На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    спасибо  за  сведения  о герое.105 лет лучшему с...
  • Yvan
    То, что она не поддаётся пеленгации, вызывает подозрение, что она просто не в единственном экземпляре.История самой заг...
  • Артур Будаев
    Пожалуй, Николай Вторый, самый неудачливый правитель, какого только носила русская земля. Привести две революции (190...Российская импери...

Воронежский Иван Грозный

На всю Россию, почти год назад, 25 мая прогремела новость о том, что житель Воронежа в Третьяковской галерее совершил покушение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Это произведение искусства известно на весь мир. Но немногие знают, что Репин написал две работы с одинаковым сюжетом, посвящённые Грозному и его сыну.

И одна из них хранится в Воронеже. Посетители зачастую считают, что в воронежском музее хранится эскиз знаменитого полотна. На самом деде это авторское повторение картины, то есть второй вариант знаменитой работы.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (таково её полное название) хранится в Третьяковке. Как вспоминал Репин, работа над «Иваном Грозным» давалась ему тяжело. Картина, законченная в 1885 году, была представлена на выставке передвижников. Работа вызвала недовольство императора Александра III, он запретил её к показу. Но за неё вступились тогдашние деятели культуры, и запрет отменили.

Картину купил известный меценат и коллекционер Павел Третьяков. А спустя почти четверть века, в 1909 году, банкир Павел Рябушинский заказал художнику авторское повторение знаменитой картины.Илья Репин в своей мастерской в имении Пенаты недалеко от Петербурга

После революции картина Репина 1909 года из коллекции банкира была реквизирована и передана в Исторический музей. А в Воронеж в художественный музей полотно попало в 1926 году. В то время была распространена практика, когда из государственного музейного фонда произведения отправляли в провинциальные музеи, чтобы усилить их коллекции.

В Воронеже картина пережила эвакуацию во время Великой Отечественной войны, а потом снова вернулась в постоянную экспозицию. Помимо этой живописной картины в фонде музея хранится несколько графических работ Ильи Репина.Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» 1885 года. Третьяковская галереяКартина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» 1909 года. Музей им. Крамского

3 главных отличия картин про Ивана Грозного

РАЗМЕРЫ. Историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее впечатляет размерами — 199,5 х 254 см. Авторское повторение 1909 года в 3 — 4 раза меньше и носит название "Сыноубийца".

КОЛОРИТ. Как отмечает искусствовед и учёный секретарь музея Наталья БАКИНА, четверть века — большой срок, поэтому и авторское повторение у Репина получилось иным.

— В картине 1909 года появились черты модерна, — говорит Наталья Бакина. — По колориту картина более красная. Она написана на меньшем формате, в ней появились черты модерна, есть акцент на восточной роскоши. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Эта работа как будто продолжает предыдущую картину и показывает лицо Грозного, который полон раскаяния и горя. Это, пожалуй, главное отличие от произведения из Третьяковской галереи. Возможно, поэтому картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия.

ПОЯВИЛСЯ СВИДЕТЕЛЬ. Также в авторское повторение Репин добавил большей жанровости. В картине 1909 года появился свидетель — женщина, заставшая страшную сцену.

И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год».Интересно, что во время нападения вандала на полотно, картина "Сыноубийца" тоже находилась в Москве, на выставке. Напомню, в мае воронежец Игорь Подпорин, будучи пьян, нанёс несколько ударов стойкой ограждения по картине, осколки защитного стекла прорвали холст в трёх местах на фигуре царевича, также пострадала авторская рама. Эксперты оценили ущерб в 30 млн рублей, сейчас картину реставрируют.

Несмотря на такое происшествие, в Воронеже особых мер по охране картины «Сыноубийца» предпринято не будет, она уже заняла своё привычное место в «репинском» зале. Многие ошибочно считают её эскизом, но это – полноценное произведение, пусть и меньшего формата.

Между созданием двух полотен прошла четверть века, и главное отличие между ними – эмоции Ивана Грозного. На первой картине Репин изобразил на его лице ужас и безумие, на второй – настоящее горе отца, оплакивающего смерть сына. Другие здесь и краски – менее насыщенные, контуры нечёткие.

Кроме того, художник добавил ещё одного персонажа, женщину, ставшую случайной свидетельницей убийства. Искусствоведы отмечают, художники всегда возвращаются к вечным темам.

– Это та же тема, те же волнения, те же страдания человеческие, потому что тема отцов и детей – она всегда волнует людей. И как мы знаем, разные отношения бывают между детьми и между отцами, тем более, если это связано с властью, если это связано с добром, если это связано со злом, если связано с человеческой натурой, – отметила главный хранитель Воронежского областного художественного музея им. Крамского Елена Пшеницына. Как вы думаете, может и правда не стоит охранять произведение искусства? Или не будем ждать очередного жаренного петуха и все-таки стоит?

http://umbra.media/specproject/kak-ilya-repin-izmenil-kartin...

https://moe-online.ru/news/culture/1016837

https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g798124-d...

https://vestivrn.ru/news/2018/07/18/v-voronezhskom-muzee-kop...

наверх