На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Переславль-Залесский. Синь-Камень.

    Одно из легендарных мест, связанных с древней историей Переславля (тогда еще древнего города Клещина) − Синий камень на берегу Плещеева озера. Это большой валун весом около 12 тонн, с синеватым отливом; когда камень влажный, синева видна явственнее. Геологи установили, что камень мог быть принесен сюда в ледниковый период с земель, где сейчас находятся Онежское и Ладожское озера. Досконально состав камня пока не изучали.
    Раньше он лежал на вершине Александровой горы. Ныне историки совместно с археологами с полной достоверностью установили, что самое первое поселение на берегу Плещеева озера появилось более двух тысяч лет назад. Пионерами-поселенцами были финны, конечно же, язычники, но не приносившие кровавых жертв. Место поселения их привлекло тем, что здесь возвышалась гора высотой 30 метров над водой и отсюда хорошо просматриваемы отдаленные окружающие окрестности.

   Когда племя пришло на эту гору, "Синий камень" лежал на ее вершине. Вполне естественно, что поселенцы-язычники сразу же обожествили валун, сделали вокруг него ровную площадку, на краю которой поставили языческую молельню.

   Прошли многие столетия. Финнов на берегу огромного водоема среди могучего леса сменили более многочисленные и сплоченные северные славяне, тоже язычники, поклонявшиеся языческому богу Яриле, а поэтому святыню своих предшественников они не повредили. Но зато рядом с ним соорудили большой славянский населенный пункт под названием Клещи. Именно на этом месте вырос впоследствии город Переславль-Залесский. Говорят, что камень  стал местом  поклонения языческому славянскому богу Велесу, а кроме того, возможно, он стоял на месте древнего кладбища, так как Велес, кроме покровительства скотоводам, связывался древними славянами с культом умерших предков. Принятие христианства, особенно в самом начале, никак не повлияло на отношение местных жителей к Синему камню – они продолжали приходить сюда, причем чаще всего в день Петра и Павла, когда у христиан принято поминать покойных предков. Люди приносили к камню жертвы в виде еды или лоскутков ткани. Вот что достоверно описывают документы. В 1152 году христиане поднялись на гору, где лежал Синь-камень, и сбросили его вниз. Монахи из Никитского монастыря (он расположен в 3 км поблизости) установили поклонный крест в пику язычникам с их камнем. Те в ответ регулярно крест сносили. Последний раз его сожгли и тогда монастырская братия установила крест из железа, который стоит и сейчас.
Церковь боролась с Синим камнем как могла: в XVII веке Преподобный Иринарх, проезжая через Переславль, узнал о «бесовском» обычае и повелел закопать камень, чтобы пресечь это. Прошло немного лет. Пришедшие однажды на берег Плещеева озера рыбаки увидели, что "Синий камень" лежит на своем прежнем месте. Каким образом он, имея 12 тонн массы, выбрался из-под земли, да еще за сравнительно короткое время, никто не знал.

Не стóит и описывать, какое воздействие это произвело на горожан: камень стал считаться еще более чудесным. В 1788 году, чтобы окончательно прекратить языческое поклонение камню, было решено использовать его в строительстве новой Духовской церкви (не сохранилась). Но сани, в которых через озеро везли тяжелый валун, провалились под лед. Камень оказался под водой и на время был забыт. Но к середине XIX века он снова очутился на берегу (вероятно, из-за обмеления озера, так как лежал близко от берега). 40 лет спустя он "выполз" на берег.

Фотографии 50-х годов прошлого века запечатлели глыбу на самом берегу озера, а спустя десятилетия валун оказался уже на расстоянии ста метров от этого места. Я подобрала с тырнета все старые фото, которые смогла обнаружить.Этот же снимок, но со щита перед камнем.Еще со щита.

Год не знаю, но еще недалеко от края озера.Фото апрель 2008 года (не мое)

 

Фото  лето 2010 года. Ниже фото через год. А на этом фото хорошо виден путь, который он проделал, двигаясь в сторону Александровой горы.фото 2010 года. Хорошо видно, что он лежал в луже. Сейчас вода или отведена, или сама постепенно ушла. на этом снимке видно, что он стоит перед горкой. А вот тут он почти лезет на нее. Но с этого времени ему почему-то стало неспокойно лежать на земле, и он начал постепенно погружаться в грунт. Сегодня почва почти поглотила валун. Поэтому те, кто ныне приезжает полюбоваться им, видят лишь небольшую площадку высотой около 30 сантиметров.С тех пор Синий камень не трогали, и он так и лежит у самого края Плещеева озера, в болотистой влажной низине. Сейчас он поставлен под охрану как памятник природы и истории города. Тропинка к камню протоптана, наверное, более широкая, чем в те времена, когда ему поклонялись язычники.
Вид в сторону дороги. Виднеются палатки, там идет бойкая торговля сувенирами, в том числе и леноточками.  Вместо жертв на окрестные кусты и даже на высокую траву туристы навязывают лоскутки ткани – видимо, отголосок языческого обычая. Местность такие лоскутки, конечно, не украшают, но суеверие сильнее любой эстетики. К этому камню возят экскурсии, в том числе и иностранные. А в прошлом году, уж не знаю, власти ли или предприниматели построили дощатые подмостки по пути к камню, огородили проход, да еще и кассу установили. Мол, хотите чуда – платите. В общем - прихватизировали. Не знаю уж как было в этом году.

Летом висел вот такой щит перед камнем, а уже осенью, когда построили подмостки повесили другой. Основательный.Как только не измываются над бедным камнем. И зерно сыпят, и деньги кидают, и еду оставляют (не соображая, что все это может сгнить!), а еще молоком и медом поливают.Видите белые лужицы? Или подношения ниже. Нас там было трое. Странное дело, но всем нам троим пришла одна и таже мысль, что камню это не нравится (это уже по пути домой) я озвучила вслух мысль и меня, удивленно, поддержали, что такая мысль и их посетила.Короче, через пару недель я опять туда рванула. Камень мы прибрали, и помыли его. Да надолго ли? Бороться бесполезно!А еще разглядела буквы. Разные.Была я там и зимой. Надо сказать, что снег не держится на камне и стаивает.Приложив руки к камню я задумалась и услышала мысль, словно и не свою. Устал я от людей. Ухожу... не знаю, может показалось...Одно могу сказать однозначно, камень за нгесколько лет не сдвинулся с места, а все больше погружается в землю, словно и правду устал и хочет скрыться... вот такие дела...

Кому интересно, ниже я поискала материал (а искала я его очень долго) и вот что нашла по поводу Синь-Камня. Если интересно - читайте.

Сначала я дам материал Вадима Александровича Черноброва. Вот что он пишет об этом камне: «СИНЬ-КАМЕНЬ – легендарный валун, издревле находящийся неподалеку от села Городище под Переславль-Залесским (Ярославская область). Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. Язычники преклонялись этому черно-синему валуну (вероятно, имеется в виду глагол «поклонялись» – В.Ч.) как божеству, и поэтому по повелению руководителей христианской церкви камень закопали в землю. Спустя много лет Синь-камень показался над землей, и поклонения возобновились. Валун утопили в Плещеевом озере, однако через 80 лет он «самостоятельно выполз» из воды» (ЧЕР, с. 428-429). Пока сообщаются известные сведения.

«Некоторые современные исследователи утверждали, что Синь-камень сродни ползающим камням с американского континента и действительно может двигаться с весьма малой скоростью из-за какого-то неизвестного физического явления. Несмотря на большой интерес к этому объекту со стороны журналистов, туристов и исследователей-эзотериков, первоначально комплексных научных исследований Синь-камня не проводилось.

В сентябре 2000 года у Синь-камня прошла 87-я экспедиция Космопоиска в составе 16 человек с целью подтвердить или опровергнуть древние легенды о способности камня к самопроизвольному движению. Для исследования камня были подобраны (но не отколоты от камня) образцы, проведены замеры, как самого камня, так и окружающей почвы, выкопан шурф, опрошены местные жители. Размеры семиугольного в плане сверху камня составили: 254 см (направление Север-Юг), на 259 см (В-З), периметр – 862 см; высота над уровнем земли: 33 (С), 36 (С-В), 52 (В), 69 (Ю-В), 66 (Ю), 10 (Ю-З), 20 (З), 5 см (С-З).

Измерение плотности грунта производилось путем измерения глубины проникновения штыревого пенетратора с тарированным грузом, при этом делалось по три замера в каждой точке на сетке с шагом разбиения один метр. Замеры выявили четкий след из грунта меньшей плотности, по размерам примерно соответствующий ширине камня и свидетельствующий о том, что камень если и выполз (или был вытащен) из озера, то с направления С-З. Измерения самого камня выявили повышение радиоактивного фона на 25-30% на вершине камня (относительно почвы). На южной стороне камня выявлена область, имеющая электростатический заряд. Частиц металла (кроме брошенных монеток) и иных физических отклонений на камне не выявлено. Изучение следов повреждения почвы не выявило повреждений почвы из-за волочения камня со стороны З и Ю-З. Весь процесс измерений засняли кинодокументалисты, операторы В. Каракуц и Ю. Суворов. Вывод экспедиции таков: четких признаков движения камня в прошлом не выявлено, хотя установлено, что в направлении с С-З на Ю-В существует след уменьшения плотности грунта, соответствующий по ширине самому камню» (ЧЕР, с. 219-430).

Можно только поприветствовать коллег, которые произвели первые обмеры камня и сделали их достоянием общественности. Между тем, полная высота камня, его плотность, а тем самым, объем и вес не установлены. Не определен и геологический состав камня. Остается также неясным, как далеко от камня простирается его менее плотная земляная «тень», и остается ли она все той же плотности. Неясно также и на каком расстоянии от уреза воды находится камень в наши дни. Это, так сказать, чисто геометрические и физические сведения. Но и с точки зрения экстрасенсорики неясно, какова вторая аура камня как по расстоянию от камня, так и по ее геометрической форме. Все это не дает мне возможность подтвердить вывод автора процитированного текста о том, что исследование было комплексным. Так же как не объяснено, почему он никогда не покрывается снегом и иногда светится по ночам.

Возможность камня наносить удар. Особенно ценным в исследовании коллег я считаю обнаружение электростатической области на южной стороне камня. Я специально отмечал в моей книге, что в Великобритании исследователи подверглись удару со стороны камня при неосторожном прикосновении к нему. А из статьи В. Черноброва явствует, что удар действительно может быть нанесен, но всем нам знакомым электростатическим разрядом. Иными словами, Перуновы камни являются электрическими конденсаторами, своеобразными Лейденскими банками.

Возможность камня передвигаться. Вопреки мнению участников экспедиции о том, что четких признаков движения камня в прошлом не выявлено, само обнаружение менее плотной почвы по ширине камня в направлении на С-З говорит именно об этом. Камень, следовательно, двигался на Ю-В. Мне хочется поздравить участников экспедиции с тем, что они додумались до такого несложного измерения, как измерение плотности почвы. Видимо, такие замеры целесообразно устраивать при исследовании любых священных камней.

Существование надписей. К сожалению, экспедиция Космопоиска не ставила также задачи подтвердить или существование надписей или дополнить их список. Эту задачу беру на себя я. Хотя для чтения надписей данная фотография не очень хороша из-за низкого разрешения, все-таки на ней можно уверенно прочитать и слово ТОПЛЕНЪ, и слова ПЕРУНОВ КАМЕНЬ, которые я выявил еще в моей монографии.

Хочу так же обратить внимание читателя на то, что камень сфотографирован со стороны некой лужи, вода в которой так спокойна, что камень в ней отражается без искажений. Ясно, что часть камня затоплена в луже.

О Синь-камне у Д.В. Громова. О Синь-камне можно прочитать некоторые слова и у Д.В. Громова: «Недалеко от подножия горы, у самой воды находится Синий (или Синь) Камень, огромный ледниковый валун. Предполагают, что первоначально он служил алтарной плитой святилища на Александровой горе... Языческое поклонение побудило церковную администрацию к принятию мер по уничтожению камня: в конце XVII века он был низринут в глубокую яму и засыпан землей. С этого момента начались чудесные превращения камня – через некоторое время он снова оказался на поверхности, поклонения ему возобновилось. Зимой 1788 года было принято решение положить камень в фундамент церкви, строящейся в Духовской слободе, на берегу реки Трубеж. Его спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но на середине озера лед проломился, и «мерьский бог» утонул на достаточно большой глубине. Через несколько десятков лет местные рыбаки стали замечать, что каменная глыба передвигается под водой в северном направлении, и к концу 1840-х годов камень снова оказался на берегу озера, там, где он сейчас и лежит. В настоящее время бытует мнение, что камень продолжает свое движение, все дальше отодвигаясь от воды» (ГРО, с. 81-82).

Из этих строк можно понять, что камень двигался с 1788 по 1848 год, то есть, около 60 лет. Хотя преодоленное им расстояние не указано, но, вероятно, он был удален от берега не менее чем на 60 м, так что скорость его перемещения составляла порядка метра в год, или порядка 8 см в месяц. Это – очень высокая скорость для геологического объекта. В настоящее время он находится не менее чем в 30 м от берега. Следовательно, с 1850 по 2005 год, то есть за 155 лет он по суше продвигался много медленнее, по 20 см в год или по 2 см в месяц. Это – примерно вчетверо медленнее. Однако, в принципе, вещь вполне измеримая. Важно то, что камень двигался в обратном направлении по сравнению с тем, куда его увозили – назад к берегу, а по берегу – назад к Александровой горе, куда он и вползает. Следовательно, северная, высокая сторона камня – его передняя часть, а погруженная в лужу – задняя.

Подъезжая к камню первым, что видит путешественник, это деревья, украшенные разноцветными лоскутами ткани, а в последнее время по тибетской традиции и появившимися квадратными флажками с нанесенными на них  молитвами, которые, как считают тибетские монахи, раскачиваясь на ветру, они доносят до бога молитвы верующих. Священники ближайших монастырей не любят «Синь-камень» и категорически не рекомендуют туристам бывать около него, а тем более загадывать желания, но редко кто прислушивается к советам монахов. И если в современном Переславле – Залесском между духом, живущим в Синь камне и монахами многочисленных монастырей, существует временное перемирие, то в прежние годы, на протяжении целых столетий между ними шла ожесточенная борьба.

В древности камню поклонялись сначала меряне, а затем и многочисленные народы северных славян, считая камень посредником между людьми и Ярилой – одним из самых светлых и почитаемых славянами Богов весны, плодородия и мужской силы. Недаром большинство городов на Руси имеют в своем названии приставку «Яр», а множество русских слов одноименный корень. Но в 9 веке на Русь пришло христианство, которое стало бороться с древней верой славян.

Печальная участь постигла и синь-Камень, в 1152 году, в год официального основания Переславля – Залесского, его скинули с горы, где камень пролежал несколько тысяч лет. Однако местные жители, не желая расставаться с любимым кумиром в отместку официальным властям, подожгли город Клещин. По их мнению, Синь – камень обиды не простит, а все, что будет построено на вершине горы, ждет неминуемое разрушение.

Силами княжеской дружины Юрия Долгорукого бунт подавили, но историю про Синь камень  не забыли. Вскоре официальная власть смирилась, что жители Переславля и окрестных селений посещают с требами Синь камень. А история получила свое продолжение, когда в начале 13 века, на вершине Ярилиной горы, Александр Невский решил построить свою резиденцию, после этого она стала называться Александровой и сохранила свое название до сегодняшнего дня, хотя простые люди по-прежнему именуют ее Ярилиной плешью. Сначала работам мешала, какая-то противоестественная сила, а когда они были закончены, резиденция постоянно подверглась различным разрушениям, то пожар, то ветер разрушали строение князя. Простояла резиденция очень не продолжительное время и была разрушена.

В следующий раз боевые действия возобновились в начале 17 века, когда по приказу дьякона Семеновской церкви Ануфрия, как повествуют местные предания, монахи выкопали большую глубокую яму и скинули в нее 12 тонный валун. Однако всего через несколько лет камень, чудодейственным образом преодолев несколько метров грунта, самостоятельно выбрался наружу. Недоумению монахов не было предела, а местные жители в который раз поверили в силу древнего божества и заспешили к нему с дарами и просьбами.

Более 150 лет, после этого случая не решались монахи на следующий коварный ход и вот, зимой 1788 года было решено перевезти камень на санях через озеро и заложить в основание Свято-Духовской церкви, запечатав его крестом. Но не тут-то было. Как только груженые огромным валуном сани выехали на середину озера, лед проломился, а священный валун отправился на дно Плещеева озера. В этот момент, как утверждают местные легенды, произошло чудо: воды озера на миг стали прозрачными, как воздух. А начиная, со следующей весны и по сей день Плещеево озеро является одним из самых чистых в России. В самых глубоких местах озера в ясную погоду  можно наблюдать, что происходит на его дне.

Однако и в это раз недолго находился Синь камень в изгнании, уже через год рыбаки стали рассказывать, будто Синь камень перемещается по дну, и точно, примерно через семьдесят лет после затопления в 1850 году валун выполз на берег около Александровой горы. На этом история не закончилась, из года в год камень продвигается в противоположную от озера сторону, неумолимо приближаясь к основанию Ярилиной плеши. В 50-х годах 20 века, как рассказывают очевидцы, подтверждая свои слова фотоснимками, он был на самом берегу озера, через 30 лет, от берега его отделяли 100 метров, а сейчас он находится на расстоянии не больше 300 метров от Александровой горы, неумолимо продвигаясь на свое историческое место обитания.

Ученые также не раз обращали внимание на уникальный валун, но были в своих оценках гораздо скромнее, чем краеведы. По их мнению, камень действительно на протяжении нескольких тысячелетий находился на вершине горы, являясь святилищем Ярилы, бога весны и плодородия. На гору же он был принесен ледником со скандинавского полуострова. Вес камня чуть больше 12 тонн, а состоит он из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Перемещения же камня в земле и по дну озера обусловлены его пористым строением. Таково официальное мнение историков и геологов, исследовавших камень.

Но, не все так просто, на самом деле, на ряду со стандартными для подобных камней характеристиками, ученые обнаружили, что почва под камнем в сторону озера является менее плотной, чем это должно быть, что свидетельствует о бесспорном природном (не насильственным перемещением камня). Как ни странно, но многочисленные легенды, о происхождении и подвигах Синь камня оказались полностью подтверждены учеными. Единственное, что невозможно проверить – это исполнение камнем желаний, которые у него просят многочисленные паломники. Но этому есть косвенные подтверждения, как рассказывают местные жители, в славянские религиозные праздники около Синь Камня скапливается целая вереница дорогих машин с бизнесменами, желающих поблагодарить Синь-камень за исполненное желание.

Родина – славянской кибернетики

В советское время, когда было предано забвению, все что хоть отдаленно связывало людей с религией, не только не были разрушены исторические памятники Переславля Залесского, но напротив, советские вожди, как будто предчувствуя, что этот город обладает неведомой сакральной силой, создали Переславский музей заповедник. В это время в Переславле - Залесском появились научно-исследовательские учреждения. Возводились новые корпуса Института программных систем Академии наук СССР, обсуждался вопрос о создании международного центра стран СЭВ по вопросам кибернетики.

Возможно, не стоит бороться со старыми богами, ни свергая камни с их природных пьедесталов и разрушать стены монастырей, изгоняя древнюю веру, ведь отдав совсем немного любви и внимания своим предкам, отраженным в древних кумирах, можно получить помощь и защиту в жизни настоящей. Очень хочется верить, что современные правители России, ощутив зов предков приедут в Переславль-Залесский посетят Синь камень, и откроется у России новая славная страница ее истории… 

И вот впервые получены достоверные факты «блуждания» камня. Но не исследователями, а кинематографистами. Продюсер компании “Гипо-Теза” Александр Волков рассказывает:

-Мы осенью и в начале зимы снимали фильм о необычных явлениях природы, которые происходят вокруг Плещеева озера. В один из первых дней попробовали зафиксировать на пленку древние надписи на камне. Не получилось. Они видны только с определенной точки, только утром и только при ярком солнечном свете. Чтобы не потерять ракурс, пометили колышками места, в которые упиралась тренога видеокамеры. Когда через две недели вернулись, обнаружили, что камень “отполз” сантиметров на восемь! Стало интересно. Продолжили замеры. За три с половиной месяца нашей работы Валун продвинулся более чем на 40 см, и приподнялся на 4-5 сантиметров!

- А что говорят местные жители?

- Они просто этого не замечают. Каждый день ходят мимо, сантиметр туда, два обратно (смеется). Вы обратите внимание, когда фонарный столб у вашего подъезда постепенно сместится за полгода сантиметров на пятьдесят?..

- Слишком много эзотерических загадок для нашего просвещенного техногенного века…

- Я не мистик. Но… Когда мы собрали вместе все аномалии, которые происходят в округе (шаровые молнии, свечения, необычные представители животного мира, которых встречали в округе), стало понятно, что у них, скорее всего - одна общая причина. Возможно, Синь-камень - частица какой-то глобальной экосистемы, о которой мы пока ничего не знаем. И то, что он лежит не на своем месте, приводит к появлению «чудес» в округе. Поэтому Синь-камень и двигается, чтобы занять отведенное ему природой место.

- В таких случаях принято спрашивать: «Так что же ожидать от «знамения»? Катастрофы, наводнения, революции?

- Не думаю. По-моему, его движение - это путь к гармонии.

источник-Русская Правда

Картина дня

наверх