На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

Москва. Потешный дворец.

Потешный дворец с церковью Похвалы Богородицы

Скрыт от взора посетителей Потешный Дворец. Его возвели в середине XVII века в 1651 году по указу российского государя Алексея Михайловича. А предназначался дворец для дипломата и боярина Ильи Милославского, который был отцом первой жены царя - Марии Милославской. Жилые хоромы царского тестя похожи на сказочный терем. Сегодня - это единственный образец боярских палат, сохранившихся на территории Кремля.

При Алексее Михайловиче в нем давали театральные представления (потехи). Отсюда и название. Например, здесь впервые на Руси показали балетный спектакль об Орфее и Эвридике. На карте он под номером №15Москва. Соборы КремляПотешный дворец расположен у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями.Пару слов о башнях.

Комендантская или Колымажная башня была построена в 1495 году на северо-западной стороне кремлевской стены. Старое название башни – Колымажная – происходит от по располагавшемуся рядом с ней Колымажному двору в Кремле, где хранились царские кареты и т.п. В 1676-1686 годах была надстроена. Когда в XIX веке в Потешном дворце Кремля поселился комендант Москвы, Колымажная башня, находящаяся рядом, получила название «Комендантская».

Возведение укреплений на северо-западе Кремля, со стороны реки Неглинной, а ныне Александровского сада, завершилось в 1495 г. сооружением архитектором Алевизом Фрязиным огромной Троицкой башни. В древности Троицкая башня завершалась зубцами и была покрыта четырехскатным деревянным шатром. В 1585 году, как говорят документы, на Троицкой башне были часы. Cовременное название башня получила в 1658 году от Троицкого подворья в Кремле. До этого она называлась Богоявленской, Знаменской, Куретной по расположенным в Кремле церквям и Каретному двору.Вид южного двора Потешного дворца, 1802 год

В январе 1648 года молодой царь Алексей Михайлович обвенчался с Марией Милославской. Почти сразу же в Кремле началось строительство дворца для его тестя. Под палаты выбрали место рядом с Царским дворцом, где до этого стояли различные хозяйственные постройки. Земельный участок был неудобным, вытянутым, и это определило архитектуру здания. Строительные работы завершились в 1651 году, и Милославский смог въехать в новый дворец.

Примечательно, что Алексей Михайлович неуважительно относился к своему новому родственнику и называл его «Ильей - не тестем». Царская немилость определялась поведением Милославских. Представители возвысившегося рода имели репутацию жадных чиновников, которые охотно брали взятки. Тесть царя и его ближайшие родственники без стеснения пользовались открывшимися возможностями при дворе и быстро обогатились. В конце жизни в Москве даже стали появляться «воровские листы». Так называли объявления на улицах города, в которых упоминался сам Милославский и его приближенные.

Интересна история женитьбы царя, который получил прозвание Тишайший. Алексей Михайлович взошёл на трон 16-ти лет от роду и, разумеется, попал под полное влияние родовитых бояр, самой заметной фигурой из которых являлся его воспитатель Борис Иванович Морозов.

В 1647 году в России прошёл смотр царских невест — подобный обычай пришёл в страну из Византии. Прежде чем предстать перед царём, 200 девушек проходили предварительный отбор у бояр, а затем осмотр у врача. Лекарь должен был дать заключение — способна ли девушка родить здорового наследника.
Из числа финалисток Алексей Михайлович выбрал Евфимию Всеволожскую, дочь касимовского помещика Рафа Всеволожского. Однако, когда девушку начали готовить к свадьбе, она внезапно упала в обморок. Борис Морозов немедленно объявил девушку больной, и её тут же удалили из царских покоев.

Как считают историки, вся эта сцена разыгралась не без помощи царского воспитателя, которому нужно было устранить невыгодную кандидатку. Вместо неё на очи царя была представлена дочь царского стольника Ильи Милославского Мария.Репродукция картины Г. Седова «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». 1882.Репродукция картины Г. Седова «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». 1882.

Девушка была на пять лет старше жениха, но имела огромный плюс в глазах Морозова — её отец, как и все Милославские, принадлежали к морозовской придворной партии.
После свадьбы царя Морозов женился на родной сестре царицы Анне Милославской, став не просто наставником Алексея Михайловича, но и его родственником.
Любил ли Алексей жену? Во всяком случае, со временем он к ней привык, и она его вполне устраивала. Выяснилось, что молодой царь весьма темпераментный мужчина, поэтому царица почти постоянно находилась в интересном положении.

За 21 год брака она родила Алексею Михайловичу 13 детей — 5 мальчиков и 8 девочек. Правда, мальчики, рождённые от Марии Милославской, не отличались крепким здоровьем: Дмитрий и Симеон умерли в раннем детстве, Алексей дожил лишь до 16 лет, а Фёдор и Иван, всё-таки примерившие царскую корону, тоже прожили недолгие жизни, полные болезней.
Боярин прожил в своих хоромах 16 лет и скончался в 1668 году в возрасте 72 лет. Через год при родах умерла его дочь и жена царя - Мария Милославская. Мария Ильинична Милославская умерла 13 марта 1669 года от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии. Девочка не выжила, прожив два дня и умерев на три дня раньше матери.

В 1671 году Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Николаевной Нарышкиной. Вскоре во дворце, который начали называть «Потешным», стали устраивать различные представления для царя, членов его семьи и приближенных. Царские потехи были первыми в России театральными постановками.

Вид дворца со стены Кремля

Основателем придворного театра считают возвысившегося при Алексее Михайловиче Артамона Сергеевича Матвеева. В истории России он остался, как один из первых «западников». Матвеев попал во дворец в возрасте 12 лет и был безгранично предан царю. Он очень ценил западные новинки и общение с иностранцами. Матвееву удалось собрать первую труппу актеров, которые развлекали государя, царицу, царевичей и царевен. Известно, что в бывших боярских палатах был впервые поставлен балетный спектакль, рассказывающий трогательную историю об Орфее и Эвридике.

Увеселения при дворе продлились недолго и закончились в 1676 году, когда от сердечного приступа в возрасте 47 лет умер царь Алексей Михайлович. Артамон Матвеев попал в опалу. Вдова царя Наталья Нарышкина вступила в противостояние с жаждущими власти Милославскими и вместе с сыном вынуждена была много времени проводить в Коломенском и Преображенском.

В 1679 году царица с детьми переехала в Потешный дворец. Перед этим небольшое здание расширили. Петр I недолюбливал Москву, и старался жить в других местах. Во времена его правления во дворце размещался Полицейский приказ.

После этих событий дворец перешел в дворцовый приказ, и бывшие боярские палаты соединили каменным переходом с Царским дворцом.

Сейчас они являются единственным, сохранившимся в Кремле, образцом боярских хором. Узкий участок между крепостной стеной и хозяйственной застройкой царской резиденции определил планировочное решение усадьбы Милославского. В центре участка расположилось само строение, с юга и севера соответственно парадный и хозяйственный дворы. Почти квадратное в плане здание имело в середине арочный проход, соединявший обе территории. Парадное крыльцо, выходившее на южный двор, замыкало пристройку, поставленную глаголем к основному объему палат.После смерти Милославского усадьба в 1669 году перешла в царскую казну и палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 году в них для царской семьи стали устраиваться потехи – первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 года, когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен.Дворец со стороны Троицкой башни

Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве. Характерной особенностью Потешного дворца является поэтажное членение его фасадов. Этажи отделены друг от друга выразительной белокаменной резьбой. Считается, что оба дворца стали примером первых в Москве каменных жилых построек и определили стиль, который позднее стали копировать по всему городу. Поэтажное членение фасадов с белокаменным резным декором, близкое к анфиладному расположение жилых помещений роднят его с Теремным дворцом. Отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объем здания. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Западный фасад дворца

Сейчас дворец имеет три этажа и глубокий каменный подвал. С трех сторон к нему примыкают хозяйственные постройки. В основной объем отлично вписана изящная церковь Похвалы Богородицы, построенная в 1651 году одновременно с боярскими палатами и освященная, как домовый храм Милославских. Позолоченные купола на тонких барабанах заметно возвышаются над постройками и поэтому видны издалека.
С восточной стороны, на уровне третьего этажа, можно увидеть массивные кронштейны, похожие на машикули средневековых крепостей. Они предназначены для поддержки церковного алтаря, который устроен над жилыми комнатами и по традиции находится в восточной части церкви. Чтобы повысить прочность кронштейнов, строители вставляли в кладку из кирпичей белокаменные блоки.
В прежние времена в качестве церковной паперти служила плоская крыша с висячими садами, сделанная в западной части дворца. Потом вместо нее достроили невысокий четвертый этаж здания. Во дворце также сохранилась башенка на четырех столбах, возведенная над трапезной церкви. Долгое время ее использовали в качестве колокольни и дозорной вышки.В конце XVII века при Петре I в Потешном дворце разместился Полицейский приказ. А в 1806 году И.В. Еготов перестроил здание под жилье и канцелярию комендатуры, украсив его псевдоготическими деталями. Но их сняли при ремонте. Перестройка осуществлялась по проекту И.В. Еготова и предусматривала превращение восточного фасада, выходящего на вновь образованную Дворцовую улицу в главный. Церковь при этом упразднили.Вид на Потешный дворец и церковь Похвалы Богородицы

В 1874-1875 годах архитектор Н.А. Шохин сделал попытку частично вернуть сооружению древний вид.

В советское время было уже не до потех. В 1918 году в гараже, расположенном во дворе здания, расстреляли Фанни Каплан, которая совершила покушение на Ленина. Потом во дворце жили семьи партийных и государственных лидеров. В 1932 году в квартире Сталина застрелилась его жена Надежда Аллилуева. Трагедия произошла в одной из комнат, окна которой обращены в сторону Александровского сада.Вид на фасад дворца с Дворцовой улицы

Сейчас в Потешном дворце Комендатура Кремля, поэтому подходить к нему запрещено. Увидеть здание можно только издалека, да и то лишь краешек. В 2000-2004 годах проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца. Во время работ по очистке старой штукатурки специалисты обнаружили на наличниках третьего этажа уникальную белокаменную резьбу XVII века. Работавшие при постройке дворца искусные мастера изобразили рыцарские турниры, цветы, реальных и фантастических зверей и птиц. Примечательно, что найденные сюжеты не имеют аналогов в декоре зданий XVII века.Реставраторы постарались восстановить изначальный цвет Потешного дворца. Во времена Милославского нависающий объем домовой церкви красили дорогим суриком, имеющим насыщенный красно-оранжевый цвет. Остальные части дворца окрашивали другими, более дешевыми красками. Сегодня основной объем храма, как и в старину, покрашен суриком, а детали затейливой каменной резьбы выделены белым цветом, отчего здание смотрится очень нарядно.
Сегодня во дворце размещаются службы Комендатуры Московского Кремля, поэтому внутрь него не пускают. Посещающие Кремль туристы вынуждены любоваться историческим зданием только на расстоянии. Восточный фасад можно рассмотреть со стороны Государственного Кремлевского дворца. Западная стена кремля и Комендантская башня. На переднем плане слева — Потешный дворец.
Вид на Потешный дворец с севера.

С этой стороны к нему примыкало еще одно крыло с высоким крыльцом, все это сломали в XVIII веке. То есть, большая часть нынешнего фасада изначально была обращена в интерьер. На 2, 3 и 4 этажах видны заложенные порталы — входы в когда-то примыкающее крыло. Наличники, которые мы видим — это стилизация Шохина, выполненная в 1874—1875 годах.
Этот дворец — одно из самых удивительных московских зданий XVII века. Особенно впечатляет резьба наличников.
До неузнаваемости перестроенные корпуса Потешного дворца. Возможно, что от XVII века в этом крыле не так то много и осталось. Как я уже говорила при Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 году здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы.Жёлтое крыло когда-то тоже было богато декорировано, так же, как и левая часть.
В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000—2004 годах на памятнике проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца.

Реставрация Потешного дворца была удостоена Золотого диплома Международного архитектурного фестиваля «Зодчество – 2002».

Со стены можно немного поближе посмотреть и на край Теремного дворца, спрятанного глубоко на закрытой территории. Только попасть туда весьма и весьма сложно!

Шикарно он выглядит на картине Джакомо Кваренги:Вот такой он Потешный дворец сегодня.

https://putidorogi-nn.ru/evropa/883-poteshnyj-dvorets

https://putidorogi-nn.ru/evropa/883-poteshnyj-dvorets

https://um.mos.ru/houses/poteshnyy-dvorets/

http://prorossiu.ru/?page_id=53

http://moscowwalks.ru/2011/10/27/kremlin-wall/

Картина дня

наверх