На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Композитор или милиционер?

В 70-е он возглавлял ГУВД Московской области, был начальником угрозыска.
Днем ловил бандитов, а вечерами писал музыку.«Снегопад» Брегвадзе, «Не надо печалиться», - визитная карточка «Самоцветов», «Я хочу, чтобы песни звучали», «Вот и встретились два одиночества» в исполнении Кикабидзе и еще много-много песен, которые брали в свой репертуар Кобзон, Магомаев, Зыкина, Лещенко, Мулерман...

Один из лучших сыщиков страны был еще и одним из самых любимых народом композиторов.
Ни одна «Песня года» не обходилась тогда без его хитов.

Представить страшно мне теперь,
Что я не ту открыл бы дверь,
Другой бы улицей прошел,
Тебя не встретил, не нашел…


- неслась изо всех радиоточек Советского Союза «Случайность» в исполнении незабвенной Герман.
А написал ее специально для Анны самый молодой генерал-майор милиции (моложе был только Чурбанов, зять Брежнева) Алексей Экимян.
И не только написал, но и сам сочинил партитуру для всех инструментов оркестра Юрия Силантьева, во время записи песни на фирме «Мелодия».
Такого милиционера в СССР больше не было.
Сегодня мы отмечали бы его 90-летие, но, к сожалению, Алексей Гургенович умер, не дожив и до 55, не перенеся третьего инфаркта.
Работа в милиции, как и профессия актера, здоровья не прибавляет...(((

Жизненный и творческий путь этого человека был настолько необычным, что сам Алексей Гургенович часто говорил о себе: "Я прожил две судьбы одной жизни.."

Алексей Гургенович Экимян родился в Баку 19 мая 1927г.
Алексей Экимян был музыкантом-самородком. До войны успел несколько лет поучиться в музыкальной школе, играл на скрипке, однако продолжить специальное образование не удалось. В 1941-ом 14-летний Алеша пошел работать на предприятие в системе железной дороги. Через два года комсомол направляет его в освобожденный от немцев Харьков - восстанавливать местную «железку». Здесь Экимян без отрыва от производства окончил общеобразовательную школу. Здесь чуть не умер от воспаления легких. Здесь получил направление в школу милиции во Владимире.

В конец 40-х милиционер Экимян возвращается в Армению. Служит в Ереване. В 1954 году его, как перспективного сотрудника, направляют на учебу в Москву, в Высшую школу МВД в Москве.
Именно здесь он вновь берет в руки скрипку и даже солирует в самодеятельном эстрадном оркестре при Школе. В ведомственной самодеятельности участвовала и будущая жена будущего композитора Валентина. Она преподавала милиционерам иностранный язык.
Когда они поженились, у Валентины Михайловны было двое детей от первого брака. В браке с Алексеем Экимяном появились на свет еще двое мальчиков. Но это было позже, а тогда молодой лейтенант без отрыва от службы пробовал писать песни.
В 1957-м в Москве организовали конкурс самодеятельности, посвященный Всемирному фестивалю молодежи и студентов. На нем и прозвучало первое самостоятельное произведение Алексея Экимяна - «Фестивальный вальс». И молодой милиционер получил за него первую премию. Председатель жюри, композитор Вано Мурадели сказал тогда: «Не знаю, товарищ старший лейтенант, дослужитесь ли вы до генерала, но композитор из вас, думаю, получится неплохой».
И Экимян продолжал писать и служить в милиции Подмосковья. Как отмечали коллеги, человек он был принципиальный, порядок на участках наводить умел, поэтому стремительно продвигался по службе. При этом коллеги в погонах даже не представляли, что по вечерам он пишет музыку. Когда узнавали – был шок. Уголовный розыск, надо отметить, не очень располагает к сочинительскому творчеству.

Природный ум и твердый характер выделяют его среди коллег. Эти качества помогают ему в карьерном росте. Он с легкостью раскрывает самые сложные дела, каждый раз досрочно получая очередное звание и повышение по службе. Все годы службы в органах Алексей Экимян работает в Уголовном розыске, считаясь одним из лучших сыщиков страны, а за одну из “операций” был награжден орденом ”Красной Звезды” в ноябре 1967 года.

В 1970-ом ему присвоили звание комиссара милиции 3-го ранга, что соответствовало званию генерал-майора. Ему было тогда всего 43 года, и он был самым молодым генералом милиции в СССР (не считая Юрия Чурбанова, зятя генсека КПСС Леонида Брежнева). С 1957 по 1970 - за эти 13 лет пройден путь от старшего лейтенанта до генерала.
Экимян – заслуженный работник МВД СССР. Его имя занесли в Книгу почета Министерства внутренних дел страны. Но эти регалии, обычно, вызывают большое удивление у тех, кто знает и помнит песни композитора Алексея Экимяна.

Скорей всего, А.Экимян — единственный в мире композитор, который одновременно занимал крупнейший пост в правоохранительных органах - генерал-майор, заместитель начальника ГУВД Московской области. возглавлял службу уголовного розыска.
Алексей Экимян и Маршал Советского Союза Иван Христофорович (Ованес Хачатурович) Баграмян

Все свободное от службы время было посвящено творчеству. Дружба с поэтами Виктором Боковым и Феликсом Лаубе выливается в цикл лирических песен в исполнении Людмилы Зыкиной: “Жалею тебя”, “А любовь все жива” и многие другие песни. Более десятка песен написаны на стихи Р.Гамзатова, среди которых: “Берегите друзей”(исп. И.Кобзон), “Кунак” и “Сыновьям”(исп. Д.Гнатюк), “Мой бубен” (исп. А.Герман) и многие другие. Звание - Заслуженный деятель искусств Дагестана. Экимяна замечают и начинают довольно часто приглашать на разного рода мероприятия с участием советского бомонда. Он знакомится со многими выдающимися деятелями науки, политики и культуры. Генерала Экимяна принимают в Союз композиторов СССР.
Песни на написанную им музыку исполняли самые популярные эстрадные артисты того времени: Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Вахтанг Кикабидзе, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Анна Герман, Муслим Магомаев, Лев Лещенко и Нани Брегвадзе...

Но успех пришел не сразу.
«Тогда очень строго было в Союзе композиторов. В своём концерте петь произведения не членов Союза композиторов можно было не более 5%. Популярнейшие песни! Но раз автор не член Союза, то нельзя. Конечно же, Алексей Гургенович Экимян не был членом Союза, он был генералом милиции». (Иосиф Кобзон)

Свой первый хит «Случайность» на стихи, соседа по дому, Евгения Долматовского Экимян напишет ещё в 1969 году:

«А мы случайно повстречались,
Мой самый главный человек»…


Но целых 6 лет ему придётся обивать пороги музыкальных редакций радио и телевидения с просьбой выпустить эту песню в эфир…
«Члены худсовета очень осторожно, мягко говоря, очень осторожно относились ко всем новым именам. Любая совершенно непонятная сегодня, необъяснимая какая-то вещь, могла стать тем стопором, который не давал возможности этой песне пробиться в эфир». (Людмила Дубовцева. Редактор отдела культуры радиостанции «Маяк» в 70-е годы).

Но однажды в Москву приехала Анна Герман. Ей нужны были песни для нового альбома. Среди тех, что выбрала певица, оказались две песни Экимяна, в том числе, «Случайность»:

«… Представить страшно мне теперь,
Что ты не ту открыл бы дверь,
Другой бы улицей прошёл,
Меня не встретил, не нашёл»…

После того, как Анна спела на своём концерте «Случайность», у художественного Совета отпали все сомнения. Алексей Экимян понял, как надо действовать. Отныне представлять свои песни на художественный Совет будет не он, милиционер, а известные исполнители.

Одной из самых больших поклонниц русских песен Экимяна была Людмила Зыкина:

«… Любовь почему-то
Не стареет ничуть,
А любовь днём и ночью
Освещает мой путь»…



«Что касается песен Алексея Гургеновича, я знаю, что Людмила Зыкина очень часто защищала их перед руководством, именно защищала перед руководством, потому что перед слушателями и зрителями его песни защищать не нужно было.
Нравились они, не нравились худсовету, всё равно их пели». (Людмила Дубовцева).

К середине 1973 года стало очевидно, что начальник Угрозыска Московской области – профессиональный композитор. Осталось только признать этот факт официально. Арам Хачатурян и Оскар Фельцман предлагают принять генерала в Союз композиторов.
Председатель Союза Тихон Хренников лично вручает Алексею Экимяну членский билет.
А.Экимян среди композиторов (слева направо: Тихон Хренников, Ян Френкель, Оскар Фельцман, Алексей Экимян)

Нани Брегвадзе рассказывала о том, как однажды ее попросили не отказывать генералу композитору-самоучке в исполнении его песни. Она спела без особого желания. А песня на всю жизнь стала ее «визитной карточкой»! До сих пор на всех концертах поклонники ее таланта обязательно просят исполнить «Снегопад»...

Интересная история произошла с Вахтангом Кикабидзе."Наше знакомство было странным, – вспоминает Вахтанг Кикабидзе. – Однажды мне позвонили из Тбилиси, из УВД. Сказали, что приехал какой-то московский генерал, который в свободное время пишет песни и хочет, чтобы я их исполнил… Отбояриться не получилось – уже минут через 20 ко мне домой явились высокопоставленные чиновники, среди них Экимян в генеральской форме. Нехотя поехал с ними на студию. Но потом послушал песни, штук четырнадцать, и понял – то, что надо! Я записал их с ходу, на следующий же день. Даже не репетировал, настолько они оказались мелодичными: просто брал текст, слушал музыку – и пел… Утром зашел в студию с бутылкой коньяка, вечером вышел – коньяка не было, песни были!.. Экимян остался очень доволен. Позвонил мне, сказал, что хочет вместе сфотографироваться для диска.

Я ответил: «Конечно! Только надень белый костюм. Как зачем?! Расписываться на твоем костюме стану, автографы давать!» Диск имел огромный успех. Назвали мы его «Пожелание» – по одноименной песне: «Я хочу, чтобы песни звучали, чтоб вином наполнялся бокал». И «Разговор» – оттуда же: «Вот и встретились два одиночества, развели у дороги костер». До сих пор на всех концертах эти песни пою, люди просят…»

В 1972 году Алексей Экимян пишет цикл песен “Моя Армения” на стихи Ашота Граши. Эти песни приносят ему неожиданный успех и огромную популярность на его исторической Родине.

Скромный в быту, Алексей Гургенович не любил афишировать свое композиторское мастерство. Так, многие знакомые Экимяна только после его смерти узнали о его огромной славе в Армении. Еще в начале 70-х, создав несколько армянских циклов – около 80 песен на слова армянских поэтов, – он стал в Армении национальным героем.

А на одном из концертов в Кремлевском Дворце съездов по случаю Дня милиции министр МВД СССР Николай Анисимович Щелоков поинтересовался у своих помощников, а не родственник ли наш генерал Экимян этому композитору Экимяну, чьи замечательные песни (министру они явно нравились) одна за другой звучат со сцены?
"Нет, не родственник, - сказали Щелокову, - это он и есть, наш генерал Экимян."

По одной из версий министр от этого пришел в восторг. По другой будто бы сказал в узком кругу: «Алеша - композитор среди милиционеров и милиционер - среди композиторов». Когда доброжелатели передали фразу Экимяну, он оскорбился. Сегодня можно встретить утверждение, что это была одна из причин его ухода из органов.

Еще одна причина – элементарная зависть. Коллеги не скрывали, что руководство было недовольно чрезмерной популярностью генерала в светских кругах.
«Он, в общем-то, был признанным профессионалом. Его ценили как профессионала, как сыщика. Но на каком-то этапе Экимяна стали ревновать, конечно, завидовать. И его руководство, Главное Управление Московской области, насколько мне известно, стало намекать, упрекать, что он больше занимается музыкой, чем своей работой милицейской». (Оскиан Галустьян. Начальник Отдела кадров МВД СССР в 70-е годы)

Экимяну начинали симпатизировать все люди искусства, с которыми ему приходилось работать - поэты, певцы, музыканты. А тут еще в 1973 году его – самоучку принимают в Союз композиторов СССР.

И все-таки Экимяну пришлось подать в отставку. Официальное обоснование – «по состоянию здоровья». А может он втайне даже мечтал об этой отставке, но сам вряд ли решился бы. ...

В конце 1973 года он принимает непростое для себя и своей семьи решение уйти в отставку, полностью отдаться музыке.
Для семьи смена рода деятельности Алексея Экимяна была достаточным испытанием.

– Ох, и тяжелым было то время, когда отец ушел в «свободное плавание», – вспоминает сын композитора Михаил Экимян. – Семья большая – четверо детей: двое от первого маминого брака и мы с братом. А он фактически без постоянного заработка. Это после генеральского оклада! Композитор Оскар Фельцман посоветовал ему создать небольшой концертный коллектив, ездить по стране. Так он и поступил – сначала ездил с бригадой, потом один. Выступал в районных домах культуры, поселковых клубах. Но судьба наградила за эти испытания: в конце 70-х отец написал много хороших песен. Пришла громкая слава. Появились диски-гиганты. Ни одна «Песня года» не обходилась без его произведений. Тогда отец был по-настоящему счастлив. Жаль, отмерено ему оказалось так мало!

Организация концертной бригады, поездки по городам и весям всего Советского Союза. Выступления в Домах культуры и поселковых Клубах. После высокой должности, после персональной “Волги” с шофером и стабильного генеральского оклада - все это было нелегко. Начались проблемы со здоровьем…
Несмотря на это, композитор продолжает активно, профессионально работать над песнями. 1975 год. Убойный хит того времени “Вся жизнь впереди” на стихи Роберта Рождественского (ВИА”Самоцветы).

Первое “шипение” со стороны коллег по песенному цеху. До них никак не может дойти: каким образом, человек с “3-мя классами” музыкального образования, бывший мент пишет песни, которые поет вся страна. Конец 70-х. Циклы украинских песен, среди которых “Сонячний дощ” , “Мамо”, “Свитанкове село” и др. Творческая дружба с Дмитро Гнатюком, Анатолием Мокренко, группами “Арника” и “Чаривни гитари”. Еще несколько циклов армянских песен, многие из которых спустя десятилетия становятся народными. За эти песни Алексей Гургенович получил звание заслуженного деятеля искусств Армении.

Песня “Снегопад” на стихи поэтессы Аллы Рустайкис (исп. Н.Брегвадзе) и, следом, альбом-гигант “Пожелание” в исполнении Вахтанга Кикабидзе приносят Алексею Экимяну всесоюзную популярность и признание. Его песни (всего их было написано около трехсот) входят в репертуар многих известных исполнителей тех лет и становятся неоднократными Лауреатами ежегодных Всесоюзных телевизионных конкурсов “Песня года”. За этот короткий, со дня ухода из органов милиции, срок Алексею Экимяну удается войти в избранный круг ведущих советских композиторов-песенников того времени.

В начале апреля 1982 года Алексей Экимян лег на профилактическое лечение в Центральный госпиталь МВД СССР. Как рассказала после журналистам сестра композитора, в последний вечер пребывания в стационаре (на следующее утро Экимян должен был выписаться) он по просьбе медперсонала дал небольшой концерт. По его окончании где-то около 23 часов ночи он позвонил жене и сообщил, что завтра прибудет домой. Во время их беседы в палату зашла медсестра сделать последнюю инъекцию. «Валя, не вешай трубку, обожди минутку, - сказал жене Алеша, - сейчас укол сделают и продолжим разговор»… Валентина Михайловна подождала пять, десять минут, но никакого «продолжения» не последовало. Посреди ночи она приехала в госпиталь и застала мужа мертвым. За ночь до выписки. Это было 24 апреля 1982 года.
До 55 лет Алексей Экимян не дожил всего несколько дней.

Подвело сердце. Оно и прежде давало сбои: Алексей Гургенович перенес три инфаркта. Ни угрозыск, ни творческие метания душевному спокойствию не способствовали. Но даже за столь короткий срок он сумел прожить две судьбы: генеральскую и композиторскую.

Он и похоронен в Ереване — по настоянию правительства Армении — на особо почитаемом в городе кладбище Арцваберд.
Алексей Экимян вырастил двух прекрасных сыновей – Михаила и Рафаэля.
Михаил стал композитором.

А Рафаэль – милиционером. Как отец. Автор фотографий пожелал, чтобы вместо его имени на снимках была сделана надпись: "Благодарный Армянский Народ". Экимян часто повторял, что прожил две судьбы одной жизни. В одной судьбе – 27 лет службы в милиции, звания, должности, награды, жена, двое сыновей, один из которых стал милиционером, а другой – композитором. В другой судьбе – радость творчества, концерты, пластинки и около 300 песен, которые исполняли лучшие певцы и которые звучат до сих пор.Бюст А.Экимяна в городе Цахкадзор.

Кстати, за службу в МВД СССР Экимян был награжден медалями «За безупречную службу» всех 3-х степеней, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За отличную службу по охране общественного порядка», юбилейной «50 лет советской милиции» и другими наградами.

Наиболее популярные песни композитора А.Экимяна: «Не надо печалиться» (слова Р.Рождественского), «Подари мне платок» (слова М.Агашиной)

«Случайность» (слова Е.Долматовского),

«Снегопад» (слова А.Рустайкис), «Пожелание» (слова Р.Гамзатова и Н.Гребнева),

«Берегите друзей» ( слова Р.Гамзатова),

«Вот и весь разговор» (Ф.Лаубе), "А с чем сравнить любовь" (Рябинин)

"Заветные слова" (Е. Синицын)

https://cont.ws/@matveychev/506521?utm_campaign=transit&...

http://tverdyi-znak.livejournal.com/952787.html

Картина дня

наверх