На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 225 подписчиков

Свежие комментарии

  • Федор Родников
    Ну как вы можете так выражаться в сторону нового русского дворняжества?😅🤣😂Кто такие сенные ...
  • Владимир Алтайцев
    Вот  вам  "прелести"  крепостничества, о кот ором  с придыханием вещают  нам особи, типа Михалкова  и  ему  подобной ...Кто такие сенные ...
  • Светлана Митленко
    Спасибо, Верочка!Исторические и ре...

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Всех, кто хотя бы раз побывал в самом знаменитом музейном комплексе Санкт-Петербурга, наверняка, впечатлил самый необычный зал Большого Эрмитажа, названный Лоджиями Рафаэля. Эти лоджии являются практически точной копией римского оригинала, созданного в Ватикане в Апостольском дворце. Каким же образом это удивительное архитектурное сооружение и фрески Рафаэля оказались в Зимнем дворце Северной столицы, читайте в нашей публикации. ? Давайте разбираться.

Все знают поговорку, которая испокон веков бытует в России: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Именно так и случилось с лоджиями Рафаэля, которые своим появлением в Зимнем дворце обязаны недомоганию российской императрицы. На дворе стояла затяжная осень 1778 года. Екатерина II, сильно простудившись, чувствовала себя совсем разбитой. К тому же настроение государыни изрядно портил унылый северный пейзаж за окном. И, чтобы хоть как-то занять себя, царица взялась листать альбомы-каталоги, доставленные ей из Европы, с гравюрами и фресками.Российская императрица Екатерина Великая. Художник: Фёдор Рокотов, около 1780 год.

В одном из альбомов ей на глаза попались изображения уникальных лоджий дворца Папы в Ватикане. На колонах — ковровый орнамент, на сводах — фрески со сценами из Ветхого и Нового Заветов, которые были созданы по рисункам самого Рафаэля настолько впечатлили царицу, что Екатерина тут же загорелась идеей во что бы то ни стало выстроить в своем дворце такие же лоджии и поместить в них копии фресок.

И когда, наконец, от Папы пришло разрешение на копирование фресок и сооружения самих лоджий, последовал указ императрицы: немедля послать в Ватикан мастеров, дабы скопировать в натуральную величину и своды, и стены, да и сами уникальные фрески Рафаэля, изображающие истории из Библии от сотворения мира до Вознесения Господнего.

Один из 13-ти сводов лоджий Рафаэля, украшенный фресками.
В 1779 закипела работа в Папском дворце в Ватикане, где приглашенный Екатериной архитектор Джакомо Кваренги скрупулёзно делал замеры Ватиканской галереи, а российские придворные художники под руководством австрийского живописца Христофора Унтерпергера создавали копии фресок на подготовленные холсты. Вскоре работы закипели и в столице Российской империи, где в 1783 году началось возведение самих лоджий. Корпус для них был возведён вдоль Зимнего канала, примыкающего под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Строительные работы велись под наблюдением архитектора Ивана Францевича Дункера и каменных дел мастера Джузеппе Лукини.

Вся Европа в то время шушукалась, мол, русская царица хочет посмотреть на их лоджии, но, ехать в Ватикан - дело не царское. Так что сами лоджии должны были приехать в Санкт-Петербург.
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже, называемые также Библией Рафаэля.

Несоответствие копий оригиналу

Однако, когда копии фресок, написанных темперой на холстах, прибыли из Ватикана в Россию, оказалось, что их размеры не соответствуют размерам построенной галереи. И строителям, разумеется, ничего не оставалось как привести в соответствие постройку - была уменьшена ширина столбов и простенков, а также увеличены оконные проемы. Все работы по постройке лоджий были завершены к 1792 году.В центральном своде размещен двуглавый орел - символ российской империи.
И все же стоит отметить, что даже после переделки лоджий Рафаэля в Эрмитаже, как ни хотелось императрице на все сто воссоздать римский оригинал, не являлись его точной копией. Ввиду сырого северного климата было решено открытую аркаду проемов заменить зеркалами, а оконные проемы - остеклить. Для отопления зимой длинного помещения было выложено четыре печи. Существовал еще ряд отличий между копией и оригиналом: рельефы по всему периметру были заменены монохромной гризайльной живописью, а в центральном своде был размещен двуглавый орел - символ российской империи.Один из 13-ти сводов лоджий Рафаэля, украшенный фресками.

Мало того, с течением времени корпус лоджий Рафаэля в Эрмитаже претерпел и изменения, и полную перестройку. А случилось это в середине XIX века, когда сооружали Новый Эрмитаж. И сейчас от первоначального внешнего облика здания лоджий, возведенных в екатерининские времена, практически ничего не осталось. Чего не скажешь о внутреннем их убранстве: все фрески, написанные на холстах, во время строительных работ были сняты, а по завершении строительства установлены на свои прежние места. К слову, еще один любопытный факт. Впоследствии были обустроены окнами и Лоджии Рафаэля в Ватикане, что увеличило сходство оригинала лоджий в Ватикане с их копиями в Санкт-Петербурге.Гротески, созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

Но, как бы там ни было, лоджии и по сей день радуют взоры посетителей Эрмитажа. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки канта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, переходящие в лиственный орнамент. Имено таковыми являются прославленные "гротески", созданные Рафаэлем под влиянием античных римских росписей.

В сказочном мире прыгают белки, ползают змеи, улитки, черепахи, ящерицы, порхают птицы и стрекозы. Цветы и растения среди которых порхают бабочки и эльфы с крыльями стрекоз. Звучат музыкальные инструменты. Танцуют амуры, сфинксы и тритоны. Колоннады и портики украшают пейзажи. «Люди, видя весь этот вздор, не бранятся, а наслаждаются им, и не обращают внимания, возможно ли что-нибудь из этого или нет».
В гротесках есть вся земная жизнь – любовь, война, труд и развлечения. Главная тема гротесков – размышление о смысле земного бытия, о то, что человек «есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими…»Корпус Лоджий в неизменном виде существовал до 1830-х годов. Потом разобрали печи, сооруженные Кваренги. Отопление стало осуществляться передачей горячего воздуха из подвала по специальным каналам в стенах.В связи с сооружением Нового Эрмитажа, корпус Лоджий был перестроен. Изменился фасад. Внутренние помещения Лоджий сохранили прежнюю конфигурацию и размеры, но были сдвинуты почти на десять метров к югу, потому что Лео Кленце сделал два кабинета на концах галереи Лоджий. На время реконструкции росписи сняли. Это легко сделать, потому что холсты натянуты на подрамники, которые можно просто снять.Снятие холстов началось после специального разрешения императора Николая I: «император разрешил в будущем декабре приступить, изготовив чертежи, куда каждая картина будет вставлена… быть осторожными и внимательными…». К работам приступили 8 ноября 1843 года. Руководил работами заведующий Картинной галереей Эрмитажа Ф.И. Лабенский: «… живопись произведена на холсте и от малейшего изгиба холста краска может трескаться, лупиться и вовсе отставать». Он предложил каждую часть из тринадцати копартиментов галереи паковать в особый ящик. Всего понадобилось тридцать шесть ящиков. Живопись, которую возможно оставить на месте – закрыть от пола до карниза холстом и досками.Ящики предполагалось хранить в кладовых, но они оказались уже заполненными другими картинами. Поэтому было получено разрешение императора хранить эти ящики на сцене Эрмитажного театра. Перед возвращением холстов на прежние места их подвергли реставрации. Следующая их капитальная реставрация была проведена в 1967—1972 годах, так как картины сильно загрязнились и потемнели. Требовалось также обновление потолков и стен, особенно пострадавших во время блокады когда взрывами снарядов и бомб были выбиты все оконные стекла.Ритмичные орнаменты, состоящие из фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

Библия Рафаэля. 13 сводов, изображающих основные библейские истории

В последние годы своей жизни и творчества Рафаэль стал предпочитать живописи архитектурную деятельность. Он разработал несколько проектов дворцов для состоятельных заказчиков неподалеку от Ватикана. Одной из последних его работ был проект парадной виллы с открытыми лоджиями для Папы римского в Ватикане, получившими позже название Лоджии Рафаэля. Именно для них он разработал эскизы фресок, так заинтересовавших спустя два с половиной века, российскую императрицу.

Как уже говорилось выше, фрески Рафаэля являются по своему содержанию библейскими историями, чередующимися с орнаментами в стиле «гротеск». Этот стиль великий мастер позаимствовал из античных фресок, обнаруженных в XV веке на руинах Золотого дома Нерона. Оригинальные лоджии Ватиканского дворца были созданы по заказу Папы римского Льва Х в 1517-1519 годах. Но замысел Рафаэля пришлось воплощать его ученикам по разработанным эскизам великого мастера.Лоджии Рафаэля. Фрагмент.
Лоджии разделены на тринадцать равных частей, каждая из которых имеет собственный свод. В свою очередь каждый свод украшен четырьмя композициями на Библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета. Все свободное пространство заполнено декоративными орнаментами. Композиции в оригинале из Ветхого и Нового Заветов выполнили Джулио Романо и Пенни. Гротески и многочисленные декоративные элементы выполнили Джованни да Удине и Перино дель Вага.

В «Библии Рафаэля» насчитывается пятьдесят два сюжета, объединенных единой темой – история Заветов между Богом и людьми. Многие фрески напоминают росписи на потолке Сикстинской капеллы Микеланджело.Первый свод лоджий Рафаэля
Первый свод украшен четырьмя Историями из Книги Бытия в шестиугольных рамках. Сотворение света; Отделение земли от воды; Сотворение солнца и луны и Сотворение животных.«Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.
Во втором своде представлены «Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.«Истории Ноя». Выход из ковчега.
В третьем своде «Истории Ноя»: Строительство ковчега; Великий потоп; Выход из ковчега и Жертвоприношение Ноя.«Истории Авраама и Лота». Явление Бога Аврааму.
Четвертый свод содержит «Истории Авраама и Лота»: Авраам и Мелхиседек; Обетование Бога; встреча с ангелами и Бегство из Содома. В основании «Жертвоприношение Исаака».«Истории Исаака». Исаак благословляет Иакова.
В пятом своде «Истории Исаака»: Бог, явившийся Исааку; Исаак и Ревекка, замеченные Авимелехом; благословение Иакова и первородство Исава.«Истории Иакова». Иаков просит руки Рахили.
Шестой свод посвящен «Историям Иакова» — это Сон Иакова; Встреча с Рахилью; договор с Лаваном и Уход в Ханаан.«Истории Иосифа». Иосиф толкует братьям свои сны.
В седьмом своде, представлены «Истории Иосифа». К ним относятся: Объяснение снов братьям; Продажа братьями; Искушение жены Потифара и Объяснение снов фараону.«Истории Моисея». Неопалимая купина.

На восьмом своде расположены «Истории Моисея»: Моисей, спасенный от воды; Неопалимая Купина; Проход из Красного моря и Чудо воды, выпущенное из обрыва. Монохромная сцена показывает падение манны.
«Истории Моисея и Иисуса Навина». Моисей показывает скрижали завета народу Израиля.
Следующий девятый свод украшен «Историями Моисея и Иисуса Навина». Они показывают: Внесение Скрижалей Закона; Поклонение Золотому Тельцу; Столп Дымовой и Представление Закона евреям.
«Истории об Иисусе Навине». Переход через Иордан.
В десятом своде «Истории об Иисусе Навине» — Переход через Иордан; Падение Иерихона; Захват Иисусом Навином солнца и луны и Разделение обетованной земли.
«Истории Давида». Триумф Давида над ассирийцами.
В одиннадцатом своде находятся «Истории Давида» — Освящение; Битва с Голиафом; Триумф Давида над ассирийцами и Давид и Вирсавия.
«Истории Соломона». Суд царя Солормона.
Двенадцатый свод посвящен «Истории Соломона»: Освящение Царя; Суд; Встреча с Царицей Савской и Строительство Храма в Иерусалиме.
«Истории Христа».Поклонение волхвов.
Тринадцатый свод содержит «Истории Христа». Изображены четыре новозаветные сцены: Рождество; Поклонение волхвов; Крещение и Тайная вечеря.
«Истории Христа». Тайная вечеря.

P.S.

Вначале Великой отечественной войны ради сохранения живописи в лоджиях Эрмитажа было принято решение: холсты не снимать. Огромные окна лоджий были закрыты специальными прочными щитами. И нужно сказать, что эти меры предосторожности себя оправдали в полной мере. За всё время блокады, когда город на Неве нещадно подвергался авиационным бомбардировкам, здание лоджий не получило никаких повреждений.

https://kulturologia.ru/blogs/290921/51209/

https://amsmolich.livejournal.com/237339.html

Картина дня

наверх