургенев. Правда, Иван Сергеевич тут вдохновения не искал: в Hotel de France он ночевал перед встречей с сенатской комиссией для расследования его связей с Герценом, Огарёвым и Бакуниным. 

18. Большая Морская улица, 32Большая Морская улица, 32 Красивая дверь и прямо-таки невероятное наполнение. Во второй половине XIX века земельный участок на Большой Морской выкупил «Русский для внешней торговли банк». Здесь стало базироваться одно из первых специализированных банковских зданий. Процесс его возведения возглавил известный архитектор Виктор Александрович Шрётер. Благодаря ему фасад здания украсил керамический орнамент, а потолок увенчал огромный витражный купол, который благодаря своей необычной конструкции стал настоящим инженерным новшеством для того времени. Внутрь сегодня вряд ли попасть удастся, но дверь здания в полной мере отражает эстетику проекта Шрётера, а высеченные в камне буквы напоминают о прошлом без микрокредитов и PayPass. 

19. Большая Морская улица, 39Большая Морская улица, 39 Легендарный петербургский отель «Астория» был построен в начале прошлого столетия по проекту самого модного и почитаемого архитектора Фёдора Ивановича Лидваля. В роли заказчика выступило лондонское акционерное общество «Палас-Отель». «Астория» является одним из самых романтичных отелей мира, занимая девятую строчку в рейтинге журнала Forbes. Гостиница названа в честь популярного нью-йоркского отеля братьев Асторов. Через арочную дверь прошло немало знаменитостей. Среди них Герберт Уэллс, Ален Делон, Майя Плисецкая, Джордж Буш-старший, Маргарет Тэтчер — и это далеко не все. 

20. Большая Морская улица, 52Большая Морская улица, 52 Дверь со стеклянными окнами обрамляют чугунные фонари, а за ней — особняк с роскошными интерьерами и поражающими великолепием деталями, где в 1916 году поэт Сергей Есенин читал свои стихотворения, которые позднее прославили его на всю Россию. 

21. Гражданская улица, 26Гражданская улица, 26 На месте ветхого пожарного депо в конце 1885 года архитектор Иероним Севастьянович Китнер построил эклектический особняк c чертами неоренессанса по заказу Петербургского мирового съезда и сиротского суда. Сегодня дом стал Дворцом детского творчества «У Вознесенского моста». Кстати, красивую старинную дубовую деверь можно увидеть не только снаружи, но и внутри дома творчества: одна из красивейших, например, эффектно дополняет местный концертный зал. 

22. Большая Морская улица, 37Большая Морская улица, 37

23. Каменноостровский проспект, 48Каменноостровский проспект, 48 Дверь, утопающая в арке, привлекает внимание своим причудливым ассиметричным расположением. Дом построил польский архитектор, знаток и приверженец итальянского ренессанса Мариан Станиславович Лялевич, который не раз в своём творчестве цитировал величайшего зодчего итальянского Возрождения Андреа Палладио. 

24. Каменноостровский проспект, 44вКаменноостровский проспект, 44в Мощная золотая дверь в историческом сердце Северной столицы. Такое не часто увидишь на улицах города.

25. Дворцовая площадь, 10Дворцовая площадь, 10

https://vk.com/gorod_na_neve

Картина дня

наверх