Узкий перешеек, который соединяет Северную и Южную Америку, практически сразу родил идею о строительстве канала.
В XIX веке, технологии и необходимость дошли до такой точки, что решение о строительстве Панамского канала было принято моментально.
Уже был построен Суэцкий канал, поэтому все инженеры обратили своё внимание на Панаму.
После того, как инженеры приступили к работе по проектированию канала, стало очевидно, что это начинание будет гораздо сложнее, чем просто копание огромной канавы.
Инженеры поняли, что они имеют дело не с песком, а с твердой, каменистой и горной местностью. Предлагаемый маршрут канала пересекался мощными реками, которые должны были бы быть перенаправлены. И самой большой головной болью были тропические болезни, которые представляли огромную опасность для здоровья рабочих.
Тем не менее, Лессепс высказывал достаточно оптимистичные планы. Он обещал построить канал всего за шесть лет, потратив на него 120 миллионов долларов. Рабочих привезли из Индии и Африки, а инженерами были французы.
Между тем, рабочие и инженеры умирали от малярии, желтой лихорадки и дизентерии, а строительство сопровождалось регулярными наводнениями и оползнями. К тому времени, план по строительству шлюзов был принят, было уже слишком поздно, погибло уже более 22000 рабочих. Проект на много лет и на много миллионов долларов отставал от графика.
Проект обанкротился, тем самым оставив без денег 800000 инвесторов. Лессепс был признан виновным в мошенничестве и плохом управлении в 1893 году и умер в опале два года спустя.
В 1903 году, при помощи тайной поддержки со стороны Соединенных Штатов, Панама отделилась от Колумбии, и получила права на продолжение строительства канала. В следующем году, при поддержки президента США Теодора Рузвельта, США приобрела остатки французской компании.
Через несколько лет, земляные работы стали заметны невооруженным глазом. Канал начал приобретать форму.
На концах канала, перед Атлантическим и Тихим океанами были построены огромные шлюзы. Именно с их помощью, корабли могли подняться выше уровня моря в озеро Гатун.
Главной проблемой стал горный хребет Кьюлбры, на который было потрачено 27000 динамита. В связи с неправильной оценкой состава геологических пластов, часто происходили непредсказуемые оползни, на устранение которых часто уходило по несколько месяцев.
Сегодня, 4% всей мировой торговли проходит через этот канал, пропуская 15000 судов в год. Сегодня разрабатываются планы по расширению канала, а в Никарагуа, под контролем Китая, строится канал-конкурент.
Больше всего за проход через канал заплатило одно круизное судно. За право пройти Панамский канал владельцы заплатили 142000 долларов. А меньше всех (0.36 доллара) заплатил авантюрист Ричард Хэллибёртон, который преодолел канал вплавь в 1928 году.
Свежие комментарии