Жизнь - театр

841 подписчик

Свежие комментарии

  • Елена Мамонова
    Природа удивительна!Природа без фотош...
  • Елена Мамонова
    Ярко и весело!Филимоновская игр...
  • Yvan
    Замечательные сказки Волкова с удовольствием читали и мы, и наши дети, и наши внуки. Надеюсь у них будет ещё долгая ж...Александр Волков ...

Жемчуг в русской живописи

Мил мне жемчуг нежный, чистый дар морей!
В лоне океана, в раковине тесной,
Рос он одиноко, как цветок безвестный,
На обломках мшистых мертвых кораблей...
Бурею весенней выброшен со дна,
Он лежал в прибое на прибрежье диком,
Где носились чайки над водою с криком,
Где его качала шумная волна…

Мил мне жемчуг нежный на груди твоей!
Сладко упиваясь юной красотою,
В светлом божьем мире я брожу мечтою, —
В небе, в блеске солнца, в тишине морей,
С перлами морскими под водой цвету,
Рассыпаюсь в рифах влагой голубою —
И одно есть счастье: разделить с тобою
Эту радость жизни, эту красоту!

Иван Бунин 

На Руси, где вплоть до последних нескольких столетий большая часть драгоценных камней имела привозное происхождение, жемчуг любили больше всех как исконно родной камень – то был розоватый жемчуг из северных рек. Поэтому с жемчугом на русском Севере было связано представление о радости в противовес легендам других стран, где жемчуг неизменно овеян некоторой печалью: например, ловцы жемчуга тропических морей никогда не носили добытое, думая, что это принесет неудачу. А славяне считали, что скатный жемчуг – это тоже слезы, но слезы радости, скатившиеся с зеркала и олицетворяющие минувшие дни, а значит, будут возвращать своих хозяек памятью в светлое прошлое, пробуждая оптимизм и надежду на счастье.

Жемчуг в русской живописиК.Е.Маковский, Боярыня.

Другая славянская легенда объясняет происхождение жемчуга тем, что это окаменевшие капли воды, которые стекли с венчика водного цветка и попали в створку раковины-жемчужницы. Причем капелька с венчика кубышки, скатившаяся на закате солнца, становится золотистой жемчужиной; капелька из венчика лотоса, упавшая на рассвете, превращается в нежно-розовый камень, а капля из венчика кувшинки падает в полдень и жемчужина такая якобы имеет серебристый оттенок.Жемчуг в русской живописиСергей Соломко

Третья легенда пришла из Византии и тесно связана с христианским религиозным символизмом. Согласно ей, жемчуг образуется, когда в распахнутые створки раковины влетает молния во время грозы. Здесь преподобный Ефрем Сирии проводил аналогию с непорочным зачатием: молния, или небесный огонь, обозначали Святой дух, сошедший с небес во чрево Богородицы (раковину), что родило «жемчужину», которая символизировала Иисуса Христа.Жемчуг в русской живописиКонстантин МаковскийЖемчуг в русской живописиГрибков Сергей Иванович1893, Прятки

Жемчуг всегда был одним из любимых украшений русских людей. Так, согласно свидетельствам византийских летописцев, у князя Святослава «в одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами».Жемчуг в русской живописиВиргилиус Эриксон, датский живописец, придворный портретист, долгое время работавший в России (1757-1772) Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772..

В духовной грамоте великого князя Ивана Калиты (1328 г.) описывается пояс «большой, с жемчагом, с каменьями». Мантия Ивана Грозного была «сплошь усыпана жемчужинами величиной с орех», а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.В 1678 году царь Федор Алексеевич, принимая польское посольство, был облачен в мантию, столь богато расшитую жемчугом и алмазами, что казался «убранным солнцем и звездами». Обладательницей прекрасного жемчужного ожерелья была Екатерина II. Жемчуг в русской живописиИван Крамской. Российская императрица, супруга Александра III, Мария Федоровна 

В сокровищницах Алмазного фонда и Оружейной палаты Кремля сохранились шитые жемчугом царские уборы: шапка Мономаха, шапка Казанская и шапка Алмазная, а также оклады икон Богоматерь Одигитрия, Владимирская Богоматерь и жемчужный крест искусной работы — аксамит.Франц КРЮГЕР (1797-1857). Жемчуг в русской живописиПортрет императрицы Александры Фёдоровны.

В коллекции Государственного Эрмитажа хранится подвеска «Жемчужный лебедь». Тело птицы образовано крупной жемчужиной, а шея, крылья и хвост выполнены из золота и покрыты белой эмалью. Шея и крылья птицы усыпаны алмазами. Нижняя часть оправы жемчужины покрыта яркой голубовато-зеленой эмалью, воссоздающей гладь вод, по которым скользит драгоценная птица.Жемчуг в русской живописиИван Макаров. Императрица Александра Федоровна

Стоимость жемчуга во все времена определяли его вес и размер. Традиционно на Руси жемчужины по размеру делили на «большие», «средние» и «мелкие». Встречались и другие, более оригинальные градации. В «Минералогическом словаре», изданном в 1790 году, говорится: «Жемчуг, который величиною бывает против вишен, называют вишенным».Жемчуг в русской живописиПортрет работы Франца Ксавера Винтерхальтера, урождённой княжны Барятинская

Разделение жемчуга по форме также практиковалось еще в XVI веке. Жемчуг правильной сферической формы с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте», называли «скатным» или «окатным». Скатный жемчуг часто упоминается в старинных русских сказках и былинах.Жемчуг в русской живописиМаковский К. Е. Боярыня у окна 

Так, Илья Муромец, желая задобрить царя Калина, подносит последнему «полную мису чиста серебра, другую красного золота, третью скатного жемчуга». Жители Русского Севера нарекли круглый жемчуг «окатенем» или «каргопольчиком» (отсюда название города Каргополь). Неокатанный жемчуг называли «рыжиком» и «угольчатым». С XVI века такой жемчуг стал носить название «барокко».Жемчуг в русской живописиФранц Ксавер Винтерхальтер, Лина Муравьева, ур. княжна Гагарина, 1857

Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин (портрет выше).

Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех. ПЖемчуг в русской живописиПортрет Демидовой

Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны. Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен.По свидетельствам современников, «жемчуг царицы был превосходным,и бриллианты в ушах сверкали всеми цветами радуги».Жемчуг в русской живописиТатьяна Юсупова, кисти Франца Ксавера Винтерхальтера, 1858.

Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом. Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья.Жемчуг в русской живописиСофия Вюртембергская, королева Греции, внучка императора Павла I. София вюртембергско-греческая.Жемчуг в русской живописи Константин Маковский. Боярыня у окна

Церковь долгое время была монополистом по добыче жемчуга в России. Иерархию церковных служителей определяли по количеству жемчуга – чем больше жемчуга, тем выше сан. Этот драгоценный камень был самым любимым украшением императрицы Александры Фёдоровны. Самое дорогое её ожерелье доходило длиной до колен. Жемчуг в русской живописиПортрет императрицы Александры Фёдоровны

В начале XX века запасы природного жемчуга во всём мире истощились вследствие варварского способа его добычи. Для получения одной большой жемчужины отлавливали и вскрывали до 10 тысяч устриц. В результате уничтожили целые поколения моллюсков. Жемчужные украшения уменьшаются до одной нити, а цена на них сильно возрастает. Например, известный ювелир Жак Картье купил небольшой магазин на 5-й авеню в Нью-Йорке, продав два ожерелья морского жемчуга. Жемчуг в русской живописиКонстантин Маковский, русская краса.

Идея выращивания жемчуга всегда интересовала человечество, и первые попытки были предприняты еще в Древнем Китае. Желание это только усилилось после того, как добыча жемчуга во всем мире была прекращена. Знания о культивировании не были систематизированы и не гарантировали хорошего качества жемчуга.  Современная технология производства жемчуга высочайшего качества была изобретена и описана японцем Кокити Микимото в начале XX века. Жемчуг в русской живописиГрибков Сергей Иванович1893, боярыня у водоемаЖемчуг в русской живописиПортрет Елизаветы Петровны в жемчугахЖемчуг в русской живописиКонстантин Маковский, боярышняЖемчуг в русской живописиБоровковский Владмир, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I. Жемчуг в русской живописиКонстантн Маковский, русская красавицаЖемчуг в русской живописиАлександр Маковский, портрет императрицы Александры Федоровны Жемчуг в русской живописиБоровиковский, портрет ДолгорукойЖемчуг в русской живописиДжон Сингер Сарджент, портрет Софии вановны ДемидовойЖемчуг в русской живописиФранц Ксавер Винтерхальтер, императрица Мария АлександровнаЖемчуг в русской живописиКонстантин МаковскийЖемчуг в русской живописиКонстантин Маковский, портрет МорозовойЖемчуг в русской живописиАлексей КорзухинЖемчуг в русской живописиВасилий ТропининЖемчуг в русской живописиПортрет императрицы Марии ФедоровныЖемчуг в русской живописиКрамской, портрет дочериЖемчуг в русской живописиАнна Алексеевна Окулова в русском наряде, 1837, худ. Пимен ОрловЖемчуг в русской живописиФирс Журавлев, боярышня Жемчуг в русской живописиТимофеев Василий ТимофеевичЖемчуг в русской живописиГеоргий Бобровский

Немного наших современных художников. Жемчуг в русской живописиВладислав Нагоный, русская красавицаЖемчуг в русской живописиВладислав НагорныйЖемчуг в русской живописиКнязев Сергей

Жемчуг в русской живописиВладимир МухинЖемчуг в русской живописиЗинаида СеребряковаЖемчуг в русской живописиАндрей Шишкин, краса-девицаЖемчуг в русской живописиАндрей Шишкин, птица вещаяЖемчуг в русской живописиАндрей ШишкинЖемчуг в русской живописиМария Илиева

http://blog.i.ua/community/1952/580667/

http://blog.i.ua/community/1952/579992/

https://www.liveinternet.ru/users/3251944/post203114463/

https://m.123ru.net/blogs/192718058/

Картина дня

наверх