По мере распространения христианства языческие представления о враждебном духе соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога. В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. Так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола.
Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю. Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям. Известны многочисленные сказки, в которых бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей.
Считалось также, что бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть.
Существовало поверье, что бесы нападали на монахов, аскетов и пустынников, стараясь любыми способами помешать их служению Богу.
Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: «Бес попутал» и т. п.
Чтобы уберечься от бесов, следовало носить на шее крест или амулет и каждое дело начинать с молитвы.)
АНЧУТКА
На Смоленщине анчутик — «странное название черта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, — обыкновенной им пугают детей и подростков.»
Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком.
ВЕРЛИОКА
Описание Верлиоки достаточно традиционно для сказки, говорится, что он «ростом высокий, об Одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется». Это описание совпадает с изображениями некоторых персонажей детских страшилок.
В образе Верлиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. Он разрушает все вокруг себя, убивает каждого встречного. После гибели Верлиоки действие злого волшебства прекращается, и воскресают все, кого он убил. Для борьбы с злодеем объединяются люди (дед), животные (селезень) и неживые предметы (желудь, веревочка).В XX веке образ был творчески переработан, и Верлиока стал героем одноименной сказочной повести.В. Каверина. Некоторые исследователи определяют ее жанр как фэнтези, основывая свое суждение во многом именно на мифологическом происхождении образа.
АСПИД.
Чудовищный крылатый змей, с птичьим клювом и с двумя хоботами. Крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. Живёт он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...
ПОЛЕВИК.
Охраняют хлебные поля. Относительно доброго, но проказливого нрава; любимое время - полдень. Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал.
Полевик может не только помочь человеку, но и сильно навредить, если тот ведёт себя неподобающе во владениях полевого духа. Полевики не любят, когда человек ложится спать в поле. За это он может наслать солнечный удар, навести на спящего пасущееся стадо или отстегать плетью. Считается, что зимой полевики становятся очень коварными. Если летом они стараются помогать людям, которые работают в его поле, то зимой с человеком, который вышел в поле, может произойти всё что угодно. Полевой дух насылает сильные ветры, которые могут кружить по полю, он может запорошить все тропинки и дороги, чтобы человек заплутал в поле, занести снегом глубокие ямы и канавы, в которые человек мог провалиться. Бытовало даже поверье, что полевик мог сесть в сани, которые едут чрез зимнее поле, да так сесть, что лошадь не в силах была сдвинуться с места.
ПОЛУДИЦА (Полудница, Полуденницы).
Господствующие в полях духи, иначе называемые Ржаницы. Они являются в образе девушек, облачённых в белое, с распущенными волосами.
Полуденницы были не только духами полей, но и духами нестерпимого солнечного жара, того палящего зноя, которое солнце обрушивает на землю, взбираясь максимально высоко в небо. Считалось, что если работник остается в поле в полдень, он оскорбляет полевых духов, и те, по природе будучи не особенно злыми, могут ему отомстить и даже убить. Поэтому в полдень крестьяне не работали, это было запрещено. Полуденницы могли поймать. А могли и не ловить – человек сам останавливался и не мог оторвать от них глаз.
Полуденницы могли являться в образе прекрасных дев с длинными светлыми распущенными волосами, облаченных в белоснежные одежды. Их глаза сияли нездешней васильковой синевой (кстати, васильки иногда называли «полудницын глаз «). Если вдруг на полуденницу натыкался случайный путник, то ему следовало помолиться, а коли садился в поле перекусить, то часть пищи оставлял в жертву беловолосым и бледным красавицам.
Ночницы
У полуденниц в славянской мифологии был противопоставленный персонаж – так называемые ночницы. Это тоже были духи женского пола. Но полуденницы были, в принципе, невредными. Были даже легенды о том, что они наказывают только за дело – нерадивых, злых, ленивых и непочтительных к богам. Некоторые исследователи полагают, что полуденницы относились к категории берегинь – божественных существ, призванных оберегать что-либо (в данном случае – посевы и урожай).А вот ночницы были стопроцентными демонами и божественным происхождением похвастаться не могли. Это были бездетные ведьмы, которые после смерти не успокоились и превратились в нечисть. Занимались они тем же, чем, по мнению односельчан, занимались и при жизни.
Они якобы воровали молоко у коров и яйца у птиц, душили птенцов, напускали болезни и неурожай, наводили порчу на младенцев, били и щипали новорожденных так, чтобы дети все время плакали и не давали спать никому в избе (отсюда и другое название ночниц – криксы). Внешность у них могла быть разной. Порой их описывают как высоких черноволосых женщин в черной одежде, проникавших в дома через окна или двери. Но ночницами могли называть любые кошмары – приснившихся червей, привидений, летучих мышей, высушенных старух и стариков, воронов.
Из страха перед ночницами матери боялись после захода солнца оставлять на дворе пеленки, выходить из дома и выносить ребенка. Они закрывали колыбель пологом, а также не купали детей и не стирали пеленок и белья в простоявшей ночь воде. И еще непременно окружали малыша оберегами, чтобы криксы не могли подойти близко. Например, под подушку клали ветку чертополоха – этой траве, как понятно из названия, приписывалась магическая способность гонять чертей.
ЛИХОРАДКИ.
ВОЛКОДЛАК
Или вурколак - обычный персонаж славянских сказаний, зверь-оборотень, лесная собака, принимающая пищу из рук лешего, встреча с которым сулит удачу. В древности волкодлаком называли человека, способного оборачиваться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож.
Это либо колдун, который принимает звериный облик, либо обычный человек, на котором лежат злые чары.
Именно принужденные волкодлаки и являются самыми распространенными. Согласно поверьям, колдун может набросить на человека, которого хочет проклясть, волчью шкуру, нашептывая при этом специальные заклинания, превращающие человека в волка. Также существовал способ с поясами — колдун кладет под порог избы жертвы пояс, скрученный из мочала, и тот, кто переступить через этот пояс — превратится в волка и человеческий образ вернет только тогда, когда этот пояс протрется или пока кто-то не снимет проклятье специальными ритуалами, например, накормить освященной в церкви едой, но только поди ка разберись, где там волк, а где оборотень. Также волкодлаком мог стать тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.
Считалось, что волкодлаки превращенные насильно в животных, не зловредны, они лишь несчастные жертвы ведьминого произвола, они заслуживают сострадания. Такие волкодлаки живут в лесах, воют по-волчьи, однако при этом сохраняют человеческий разум.
Однако считалось, что не всех людей можно превратить в волкодлака, а только тех, кто имеет врожденную тягу ко злу.
Совсем другое дело — волкодлаки сами превращающие себя в животных — это уже упоминавшиеся ведьмы и колдуны. Они совершенно не испытывают неудобств от этих перевоплощений, по ночам становясь волками, к рассвету они вновь принимают человеческий облик. Используют такую способность ведьмы для своих черных замыслов, чтобы сеять смерть и несчастья.
Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волх Всеславлич, умел принимать образ волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи.
Вот лишь небольшая часть из забытого пантеона!
http://myfhology.info/monsters/bes.html
http://slavyans.myfhology.info/nechist/index1.html
http://bestiaria.ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B...
http://taynikrus.ru/mistika/zabytye-bogi-drevnix-slavyan-bes...
http://newmif.ru/mifologija/412
http://taynikrus.ru/religiya/zabytye-bogi-drevnix-slavyan-po...
Свежие комментарии