– Увы, порадовать вас нечем, – призналась Анастасия Александровна. – Рестораны «Индус» и «Вертинский» закрылись. Эта тема перестала быть актуальной для меня. Буду искать себе другое занятие. В моих планах переиздать воспоминания мамы Лидии Владимировны Вертинской. Правда это не скорая вещь. Я думаю книжку сделать через год. Ну а свой день рождения отмечу не в Москве…
Анастасия Александровна не раз делилась с журналистами «КП» любопытными историями из своей жизни. Послушать ее суждения о творчестве, семье и детях было всегда интересно. Вот, что она нам говорила.
О своем детстве:
– Когда отец только приехал в Россию, у него не было своей квартиры. Мы жили в гостинице «Метрополь». Я помню, как мы с сестрой (старшей сестрой Марианной Вертинской – ред.) сидим за столом в ресторане. Официант в белых перчатках приносит серебряную миску, разделенную на четыре части. И в каждом отделении – воздушное суфле из шоколада, ванили, вишни и еще чего-то необыкновенного.
Но, несмотря на гастрономические праздники, которые устраивали родители, я в детстве очень плохо ела. И была очень худой. Однажды папа, сочувственно посмотрев на меня, сказал: «Может быть, тебя кормить жареными сторублевками?»
Кстати, до сих пор я дома почти не ем. На завтрак выпиваю чашку кофе или чаю и больше ничего – до вечера. Если ешь один раз в день, ничего страшного, что на ночь. Главное, чтобы еда была легкой.
Отец никогда нас с сестрой не спрашивал, почему вы так плохо учитесь, почему такое плохое поведение… Он был добрейшей души человек. Строгой была мама. «Что ты, Лиличка, кричишь на них? – удивлялся отец, когда мы приносили из школы двойки. – Я сам был первым двоечником в Киеве».
О Степане
– Когда у меня родился Степан, я читала ему детские стихи Михалкова. Не потому, что он был его дедом, а потому, что они очень образные и легко запоминаются. Дядю Степу мой сын обожал. Вы удивлены, что их имена совпадают. Это не по прихоти Сергея Владимировича. Так предложила назвать внука Наталья Петровна Кончаловская. Она передала мне записку в роддом и написала, что по Святцам есть два подходящих имени – Петр и Степан.
Я сказала, что на Петра мальчик похож мало, а на Степана – может быть. Я согласилась на имя Степан и никогда об этом не сожалела.
С сыном у нас отношения сложились очень доверительные и близкие. Хотя Степан говорит, что я была строгая мама.
Я воспитывала его одна и была ему и за папу, и за маму. Всех его друзей приглашала домой, чтобы не упускать Степу из поля зрения. И надо признать, что Степиным друзьям у нас очень нравилось.
Внуки (Александра, Василий и Петр – ред.) – это тоже три любимых существа, которые вроде трехглавого змея, для меня они – единое целое.Вертинская всегда была одной из самых эффектных актрис российского кино и театра.
О популярности
Анастасия в молодостиАссоль из "Алых парусов"Гуттиэре из "Человек-амфибия""Человек-амфибия" Офелия из "Гамлета" Лиза, жена князя Андрея из "Война и мир" "Мастер и Маргарита"
– Сейчас об этом даже вспоминать странно. Но если я ехала в поезде Москва – Ленинград в обычном купе, то ко мне набивался полный вагон желавших со мной выпить. В очередях постоянно раздавала автографы – писала на деньгах, на руках… Одна поклонница как-то кинула мне в глаза горсть песка.
Никита (первый муж Вертинской режиссер Никита Михалков – ред.) в молодости часто попадал в ментовку. Он дрался со всеми подряд. То он ревновал меня, то ему не так ответили. Мы с ним сидели в милиции без конца. Нас «заметали», невзирая на мою популярность.
О мужчинах и браке с Никитой Михалковым
– У меня в жизни только два мужчины, которых я по-настоящему люблю. Это мой отец и сын Степан, чьи интересы всегда для меня стояли на первом месте.
Что же касается моего брака с Никитой Михалковым… Мы с ним были очень молоды и не представляли себе, что такое брак…
Никита часто уезжал на рыбалку и привозил много рыбы, которую мне приходилось чистить. Я эту рыбу запекала, делала уху, готовила под маринадом… И казалось, этому нет конца. Хотя тогда я много работала, была постоянно занята на съемках. А он делал первые шаги в режиссуре. Обоих мучила жажда самоутверждения. Кому-то надо было отступиться от своей профессии ради сохранения брака. Но и он, и я оказались к этому не готовы.
О домашней кухне и семейных традициях
– У нас в семье потрясающе готовила бабушка, а не мама. Моя бабушка – сибирячка, дедушка – грузин, а жили они в Китае. Бабушка в совершенстве владела русской, грузинской, китайской кухней. Благодаря ей в нашем доме всегда вкусно готовили. Однажды, когда бабушка заболела, маме пришлось жарить мясо. Когда она подала его к столу, папа, человек очень великодушный, сказал: «Лиличка, не расстраивайся: я очень люблю мясные сухарики».
Умение готовить – не только путь к сердцу мужчины, но и вообще к нормальной семейной жизни. Это культура воспитания, которая сегодня потеряна. Раньше девушек этому обучали, так же, как иностранным языкам и хорошим манерам. Сегодня почему-то считается, готовить – это занятие для низшего сословия, вроде сферы обслуживания…
Любопытные факты
Александр Птушко снял Анастасию Вертинскую в роли Ассоль в фильме «Алые паруса», когда она была пятнадцатилетней школьницей. После смерти Александра Вертинского его семья нуждалась в деньгах. Поэтому пришлось работать не только жене Лидии Владимировне, но и дочерям. Марианна Вертинская тоже стала сниматься рано – в 17 лет.
Со своим мужем Никитой Михалковым Анастасия Вертинская сохранила теплые родственные отношения.
Чего не скажешь о ее втором муже – Александре Градском. Когда они собирались пожениться, Градский ей сказал: «Теперь ты можешь стать Анастасией Градской!» На что она ему ответила: «Я-то могу стать Анастасией Градской, а вот тебе никогда не стать Александром Вертинским!». Однако самым „долговечным“ человеком в своей жизни актриса называет Олега Николаевича Ефремова. Их отношения длились больше двадцати лет.На съемках Анастасия Вертинская не раз демонстрировала свой отчаянный характер. Она отказалась от дублёров, когда снималась в фильме «Человек-амфибия». Плавала в ледяной воде, ныряла без акваланга и могла подолгу находиться на глубине. Не потребовался ей дублер и в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Для съемок сцены, где Маргарита пролетает над Москвой, заказали высокую пожарную машину с лестницей. Полуголую Вертинскую держали за ноги шесть человек, пока машина летела на скорости 120 километров. Вертинская справилась с этой сценой не хуже профессионального каскадера.
1. Дочь Вертинского
Семья для Вертинского стала не менее значима, чем его эстрадная деятельность. Тем более, что в Советском Союзе, несмотря на громадную популярность артиста, его имя усиленно замалчивалось.
«Им был найден удивительный язык для общения. Он, например, говорил: «Я очень страдаю, когда знаю, что вы шалите». Вот чтобы он не страдал, я из последних сил держала в руках свой жуткий» характер», – рассказывала актриса.
Любовь к искусству, как и внутренний аристократизм, также досталась Анастасии от отца.
«Отец старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными», – вспоминала Анастасия.Отец навсегда остался одним из главных мужчин для Вертинской. Связь с ним она считала почти мистической. И одной из важнейших миссий своей жизни видела реставрацию песен отца, который не успел качественно записать их в профессиональной студии.
2. Ассоль и Гуттиэре
В том же романтическом амплуа Вертинская выступила спустя год, сыграв Гуттиэре в картине «Человек-амфибия». Этот фильм вышел в лидеры советского проката 1962 года – 65 млн зрителей.Спустя год после начала карьеры в кино никому неизвестная школьница стала мечтой советских подростков и воплощением непорочной романтической женственности, оказавшейся ко двору в эпоху хрущёвской оттепели.
Режиссер «Человека-амфибии» Владимир Чеботарёв, говорил, что «у Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море». Вертинская и стала той девочкой с глазами цвета неба, влюбившей в себя всю страну.
3. Театр
«Я ездила в театральный институт в тех же трамваях, что и все, так же стояла в очереди за хлебом. Мало того, что меня узнавали, так каждому хотелось меня потрогать. Еду на съёмки в Ленинград, и в купе вваливаются четыре человека с коньяком. Я не пью, хочу спать, а не сидеть с этими людьми, но приходится. Это было жуткое насилие над личностью, оно угнетало меня всю жизнь», – вспоминала актриса.
Особым достижением свои первые роли в кино Вертинская не считала. «Смеюсь над образом с нежностью и теплотой и делаю скидки на возраст. Смотрю на фильм, как смотрят на детские фотографии, где есть подростковая нелепость», – говорила Вертинская впоследствии.
Пожалуй, главное, что дала актрисе известность, заработанная в кино, это театр. Ещё даже не поступив в театральный Вертинская уже гастролировала с труппой Московского театра имени Пушкина.
Спустя какое-то время она все-таки стала студенткой Щукинского училища. Однако и здесь не обошлось без помощи кино. Сначала Вертинская провалила вступительные испытания. Ей разрешили в том же году попробовать ещё раз – «только из уважения» к её знаменитым ролям.
К чести Вертинской, прославившись в 16 лет, она не считала себя уже состоявшейся актрисой. Она только собиралась ей стать, поэтому очень много работала и всё свободное время отдавала театру. Несмотря на успех в кино, именно театр оставался для Вертинской важнейшим из искусств.Закончив училище, она проработала один сезон в театре им. Вахтангова, затем 12 лет прослужила в «Современники» и ещё 9 лет во МХАТе. Даже имея за плечами всемирно известные роли, актриса очень строго оценивала собственное актёрское ремесло.
«Кино не давало необходимой уверенности. Надо признаться, я вызревала очень медленно. И только перейдя из «Современника» во МХАТ, оказалась на необходимом и адекватном себе уровне профессионализма», – рассказывала Вертинская.
4. Офелия
Во время съемок Анастасии было всего 19 лет, а она уже играла одну из самых желанных женских театральных ролей в постановке, которая и сегодня остаётся одним из лучших исполнений «Гамлета».
Несмотря на противоречивые отзывы советской критики (многие отозвались в том духе, что блестящей внешней красоте актрисы не хватает «внутреннего движения»), роль Офелии принесла Вертинской международную славу.
«Гамлет» Козинцева гремел на лучших кинофестивалях мира, был отмечен номинацией на «Золотого Льва» и специальном призом жюри в Венеции, номинировался на премии BAFTA и «Золотой глобус». Естественно, эта шумиха не обошла вниманием и Офелию-Вертинскую. Западная пресса даже назвала её «советской Вивьен Ли».
5. «Маленькая княгиня»
«Режиссёр Сергей Бондарчук предложил смелую и неожиданную трактовку образа, при котором «маленькая княгиня» становилась трагической фигурой. Недалёкая, неумная, ограниченная женщина. Прелестная, хорошенькая, уютная. Возможно, останься она жива, мы не полюбили бы её. Ведь она была женой князя Андрея, а что она рядом с ним?.. Думаю, их пути всё равно разошлись бы, слишком разными они были. Но Лиза умерла. А в душе князя Андрея на всю жизнь остался этот немой трагический вопрос: «Зачем? За что? За что погиб человек?» Мне кажется, Толстой предостерегает здесь от той роковой ошибки, которую мы иной раз совершаем, не замечая любви ближнего. Снимаясь в «Войне и мире», я поняла, что можно, не играя трагедии, создать образ трагического звучания», – рассказывала Вертинская.
6. Антисоветская красота
Говоря о своём дебюте на экране, актриса подчёркивала насколько не соответствует воплощенному образу: «Я — противоположность этой девочки: никогда не ждала никаких принцев, и вообще Алые паруса ко мне не приплывали. Актрисой стать без страданий невозможно».
Да, она не хотела быть кинозвездой, королевой красоты или секс-символом, она всегда хотела быть только актрисой. И, несмотря на весь свой внешний успех, к этой цели Вертинской приходилось пробиваться с трудом – через громкое имя отца, через шум собственной славы, и даже через свою необычайную внешность.
О красоте Вертинской до сих пор ходят легенды. Она – одна из самых красивых актрис советского кино. Режиссеры, актёры и критики наградили красоту Вертинской десятками эпитетов. Её называли «неземной», «вневременной», говорили о «природной загадочности» и «поэтичности» её облика. Константин Райкин считал красоту актрисы осмысленной и интеллектуальной. В какой-то момент даже возникла формула – «советская актриса с антисоветской внешностью».Но сама Вертинская не слишком любила быть в центре внимания и не любила, когда, говоря о её работах в театре или кино, кто-то употреблял слово «красивая».
«Мне говорили: «Ты дочка Вертинского», и я протестовала внутренне: хотела быть независимой от фамилии. Потом мне говорили: «Какая красивая!» Но в красоте тоже не было моей заслуги. А мне хотелось услышать: «Какая артистка!» Только когда мне это сказали, всё встало на свои места», – вспоминала Вертинская.
7. Свободная женщина
Один раз, ещё будучи студенткой театрального, Вертинская сходила замуж – за Никиту Михалкова. Но эти отношения продлились всего несколько лет. Молодая пара рассталась, когда их сыну было всего 3 года. актриса считает, что брак не сложился, так как и она, и муж не хотели жертвовать своими мечтами и профессиональными планами ради семьи:
«Я исступлённо, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита, конечно же, шёл своим путём. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на даче и рожать детей…».
После этого актриса какое-то время встречалась с Александром Градским, но она этим отношениям не придаёт значения.Самым продолжительным и серьезным романом Вертинской была связь с актёром Олегом Ефремовым, которого она считала одним из главных своих учителей на театральной сцене. Эти свободные отношения продлились около 20 лет. Однако замуж актриса так и не вышла. «Я рано поняла, что брак не моя стихия, я не приспособлена для этого», – говорит Вертинская.
Главными мужчинами в своей жизни актриса считает отца и сына Степана, и никакой потребности в замужестве она никогда не испытывала. Вертинская всегда была свободной женщиной, которая по-настоящему одержима только одним – театром.
clubbeautiful.ru
april-knows.ru
http://pic-words.ru/anastasiya-vertinskaya-assol-i-guttiere-...
https://golbis.com/pin/anastasiya-vertinskaya-tolko-dvoih-muzhchin-ya-po-nastoyashhemu-lyublyu/
Свежие комментарии