Жизнь - театр

641 подписчик

Свежие комментарии

  • Vera Dobryagina
    Представляю Ваши впечатления! Спасибо за фото!Прогулка по солон...
  • Vera Dobryagina
    Светлана, не могли бы Вы поставить тему об интересном человеке, прекрасном художнике Добужинском Мстиславе Валерианов...Картины русского ...
  • Валерий Протасов
    Что делает фотография! Нарочно не придумаешь. От некоторых снимков ажно страшно.Счастливо пойманн...

Смольный собор Санкт-Петербурга

Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.Смольный собор Санкт-Петербурга

История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге

Место, где возводился Новодевичий монастырь, было заселено издавна: в писцовых книгах начала XVI века упоминается посад Спасовщин. Ещё в средние века, когда эти земли были у Великого Новгорода, здесь располагалось село Спасское, которое получило название в честь церкви Спаса. Это место считали очень намоленным. В период Шведского владычества существовавшую в селе церковь разрушили. Местечко стало в конце XVII века шведским фортом. На противоположном берегу Невы располагались торговый город Ниен и шведская крепость Ниеншанц. Взятие Ниеншанца русскими войсками в мае 1703 года - одна из первых и важнейших побед Петра I в Северной войне.

После выхода к Балтийскому морю и основания Санкт-Петербурга царь начал создавать флот. Корабельщикам нужна была смола, и на месте бывшего шведского форта, вдали от центра новой столицы, дабы избежать дыма и опасности пожара, Петр I приказал устроить Смоляной двор, где варили и хранили смолу «про весь корабельный флот».

Неподалеку для царя был выстроен деревянный дом, названный Смоляным. Позднее его перестроили в камне и стали именовать Смоляным дворцом. Название оказалось удивительно живучим, как смола «приклеивалось» оно ко всем близлежащим постройкам и сохранилось до наших дней.
Смольный собор Санкт-Петербурга
В Смоляном дворце в правление императрицы Анны Иоанновны проживала дочь Петра I Елизавета, будущая российская императрица. Взойдя на престол в 1741 году, Елизавета Петровна пожелала основать в Петербурге «в честь и хвалу Божию» женский монастырь, куда она могла бы удалиться в старости, «наскучив бременем правления» и передав трон наследнику. Поэтому «Новодевичий монастырь близ бывшего Смоляного двора» строился с небывалым размахом и украшался так, что походил скорее на царскую резиденцию, чем на монашескую обитель.

Когда был основан Санкт-Петербург, там отвели место для Смоляного двора. Там хранилась смола, а также варился дёготь, необходимый Адмиралтейской верфи. Смольный собор Санкт-ПетербургаТогда за этим местом закрепили название «Смольное». В правление Анны Иоанновны здесь располагался Смольный Летний дворец. Дочь Петра Елизавета бывала здесь очень часто.

Во время пожара 1744 г. был уничтожен главный корпус дворца. Елизавета Петровна, взойдя на престол, повелела вместо Летнего дворца и Смольного двора построить Новодевичий Воскресенский монастырь. В этом монастыре императрица намеревалась завершить свою жизнь. Она дала указ построить монастырь для 120 девиц из благородных семей, а сама собиралась стать там настоятельницей. При этом отдельно для каждой девицы должны были быть отдельные апартаменты и комната для прислуги. Также здесь должна была быть кладовка для припасов и кухня. Для себя она велела построить свой отдельный дом.

Строительством монастыря Елизавета поручила заниматься придворному архитектору Ф.Б.Растрелли. Собор монастыря приказано было построить наподобие Успенского собора Московского Кремля. Иными словами, храм должен был быть построен с учётом православных канонов, а не так, как это было со времён Петра I. По замыслу, Смольный собор должно было в обязательном порядке венчать пятиглавие.
Растрелли создал архитектурную планировку монастырского комплекса, представленную в виде креста, который образован жилыми корпусами, где должны были расположиться кельи для монахинь. В центре композиции должно было быть по замыслу здание Смольного собора на 6000 человек. Его центральный купол задуман высотой 92 м. По его сторонам купол должны были подхватывать 4 малые главки звонниц.
Здания, которые образовывают ансамбль монастыря, наделялись праздничным дворцовым характером. Использование декоративных элементов, яркая двухцветная окраска и золочение деталей должны были придавать ансамблю поистине мажорное звучание. К сожалению, в итоге не всё из задуманного было воплощено в действительность.

Смольный собор Санкт-Петербурга

Франческо Бартоломео Растрелли родился около 1700 года, по некоторым сведениям, в Париже. Его отец, скульптор Бартоломео Карло Растрелли, в 1715 году был приглашен русским посланником Ф.Я. Лефортом в Санкт-Петербург в качестве архитектора, скульптора, литейщика и «ради научения и обучения тех художеств и ремесел, которые сам знает и русских мастеров». В 1720-е-1730-е годы отец и сын работают по частным заказам, создают проекты триумфальных арок, строят дворцы в Москве для императрицы Анны Иоанновны. В 1736 году Растрелли-младший блестяще выполняет первый самостоятельный заказ: дворец для фаворита Анны Иоанновны герцога Бирона.

Со временем авторитет Франческо Бартоломео Растрелли растет, он получает звание обер-архитектора и считается самым выдающимся зодчим того времени. Смена фаворитов и престолонаследников не отразилась на его карьере. Елизавета Петровна назначает Ф.-Б. Растрелли главным архитектором императорских дворцов. С середины 1740-х годов и до смерти императрицы он возводит грандиозные царские резиденции - Зимний, Петергофский, Царскосельский и другие, не сохранившиеся до нашего времени дворцы, строит роскошные особняки для знати, делает многочисленные проекты украшений и рисунки для праздничных торжеств. Фантазия его была неистощима. Вершиной творчества Ф.-Б. Растрелли стал Смольный монастырь, предоставивший ему возможность создать архитектурный ансамбль.Смольный собор Санкт-ПетербургаИменной указ Святейшему синоду «Об устроении в Санкт-Петербурге Девичьего монастыря в том месте, где находится дворец Ея Императорского Величества, называемый «Смольный», последовал 29 октября 1748 года, а на следующий день в присутствии императрицы и высшего духовенства состоялась торжественная закладка собора будущего монастыря.

В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.

С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель – архитектор, работавший вместе с Растрелли. Весной начали рыть котлованы и забивать сваи. Всего под здания монастыря было забито около 60 тыс. свай. Эта чрезвычайно трудоемкая работа велась медленно, что позволило Ф.-Б. Растрелли несколько раз переделывать проект с учетом меняющихся требований императрицы. Окончательный вариант был утвержден Елизаветой Петровной в 1750 году. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты.

В соответствии с принятой в XVIII веке строительной практикой архитекторы не делали детальных рабочих чертежей. Вместо них на стройке в специальной «модельной светлице» находилась деревянная модель будущего сооружения, выполненная с большой точностью. Модель Смольного монастыря изготавливалась под непосредственным руководством Ф.-Б. Растрелли в 1750-1756 годах в мастерской Якоба Лоренцо. Модель сохранилась и в настоящее время находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Благодаря модели можно представить весь замысел архитектора, осуществленный не полностью, в том числе, облик грандиозной колокольни, которая так и не была выстроена. Поперечный разрез модели позволяет увидеть предполагавшееся внутреннее убранство собора.Смольный собор Санкт-ПетербургаДля облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).

12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню – "такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня". Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты "три покоя и одни сени" в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную "модельную светлицу", её перевозили 14 мая 1751 года.

Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых - для возведения стен. Строители трудились по 14 часов в день. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.Смольный собор Санкт-ПетербургаВид Смольного монастыря со стороны Охты , Около 1800 г. Патерсен, Бенжамен

23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё такой колокол, который бы весил 20 000 пудов, а шириною бы стал - более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.

В первые годы строительство монастыря велось с большим размахом. Специально для него были построены кирпичные заводы, создана «Контора по возведению Воскресенского Новодевичьего монастыря». Непосредственно работами руководил архитекторский помощник Христиан Кнобель. В 1755 году его сменил зять Ф.-Б. Растрелли архитектор Ф. Бертулиатти. Ежедневно на стройке было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». К работам привлекли также специалистов из Италии, Германии и Швеции.Смольный собор Санкт-ПетербургаБоголюбов А. Вид на Смольный монастырь со стороны Охты
К 1756 году выстроили здания всех монастырских корпусов, в них начали отделывать кельи для монахинь. Были «сведены из железных дуг» главы угловых церквей, и началась работа по изготовлению медных золоченых украшений для глав и куполов. Постепенно возводились стены собора, и весной 1759 года приступили к кладке его сводов.

Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную "придвинул" к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С.И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.Смольный собор Санкт-ПетербургаПерро Ф.В. Вид Смольного монастыря. 1841 г.

Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.

Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Макет колокольни хранится в настоящее время в Академии Художеств. Но этим планам не суждено было сбыться.Смольный собор Санкт-ПетербургаБоголюбов А. Вид Смольного монастыря с Большой Охты. 1870-е гг.

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой – парадным въездом в монастырь, второй – надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли, а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора. Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.Смольный собор Санкт-ПетербургаВ плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора – 93,7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола – в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре – колокольни. Смольный собор Санкт-ПетербургаЦентральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаВливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.Смольный собор Санкт-Петербурга Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф.Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-Петербурга Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: "Ecco una chiesa!" ("Вот это храм!").Смольный собор Санкт-ПетербургаПосле начала Семилетней войны строительство было приостановлено. По окончания войны с Пруссией императрица передумала идти в монастырь. Позднее она умерла, и так и не увидела воплощения задуманного.

С восшествием на престол Екатерины II. На смену барокко в это время уже пришёл классицизм. Растрелли перестал в тот период быть придворным архитектором и вынужден был оставить строительство. В 1764 году он покинул Петербург и вернулся в Россию лишь незадолго до кончины, в 1771 году. Он так и не успел достроить лучшее свое творение - Смольный собор.Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный монастырь. Цветная литография. Санкт Петербург. 1840—1850 гг.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь, в котором тогда жили не более 20 монашек, по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. В 1760-х-1770-х годах строительство собора еще продолжалось - без Ф.-Б. Растрелли, но по его проектам. Работами руководил каменных дел мастер Эрколе Казасопра (Казасопре) - итальянец, работавший на строительстве вместе с Ф.-Б. Растрелли с 1750 года. Он завершил здание собора, возведя барабан, башни и купол. В 1768 году на фасадах собора установили лепные украшения, сделанные по рисункам Ф.-Б. Растрелли. Скульптор Франческо Ре выполнил модели золоченого убранства для церковных глав и купола. По этим моделям их выколачивали из листовой меди и золотили «через огонь». К началу 1780-х годов строительство собора постепенно остановилось. Внутри храма остались голые стены, загроможденные лесами, окна заколотили досками - как оказалось, на долгие десятилетия.

Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.Смольный собор Санкт-ПетербургаВо время царствования Екатерины II на месте комплекса открыты 2 учебных заведения. Они предназначались только для девушек. Это было Мещанское училище и Воспитательное общество, предназначенное Благородных девиц.
Впоследствии для этих учебных заведений построили отдельные здания. Сами учебные заведения тогда стали называть Александровским и Смольным институтом. Проведение строительных работ в Смольном монастыре завершили в 1835 г. Этими работами руководил архитектор В.П.Стасов. По его проекту тогда выполнили отделку интерьеров собора. Вместо колокольни Стасов спланировал сделать въездную площадь, которая была бы ограждена высокой ажурной решёткой.
Храм в 1835 г. получил название «Собора всех учебных заведений». Это название он носил вплоть до 1917 г. Вначале 1830 гг. для Смольного собора написали несколько икон. Написанием икон занимались А. Г. Венецианов и его ученики (Басин, Тыранов).
Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаПозже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном.

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный институт . Литография К. П. Беггрова с оригинала С. Ф. Галактионова. 1823 г.

В начале XIX века к югу от монастыря началось грандиозное строительство: архитектор Джакомо Кваренги возводил новое величественное здание. Сегодня в нем располагается Администрация Санкт-Петербурга, в 1917 году здесь находился Штаб революции - Смольный.

А в 1808 году в это здание были переведены из монастырских корпусов воспитанницы Смольного института, тогда как в монастыре расположился Вдовий дом - общежитие для заслуживших монаршую милость престарелых и обедневших вдов военных и придворных чинов. Смольный институт, Мещанское училище, Вдовий дом - вокруг монастыря сложился целый комплекс учебных и благотворительных заведений. И только недостроенный храм представлял собой печальное зрелище.Смольный собор Санкт-Петербурга

Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаПопечительница учебных заведений, вдовствующая императрица Мария Федоровна часто бывала в Смольном институте и Мещанском училище и сожалела о том, что великолепный собор стоит в запустении. Она не раз обращала особое внимание на постоянно ухудшавшееся состояние здания, которое годами не отапливали и не ремонтировали. Тогда же императрица предложила сделать этот храм собором обоих учебных заведений. При его осмотре в начале 1820-х годов члены Строительного комитета обнаружили на сводах значительные трещины, грозившие обрушениями, а высокие подвалы были затоплены водой.Смольный собор Санкт-ПетербургаОднако в силу ряда причин конкурс на проект завершения Смольного собора был объявлен по распоряжению императора Николая I лишь в 1828 году. К участию в нем пригласили архитекторов В.П. Стасова, К.И. Росси, О. Монферрана, А.А. Михайлова-младшего, А.И. Мельникова, А.Е. Штауберта, В. Беретти, И.И. Шарлеманя, Д.И. Висконти, Д.И. Квадри. Рассмотрев предложения В.П. Стасова по исправлению здания, архитекторы единодушно одобрили их и решили, что именно ему следует продолжить работу по достройке собора.Смольный собор Санкт-ПетербургаВасилий Петрович Стасов (1769-1848) был известным петербургским зодчим, признанным мастером классической архитектуры. Он создавал Московские и Нарвские триумфальные ворота, возводил храмы гвардейских полков - Измайловский и Преображенский соборы, здание казарм Павловского полка на Марсовом поле и многие другие сооружения в Петербурге и его пригородах.

Получив задание завершить отделку Смольного собора, В.П. Стасов детально изучил здание, выполнил обмеры и чертежи фасадов и только после этого начал проектировать его внутреннее убранство. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.Смольный собор Санкт-Петербурга20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.

В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:

"Характер зданий, произведённых графом Растрелли, всегда величественен (grandioso), в общности и частях часто смел, щеголеват (elegant), всегда согласен с местоположением и выражающий точно своё назначение, потому что внутреннее устройство превосходно удобно, что свидетельствуется многими произведёнными им как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по его проектам в разных местах России, и вообще самобытен, не обременён по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями".Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге – 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым.

По общему мнению участников конкурса, интерьер следовало выполнять в классическом стиле. Со времени закладки собора прошло уже 80 лет. Изменилась мода, изменились вкусы. На смену барочной пышности пришел строгий умеренный классицизм. Проект Ф.-Б. Растрелли в те годы считался «древним», излишне перегруженным ненужными украшениями, «которые всегда уменьшают величавость и красоту зданий», к тому же он был чрезвычайно дорогостоящим.

Противник излишней вычурности и театральной декоративности барочных украшений, сторонник простых и ясных форм классической архитектуры, В.П. Стасов, будучи профессиональным архитектором, не мог не оценить грандиозный замысел своего предшественника. Несколько раз переделывая проект интерьера, Василий Петрович Стасов добился простого и строгого решения, сумев подчеркнуть красоту растреллиевской архитектуры - совершенство пропорций и необыкновенную легкость огромного пространства.Смольный собор Санкт-Петербурга
1 января 1832 года начала свою работу «Комиссия о докончании собора Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре». Указом императора было объявлено о решении сделать Смольный собор собором всех учебных заведений в память об императрице Марии Федоровне. Для завершения строительства Государственное казначейство выделило 2 000 000 рублей ассигнациями.

В январе 1832 года в соборе установили сделанную из досок модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного». После утверждения проекта иконостаса началось сооружение строительных лесов. В июне был отслужен молебен в связи с началом работ.

В первую очередь выполнялись важнейшие работы по исправлению здания: очистили от воды и мусора подвалы, заделали трещины в стенах, сводах, арках. Исправили многочисленные лепные детали отделки. Фасады собора оштукатурили и побелили пудожской известью. Купол и главы по желанию Николая I покрыли голубой кобальтовой краской с золочеными звездами. Для соборных звонниц в дополнение к восьми старым колоколам, которые все прошедшие годы «служили звоном» в малых церквях монастыря, изготовили двенадцать новых.Смольный собор Санкт-Петербурга
Одновременно велись внутренние работы. «С величайшим трудом», как вспоминал позже В.П. Стасов, в стенах пробили трубы для печей - по проекту Ф.-Б. Растрелли собор строился «холодным». Были завершены штукатурные работы, полы выложили ревельской плитой, из лиственничных деревьев изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. На екатеринбургских заводах заказали мраморные ступени и площадки для алтарей. Скульптор Николай Кампиони выполнил отделку колонн и цоколей пилонов белым искусственным мрамором.

В январе 1835 года началась установка иконостасов. Сохранившиеся чертежи и описания позволяют воссоздать их облик. Главный иконостас представлял собой двухъярусную композицию, увенчанную шестиконечным с сиянием крестом и двумя коленопреклоненными фигурами ангелов, выполненными из алебастра художником Петром Васильевичем Свинцовым. Фон иконостасов был белым с золоченой резьбой. Образа для Смольного собора были первоначально заказаны в Академии художеств, однако академики запросили слишком высокую цену, и заказ передали частным художникам.

Среди многих мастеров, создававших эти иконы, - Алексей Гаврилович Венецианов, Петр Васильевич Басин, Федор Павлович Брюллов. Для южного придела собора А.Г. Венецианов выполнил запрестольный образ «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях». На иконе Божия Матерь окружена поющими ангелами, под Нею - монастырь с собором, церквями в голубых куполах с золотыми звездами. Рядом изображены воспитанницы младших возрастов Смольного института в форменных платьях коричневого, голубого и серого цветов. В центре иконы - девиз Воспитательного общества: «Призри с небесе Боже виждь и посети виноград сей и утверди и его же насади десница Твоя». Этот образ, единственный сохранившийся из живописного убранства собора, находится сегодня в Государственном Русском музее.

Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии.
Смольный собор Санкт-Петербурга
У центрального южного пилона было устроено Царское место, частью сохранившееся и сегодня. К нему вели две мраморные ступени с мраморными завитками по сторонам. Над ступенями находилась золоченая сень, увенчанная резной короной и обитая малиновым бархатом, с боковыми занавесами.

На противоположном центральном пилоне была укреплена памятная доска белого мрамора, на которой была надпись, выполненная бронзовыми золочеными буквами: «Сей храм наименован собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны благотворительницы юношества. Родилась 1759 года Октября 14. Скончалась 1828 года Октября 24».
Смольный собор Санкт-ПетербургаВоскресенский Смольный собор. Ограда солеи главного придела. Фото 1928 г.

Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов.

Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.Смольный собор Санкт-Петербурга
Одновременно с отделкой собора В.П. Стасов составил проект благоустройства окружающей территории. В ограде монастыря был прорезан широкий проезд, по сторонам которого выстроили два здания для церковнослужителей. Неразрывной частью ансамбля стала ограда, изготовленная в 1834 году на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку В.П. Стасова. Она образовала перед собором полукруглую площадь и соединила здание с монастырскими корпусами.

20 июля 1835 года митрополит Новгородский и Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова. Северный придел был освящен во имя св. прав. Елизаветы - в память основательницы монастыря императрицы Елизаветы Петровны, южный придел - во имя св. равноап. Марии Магдалины, в память императрицы Марии Федоровны, покровительницы учебных заведений. В честь освящения собора была отлита большая золотая медаль, хранившаяся в дарохранительнице собора.Смольный собор Санкт-ПетербургаВоскресенский Смольный собор. Иконостас бокового придела. Фото 1928 г.


В день св. равноап. Марии Магдалины, 22 июля, в день именин императрицы Марии Федоровны, состоялось торжественное богослужение в честь открытия Воскресенского Смольного собора. На церемонии присутствовало более 5 тыс. человек, члены царской семьи, воспитанники и воспитанницы учебных заведений Петербурга.

Назначенный храмом всех учебных заведений, Смольный собор являлся и приходским, так как церквей в этой частй города не хватало. К собору были приписаны обывательские дома, в конце XIX века у него было около 6 тыс. прихожан.Смольный собор Санкт-ПетербургаВоскресенский Смольный собор. Внутренний вид. Купол. Фото 1928 г.

Начиная с середины XIX века все чаще стало звучать мнение о несоответствии внутренней классической отделки собора его наружной архитектуре. Эта тема вновь стала предметом обсуждения в 1870-х годах, когда возникла необходимость ремонта обветшавших за 40 лет иконостасов. Позолота на них почернела и во многих местах была утрачена. По отзыву специалистов Академии художеств, исправление позолоты иконостасов требовало почти таких же затрат, как и сооружение новых, при этом иконостасы остались бы по-прежнему «в несоответствии с наружной архитектурой». Поэтому решено было сделать для собора новые иконостасы, выполненные «в духе графа Растрелли», при этом установить в них старые иконы. Составление проекта поручили академику Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Новый центральный иконостас был освящен 21 декабря 1875 года. Он был выше прежнего, и художник Л.С. Игорев написал для него пять новых образов. Столярную работу выполнял мастер Е. Шрадер. Лицевую часть иконостасов окрасили в темно-коричневый цвет, резные детали позолотили. В 1883 году по рисункам М.Е. Месмахера изготовили и установили новые иконостасы в боковых приделах. Впоследствии фон иконостасов был заменен на белый, с золоченой резьбой.

В течение всех лет своего существования собор требовал частых ремонтов. Из-за свечного освещения, несовершенной системы отопления и отсутствия вентиляции белые стены и своды быстро загрязнялись. Устроенные в 1835 году чугунные печи со временем пришли в негодность и сильно коптили. Дымовые каналы, пробитые в стенах, оказались узкими, их было трудно прочищать, они забивались сажей, что приводило к выбросам дыма в собор. В куполе отопительные приборы отсутствовали вовсе, в результате чего теплый воздух из нижней части собора поднимался наверх, и в соборе было холодно. В 1886 году систему отопления собора полностью переоборудовали. По проекту предполагалось установить шесть кирпичных калориферов и провести в стенах особые каналы и душники. Одновременно с устройством отопления в соборе был проведен водопровод, а в 1902 году устроено электрическое освещение.

В 1914 году в Санкт-Петербурге пышно отметили 150-летие Воспитательного общества благородных девиц. При подготовке к юбилею собор был полностью отремонтирован. На площади перед ним планировали установить памятник императрице Марии Федоровне, однако осуществить этот уже утвержденный проект помешала Первая мировая война.

Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Монастырём вновь занялись при Николае I. Тогда решили поместить его на новое место, к примеру, на Васильевский остров. Но в 1848 г. монастырь перевели на Царскосельскую дорогу (сейчас это Московский проспект).

После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагался там до 2015 года.Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-Петербурга

Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.Смольный собор Санкт-ПетербургаПервоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым. Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. Наверху - маленький луковичный купол, а ниже - во втором ярусе располагается звонница.Смольный собор Санкт-ПетербургаАжурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны – пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.Смольный собор Санкт-ПетербургаАнсамбль монастыря – это историко-архитектурный памятник мирового значения. До недавнего времени комплекс являлся филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводились концерты, организовывались выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.Смольный собор Санкт-ПетербургаТри лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный, располагается на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре Великом были устроены смоляные дворы, поставлявшие смолу для строительства кораблей.Смольный собор Санкт-ПетербургаЦентром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор. Расположенный в самом центре монастырского двора, Смольный собор создает ощущение устремленности ввысь, динамики и пластичности. Пышный декор фасадов, обильное использование позолоты, нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору особенную праздничность и торжественность. Вокруг собора расположены четыре церкви и выполненные в бело-голубой гамме корпуса. Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСреди сохранившихся сокровищ собора следует назвать иконы работы А. Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы". Смольный собор Санкт-ПетербургаИкона "Вознесение". Фото 1928 года.

Стасов стал и автором великолепной ажурной ограды собора, которая по красоте вполне может соперничать с оградами Летнего сада и Казанского собора. Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаВеликолепные виды открываются со смотровой площадки.Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор стал своеобразным "рекордсменом" - ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго. Строительство храма началось в 1748, а внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году. Таким образом, продолжительность возведения здания равняется 87 годам. 20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова.

Сольный собор и революция

Революция 1917 год стала трагической вехой в истории храма. Собору был нанесен непоправимый урон. На протяжении долгого времени Смольный собор являлся обычным складом. В 1990 году в храме открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сегодня.

Звонница Смольного собора является официальной самой высокой смотровой площадкой в Санкт-Петербурге, с которой открывается потрясающая панорама на многие достопримечательности северной столицы.Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаВысота смотровой площадки составляет 50 метров. Для того чтобы подняться на площадку, посетителям придется преодолеть 277 ступеней.Смольный собор Санкт-ПетербургаПлощадка заработала в девяностых годах, но в 2001 году из-за сильного урагана с купола упал крест, после этого началась реставрация здания. Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаПосле реставрации посетители вновь получили возможность любоваться чудесными видами Питера. С юго-западной звонницы открывается вид на Большеохтинский мост, Неву, раскопки и цент города; с северно-западной башни видны «Кресты» и Петроградский район.Смольный собор Санкт-ПетербургаНа площадке посетители могут прослушать обзорную аудиоэкскурсию, которая длится около восемнадцати минут. Особого внимания заслуживает чердак, который расположен вокруг купола. По этому чердаку осуществляется переход из одной звонницы в другую. Примечательно, что данный переход не был отреставрирован и сохранился в первозданном виде со времен строительства.

В первое время монастырь именовался Воскресенским Новодевичьим, затем для лаконичности – Смольным. Изначально Смольный собор всех учебных заведений города был освещен во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.

Учебные заведения в стенах Смольного

С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного происхождения. Смольный институт благородных девиц стало первым женским учебным заведением в России и, тем самым, положило начало женскому образованию в стране. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного дворца , построенное в 1864 году в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги. Смольный собор Санкт-Петербурга
К обучению в Смольном институте допускались дочери дворян. Здесь их готовили для придворной и светской жизни. Программа обучения включала предметы по словесности, истории, географии, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и др. Общий курс обучения длился 12 лет и делилось на четыре периода по 3 года каждый.Смольный собор Санкт-ПетербургаВсе воспитанницы института были обязаны носить особые платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. По замыслу, коричневый цвет символизировал близость к земле и, вдобавок, более практичен для детей младшего возраста. Переход к светлым цветам символизировал возрастающую образованность и аккуратность учениц. Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаВ конце обучения устраивался публичный экзамен, на котором, как правило, присутствовал император и члены его семьи. Шесть лучших выпускниц по окончании Смольного института получали так называемый «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками.Смольный собор Санкт-ПетербургаС 1853 года в институте начались трудовые занятия, включавшие кройку и шитье.Смольный собор Санкт-ПетербургаПоследний выпуск Смольного института благородных девиц 1917 годаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-Петербурга

С 1917 года занятия в институте больше не велись, поскольку в здании Смольного разместился Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

В 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались как склады. Иконостас храма был разобран только лишь в 1972 году. А в 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который находится здесь и в настоящее время.

В 2014 году со стороны набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и отчасти центральная часть. Строительство продолжается.

В 2015 году Смольный собор был окончательно передан в ведение РПЦ с демонтажом органа. Камерный хор Смольного собора также лишился места своего базирования и был вынужден сменить название.Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-Петербурга

Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаПервый месяц в новейшей истории Петербурга знаменитый храм перестал быть концертным залом и стал церковью.
Всего месяц понадобилось Смольного собору, чтобы вернуться к той жизни, которая и предназначалась для храма Франческо Бартоломео Растрелли. Еще 31 декабря 2015-го под сводами собора звучала музыка последнего светского выступления. Его дал петербургский «Терем-квартет».
Теперь концертное оборудование демонтировано и здесь проходят ежедневные службы. На стенах появились иконы, пока копии. Их передал в дар Богоявленский Никольский собор. Богородицы".Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-ПетербургаСмольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга
Смольный собор Санкт-Петербурга

https://www.spb-guide.ru/page_456.htm

https://piterguide.ru/info/dostoprimechatelnosti/smolnyij-so...

https://www.ptmap.ru/sight/70

http://www.ipetersburg.ru/smolnyy-sobor/

http://s-pb.in/museums/smolniy-sobor

http://travellgide.ru/smolnysobor/

http://www.ntv.ru/novosti/1606985/

https://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/95573/

http://spbiir.ru/nauka/kultura-sankt-peterburga/hronika-kult...

http://family-history.ru/temples/temples_13.html

Картина дня

наверх