В прошлый раз мы посетили усадьбу Шехтеля Усадьба самого Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке
В этот раз посетим городской дом Федора Осиповича Шехтеля на Большой Садовой, 4.
Этот дом был построен архитектором в 1910 г. для своей семьи в рекордно короткие сроки - за три месяца. Вид с Большой Садовой улицы в 1910 году
На двух этажах были устроены квартиры, в одной поселилась внучатая племянница Шехтеля, художник-авангардист Вера Попова, во второй - его сын, художник и теоретик искусства Лев Жегин.
Семья архитектора прожила в нем около восьми лет. В начале века дом привлекал к себе творческую интеллигенцию и потому, что сам Федор Шехтель был гостеприимным человеком, и потому, что в нём часто бывали друзья его сына, художнига Льва Жегина. Сюда приходили философ Павел Флоренский, художники Михаил Илларионов, Наталья Гончарова, Василий Чекрыгин, поэт Владимир Маяковский. Именно здесь, на втором этаже дома, весной 1913 г. создавалась первая поэтическая книжка В.Маяковского "Я!".
Штаб-издательской квартирой была моя комната. Маяковский принёс литографской бумаги и диктовал Чекрыгину стихи, которые тот своим четким почерком переписывал особыми литографскими чернилами...
Через две-три недели книжонка "Я!" с рисунками Чекрыгина и моими была отпечатана в количестве, кажется, 300 экземпляров. Маяковский разнёс их по магазинам, где они были довольно скоро распроданы.
Лев Жегин
Ф. О. Шехтель в холле собственного дома на Большой Садовой улице, 1910 год
В 1918 г. усадьба была национализирована, вроде Шехтель усмпел ее продать, но вот в Крым уехать не успел, как хотел и о чем он потом весьма сожалел.
Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю…. Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист…
Последние три года Шехтели жили в квартире на Малой Дмитровке, 25, купленной еще в 1913 году.
Особняк на Большой Садовой сначала был занят детским садом, затем районным отделением КГБ. Дом приспосабливался к нуждам новых хозяев, происходили перепланировки. В 1993 г. здание перешло в пользование Гуманитарного центра "Стратегия" в довольно плачевном состоянии.
Дому сильно не повезло в 90-е годы прошлого века. В советское время здесь размещался отдел КГБ, следивший за гостиницей «Пекин».
А потом, когда спецслужба чуть-чуть сократилась, про дом... забыли. Здесь, в самом центре Москвы, жили бомжи, на растопку пошло все, что могло гореть.
С 1993 по 2002 гг. проводилась реставрация особняка, приспособление к его использованию в современных условиях в качестве общественно-культурного центра. Коллектив стремился воссоздать исторический облик усадьбы, ее планировку по сохранившимся чертежам и фотографиям.
И после краткого экскурса в историю дома и его обитателей можно полюбоваться тем, что дошло до наших дней.
Говоря о стиле этого здания, знатоки часто употребляют термин "русский модерн", но глубокие исследователи творчества архитектора не столь единогласны. В нем присутствуют и элементы позднего модерна, и классические формы, и неоклассика.
В оформлении парадного фасада доминирует четырёхколонный портик с дорическими полуколоннами, в который вписано огромное трехчастное окно.
В левой части фасада располагается парадный подъезд и монументальная проездная арка, над которой помещен классический барельеф. В центре изображена богиня мудрости Афина, к ней с обеих сторон шествуют музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры.
Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трёх сёстрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре... С тех пор как существует наш мир, мы не перестаём зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства...
Ф.О.ШехтельЭто авторская копия фриза афинского Парфенона.
Правая часть фасада украшена небольшим балкончиком с кованой решёткой. Композиция не симметрична, но при этом уравновешена.
Кроме выходящего на красную линию главного жилого дома на территории находился палисадник и двухэтажная флигель-мастерская.
Фонарь, освещающий проездную арку, и барельеф над входом.
На первом этаже попадаем в вестибюль с камином. Исторически он выглядел так.
После реставрации постарались вернуть похожий облик, поставили камин (не настоящий), повесили гобелен со схожими природными мотивами.
Витражи на окнах повторяют орнамент на доме Шехтеля в Ермолаевском переулке.
Центральное место в усадьбе занимает огромная гостиная-холл, с высотой потолков более 7 м (!). При жизни владельца по стенам размещались экземпляры его богатейшей художественной коллекции, устраивались выставки детей и их друзей. Огромный холл и задумывался как выставочный зал для работ детей, Веры и Льва. Они были талантливы. Лев дружил с Маяковским, с которым познакомил и Веру. Владимиру Владимировичу в то время было 20 лет и его поведение и манера одеваться никак не могли понравится "взрослым". А когда выяснилось, что 14-летняя Вера беременна....
Впрочем, судьба Веры сложилась вполне удачно. Ее отправили в Париж, беременность прервали, позже она была два раза замужем.
Теперь здесь проводятся различные семинары, лекции, презентации научной, художественной литературы, концерты, выставки.
Картины на стенах - декорация к снимаемому в этих стенах кинофильму.
За гостиной располагались кабинет и чертежная. После реставрации они оформлены как библиотека и актовый зал.
На второй этаж ведет на первый взгляд простая лестница, но со старыми перилами, в которых есть удобные желобки под пальцы.
На втором этаже находились спальни членов семьи Шехтеля, а сейчас здесь рабочие кабинеты сотрудников центра "Стратегия". Все интерьеры оформлены в офисном "пластмассовом" стиле, поэтому фотографии интереса не представляют.
Последний марш лестницы ведет прямо на открытую мансарду, расположенную над гостиной. С нее открывается великолепный вид на Садовую!
Из крайности в крайность - после крыши нас повели в подвал, где располагается небольшая фотовыставка, посвященная строениям Ф.О.Шехтеля в Москве.
На этом и завершилось мое путешествие по усадьбе Ф.О.Шехтеля. Жаль, конечно, что от прекрасного особняка подлинными остались только внешние стены, балкончики, барельефы... Но при этом отрадно, что интерьеры восстановлены по сохранившимся фотографиям довольно достоверно, без излишней вычурности, в соответствии с тем, что было при хозяине.
Особняк закрыт для свободного посещения, но изредка сотрудники проводят экскурсии для туристов. Здание также иногда используют для кинематографических съемок.
Хочу напомнить о самых знаменитых зданиях в Москве, спроектированные архитектором Ф.О. Шехтелем
1. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон (модерн, 1881 г.)
2. Особняк Зинаиды Морозовой (неоготика, 1893-1898 гг.)
3. Особняк С.П. Рябушинского (модерн, 1900-1903 гг.)
4. Ярославский вокзал (русский стиль, 1880-1882 гг.)
5. Торговый дом Василия Аршинова (модерн, 1899 г.)
6. Торговый дом Московского страхового общества (модерн, 1901-1903 гг.)
Напомню о красивых зданиях в Москве, построенных по проекту архитектора Федора Шехтеля
1. Особняк Рябушинского, Малая Никитская улица, 6.
2. Особняк Зинаиды Морозовой, Спиридоновка, 17.
3. Особняк Дерожинской, Кропоткинский пер., 13.
4. Типография Левенсона, Трёхпрудный пер., 9.
5. Дача Левенсона, Чоботовский, 4.
6. Ярославский вокзал, Комсомольская площадь.
7. Особняк Патрикеева, Правобережная, 6А.
8. Доходный дом Шамшиной, Знаменка, 8/13.
9. Доходный дом Строгановского училища, Мясницкая, 24.
https://toptigki.livejournal.com/4522.html
https://glukovarenik.livejournal.com/2559800.html?replyto=21...
Свежие комментарии