Периодически любой сталкивался в интернете с милыми историями, рассказывающими о людях искусства и раскрывающих их с неожиданной стороны. Это то цветы от мертвого Маяковского, который и при жизни-то не отличался особым романтизмом, то сестра Фаины Раневской, вдруг поладившая с местным мясником. Что уж говорить о более узких темах, таких как изобразительное искусство, в которых также распространяются лживые истории, связанные с созданием знаменитых полотен.
В отношениях с фейками всегда существует односторонность, обычно такие легенды сильно распространены и даже не требуют доказательств, поскольку большинством считаются изначально верными. Поэтому фактологическая база собирается искусствоведами и научными лабораториями, чтобы подтвердить или опровергнуть очередную историю, получившую распространение. Да, зачастую разрушаются красивые легенды, повествующие о том, насколько тяжела была жизнь легендарного художника, либо насколько он был беден, романтичен, страдал от несчастной любви или подвергался гонениям со стороны властьимущих. Но еще интереснее, когда выясняется, что авторство не принадлежит художнику, или вовсе – это не картина, а фотоснимок.
1. Альбрехт Дюрер, тяжелое детство и руки брата, сложенные в молитве

Грустная и романтичная история призывает нас воздать должное брату Дюрера, без стараний которого мы бы не узнали талант великого художника. Руки молящегося же – это руки Альберта Дюрера, которые изобразил брат.
В семье Дюреров и правда родилось 18 детей, но большинство из них не выжило, что было совершенной нормой для тех времен. Одновременно в семье воспитывалось не более трех детей, поэтому говорить о бедственном положении дел в семье ювелирного мастера не приходится. Но самое забавное – это то, что Академии художеств в ту пору попросту не существовало. К тому же отец семейства сам отличный мастер и мог преподать своим детям азы рисования. И даже представить сложно, чтобы ремесленник, который бережет свои руки и видит в своих сыновьях талант, отправил бы кого-то из них на каменоломню. В ту пору было естественным передавать опыт своего ремесла по наследству, и у младших Дюреров были все основания стать тем, кем они стали. На картине же с большей долей вероятности, изображены руки самого художника.
2. Джованни Браголин, «Плачущий мальчик» и череда пожаров

Другая версия тоже не очень гуманная, когда Джованни работал над полотном, в Испании шла гражданская война и, якобы художник рисовал в доме сирот, детей, чьи родители погибли. После того как картина была окончена, здание охватил пожар.
Однако обе легенды объединяет одно – месть мальчика с картины. Считается, где бы он ни появился, за ним приходит разрушающий огонь. Причем сама картина, а точнее ее репродукция, не страдает от пламени. Примечательно, что миф развеяли журналисты, а не искусствоведы. Автором картины был Бруно Амадио, родившийся в Венеции, спокойный и тихий человек, не любивший известности, а потому использовавший псевдоним. Его «Плачущий мальчик» — одна из 27 картин, входивших в серию «Цыганские дети». На всех них изображены дети с негативными эмоциями. Скончался Бруно от старости, спустя 20 лет после написания картины.
Его серия картин пользовалась популярностью и вышла в продажу репродукциями, причем они охотно раскупались жителями районных кварталов. Отсюда вытекает и второе совпадение – именно в жилищах этой категории граждан чаще всего и случались пожары. Репродукция, кстати, была напечатана на высокоплотной бумаге и была устойчива к возгоранию. Вот и весь секрет.
3. «Утро в сосновом лесу»: два автора, четыре медведя и не нарисованные зайцы

Авторов картины на самом деле два, если пейзаж принадлежит Шишкину, то медвежат нарисовал Константин Савицкий. Правда, впоследствии он отказался от своего авторства в пользу Шишкина. Сейчас фамилия автора одна, она указана на самом полотне, которое хранится в Третьяковской галерее. Официальное название картины «Утро в сосновом лесу», хотя больше получило распространение название с упоминанием бора. Медведей на самом деле не было, только на другом аналогичном полотне, которое хранится в частной коллекции в Польше. Количество медведей увеличилось в ходе написания картины, сначала их было в два раза меньше.
4. Отрезанное ухо Ван Гога и его автопортрет

Основываясь на последующем самоубийстве художника, можно сделать вывод о том, что он на самом деле обладал импульсивным характером и мог нанести себе вред. Что касается автопортрета, то он нарисован в зеркальном изображении, поскольку Ван Гог срисовывал с зеркала, что вполне логично. К тому же, с высокой долей вероятности, художник был левшой, что объясняет повреждения правого уха – порезать его левше самостоятельно было удобнее.
5. Мона Лиза и ее диагноз по улыбке

Теперь к исследованиям активно подключились и медики. Отоларингологи разглядели на лице Джоконды паралич лицевого нерва, поскольку такое застывшее выражение лица на самом деле свойственно людям с таким диагнозом. Появилось даже определение «болезнь Моны Лизы». А вот стоматологи-ортодонты по положению рта и губ сделали вывод, что у красавицы вовсе не было зубов.
Специалисты по нейрофизиологии наиболее близко подошли к разгадке, объяснив тайну улыбки Джоконы особенностям человеческого восприятия. И дело оказалось вовсе не в таланте легендарного художника. Это специфика человеческого зрения – в зависимости от того куда направлен взгляд, кажется, что улыбка то появляется, то исчезает. Так называемое периферическое зрение, когда охватывается взглядом все лицо – Мона Лиза улыбается, когда включается центральное зрение и оно направлено на детали – улыбка спадает.
6. Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр» — красивая история любви оказалась выдумкой

На самом деле супруг Адель Фердинанд был богатым и самоуверенным евреем, заказавшим у самого знаменитого и дорогого художника портрет любимой супруги в подарок для ее родителей. Картина получилась столь удачной, олицетворяла венское великолепие и роскошь жизни. И вместе с тем благочестивые католики сразу стали шептаться, помня о репутации художника.
7. Картина, которая оказалась не картиной



8. Летающий корабль Леонардо да Винчи

Почерк и наброски по краям — вроде вполне леонардовские. Но конструкция в центре… Постойте, Леонардо, конечно, был гений, но чтобы на рубеже 15-го и 16-го веков нарисовать кораблик с помощью компьютерной программы… Шутите?

У немецкого художника Петера Попкена (Peter Popken), который работает в Голливуде — создаёт концепты и бутафорию для художественных фильмов. В его фильмографии — множество хитов: «Бегущий по лезвию 2049», обе серии «Фантастических тварей», «Облачный атлас», «Дитя человеческое». Но нам сейчас важна его работа в фильме «Мушкетёры» (2011) — том, где Мила Йовович играла Миледи, Кристов Вальц — кардинала Ришелье, а Орландо Блум — герцога Бекингэма. Бинго! Этот рисунок был создан для того, чтобы Орландо Блум подержал его в руках в одной из сцен. А потом прибыл во Францию на летающем корабле, построенном по рецепту Леонардо.
Летающий корабль в этом фильме поучаствует ещё во многих сюжетных поворотах и эффектных сценах — но воздержимся от спойлеров: ведь у Дюма этого не было, а фильм вы могли ещё не видеть.




https://artchive.ru/publications/4056~Artfejki_s_kotorymi_vy_navernjaka_stalkivalis%27_v_internete
Свежие комментарии