На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

Сказка с тёмным прошлым. Прототипы Деда Мороза были злыми и жестокими

Дед Мороз - трудно, к­ажется, найти более традиционного русского персонажа. Мы уверены, что он был всегда...Мы уверены, что даже сотни лет назад, когда ещё не было ни ёлки, ни Н­ового года, начинающегося 1 я­нваря, Дед Мороз точно так же дарил детишкам подарки на какой-то языческий славянский праздник.

И Снегурочка все эти века была его верной спутницей. Но так ли это?

На самом деле эти герои «родились» в 1937 г. - тогда Дед Мороз вместе со Снегурочкой впервые появились на главной ёлке страны в Доме союзов. После этого добрый фольклорный дед с внучкой стали обязательными персонажами на всех новогодних советских праздниках.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороз.Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро».

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) — единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) — вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) — только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз — существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

Что было раньше? По сути, никакого Деда Мороза в нашей истории не было. А все бородатые деды, хоть сколько-нибудь на него похожие и связанные с зимним морозцем, были персонажами недобрыми и даже немного инфернальными - связанными с преисподней и злыми силами.Трескун, Позвизд, Зимник

На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер ( или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Карачун

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Дед-Яга?

Самый известный из них - сказочный Морозко. На некоторых иллюстрациях и в кино он выглядит как настоящий Дед Мороз. Но этот товарищ страшен: он готов заморозить насмерть любого ребёнка, хоть чуть-чуть несогласного с ним. Одаривает он только падчерицу - и только за то, что она ему беспрекословно служит, как рабыня. Да и дары его совсем непохожи на новогодние подарки. Важнее другое: по своим действиям и поведению на Морозко похожи ещё Баба-яга, л­еший и злой медведь. Это сходство подчёркивал самый извест­ный в мире специалист по сказкам Владимир Пропп. Он говорил, что эти персонажи, по сути, являются героями одной и той же сказки, в которой падчерица проходит испытания успешно, а родная дочь мачехи - нет, и за это её умерщвляют. Поскольку эти персонажи играют одну и ту же роль, сущность их одинакова, как одинакова и их связь со злом, смертью и миром мёртвых. Представляете, какая жуткая генеалогия выстраивается у нашего доброго Деда Мороза?Но это не всё. С миром мёртвых связаны ещё одни фольклорные бородатые деды, навещавшие близких накануне Рождества и Нового года - в сочельник. Это духи умерших предков - их изображали ряженные под бородатых стариков, и от них нужно было откупаться, чтобы они не остались с живыми. Ничего доброго в них тоже не было. Не излучал доброту и Мороз Красный Нос из одноимённой поэмы Н. А. Некрасова. По характеру он похож на Морозко, а судя по иллюстрациям - вылитый современный Дед Мороз. Благодаря такому сходству он во многом и стал связующей нитью между страшными фольклорными дедами и добрым новогодним дедушкой с бородой из ваты.

Никого другого, похожего на Деда Мороза, в нашей истории не было. Как, впрочем, и Снегурочки. Вместо весёлой и шутливой внучки в сказках есть лишённая эмоций Снегурочка (Снегурушка), которую подружки оставляют одну в лесу. Была ещё Снежевиночка - печальная девушка, рождённая из комочка снега и невинно убиенная подружками из зависти. Появившаяся потом в пьесе А. Н. Островского Снегурочка тоже лишена задора и только внешне похожа на свою новогоднюю тёзку.

Демон или святой?

Наши главные новогодние персонажи имеют традиционно русскую внешнюю форму, напрочь лишённую исторического содержания. Более того, они противоположны тем фольклорным персонажам, на которых так похожи. Почему? Светлана Адоньева, этнограф, антро­полог, доктор филологических наук, считает, что Дед Мороз и Снегурочка сыграли большую роль в борьбе с христианством в СССР. Эти «демоны советского новолетия», как она их называет, заняли место старых святынь, и во многом благодаря им мы до сих пор дружно празднуем Новый год, а не Рождество, как весь христианский мир.Наверное, это правильно, но религиозные праздники были запрещены и ушли в подполье задолго до появления всенародного Нового года. Мы уже забыли, что в Советском Союзе его не праздновали до 1935 г. Всё началось 28 декабря, то есть всего за три дня до праздника, со статьи «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» в газете «Правда». Её подписал член ЦК ВКП(б), кандидат в члены Политбюро и 2-й секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Постышев. Оказывается, ёлка была запрещена как буржуазный пережиток. «Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец, - писал П. Постышев. - Устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» И, похоже, за 3 дня страна успела всё организовать. Но Деда Мороза и Снегурочки на ней ещё не было - они появились 2 года спустя, сделав праздник более волшебным.

Почему вспомнили именно о них? Ведь такой всенародной традиции у нас не было. В царской России ёлка стала непременным атрибутом рождественских праздников только в середине XIX века, и никакого непременного персонажа на рождественских представлениях не было.

Похоже, подсказка пришла из-за океана. Эти годы были расцветом... Санта-Клауса. В 1931 г. он получил новое обличье - художник Х. Сандблом сделал его лицом рекламной кампании знаменитой газировки. И вместе с глобальным бизнесом старичок с белой бородой в красной куртке и шапке быстро завоевал весь мир. Его успех - другим наука. Наверняка с этим образом Санта-Клауса познакомились и советские лидеры - контакты с США тогда были очень активными. И, возможно, в их головы пришла идея: «Вот бы и нам такого!» Сделали - только с нашей славянской спецификой да ещё с внучкой. Получилось здорово, и народ принял этих героев.

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

http://www.aif.ru/ny/tellings/prototipy_Deda_Moroza

https://moiarussia.ru/kto-takaya-snegurochka-i-otkuda-ona-vz...

http://log-in.ru/articles/otkuda-vzyalsya-ded-moroz-i-ego-pr...

Картина дня

наверх