На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Run Николаева
    Ангела жалко :(Московские прогул...
  • Алескендер Рамазанов
    Прилучных нынче столько,что ворот не хватит!  А ГОСТ, в издевку ,ставят на сущем дерьме!, ставятВ 1951 году 23 ра...
  • Светлана Митленко
    Не правильно. Ближе к городу, значит для кого-то это станет большой головной болью. Не хотела бы я жить в районе рядо...Прогулки по Санкт...

Московские птички 27

Райская птица района Отрадное 
Итак, очередной выпуск московских птичек. Сегодня,у нас будет улица Римского-Корсакова, дом 16.

      Этот двенадцатиэтажный жилой кирпичный дом был построен в 1989 году, и вместе с прилегающими домами 8–14 и 18 входит в состав экспериментального жилого дома для работников завода "Трансмаш" (эти дома действительно визуально составляют одно целое). На его торцевой стене, той, что контактирует с домом 14, помещено большое... не знаю, как назвать, что-то вроде панно... с летящей птицей.

Опять же не скажу, в какой технике она выполнена, может быть, кто-нибудь её знает?

Сообразить, кто тут изображён, удалось не сразу, но удалось. На первый взгляд птица похожа на удода, но уже со второго ясно, что удод тут и не ночевал, а птица явно из каких-то сказочных. Потом оказалось, что такая же птица стоит в скверике возле станции метро "Отрадное",


и тут уже стало ясно, что надо плясать от района. После чего быстро выяснилось, что, действительно, в 2000 году гербом района Отрадное (по которому проходит улица Римского-Корсакова) была утверждена "в голубом щите московской формы золотая с серебром райская птица" (надо понимать, не представитель семейства Paradisaeidae, а именно что из тех, сказочных). Она-то на доме и висит, и явно появилась там уже после 2000 года. Интересно, что райских птиц традиционно рисуют без лапок (они им не нужны), и птица из Отрадного именно так и изображена.

Античный мотив

Пройдемся теперь к дому, построенному в 2005 году в Большом Палашёвском переулке. Дом № 10.

 Современное элитное жилое здание, выстроенное на месте своего предшественника (снесённого доходного дома 1893 года) архитекторами П.Ю. Андреевым, С.В. Воробьёвым и И.Р. Халитовой из "Архитектурной мастерской Павла Андреева". Фасад дома отделан камнем, стеклом и мозаиками. Вот они-то нас и интересуют.



В приподъездной нише дома прячутся две круглые мозаики на античные сюжеты. Проглядеть их там довольно легко, если про них не знать. Впрочем, если не рассматривать фасады по сторонам неширокого переулка, а просто идти, то увидать мозаики, может быть, даже и проще :). На мозаике слева от входа изображены женщина и, надо полагать, цапля (хотя поза её больше напоминает фламинго, но фламинго эта птица вряд ли может быть из-за прямого клюва... впрочем, я не настаиваю).

Того, что я помню из греческих мифов, мне явно не хватает, чтобы сказать, к конкретной ли истории эта мозаика, или это просто некая стилизация под Древнюю Грецию. (На мозаике справа от входа там изображён воин со спрутом на щите, что тоже может быть как неким сюжетом, так и простой стилизацией).
Тайнопись Первого Гуманитарного
 
Следующая точка в подборке птиц  – это Первый Гуманитарный корпус МГУ на Воробьёвых горах, на восточной части университетской территории. Официальный адрес его выглядит так: Ленинские горы,1, строение 51 (по названию занимаемого Университетом микрорайона). Заложен корпус был 29 марта 1966 года, а открыт – 1 сентября 1970 года.


В нём обитали исторический, философский и юридический факультеты, но первые два недавно перевели в новый корпус на Ломоносовском проспекте, а в Первом гуманитарном нынче гнездится (помимо юристов) много мелких структур МГУ, от Высшей школы инновационного бизнеса до Института Конфуция. Нас же он интересует потому, что вход в него расположен в сильно вынесенной вперёд пристройке с бетонным панно на торце.


Вот оно-то нам и нужно. Панно над входом в корпус украшено фигурами, символизирующими получение Знания, и среди них есть некто, окружённый фрагментами текстов. В частности, у ног его расположена "древняя надпись", состоящая из смеси различных иероглифов и клинописи. И там, среди прочих знаков, размещается египетский иероглиф-птица. Трудно сказать, какая: у египтян их было несколько, а рисунок на панно слишком обобщён. Так что будет просто птица.

      Это уже вторая "египетская" точка в подборке "птиц на домах" (первая, напомню, была в Кузьминках).

Птицы Детского музыкального театра

Московский Государственный академический детский музыкальный театр, ныне носящий имя своей основательницы Н.И. Сац, возник в 1965 году. Но только в 1979 году он переехал в собственное здание на проспекте Вернадского,5.

Здание было построено трестом "Мосжилстрой" Главмосстроя по проекту архитекторов института "Гипротеатр" А.А. Великанова и В.Д. Красильникова, а так же В.М. Орлова. Вершину округлой башни здания театра венчает большая, издалека заметная скульптура его символа, Синей птицы из знаменитой пьесы Метерлинка, работы скульптора В.М. Клыкова.

Вот она ближе:

Но это, однако, не единственная птица на театре. Там их вообще кладезь. Над входами в театр расположены декоративные рамы, каждая из которых посвящена какой-нибудь постановке.

Та, что над входом в Малый зал - это сказка "Петя и волк"), украшена изнутри металлическими скульптурами.

И там, среди прочих фигур, сидит на флейте небольшая певчая птичка, явно из воробьиных, и бредёт куда-то задумчивая утка.


Прочие рамы украшены круглыми металлическими медальонами и боковыми рельефными панно. Первая из них посвящена сказке о Золотом петушке, каковой и красуется на медальоне.

Композиция над следующим входом в театр посвящена Царевне-лебеди.

Лебедь на медальоне там, правда, чересчур антропоморфна для того, чтобы считаться коллекционной,
но зато на боковом рельефе есть и прекрасная лебедь, и преследующий её коршун.

Вот такое гнездовье птиц.       

Орлы на киверах

 Ну и еще  две точки, обе – с мозаиками. Первая из них, та, что будет сейчас, представляет, однако, случай своеобразно-пограничный.
Бывают на свете просто изображения птиц, а бывают – изображения изображений. Например, птица нарисована на знамени, а уже знамя (вместе с ней) изображено на каком-нибудь панно. 
С другой стороны, в советское время славные сражения дореволюционной истории ставили перед художниками-оформителями интересную задачу: с одной стороны, наши войска сражались там под царскими орлами, а с другой – упомянутый символ вроде как принадлежал отринутому прошлому. Поэтому не рисовать орлов вообще было бы нехорошо, но акцентировать на них внимание было бы нехорошо тем более. Выход, разумеется был очевиден: обычно их всё-таки изображали, но как-нибудь неприметно. Вроде и есть они, а вроде и не видать.
Мозаики на боковых крыльях построенного в 1961–1962 годах здания Бородинской панорамы демонстрируют это, пожалуй что, наилучшим образом. Искомые орлы там как раз весьма неприметны.

Современное здание для Бородинской панорамы (созданной в 1912 году художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо) было построено на Кутузовском проспекте (дом 38, строение 1) к 150-летию Бородинской битвы, в 1962 году. Авторами проекта были архитекторы А.Р. Корабельников, А.А. Кузьмин, С.И. Кучанов и инженер-конструктор Ю.Е. Аврутин.

 На левом крыле здания есть мозаика с раненным князем Багратионом, посылающм войска в бой. И вот на этой-то мозаике и можно найти царских двуглавых орлов. Они, как им и положено, сидят на солдатских киверах.

И больше орлов во внешнем оформлении здания Бородинской панорамы нет. Я, во всяком случае, не нашла. И на сегодня все.

Картина дня

наверх