На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

10 красивых зданий Васильевского острова

10 красивых зданий Васильевского острова


Васильевский остров задумывался Петром I как центр Северной столицы, в пределах которого размещались бы все наиболее важные государственные объекты. Со временем остров утратил своё первоначальное значение, однако это не помешало многим известным архитекторам превратить его в одно из красивейших мест Петербурга. Здесь сохранилось большое количество прекрасных памятников архитектуры — от самых первых городских построек до модерновых особняков.

Здание Биржи
Петербургская Биржа — композиционный центр ансамбля Стрелки Васильевского острова. Постройка такого монументального здания диктовалась ростом международных торговых связей и всё более крепнущим экономическим могуществом России. Разработка проекта постройки была поручена архитектору Тома де Томону. Заложенное в 1805 году, новое здание Биржи было закончено в 1810 году, но официально открыто только в 1816 году из-за войны с Наполеоном. Оно решено по типу античного храма на высоком гранитном подиуме с дорической колоннадой по периметру. На подиум ведут широкие торжественные лестницы и пологие пандусы. Большую роль в оформлении фасадов здания играют монументальные скульптурные группы на аттиках — «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и двумя реками» — исполненные из пудостского камня.

С 1939 года залы здания были заняты богатейшей экспозицией Центрального военно-морского музея. История самого музея ведёт своё начало с 1709 года, когда Пётр I приказал собирать коллекции, отражающие историю русского флота. В собрании музея находится более 1700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамёна, образцы оружия. В числе экспонатов — «дедушка русского флота» ботик Петра I. На рубеже 2000–2010-х годов было принято решение о переводе Центрального военно-морского музея из здания Биржи на новую площадку. В настоящее время оно принадлежит Государственному Эрмитажу.
Биржевая пл., 4

Кунсткамера

Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром I. Он открыл свои двери для посетителей ещё в 1714 году. Само здание было построено в стиле петровского барокко с венчающей его башней с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.

В настоящее время собрание Кунсткамеры является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает всё многообразие культур и быта народов Старого и Нового Света. Одновременно Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII–XX веков.
Университетская наб., 3

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий— ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на Стрелке Васильевского острова. Оно предназначалось для высших органов государственного управления — Сената и коллегий, учреждённых Петром I. Этот комплекс государственных учреждений Трезини начал строить в 1722 году: по легенде, он стоит торцом к Неве исключительно потому, что всю землю вдоль набережной отхватил себе под дворец пронырливый А. Д. Меншиков. Здание коллегий состоит из 12 связанных воедино самостоятельных корпусов. Внутренняя отделка, относящаяся ко времени сооружения здания, сохранилась лишь в Петровском зале.
В течение ста лет тут работали коллежские чиновники: при Павле I тех, кто не выполнил дневной план и не получил об этом удостоверяющий документ, лодочники, по приказу императора, отказывались перевозить через Неву — и ночевать горе-чинушам приходилось на работе. Однако в 1802 году коллегии упразднили, заменив их министерствами, здание передали Педагогическому институту, а с 1835 года и по сей день в нём находится Санкт-Петербургский университет.

Университетская наб., 7/9

Пушкинский дом

Пушкинский дом, он же Литературный музей, является первым и самым крупным национальным общелитературным музеем. Его история началась с юбилейной Пушкинской выставки 1899 года. Изначально коллекция Пушкинского дома хранилась в здании Академии наук на набережной Невы. С 1927 года он располагается в здании Петербургской портовой таможни, построенном в 1829–1832 годах по проекту И. Ф. Лукини. Это неоклассическая постройка, входящая в единое архитектурное решение Стрелки Васильевского острова. Считается даже, что здание Кунсткамера и Пушкинский дом перекликаются друг с другом, подчёркивая симметрию ансамбля. По углам фронтона здания установлены три медные статуи: Меркурий, Нептун и Церера.

Сегодня в собрании музея хранится более 200 тысяч единиц изобразительных, документальных и историко-бытовых материалов, относящихся к жизни и творчеству русских писателей XVIIIXX веков.
наб. Макарова, 4

Меншиковский дворец

Строительство дворца для первого губернатора Петербурга Александра Меншикова началось в мае 1710 года по проекту Джованни Фонтаны и Готфрида Шеделя. Так как дворец строили для столь влиятельной особы, не поскупились ни на дорогостоящие строительные материалы, привозимые из-за границы, ни на парадные залы и роскошные покои. Кроме того, Меншиков коллекционировал предметы искусства, которые добавляли облику дворца дополнительные штрихи великолепия и праздничности. Построили его к 1714 году, но отделочные работы продлились аж до 1727 года.
Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окружённый открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань. На протяжении XVIII века здание претерпело ряд переделок.
Интересно, что дворец этот можно назвать дворцом августейших бракосочетаний: тут и царевича Алексея с принцессой Шарлоттой женили, и будущую императрицу Анну Иоанновну замуж за герцога Курляндского выдавали. Впрочем, после опалы Меншикова здание перестало быть дворцом, лишилось убранства, а под закат советской власти Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа, в котором располагается экспозиция истории России петровского времени. Интерьеры, кстати, сами музейщики и придумали.

Университетская наб., 15

Академия художеств


Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны — «Академия трёх знатнейших художеств» — была основана по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова указом Сената в 1757 году. Вот уже не одно столетие верно служит российской культуре величавое здание на Неве, являющееся ярким примером русского зодчества XVIII века. Построенное в 1764–1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма. В оформлении главного из четырёх фасадов Академии использованы портик из тосканских колонн, ризалит, а также барочные мотивы. Внутренний круглый двор вначале был связан с набережной сквозным проездом, превращённым в 1817 году в вестибюль — единственное помещение, сохранившее до настоящего времени свой первоначальный облик. Внутренние помещения не менее величественны и нарядны, чем фасады здания. Многочисленные залы разнообразны по размерам и оформлению, но все они являются частью единой композиции. Особой роскошью отличается убранство вестибюля нижнего этажа, парадной лестницы, Рафаэлевских и Тициановских залов.

История Академии теснейшим образом связана с историей русской художественной культуры. Были периоды подлинного взлёта, когда она являлась единственным авторитетным арбитром в области художественной политики, и время менее заметного влияния на творческую практику русских художников. Однако всегда, на всём протяжении своей истории, Академия художеств оставалась крупнейшей в мире художественной школой, воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства.

Университетская наб., 17

Особняк П. П. Форостовского


С середины XVIII до середины XIX века участок дома № 9 по 4-й линии Васильевского отрова принадлежал армянскому семейству Шаристановых. Здесь находился деревянный дом с мезонином и портиком из четырёх пилястр. В семье Шаристановых было много купцов и священников. Церковь для армянской общины собирались строить именно здесь. Только по стечению обстоятельств этот храм был возведён на Невском проспекте.

В конце 1890-х годов имение приобрёл П. П. Форостовский. Ему принадлежала транспортно-экспедиционная фирма, которая занималась доставкой товаров из Финляндии. В июне 1900 года Форостовскому Городской управой было дано разрешение на строительство здесь нового здания. Проект особняка разработал архитектор К. К. Шмидт, перед этим спроектировавший в похожем стиле здание для Александринского женского приюта. Кроме того, Шмидт спроектировал здание фирмы Фаберже на Большой Морской улице. Зодчий состоял в родственных связях со знаменитым ювелиром, который и посоветовал Павлу Форостовскому обратиться именно к этому архитектору.

Особняк Форостовского стал одним из самых ранних памятников петербургского архитектурного стиля модерн. Его фасад облицован импортным кирпичом. Цоколь выполнен из красного гранита. Павел Форостовский здесь не только жил, но и работал. В правой части здания находился зимний сад с наклонной стеклянной стеной. В советское время особняк Форостовского занимали различные общественные организации (Союз рабочих водного транспорта, клуб Союза водников, клуб текстильщиков фабрик имени Желябова и Веры Слуцкой). В 1960-х здание отдали детской поликлинике, а с 1990-х — Управлению дорожно-патрульной службы.
4-я линия, 9

Особняк А. Л. Франка


Небольшой особняк на 21-й линии был построен 1898–1900 годах академиком архитектуры Василием Шаубом, одним из первых последователей стиля модерн в Петербурге. Особняк представляет собой достаточно яркий и редкий образец малоэтажного строительства.
Главной особенностью модернового здания, построенного для фабриканта А. Л. Франка, являлись великолепные витражи. Все они были созданы на предприятии братьев Франк. Как один из владельцев Северного стекольно-промышленного общества, Адольф Франк желал видеть в своём доме новейшие образца декоративного остекленения, модные в то время. Наиболее крупный из них состоял из пяти женских фигур, изображённых за сбором плодов под лучами солнца, и располагался в окне столовой.
До наших дней, к большому сожалению, внутренняя отделка не сохранилась. В 1921 году здание было передано в пользование Научно-исследовательскому институту механической обработки полезных ископаемых «Механобр».
21-я линия, 8а

Особняк Брусницыных


Говоря о красивых зданиях Васильевского острова, нельзя обойти стороной, может, не столько примечательный снаружи, но великолепный внутри особняк Брусницыных на Кожевенной линии. Его история берёт своё начало в 1780-х годах, когда сюда по приказу Екатерины II были переведены кожевенные заводы, руководила которыми А. Е. Фишер. Именно для неё в 1787 году был построен этот двухэтажный дом. За свою долгую историю здание сменило множество хозяев и подверглось неоднократной перестройке. Так, в 1857 году по приказу нового владельца, купца Н. М. Брусницына, у особняка появилась первая пристройка. В начале 60-х годов по проекту А. С. Андреева немного изменили лицевой фасад дома и увеличили окна первого этажа. В 1882 году особняк перешёл к братьям Брусницыным, по приказу которых его вновь начали перестраивать. Второй этаж опять повысили, возвели ещё одну пристройку, а также со стороны двора был организован зимний сад. Не так давно я о нем рассказывала.
Братья уделили особое внимание внутреннему убранству своего дома. Отделка коридоров, лестниц и залов выглядела действительно впечатляюще. Особенно шикарно смотрелись Белый зал, столовая и гостиная. Прошло много лет, но настоящую красоту не скроешь и не испортишь: обшарпанные стены, сохранившиеся лепные узоры, камины и огромные подвесные люстры и по сей день отражают всё былое величие старинного особняка. Особняк сохранил своё великолепие даже несмотря на то, что после 1917 года здесь разместилось управление кожевенного завода. На месте роскошных ворот была устроена заводская проходная, а помещения парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов была заложена. Впрочем, вот тут более подробно о нём. Особняк Брусницыных в Санкт-Петербурге

Манеж Первого кадетского корпуса


Манеж находится на территории бывшей усадьбы князя А. Д. Меншикова. В 1734 году здесь было построено деревянное здание манежа для Кадетского корпуса по проекту И. Я. Бланка. Постройка быстро обветшала, и было принято решение о строительстве нового здания. Оно было построено в 1756–1759 годах по проекту архитекторов И. Г. Борхарда и И. Я. Шумахера. Оформление фасада было выполнено в стилистике дворца Меншикова. На нём был сделан точно такой же полукруглый фронтон, которого теперь уже нет. Здание манежа состоит из двух корпусов, расположенных в форме буквы Т. Лицевой корпус служил в качестве ложи для высоких гостей, наблюдавших за обучением кадетов конному мастерству.
С середины XIX века в здании манежа размещалось Главное управление военно-учебными заведениями и архив. Позднее началась реставрация здания манежа Кадетского корпуса, работы проходили под руководством архитектора В. В. Кокорева. При этом были осуществлены частичная перепланировка здания. В 1870-х годах к основному корпусу были пристроены новые одноэтажные объёмы, разобранные в 1949–1952 годах. В советское время манеж принадлежал военному ведомству. После реставрации 2003–2005 годов здесь открылся ресторан и выставочный зал.
Университетская наб., 13

Картина дня

наверх