На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

Русская православная Церковь как хранительница народной памяти о павших воинах

Христианство изначально чтило воинов, защищающих Веру и Отечество, так и память о воинах, павших на поле брани, «за веру и Отечество живот свой положивших».«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

Почитание памяти павших воинов всегда было в традициях Русской Православной Церкви.

Церковь поминает погибших воинов многократно в течение годового круга богослужений, во все родительские субботы, особенно же в Димитриевскую субботу (суббота перед 8 ноября), на Усекновение главы Предтечи Господня (11 сентября) и 9 мая., а также 9 мая.

Димитриевская родительская суббота была установлена Русской Православной Церковью после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных воинов и всех православных христиан.

История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в память о защитниках Родины традиционно строились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые комплексы.

В Древней Руси храмы, посвященные памяти павших за Отечество воинов, практически ничем не отличались от других, одновременно строящихся храмов. Их мемориальность заключалась, как правило, в посвящении престолов в честь тех святых или праздников, на день празднования которых приходилась битва, определившая исход сражения. Начиная с ХVIII века, кроме посвящения престолов храмов-памятников, память о воинском подвиге защитников Отечества закреплялась визуально, изобразительными средствами.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава.Храм Покрова на Нерли

Никольский монастырь – древнейший на Ладоге.

Его основание связывают с именем Александра Невского. Здесь после победы на Чудском озере он велел похоронить павших воинов и заложить монастырь. Никольский храм был построен еще в ХIII веке на месте церкви, в которой молился князь Александр.Никольский монастырь в Старой Ладоге

Первая воинская победа Московской Руси была одержана в Куликовской битве. Тогда в Москве появились первые воинские мемориалы:

Георгиевская церковь в Коломенском, основанная, по преданию, самим Дмитрием Донским, когда он остановился в Коломенском, возвращаясь с победой в Москву, – подле этого храма захоронили погибших воинов; и церковь Всех святых на Кулишках – в память всех павших на Куликовом поле, основанная князем Дмитрием Донским.Храм Всех святых на Кулишках, Москва

У своего любимого храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове Дмитрий Донской похоронил сергиевских иноков-воинов Пересвета и Ослабю и учредил Дмитриевскую родительскую субботу для церковного поминовения умерших.

В честь победы над шведами в Полтавской битве и в память о погибших воинах в Петербурге в 1709 году строится Сампсоновская церковь.

На западной стене главного придела храма была выполнена историческая роспись, связанная с сюжетом Полтавской битвы. На расположенном рядом с церковью кладбище хоронили погибших воинов, ветеранов петровской армии. Первая Сампсониевская церковь была бревенчатой. Как она выглядела в 1714 году, дает представление макетПервая чугунная мемориальная доска Сампсониевского собора и памятник Петру у собора

Сампсониевский храм в Санкт-Петербурге и памятник Петру I

На боковых стенах нижнего яруса колокольни были установлены мемориальные доски, посвященные героям Полтавского сражения. На западной стене главного придела храма была выполнена историческая роспись, связанная с сюжетом Полтавской битвы. На расположенном рядом с церковью кладбище хоронили погибших воинов, ветеранов петровской армии.Санкт-Петербург. Пантелеймоновская церковьНа фасадах установлены памятные доски в память героических защитников полуострова Ханко (Гангут).

Казанский собор в Петербурге, построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном. Здесь похоронен М.И. Кутузов.Казанский собор в Санкт-ПетербургеМогила Кутузова в Казанском соборе

В Новочеркасске в день закладки города в 1805 году был заложен храм-памятник донским казакам.Новочеркасск. Свято- Вознесенский Войсковой Кафедральный собор. 18 (30) мая 1805г. состоялось торжество освящения места и закладки г.Новочеркасска, а также временного деревянного соборного храма в честь Вознесения Господня. К постройке каменного соборного храма войска Донского приступили в октябре 1811г.На хорах была устроена особая зала, расписанная сюжетами из истории Войска Донского, расположенными в хронологическом порядке.
В 1911 году в храм были перенесены останки знаменитых донских военачальников Бородинского сражения. Мемориальная даска. Один из сюжетов из истории Войска Донского в Войсковом храме Новочеркасска. Платов М.И., Бакланов Л.П., Ефремов Н.Г., Орлов-Денисов В.В.

М.М.Тучковой, вдовой погибшего в Бородинском сражении генерала А.А.Тучкова, на месте его гибели был основан сначала небольшой каменный храм Спаса Нерукотворного - мавзолей в память павших воинов в Бородинском сражении.Бородино. Храм Спаса Нерукотворного образа

Храмом-памятником героям Бородинской битвы стала кладбищенская церковь во имя преподобной Елисаветы на Дорогомиловском кладбище в Москве, когда в 1839 году к ней пристроили придел в честь Владимирской иконы Божьей Матери, так как битва произошла в день празднования Владимирской иконы.Спасо-Бородинского монастырь

Ныне на Бородинском поле вокруг Спасо-Бородинского монастыря, первой настоятельницей которого была М.М.Тучкова, организован мемориал, посвященный погибшим в двух Отечественных войнах.

Церковь Елисаветы преподобной на Дорогомиловском кладбище в Москве.

Дорогомиловское кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне — Кутузовский проспект) и Москва-рекой. Захоронения на нём продолжались вплоть до 1930-х годов.

В 1948 году кладбище было закрыто, находившаяся там церковь святой Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами.

Примыкавшее к Дорогомиловскому и являвшееся его значительной частью еврейское кладбище также было уничтожено. Представлявшие для государства ценность могилы были перенесены на Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Мы считаем, что снимок сделан между 1945-1950 годами (направление съемки — запад)

На кладбище находился памятник над могилой 300 воинов, павших в Бородинском бою. Кладбище уничтожено при застройке Кутузовского проспекта в 1950-х годах.

Для увековечивания памяти исторической победы в войне 1812 года в Москве по указу императора Александра II был возведен храм Христа Спасителя. Храм был построен в 1839-1883 годах по проекту архитектора К.Тона в русско-византийском стиле.Повествование о России и победе велось на языке религиозных аллегорий: библейские сюжеты напоминали о событиях Отечественной войны. Так, на восточном фасаде скульптурные образы Рождества и Воскресения Христова как двух главнейших христианских торжеств напоминают об изгнании врага с территории России в декабре 1812 года и взятии Парижа в марте 1814 года, случившемся под Пасху.

В скульптурном убранстве и росписях храма представлены образы святых, в чьи праздники состоялись важнейшие сражения Отечественной войны.

Горельеф «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», напоминающий о битве за древний город Иерихон и свидетельствующий о Божественной помощи верным, помещен и в честь тезоименитства М.И. Кутузова.

Мемориал воинской славы был устроен в нижней обходной галерее храма, где стены облицованы 177 мраморными плитами с текстами высочайших манифестов, списками битв Отечественной войны и именами героев.

Впервые в храме было использовано сочетание богослужебного и исторического, музейного назначения. По замыслу автора проекта, здесь должны были размещаться трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии.

Взорванный в 1931 году, храм был восстановлен в 1995-2000 гг.Храм Христа Спасителя сегодня

После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя, созданного по инициативе участника сражения на Малаховом кургане — П.В.Алабина.

Владимирский собор в Севастополе назван "собором адмиралов".

В нем захоронены адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин, Шестаков, Карпов, Перелешин. В наружные стены храма были заделаны мраморные доски, свидетельствующие о том, что здесь похоронены эти адмиралы. Внутри верхней церкви на мраморных досках высечены имена всех морских офицеров, павших во время обороны Севастополя.

До 1917 года собор содержался на средства Морского ведомства.

В 1931 году при передаче здания собора Осовиахиму склеп был вскрыт, останки адмиралов как «приспешников низвергнутой династии» уничтожены.

В 1932 году собор закрыли. Вместо Храма Божия здесь разместили авиационные мастерские, а потом — склад политуправления Черноморского флота.

Во время боев за Севастополь в 1941-1942 годах собор сильно пострадал: были разрушены крест, крыша, северный фасад, повреждены росписи. Живопись оказалась утрачена на 2/3.В 1965 г. Государственным Комитетом по делам строительства УССР Госстроя было принято специальное Постановление о восстановлении здания собора. Работы по реставрации начались в 1967 году.

23 июня 1973 г. решением Севастопольского горисполкома восстановленный собор святого Владимира был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя и стал одним из пяти его объектов.Владимирский собор в Севастополе

В середине 1990-го года офицеры Черноморского флота создали православную общину храма, в состав которой вошли десять человек. Настоятелем Владимирского собора стал участник обороны Севастополя 1941-1942-х годов иерей Сергий.

В 1991 году специальная комиссия обследовала склеп, и обнаружила среди мусора лишь обломки костей.

А 29 февраля 1992 года произошло важнейшее событие в истории храма — перезахоронение праха адмиралов М.П.Лазарева, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, П.С.Нахимова и восстановление усыпальницы.

8 мая 2014 года состоялся чин великого освящения собора во имя святого равноапостольного князя Владимира - усыпальницы российских адмираловУсыпальница адмираловСегодня Владимирский собор «на горке» — так называют его сами севастопольцы — это не только православный храм, памятник истории, культуры, архитектуры, но и символ русской воинской доблести.

В собор, ставший последним пристанищем для прославленных адмиралов, каждый год, 15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, на панихиду по погибшим товарищам приходят севастопольские «афганцы».С 2001 года во Владимирском соборе совершаются панихиды в память экипажа атомной подводной лодки «Курск»: шестерых моряков из Севастополя, погибших на «Курске», отпевали в соборе.Другой храм-памятник посвящен святителю Николаю — покровителю мореплавателей.Никольский храм. Севастополь

Перед входом в храм, построенный в виде пирамиды, на боковых выступах вырезаны на камне названия всех частей, участвовавших в обороне Севастополя, время участия и понесенные потери, а перед храмом установлено 7 крепостных орудий.В интерьере храма на 38 черных мраморных досках поименованы убитые генералы, адмиралы, штаб и обер-офицеры числом 943 человека.

Комплекс включает разветвленную подземную систему переходов из Свято-Никольского во Владимирский храм под дном Севастопольской бухты, имеющих оборонное значение, построенных архитектором А.А.Авдеевым по повелению императора Александра II.

В память умерших от ранений и болезней 36 тысяч воинов русской армии времен Крымской войны (1853-1856) по инициативе императрицы Марии Александровны и императора Александра ΙΙΙ в Симферополе на кладбище была сооружена часовня во имя святой Марии Магдалины и около часовни в 1887 году установлен обелиск. К 30-м годам прошлого века некрополь был фактически уничтожен. После Великой Отечественной войны здесь находилась трасса мотодрома ДОСААФ.

Восстановление кладбища русских воинов, в котором приняли участие Украина и Россия, началось в 1994 году.

К Дню памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 годов (9 сентября 2004 г.) мемориальный комплекс, включающий храм святой Марии Магдалины, полностью восстановлен и передан Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви.Храм святой Марии Магдалины. Севастополь

В 2004 году Республиканский комитет по охране культурного наследия в рамках юбилейных мероприятий установил пять мемориальных досок (четыре в Симферополе, одна в с. Каштановом Симферопольского района). Все они посвящены госпиталям, в которых в годы Крымской войны находились на излечении воины Русской армии.

Памяти погибших воинов в русско-турецкой войне 1877-1878 годов посвящена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, построенная в 1883 году в Москве на Манежной (бывшей Моисеевской) площади.Слева — угол гостиницы "Националь", пожалуй единственный якорь, соединяющий этот вид с современной ситуацией. На первом плане — часовня Александра Невского в память побед русского оружия в русско-турецкой войне, далее церковь Параскевы-Пятницы в Охотном ряду (17-18 вв.). 1910-ые гг. (фото из колл. Готье-Дюфайе)

Часовня была выполнена в виде чугунной пирамиды, украшенной изображениями воинских доспехов и увенчанная крестом. По обе стороны стояли каменные столбы с двуглавыми орлами. Внутри часовни был помещен образ святого благоверного князя Александра Невского – покровителя воинства.

Доход от часовни шел на содержание приюта увечных воинов, находившегося во Всехсвятском.

Часовня была разрушена в 1922 году, однако сегодня ставится вопрос ее воссоздания.

Гренадерам, павшим в бою под Плевной, посвящена часовня-памятник, установленная в Москве в 1887 году. Снаружи на стенах установлены горельефы и слова Спасителя.Памятник героям Плевны в Москве у метро Китай-городВнутри на памятных досках выбиты имена 18 офицеров и 542 солдат, павших под Плевной и имена жертвователей на сооружение памятника.

Для гвардейцев Преображенского полка в Москве в 1743-1750 годах был построен Преображенский храм.Московский храм в честь Преображения Господня на Преображенской площади

При советской власти Преображенская церковь оставалась одной из немногих действующих церквей в Москве и до 1960 г. служила кафедральным храмом популярного в народе митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича).

В 1964 г. Преображенская церковь была закрыта и подготовлена к сносу под предлогом создания условий для прокладки линии метрополитена.

Прихожане храма отчаянно боролись за его сохранение – обращались с письмами в ЦК КПСС и в Моссовет и даже пытались выстраивать вокруг обреченного здания живое кольцо.

В ночь с 17 на 18 июля 1964 г. церковь была взорвана. В начале 2010 года начались работы по восстановлению храма.Восстановленный храм сегодня

В храме хранились древние знамена полка. У стен храма располагалось кладбище офицеров полка. Главный храм Сухопутных войск Российской Федерации с 1 октября 2015 года

В Петербурге также был Преображенский полковой храм. В честь победоносного окончания русско-турецкой войны в 1829-1830 годах вокруг него была выполнена ограда из трофейных турецких пушек, соединенных цепями, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога.Спасо-Преображенский собор в Санкт-ПетербургеХрам сегодня

Другой храм-памятник морякам, погибшим в русско-японской войне, построен на берегу Ново-Адмиралтейского канала во имя Честных Древ Креста Господня и святителя Николая "Спас на водах" (1910-1911). 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей.Подробнее о нём можно почитать тут: Как уничтожали память о павших русских моряках

В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога.Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г. на месте храма

Военно-морской собор, посвященный русскому флоту и погибшим его членам, построен в 1903-1913 годах в Кронштадте

Никольский морской собор:Подробнее можно ознакомиться по выше приведенной ссылке.

Для Измайловского полка в Петербурге построен Троицкий Измайловский собор (1828-1835).Петербург. Троицкий Измайловский собор

Полк особо отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, и на стенах собора были укреплены трофейные турецкие знамена и ключи от взятых городов, а на мраморных досках выбиты имена павших офицеров. В 1886 году около собора был открыт памятник в виде колонны из 108 турецких пушек с фигурой Славы на вершине. На пьедестале помещены мемориальные доски с перечнем сражений и полков, участвовавших в войне.

Храмы-памятники строились в память защитников Отечества не только от внешних врагов, но и внутренних. Так, в память жертв революции 1905 года на Ходынском поле в 1907-1909 годах построен храм-памятник в честь Ватопедской иконы Божьей Матери, именуемой "Отрада и утешение".Храм иконы Божией Матери "Отрада и Утешение"
На внутренних стенах храма, на мраморных досках высечены 2000 имен жертв революции 1905 года.

В память погибших в германскую войну в 1915 году в районе Сокола Москвы построен кладбищенский храм в честь Преображения Господня на Братском кладбище, основанном преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Рисунок удивительного по красоте Храма во имя Преображения Господня, созданного по проекту архитектора Щусева А.В. на территории Братского кладбища героев Первой Мировой войны, построенного и открытого в 1917 году, незадолго до прихода к власти большевиков.Храм Преображения Господня

Это был последний Храм, построенный в Императорской России.

С этого момента в течении десятков лет на территории нашего Отечества Храмы, монастыри и часовни уже не строились, а только разрушались пришедшими к власти.

В течение 1915-17 гг. Братское кладбище создавалось как один величественный Всероссийский памятник-пантеон.

При этом не были забыты воины других, кроме Православного, вероисповеданий. На особых участках Братского кладбища были похоронены Российские воины Католического, Лютеранского, Мусульманского, Иудейского, Буддистского вероисповеданий.

Разделенные верой, они были объединены тем, что отдали жизнь за Единое и Общее Отечество – Великую Россию.

Всего в годы Первой Мировой войны на Братском кладбище было погребено 17 340 нижних чинов, 580 офицеров, 38 общественных деятелей, 23 сестры милосердия и 14 врачей.Таким было Братское кладбище в 1915 году - фото из журнала "Искры".

С 1918 г. на Братском кладбище и в его окрестностях (близ Храма Всех Святых на Соколе) начались расстрелы противников советской богоборческой власти, массовые казни заложников и жертв красного террора. Всего, в период с 1918 по 1920-е годы на этом месте было расстреляно свыше 5 тысяч человек.

После Гражданской войны на Братском кладбище хоронились красноармейцы, умершие от ран и болезней, а также красные авиаторы, погибшие во время крушений самолетов на аэродроме, что на Ходынском поле.В начале 1930-х годов все кресты и надгробия над захоронениями на Братском кладбище были уничтожены, под предлогом ликвидации символики "свергнутых эксплуататорских" и "реакционных классов", с целью уничтожения Исторической Памяти о героях Первой Мировой войны (которая до октября 1917 года называлась в России Второй Отечественной) и жертвах красного террора.

Большевики не пожалели даже своих, ликвидировав (фактически сравняв с землей) все захоронения красноармейцев и советских авиаторов во время уничтожения Братского кладбища.

Тогда же - в начале 1930-х годов - воинствующими безбожниками был уничтожен (взорван) Православный Храм Преображения Господня на Братском кладбище.

А через 50 лет, в период с 1980 по 1982 годы (под предлогом выполнения распоряжения о ликвидации кладбищ в черте Москвы) по указке брежневских чиновников, был уничтожен старинный Всехсвятский погост на территории Храма Всех Святых на Соколе, включая надгробия над могилами представителей Царского рода Багратионов и грузинских священнослужителей.

Храм Всех Святых. 1910-1930-е гг

В 1920-х годах кладбище сохранялось как воинский мемориал. Здесь хоронили погибших при испытаниях летчиков. Ныне, на месте разоренного кладбища поставлены памятники русским воинам, погибшим за веру и Отечество в разных войнах.От Братского кладбища сохранилось вот это единственное надгробие. На камне можно прочитать надписи: "Студент Московского университета Сергей Александрович Шлихтер родился 31 декабря 1894 г. ранен в бою под Барановичами 20 июня 1916 г. скончался 25 июня 1916 г."
"Жертве империалистической войны". "Как хороша жизнь. Как хорошо жить. Из дневника с войны С.А.Шлихтера"Современная часовня на месте разрушенного Храма

На этих фотографиях памятники, установленные в 1990-2000 годах. В 2004 году Ленинградский парк был благоустроен, создатели проекта заняли первое место в конкурсе "Ландшафтная архитектура" в номинации "Общегородские территории". Вот только местные горожане никак не привыкнут, что парк является мемориальным комплексом, и продолжают выгуливать в нём собак и разбрасывать окурки возле обелисков.

В 1950-е годы на сохранившейся территории Братского кладбища был разбит парк для отдыха граждан. В 1956 году на территории парка построили кинотеатр "Ленинград". Как отметил Бремзис, во время его строительства "было вскрыто и разграблено более ста воинских захоронений".
Там же построили и кафеУже ближе к закату СССР, в 1986 году сформировался Общественный совет "Содействие в восстановлении Братского кладбища героев Первой мировой войны". Одним из основателей организации стал участник штурма Рейхстага гвардии полковник Ерофей Левшов. Кафе сегодня уже нет, но стит какое-то здание, сдающееся в аренду. Так же в 2014 был закрыт и кинотеатр, но вроде бы его продали для строительства какого-то развлекательного комплекса. Чиновники и коммерсанты планируют на месте кинотеатра "Ленинград" возвести в 2017-2018 годах огромный торгово-развлекательный центр и автостоянку, с захватом под стройплощадку значительной части территории Мемориального парка героев Первой мировой войны. А пока стоит символическая надгробная плита, воздвигнутая Общественным советом 24.12.1990 г. в парке у кинотеатра "Ленинград" (Новопесчаная ул., вл. 12), разбитом в советское время на территории Братского кладбища героев Первой мировой войны:Символическая надгробная плита "Воинам Российской армии и войск МВД, павшим в Чечне за единую и неделимую Россию", воздвигнутая в июне 1995 года на территории Братского кладбища, при участии представителей генерала Льва Рохлина — перенесена к Храму Всех Святых на Соколе в 1998 году.

В составе мемориального комплекса "Брестская крепость-герой", открытого в 1971 году на территории Брестской крепости, вошла Свято-Николаевская церковь, переданная в 1994 году Брестско-Кобринскому епархиальному управлению. Брестский Никольский гарнизонный собор в 1915 году

К 1919 году относится переделка храма под гарнизонный костёл св. Казимира (по другим данным, Св. Троицы или св. Кристофа).
В 1928 году состоялась повторная реконструкция и перестройка храма под католическое богослужение. Итогом переделок стала утрата церковью своего православного характера.
В сентябре 1939 года, во время обороны крепости от немецких войск, апсида храма пострадала от разорвавшейся бомбы. Затем, после включения Бреста в состав СССР, храм использовали в 1939—1941 годах как гарнизонный клуб (84-го стрелкового полка Красной армии). 22 июня 1941 года штурмовой отряд немцев, прорвавшись через Тереспольские ворота, сумел проникнуть в Цитадель, захватив при этом здание клуба и столовую комначсостава.
По воспоминаниям коменданта Брест-Литовска генерала пехоты Вальтера фон Унру, в конце августа 1941 года крепость посетили лично А. Гитлер и Б. Муссолини: им, среди прочего, «была показана церковь, которая была обставлена как русский кинотеатр и пришла в упадок».
После войны подвал храма, находившегося в серьёзно разрушенном состоянии, стал местом хранения квашений Горпищеторга. К 1972 году относятся наружная консервация здания храма и включение его в мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой».

После возвращения в 1994 году православным храм был отреставрирован (к 2005 году по старым чертежам и документам, но до сих пор ведутся работы по обновлению изнутри. Ежегодно 22 июня в ней служится литургия по убиенным на этой земле.Разрушенная в войну Свято-Николаевская церковьВосстановленный храм в составе мемориала Брестской крепости-героя.

На месте танкового сражения на Прохоровском поле в 1992-1995 годах построен мемориальный комплекс "Курская дуга" с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла и храмом-звонницей во имя святого Георгия Победоносца..Комплекс "Курская дуга" и Петропавловский храмНа мраморных плитах внутри Петропавловского храма высечено 7000 имен павших воинов.Храмовый комплекс на Курской дуге в селе Прохоровка

В состав мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде входит храм во имя Всех Святых, в стилобатной части которого разместится экспозиция мемориального назначения.Храм во имя Всех Святых на Мамаевом кургане в ВолгоградеВ память обо всех погибших во время Великой Отечественной войны построены храмы-памятники во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге в 1995 году и в 1993-1995 годах в Москве на Поклонной горе. В Парке Победы на Поклонной горе в составе мемориального комплекса водружен памятный Крест.Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной Горе

Кроме этих широко известных мемориалов, в память жителей небольших городов и поселков, погибших в последних войнах, также строятся небольшие храмы-памятники и памятные часовни.

Таков храм-памятник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского в поселке Снегири под Москвой.Храм Дмитрия Солунского

В наружной стене храма вделана белокаменная доска с памятной надписью.

В городе Балашиха Московской области построен храм-памятник во имя святого благоверного князя Александра Невского. Лаконичный внешний облик храма с узкими окнами-бойницами и шлемовидной главой как нельзя лучше соответствует его посвящению. Перед храмом поставлен памятный камень с надписью о посвящении погибшим жителям города.Храм-памятник в честь св. Александра Невского в Балашихе

В преддверии 60-летия Победы в столице Калмыкии Элисте построен храм-памятник во имя преподобного Сергия Радонежского в память воинов-калмыков, погибших за Отечество во всех войнах, начиная с войны 1812 года.

Внутри храма на стенах размещены списки воинов-калмыков, участвовавших в войне 1812 года и других войнах.Храм в честь св. прп. Сергия Радонежского в Элисте)

В 2004 году в мемориальном комплексе Дальней авиации ВВС России в Москве по инициативе и на средства личного состава Управления командующего построена часовня-памятник во имя святого Илии Пророка в память погибших летчиков, защищавших Отечество. Часовня св. Ильи Пророка у штаба Дальней авиации ВКС в Москве

Мемориальный комплекс, помимо часовни, включает мемориальный зал и музей управления командующего Дальней авиацией. Там находится "Книга памяти" Дальней авиации с именами воинов, погибших при исполнении долга, начиная с 1914 года.

По преданию, живым во плоти он был взят Богом на небо. Это чудесное восхождение пророка Илии на небо произошло на огненной колеснице, что для воинов-авиаторов имеет особый символический смысл.

После афганской и двух чеченских войн наше Отечество потеряло множество воинов, память о которых еще предстоит традиционно запечатлеть в строительстве мемориальных храмов-памятников.

Одним из них стал мемориал в храме во имя святого Георгия Победоносца в Вологде, состоящий из 12 мраморных плит со 176 фамилиями погибших вологжан на территории Чеченской республики и республики Афганистан.Вологда. Военный храм Александра Невского на Кремлевской площади. В храме находится Мемориальный комплекс памяти погибших в Чеченской и Афганской войнах.

Также увековечена память воинов-афганцев в Санкт-Петербурге:

Таким образом, мы видим, что многовековые традиции православного поминовения павших защитников Отечества, несмотря на все старания безбожников, пресечь не удалось, и в современной России они активно возрождаются.

Ибо нет лучше и прочней связи между усопшими и живыми, чем связь молитвенная. И нет лучшей помощи усопшим от их близких, чем теплая молитва.

Использованы источники:

http://www.pravoslavie.ru/1324.html

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/14/pravoslavie_i_vojna_...

http://rossiyanavsegda.ru/read/946/

http://www.pravoslavie.ru/35033.html

http://suosaari82.livejournal.com/3201.html

https://cont.ws/@prikhojanka/559449

http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,945.0.html

http://durasik.livejournal.com/1196609.html

Картина дня

наверх