На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...
  • Светлана Митленко
    Жалко, но малолеток нашли, так же как и ангела у одного из них дома.Московские прогул...
  • Светлана Митленко
    Увы. Как только человек попадает в круг чиновников, то редко когда останется не замаранным. Система выстроена так, чт...В 1951 году 23 ра...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.9

Продолжим прогулку. Далее у нас дом
31. Большой Николопесковский переулок, дом 4 - Лечебница И. К. Юрасовского (Н.В. Юрасовской)
 
Лечебница И.К. Юрасовского.
 
Дом выстроен в 1910 году архитектором Семеном Федоровичем Кулагиным для Ивана Константиновича Юрасовского.
 
И.К Юрасовский – известный московский врач-акушер. Принадлежал к старинному русскому дворянскому роду, идущему от крупного польского магната Мартина Юрасовского, вдова которого, русская по происхождению, после смерти мужа в 1641 году вернулась с сыновьями в Россию. С тех пор потомки родоначальника династии числились в родословных книгах Тульской, Орловской и Московской губерний.
 
И.К. Юрасовский выкупил участок земли рядом с Арбатом для постройки на нем доходного дома. Совместно с архитектором Кулагиным он разработал проект постройки, выполняющей одновременно функции лечебного учреждения и многоквартирного дома. На первом и втором этажах здания были расположены женская лечебница и акушерские курсы, остальные этажи использовались для проживания семьи самого Юрасовского и нанимавших квартиры жильцов.
 
Здание является прекрасным симбиозом двух стилей: московского модерна и неоклассицизма. Такое сочетание С.Ф. Кулагин использовал и в построенном им двумя годами позже доходном доме С.Е. Трындина и А.С. Щепотьевой, с которым мы уже успели познакомиться в ходе нашей прогулки.
Лечебница И.К. Юрасовского. Центральный аттик со слуховым окном и эркер.
Лечебница И.К. Юрасовского. Скульптурное обрамление входа.
 
Первое, чем привлекает к себе внимание здание бывшей юрасовской лечебницы, – традиционная для московского модерна керамическая плитка «кабанчик». В облицовке фасада использовано три ее оттенка: темный охристый, желто-бежевый и сине-зеленый. Такая цветовая палитра удачно подчеркивает структуру симметричного фасада. Сине-зеленой плиткой облицованы центральный ризалит и боковые эркеры, основная площадь стен покрыта желто-бежевой плиткой, а тонкая полоска темной охры использована для декорирования верхнего этажа, для визуального объединения его окон.
 
Второй характерный для модерна элемент – выразительно изогнутый карниз-козырек. Он зрительно выделяет выступающие столбцы граненых эркеров дома.
 
Не менее интересны верхние окна: слуховое, над центральным эркером, имеющее сложную форму, и полукруглые трехчастные над боковыми эркерами.
 
Парадный вход в здание имеет утяжеленное обрамление, как бы сливающееся воедино со скульптурной массой оконных наличников, единой для первого и полуподвального этажей. Такое оформление – тоже типичный модерновый прием.
 
Декор дома дополнен немногочисленными лепными композициями в духе неоклассицизма, изображающими лавровые венки и львиноголовых грифонов.
Лечебница И.К. Юрасовского. Балкон и полукруглое окно над боковым эркером.
Лечебница И.К. Юрасовского. Рельефная композиция с львиноголовыми грифонами.
Лечебница И.К. Юрасовского. Оформление центрального эркера.
Лечебница И.К. Юрасовского. Элементы лепного декора.
 
Доходный дом и лечебница доктора И.К. Юрасовского были известны на всю Москву. Жилые помещения выгодно отличались повышенным комфортом и удобством. А курс, пройденный в «Образцовом родовспомогательном учебном заведении» Юрасовского, являлся лучшей рекомендацией для повивальных бабок и акушерок. На каждый торжественный выпуск курсов приезжали члены городской думы и сам генерал-губернатор Москвы. Не обделяла их вниманием и великая княгиня Елизавета Федоровна, чьи ясли и приюты Юрасовский бесплатно консультировал.
 
Родильное отделение лечебницы И.К. Юрасовского имело отличную репутацию. Здесь рожала писательница Анастасия Ивановна Цветаева, сестра Марины Цветаевой, специально приехавшая из Александрова в Москву, где в юрасовской лечебнице для нее была забронирована комната. Здесь появилась на свет будущая писательница, искусствовед и историк Нина Михайловна Молева, родители которой жили в квартире в этом же доме. Роды принимал сам Иван Константинович. Он же подыскал для новорожденной няню.
 
Здание в Большом Николопесковском иногда фигурирует в документах как доходный дом и лечебница Н.В. Юрасовской. Это объясняется традициями оформления недвижимости на жен. Надежда Васильевна Юрасовская – супруга Ивана Константиновича, известная оперная певица, солистка Большого театра. В девичестве носила фамилию Салина, которую после замужества продолжала использовать в творческой деятельности.
 
Исторически так сложилось, что здание женской лечебницы Юрасовского впоследствии всегда так или иначе использовалось для нужд здравоохранения. Во время Великой Отечественной здесь располагался госпиталь, по окончании войны – родильный дом. В 1960-х в доме находилось отделение 15-ой городской больницы. В 1976 поликлиническое отделение преобразовали в городскую поликлинику №92. Здесь она расположена до сих пор, о чем свидетельствует висящая при входе табличка.

32. Трубниковский переулок, дом 4, строение 1 – Доходный дом И.С. БаскаковаДоходный дом И.С. Баскакова.

Доходный дом возведен по заказу состоятельного московского домовладельца Ивана Степановича Баскакова архитектором Ольгердом Густавовичем Пиотровичем в 1908-1909 годах.
 
О.Г. Пиотрович принадлежал к известной династии архитекторов Пиотровичей. Его старшие братья тоже были архитекторами и занимались проектированием и строительством в Москве. Однако он перещеголял их обоих, вместе взятых, по числу возведенных построек. О.Г. Пиотрович стал самым востребованным и плодовитым зодчим, занимавшимся доходными домами среднего класса. По его проектам построено более 100 жилых домов в Москве, большинство из которых, хотя и не являются памятниками, обладают серьезной исторической и архитектурной значимостью. Можно сказать, что дома, возведенные О.Г. Пиотровичем, во многом определили внешний облик столицы конца XIX – начала XX века.
 
Немало проектов архитектора было выполнено в стиле модерн. Один из примеров – перед нами.
Доходный дом И.С. Баскакова. Фрагмент центральной части фасада: скульптурные кронштейны карниза и наличники окон верхнего этажа.
Доходный дом И.С. Баскакова. Оформление входа в здание роскошными картушами.
 
Оформление здания характерно для творческого почерка своего создателя, который очень любил сочетание сплошной «венской» облицовки стен керамической плиткой «кабанчик» с оригинальным лепным декором – главным выразительным средством композиции.
 
Фасадная плоскость пластически почти не раскрепована. Лишь центральная часть дома отмечена ризалитом с небольшим выносом, и нижний этаж визуально отделен от остальных при помощи гладкой штукатурки стен и небольшого карниза. Оконные проемы ритмически однообразно прорезают фасад.
 
Оригинальность зданию сообщают рельефные лепные элементы. В первую очередь обращает на себя внимание роскошный картуш над входом в здание, обрамленный ветвями цветущих растений. С двух сторон его держат полуобнаженные толстячки с пышными вьющимися шевелюрами. На пилястрах по бокам от входа – картуши поменьше, тоже с цветами, листвой и со свисающими с них цветочными гирляндами. Но это далеко не единственные впечатляющие детали декора. Самое интересное открывается взгляду, если поднять голову вверх. Под карнизом над четвертым этажом можно увидеть скульптурные кронштейны-гермы, изображающие мужчин в необычных головных уборах. И там же, под карнизом, притаились филины, «усевшиеся» на оконные наличники.
Доходный дом И.С. Баскакова. Элементы скульптурного декора: кронштейн-герма и филин в замковом камне оконного наличника.
Доходный дом И.С. Баскакова. Элементы скульптурного декора: маскарон в замковом камне оконного наличника (слева) и кронштейн-герма (справа).
Доходный дом И.С. Баскакова. Лепной декор оконных наличников.
Доходный дом И.С. Баскакова. Металлические элементы декора: козырек над входом (слева) и ворота в арке (справа).
 
На каждом из этажей окна имеют свой тип обрамлений, украшенных лепниной. На четвертом этаже это рельефно выявленные перемычки с филинами, сидящими на замковых камнях. На третьем – прямоугольные фронтоны, в тимпанах которых размещены композиции с улыбающимися маскаронами и цветущими ветвями. Маскароны то ли выглядывают из каких-то причудливых рамок, то ли укутались в капюшоны. На втором этаже окна увенчаны сандриками с пальметтами и завитками листьев. А наличники окон первого этажа украшены замковыми камнями с изображениями миниатюрных маскаронов в фантастических коронах с раскидистыми листьями на макушках.
 
Присутствуют в оформлении здания и металлические декоративные элементы. Это ажурный козырек над входом и ворота, закрывающие арку.
На стене дома при входе помещена небольшая мемориальная табличка, свидетельствующая о том, что здесь в 1906 году жил писатель Иван Бунин. Речь, разумеется, о старом доме, предшественнике доходного дома И.С. Баскакова. Это последний адрес писателя И.А. Бунина до эмиграции. В квартире родителей его жены В.Н. Муромцевой, Бунин жил и работал с 26 октября 1917 по 21 мая 1918 года. Отсюда он уехал сначала в Одессу, затем в Константинополь и Париж.
В построенном же О.Г. Пиотровичем доме с 1910 по 1930 год проживал художник Константин Федорович Юон. Многие его работы посвящены Москве: «Вид на Москву с Воробьевых гор», «Лубянская площадь зимой», «Гулянье на Девичьем поле», «Кормление голубей на Красной площади» и др. К.Ф. Юон не случайно нанимал квартиру в одном из арбатских переулков, ведь на самом Арбате, в доме № 25 находилась организованная им школа-студия, где он преподавал с 1900 по 1917 год.
 
В 2006 году здание бывшего доходного дома И.С. Баскакова реконструировали с сохранением исторического фасада и надстройкой еще одного этажа.
 
33. Кривоарбатский переулок, дом 9 – Доходный дом А.М. Желябужского
Доходный дом А.М. Желябужского.
 
В XVIII-XIX веке на месте нынешних зданий № 9 и 11 в Кривоарбатском переулке располагалась обширная усадьба Вельяминовых с большим деревянным домом, стоявшим вдоль красной линии переулка. В метрических книгах храма Николая Чудотворца в Плотниках имеется запись о том, что в 1807 году в этом доме жил со своей семьей вышедший в отставку майор С.Л. Пушкин, отец А.С. Пушкина. Возможно, именно здесь рождались первые стихи будущего великого поэта.
Спустя без малого сто лет, в 1906 году, на месте старого усадебного дома, овеянного духом семьи Пушкина, возводится новый – доходный. Современный, добротный и респектабельный. Заказчиком его строительства был почетный потомственный дворянин, предводитель уездного дворянства Калужской губернии Александр Михайлович Желябужский.
 
Автором проекта здания был Николай Григорьевич Фалеев. А.М. Желябужский не случайно пригласил для выполнения проекта Н.Г. Фалеева: они были земляками, оба родились и какое-то время жили в Калуге, поддерживали знакомство. Интересно, что впоследствии сын А.М. Желябужского – Александр – жил в построенном отцом доме в Кривоарбатском переулке. В 1910 году Александр окончил Институт Гражданских Инженеров в Санкт-Петербурге, после выпуска был зачислен сверхштатным техником в Строительное отделение Московского Губернского Правления и часто выступал в качестве помощника Н.Г. Фалеева.
Доходный дом А.М. Желябужского. Один из входов в здание, окна первого этажа, эркер.
Доходный дом А.М. Желябужского. Декор эркера.
 
Здание доходного дома А.М. Желябужского выполнено в характерной для эпохи модерна манере. Его стиль близок рядовым постройкам французского Ар Нуво.
Фасад облицован двумя сортами керамической плитки «кабанчик»: коричнево-бежевым с легкой рыжиной и темно-зеленым. Стены первого этажа покрыты темно-зеленой фактурной штукатуркой «под шубу», последнего – светлой и гладкой. Такая полихромность позволяет визуально расчленить фасад на несколько зон. Деление дополнительно подчеркнуто карнизами над первым, четвертым и пятым этажами. Лепные декоративные элементы окрашены в белый цвет, хорошо выделяющийся на фоне рыжеватого и зеленого оттенков стен.
Доходный дом А.М. Желябужского. Рельефное панно с маскароном, цветами и листьями.
Доходный дом А.М. Желябужского. Обрамления окон.
Фасад здания симметричен. Из общей плоскости фасада выступают два эркера скругленной формы. По центру на крыше возвышается аттик с большим трехчастным овальным слуховым окном. По бокам от него, над эркерами, расположены небольшие пилоны с закрепленными между ними декоративными металлическими решетками.
Фасадная композиция дома содержит все наиболее узнаваемые детали стиля модерн – арочные оконные и дверные проемы с красивыми фигурными переплетами, ажурные решетки балконов, лепные тяги и панно с растительными орнаментами и женскими маскаронами, обрамления окон, объединяющие их в единые скульптурные группы. Особенно примечательны балконы, выполненные в характерной для французского Ар Нуво манере. Их скругленные ограждения отлиты из строительного раствора и украшены металлическими решетками.
Изначально здание в плане представляло собой замкнутый по периметру четырехугольник с небольшим внутренним двором. Еще несколько лет назад на месте правого арочного большого окна на первом этаже была арка, ведущая во двор. Но сегодня внутренний двор застроен, а арка заложена. Вся тыльная часть здания вместе с двориком была перестроена и превращена в один из корпусов поликлиники № 1 Управления делами Президента РФ.
 
34. Смоленская площадь, дом 1/4 - Доходный дом наследников Е.Е. Орлова
 
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова.
 
Большой доходный дом, выходящий фасадами на Смоленскую-Сенную площадь и Садовое Кольцо, возведен в 1906 году по проекту архитектора Владимира Владимировича Шервуда. Здание принадлежало наследникам Е.Е. Орлова.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Угловая часть здания, выходящая на Смоленскую-Сенную площадь.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Угловая часть дома, выходящая на перекресток 2-го Смоленского переулка и Садового кольца.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Балкон.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Козырек над одним из подъездов, он же - консоль эркера.
 
Объемная композиция здания обусловлена его угловым расположением. Немалых размеров постройка зажата между 2-ым Смоленским переулком и Смоленской улицей. Наиболее вытянутый фасад расположился вдоль переулка, следующий по длине – вдоль Садового, а самый короткий – плавно развернут в сторону Бородинского моста вдоль Смоленской улицы. Все три фасада оформлены в едином стиле, оба угла дома визуально выделены, тем не менее, центром всей композиции дома является его скругленная угловая часть, смотрящая на Смоленскую-Сенную площадь. Ее силуэт усложнен монументальным криволинейным аттиком с полуциркульным трехчастным окном. Контуры фасадов тоже имеют выраженные акценты в виде сильно выступающих прямоугольных аттиков. Ритмика фасадов задана вертикалями эркеров, встроенных в выступающие из общей плоскости ризалиты, и четко обозначенной горизонталью, составленной балконными галереями, скульптурными фризами и панно и опоясывающей весь дом на уровне пятого этажа дома. Это очень сложная, тщательно продуманная и прорисованная композиция. Однако она была бы не столь примечательной, если бы не уникальное скульптурное оформление здания.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Лепная композиция из виноградных лоз.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Элементы лепного декора: пара павлинов среди виноградных лоз и небольшие панно с ветвями винограда.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Элементы лепного декора: фриз с павлинами и обрамление окна.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Лепное панно с сидящим на ветвях винограда павлином.
 
Все лепные рельефные элементы, украшающие дом, были изготовлены на заказ в фирме «Георг Поль» и не имеют аналогов в Москве. Окрашенные в темный цвет рельефные композиции изображают сплетения ветвей виноградных лоз, сгибающихся под тяжестью спелых плодов, и павлинов, сидящих на ветках и расхаживающих в их тени. К сожалению, часть декора утрачена. Не сохранились лепные панно на балконах, скульптуры, возвышавшиеся на выступах аттиков, и другие детали. Но даже то, что сохранилось до нашего времени, позволяет оценить оригинальность и художественную выразительность декоративного убранства здания, вид которого навевает воспоминания о пышном и обильном декоре южноевропейских – испанских и португальских – построек.
Доходный дом наследников Е.Е. Орлова. Фотография 1907-1916 годов. Видны утраченные ныне декоративные детали фасадов.
 
В.В. Шервуд, построивший этот доходный дом уже на этапе спада популярности стиля модерн, смог продемонстрировать его совершенно новые художественные и пластические возможности. Он умело сочетал тяжеловесность форм и монументальность объемов с неординарным, импрессионистическим декором.

Дом на Смоленке был заказан Шервуду семьей Орловых и предназначался для трех братьев, наследников Егора Орлова — купца и предпринимателя, всего в жизни добившегося своим трудом. История становления семьи любопытна.Началось все с того, что в 1850 году под Рязанью, в селе Мурмино, была выстроена суконная фабрика. Ее владелец, обрусевший немец Карл Яниш, держал ее как приданое для дочери Каролины. Девушка была пылко влюблена в Адама Мицкевича, но родители выбор дочери не поддержали — больно неблагонадежен был поэт. Для Каролины это был удар — она очень любила Адама. Но мужа ей подыскали «из своих, местных» — Николая Павлова. Увы, он оказался игроком и быстро спустил состояние жены. Каролина, в ту пору уже известная московская поэтесса, разорвала с ним отношения, а старик Яниш обозлился на зятя и хитроумно подставил его; Павлов загремел за долги и хранение запрещенной литературы в долговую тюрьму под названием «Яма», а затем отправился по этапу в Пермь.
Хозяйство пришло в упадок, имя Каролины трепали в свете — в России принято сопереживать униженным и оскорбленным, а таким в этой ситуации был, конечно, игрок Павлов.
Но в 1861 году крепостное право отменили, и через какое-то время фабрику выкупили бывшие крепостные — братья Василий и Антип Никулины. Дело начало возрождаться, а в 1879 году предприятие перекупили у Никулиных начавшие «подниматься» Орловы. Работяга-отец был примером для подрастающих сыновей и учил их, судя по всему, держаться вместе и помогать друг другу. Уже после смерти отца они свято соблюдали этот принцип, и в 1891 году в Москве было учреждено «Торгово-промышленное товарищество Егора Орлова сыновей», торговавшее в Охотном Ряду кожевенными товарами. Капитал товарищества был неслабым: 900 тысяч рублей, в правление вошли все три сына покойного к тому времени Егора Орлова — Ефим, Николай и Иван. Все было поделено поровну — на три части, каждому досталось по триста паев в 3000 рублей каждый.
Ефиму в год вступления в купечество (1888) было 43 года, Ивану — 39 лет, а Николаю только 24. Ничего выше и важнее семьи для них не существовало; они вместе продолжали начатое дело. Скопив изрядный капитал, также вскладчину построили доходный дом на Варгунихинской горе, то есть ныне на Смоленке. Сегодня он «зажат» 2-м Смоленским переулком, Смоленской улицей и площадью.
Братья Иван и Николай жили в Подсосенском переулке, старший Ефим — неподалеку от них. Занимаемая ими городская усадьба после революции видела многое — тут было и реальное училище, и мастерские, и коммуналки… Придя к миллениуму в полное запустение, усадьба, однако, недавно ожила, попав под реставрацию по программе «рубль за метр»: пару лет назад ее отреставрировали.
...Орловы не скупились — украшения для дома были заказаны в дорогой фирме «Георг Поль». Сейчас от прежней роскоши остались только виноград и павлины, раньше и на балконах были лепные панно, и на выступах аттиков стояли скульптуры. Для Шервуда дом явно был площадкой для экспериментов. Он смог соединить тяжеловесную форму здания с импрессионистским декором и получил результат, любоваться которым можно до сих пор.
... Вряд ли судьба вчерашних купцов сложилась в советской России удачно. А их дом на Смоленке стоит...
В настоящее время в бывшем здании доходного дома наследников Е.Е. Орлова расположены многочисленные офисы частных и государственных организаций и учреждений.

Предыдущие темы:

Картина дня

наверх