На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 076 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nana Абраменко
    Да уж,  Моника Беллуччи просто человеческий шедевр , как и Софи  Лорен, вне зависимости от возраста.Спасибо.🌼🌼🌼Исторические и ре...
  • александр пасечник
    👍😀👍👍👍👍Исторические и ре...
  • Светлана Митленко
    Есть такое дело. Но там теперь стоит камера, так что шутники закончились.Некоторые странно...

История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Аметисты! Этот фиолетовый камень сейчас входит в число полудрагоценных, однако достаточно долго, до открытия месторождений в Бразилии в XVIII веке, которые взорвали рынок, он ценился очень высоко, наряду с четверкой драгоценных камней.

Увы, мне не удастся показать его метаморфозы в изобразительном искусстве: рисовали аметистовые украшения очень редко, быть может, были проблемы с краской такого цвета до изобретения синтетических красителей. 
Однако самих аметистовых украшений сохранилось достаточно много. И не которые безумной красоты и тонкости работы.

1.JPG
Камеи и инталии из аметиста в парижском кабинете медалей (BNF)

I. Древнейший период

История бытования камня зависит от расположения его месторождений и хронологии открытия новых копий. Аметисты очень любили древние египтяне (минимум с 3100 г. до н.э.), из чего смело предположить, что где-то рядом были рудники. Действительно, прямо на территории, сейчас это место называется Wadi el-Hudi, оно находится в 35 км к юго-востоку от Асуана. Копи эти разрабатывались активно и иссякли, да и мода на аметист в Египте прошла к гиксосскому периоду. Кроме того, аметистовые копи были в Нубии, и возможно оттуда везли сырье тоже.

Обрабатывать аметисты при этом египтяне умели не очень. В основном, то, что мы видим -- это полированные бусины и мелкие фигурки, вырезанные, но без жестких контуров (скарабеи и иные амулеты).

Ножной браслет, ок. 1850–1775 до н.э. Метрополитен
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Фигурки эти, которые часто просверливались и носились на теле в составе украшений, похожи на своего рода нэцке.

Амулет 1,2 см высотой. Среднее царство, Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Амулеты в виде сфинксов, ок, 1981–1550 до н.э. Метрополитен.
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Амулет в виде обезьяны. Среднее царство. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Бусины при этом умели необыкновенно красиво сочетать с другими материалами, тут не поспоришь.

Ожерелье, в центре фигурка из шпата. Среднее царство, Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Никого не смущало многоцветье.

Ожерелье из амулетов. Среднее царство. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Еще более красиво выглядели комплекты, дополненные золотой чеканкой.

Пояс с леопардом из могилы царевны Sithathoriunet. 1887 –1813 до н.э., Метрополитен
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Браслет со львами, оттуда же
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

25-я династия (?). Кливлендский музей искусств
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Ожерелье с электрумом (ценнейшим сплавом золота и серебра). Среднее царство. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Достаточно много скарабеев, но визуально в них нет ничего неожиданного, поэтому не буду на них сосредотачиваться.

Ок. 1820 г. до н.э.. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Вот резной аметист, и он уже достаточно поздний для Египта.

7 век до н.э. Кабинет медалей (Париж)
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1
Если мы же взглянем на то, как обрабатывали аметисты в 1-м тысячелетии до н.э. на других соседних ближневосточных территориях, то мы, в принципе, увидим схожую ситуацию. Технически ювелиры были еще не развиты, и камень казался для них твердоватым.

Камень представлял ценность сам по себе, прежде всего прозрачностью и красивым цветом. И часто шел в подбор с другими яркими камнями или стеклянными бусинами.

Низка из девятнадцати бусин. Сер. 1 тыс. до н.э. Кабардино-Балкария, село Чегем. Эрмитаж История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Бусы из Ниппура, неоассирийский период. 900-612 гг. до н.э. The Oriental Institute of the University of Chicago
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Поздний Вавилон, 700-500 г. Раскопки Л. Вули. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Умели и более-менее резать.

Центральный камень украшен аравийской надписью 8 до н.э. (музей не нашла)
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Ахеменидская бусина в виде льва, 5-4 вв. до н.э. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Резные печати и их отпечатки. Слева: нововавилонский период, Ок. 900-700 г. до н.э. Справа: касситская печать, 1400-1100  до н.э. Обе - Christie's
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Сырье, как пишут, в окрестных регионах Ближнего Востока все также было египетским. Следующими по очередности месторождениями станут Шри-Ланка и Индия, потом Германия (Идар-Оберштайн), а потом уже Сибирь. Также в старом свете есть источники в Афганистане, Австрии, Греции, Венгрии, Сицилии, Пакистане, но не указывается, знали ли о них древние.

Неоассирийская ваза (высота 8 см), 8 век до н.э. Christie's
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

II. Древняя Греция,  эллинизм, Причерноморье

Пишут, что греки очень любили аметист, причем с самого раннего периода, еще эгейского. Его в обилии находят в микенских слоях. Это опять-таки экспорт из Египта, но не всегда понятно - экспорт сырья, или готовых изделий, которые переделывались на свой вкус. 
Некоторые древнейшие крито-микенские камеи -- именно аметистовые.

Минойская печать с изображением осьминога, 1700-1450 до н.э. Гетти
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Печать с силуэтом птицы из Кносса. Эшмолеан
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

17-16 века до н.э, Grave C of the Grave Circle B of Mycenae. NAMA
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Находим мы здесь и бусы со столь же скучными бусинами, заполированными до непрозрачности.

Бусы из минойского т.н. "эгинского клада". Британский музей.
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Однако постепенно качество работы с золотом все растет и растет, и от такого соседства аметист выигрывает.

Серьги, найденные в Пирее (Лувр). Мне кажется, это уже не египетский аметист, судя по цвету. Такой оттенок был у сицилийского или камня с некоторых греческих островов.
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Золото эпохи эллинизма -- это уже истинный шедевр, что ни возьми. Мастера этой эпохи любят аметисты, и теперь это достаточно бросающиеся в глаза кабошоны.

Браслеты, 1-й век до н.э. NAMA
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Украшения из Антарадуса (совр. Триполи). Ок. 200 г. до н.э. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Ожерелье с бабочкой, Греция. Музей Уолтерс
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Образцы или подражания этому красочному стилю достаточно обильно находят в нашем Причерноморье.

Ожерелье с подвеской в виде бабочки. Создано: Восточное Средиземноморье. I в. до н.э. Найдено: Херсонес, Надгробие 630. Крым, окрестности Севастополя. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Однако аметист является в таких украшениях, как вы видите, лишь частью полихромного ансамбля.

Диадема. Сармато-аланская культура. I в. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Перстень. 2-1 вв. до н.э. Найден: Россия, Волгоградская обл., Николаевский р-н. ГИМ
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Тем временем в одном из эпицентров эллинизма, в птолемеевском Египте, изобретают тот вид резных гемм, который становится классическим.

Голова царицы Арсинои II. 3-й век до н.э. Уолтерс
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Портрет царицы Арсинои II в образе Афродиты. 3-й век. Кабинет медалей (Париж)
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Эти женские головки очень красивы, но основной иконографией для резных гемм станет профиль.

1-й век до н.э. Источник:  auktionen.gmcoinart.de
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Портрет Птолемея II Филадельфа. 3-й век до н.э. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1При этом в Греции камень аметист стал воприниматься как амулет, способствующий победе над опьянением. Собственно, даже его название переводится с греческого как "не быть пьяным". Возможно, это было связано с цветом разбавленного вина, похожим на фиолетовый.

III. Древний Рим

В древнеримском искусстве ювелирные украшения из аметиста переживают свой высочайший расцвет. Собственно, это одно из главных украшений, которые ассоциируются с этой эпохой. Быть может, и потому, что фиолетовый цвет аметиста ассоциируется с императорским пурпуром. В первую очередь речь идет о портретных профильных камеях, в которых, вдобавок, умели передавать фирменное римское портретное сходство.

"Агриппа". 20-30-е годы. Кабинет медалей (Париж)
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Портрет Гнея Помпея Магна. 1-й век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Аврелиан. 260–280 гг. Гетти
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Но у популярности аметиста как материала в Риме были экономические причины: римляне завоевали Египет. И хотя уже упоминавшиеся выше египетские копи аметистов были исчерпаны, римляне завели там себе новые - в регионе Safaga вблизи Gebel Aby Diyeiba. Правда, по цвету они были светлее, чем более ранний источник, и некоторые даже можно было перепутать с розовым кварцем, такие они были бледные.

Нереида на быке. 1-й век н.э. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Напомню, что геммы - это понятие собирательное, оно включает камеи (выпуклые) и инталии ("впуклые"), вторые обычно использовались в качестве печаток. Жанр называется "глиптика".

Кроме портретов конкретных людей, были весьма распространены обобщенные прекрасные мужские и женские головки, весьма похожие на то, что делали в эллинизме вне Рима. Собственно, резчики камней, по всей видимости, были пленными или приглашенными мастерами из эллинистических стран, например, той же Греции или Египта. Так что в этом сходстве манеры нет ничего странного.

"Аполлон". Музей Гетти. Эта гемма была разбита, и отсутствующие кусочки заполнили золотом. Любопытно, что это ровно то же самое, что концепция золотых заплаток у японцев - "кинцуги".
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Камеи носили часто в перстнях, и как печатки, и как амулеты. Выбор сюжетов это подтверждает -- Фортуна, Медуза, другие божества

Голова Медузы. Эрмитаж. Горгона Медуза, несмотря на то, что превратилась в раскрасавицу, все равно оставалась мощным оберегом.
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

"Богиня Фортуна". 1-й век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Кольцо с изображением египетского бога Хора. Рим. 1-3 век. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1При этом очень-очень много было и сюжетных камей, и тонкость их проработки, виртуозность резьбы ошеломительна.

"Петушиный бой". Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Геба, пьющая из кубка. Кабинет медалей (Париж)
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

"Борьба Геракла с Антеем". Кабинет медалей (Париж) - по ссылке еще аметистовые камеи там
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1
Геракл Мусагет, после 66 года до н.э. Археологический музей Таррагоны
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Для передышки давайте взглянем, как римляне использовали аметист в других изделиях.
А ничего особенного не сохранилось: все те же как бы нецке, все те же скучные бусины.

Амулет в виде лягушки. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Бусы, 30 до н.э. - 395 н.э. Смитсониан.
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Якобы римляне делали из аметистов кубки и пили из них вино, веря в волшебное свойство камня. Но мне это кажется современной легендой, и поскольку античного автора, говорящего об этом, мне нагуглить не удалось, предлагаю отнестись к этому со скептицизмом.

И вернемся напоследок к геммам.

Кратер и виноградная лоза. 1-й век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Нимфа Аура (т.е. воздуха). Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

IV. Христианство

Наступает новая эпоха, которой свойственнен технологический упадок и идеологические изменения. Соответственно, отразилось это в аметистовых украшениях.

Умение резьбы по камню умирает практически сразу (оно уцелеет только у византийцев, но не на столь высоком уровне).

Инталия "крест и рыбы". Северное Причерноморье. 3 век. Эрмитаж
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Портрет неизвестного. 3-4 века. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Быть может, упоминавшиеся ранее аметистовые чаши для вина римлян выглядели как-то так, как эта реликвия.

Т.н. "Чаша св. Елены", 3-4 века. Сокровищница Трирского собора. Выточена из аметиста, серебряная оправа - 14 век, Богемия
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Если мы возьмем нательные украшения варварских народов на территории бывшей Римской империи, мы увидим, что аметисты в них используются в меру (из-за своего приятного цвета), также как гранаты (которые, кажется, были популярнее). Это все те же кабошоны. Римляне, которые умели делать такие виртуозные, наверно, могли бы гранить камни, по-крайней мере, полудрагоценные, но видимо, им это просто не приходило в голову. А вот у народов Темных веков и технологий нет.

Нательная цепь, 367-375 годы, Германия. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Франкское украшение. Ок. 550–650 гг. Метрополитен
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Все те же знакомые нам с давних веков бусины, одинаковые по технологии всегда и у всех

Вестготские бусы, 586-711  гг. V&AM
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Меровингская фибула и квази-императорский солид Маврикия Тиберия (582-602 AD). Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1В византийских украшениях, кажется, более виртуозное взаимоотношение с золотом, быть может, наследие от эллинистической традиции. Но упадок все равно очевиден, хотя по яркости вещи очень красивы.

Византия, 5-6 век. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Византия, 7-й век. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Браслеты из Метрополитен, впрочем, более качественно выполнены. Видите тенденцию? Показывать красоту, многоцветье камней, их разнообразие.

Византийские браслеты, 500-700 гг. Метрополитен
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Теперь перейдем к аметистам в непосредственно христианских предметах. Он два раза упоминается в Библии в составе набора других камней, но какой-то особенно важной символики  с ним, видимо, не связано.

Вот типичное богословское перечисление: «В яшме отражается истина и вера; в сапфире — высота надежд небесных; в халцедоне — пламя внутреннего милосердия. В изумруде выражена сила веры в несчастии; в сардониксе — смирение святых; в сарде — священная кровь мучеников. Хризолит отражает истинную духовную проповедь; берилл — совершенство пророчеств. Наконец, в хризопразе отражены труды благословенных мучеников и их вознаграждение; в гиацинте — вознесшиеся на небо в высоких мыслях и их покорное сошествие к делам земным; в аметисте — постоянная мысль о Царствии Небесном в душах смиренных» (Рабан Мавр, начало 9 века).

В украшении религиозных объектов мы наблюдаем те же принципы.

Распятие (часть вотивной короны?). 7 век, Меровинги. Музей Клюни
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Алтарный крест-реликварий  с ветхозаветными сценами (фрагмент). Ок. 1160-1170, Франция/Бельгия. Британский музей
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Мастерская Hugo d'Oignies. Реликварий с молоком св. девы Маагды (фрагмент). 1243-50 гг. Бельгия. Фонд короля Бодуэна
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1

Реликварий, 14 век, Франция. Музей Лаона
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Единственное конкретное упоминание о предпочтении аметистов в христианском культе связано с перстнями епископов. Это была традиционная регалия, для которой предпочитали камни красного/фиолетового цветов, давних цветов власти. Мне встретилось указание, что аметист использовался из-за ассоциации с апостолами, о которых в Деяниях 2:15 сказано "они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня" (речь идет о том, как они странно вели себя после Сошествия св. Духа). Поскольку аметист, как мы помним, еще с древних греков ассоциируется с "не-пьяным", то вот и закрепилось.

При этом старинных епископских перстней с аметистами мне найти не удалось, это английские образцы 18-20 веков.

1. Кольцо без даты, Bonhems. 2. T & J Bragg jewelers, Birmingham, England, circa1850. 3. Ring of the Lord Bishop of Kilmore DD, Rector of Christchurch. ukauctioneers. 4. Episcopal ring with cameo on amethyst depicting Saint John the Baptist 19th century
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1Есть еще легенда о Святом Валентине. Святой Валентин ведь был тоже епископом, и будто бы у него был перстень с камеей, изображающей Купидона. И будто бы поэтому, в частности, аметист стал камнем рожденных в феврале. Я не думаю, что эта легенда старше 19 века.

В достаточно милом фантастическом сериале "Склад 13" про магические артефакты она используется, и вот вам фото реквизита - кольца св. Валентина.
История украшений из аметистов: от Ренессанса до наших дней, ч. 1
На сегодня все, а завтра продолжим рассказ о том как в Ренессанс снова начали резать камеи.

https://shakko.ru/1677798.html

Картина дня

наверх